Над этим отрывком часто размышляют в контексте того, что Бог может сотворить чудо и явить Свою силу в ответ на наши самые малые усилия, и именно в этом заключается наше с Ним сотрудничество и совместное творчество. Но здесь есть еще одна грань, которую нельзя обойти вниманием. Хочется остановиться на последней строчке этого отрывка: "Иисус же узнав, что хотят прийти, взять Его и сделать царём, опять удалился на гору один".
Тут может открыться много смыслов, так как для всякого человека при размышлении над Священным Писанием открывается свое, но я разберу тот, что открывается в данном контексте мне. Тем более все чаще происходят события, которые делают его как никогда актуальным.
Почему так часто приходит разочарование в Боге, и люди теряют веру? Причины могут быть разные, разумеется, но одна из основных и лежащих на поверхности заключается в том, что часто в Церкви ищут совсем не то, что нужно искать. Многие видят в Церкви способ разрешения каких-то личностных проблем, способ переложить на кого-то ответственность за свою жизнь и поступки, кто-то хочет получить от Бога какое-то определенное благо и потому ходит его "вымаливать", кто-то просто таким образом заполняет свое время, которое больше некуда девать, кто-то ищет компанию для общения, а христианство тем привлекательно, что пока не погрузишься вольно или невольно в общинные дрязги, то снаружи все выглядит почти сказочным миром, где все любят друг друга (попытки это устроить есть, конечно, но иногда, а то и очень часто они, увы, проваливаются, так как человеческая природа по сути не меняется). Но Иисус установил Свою Церковь вовсе не затем, чтобы играть в волшебника и исполнять абсолютно все желания, если совершишь определенные ритуалы в нужной последовательности, и не затем, чтобы забрать человеческую свободу и ответственность, заменив их лишь "ценными указаниями" на все случаи жизни под страхом наказания. Община - это, конечно, сообщество единомышленников, но прежде всего таки сборище кающихся грешников, а потому нет ничего удивительного в том, что люди, находящиеся там, порой могут не удовлетворить наших запросов, и это произойдет почти наверняка - не из-за одного человека, так из-за другого. А потому, если нет цели вступить в сознательный и открытый диалог с Богом, позволить Ему действовать в нашей жизни и вести лучшей, пусть и не вполне очевидной для нас, дорогой, взять на себя ответственность за каждый свой поступок и решение, которое нужно принимать на этом пути, потому что свободу выбора никто не забирает, то человек так и не сможет найти в Церкви то, что ищет, и, следовательно, будет разочарован. Иисус пришел на землю не затем, чтобы прославиться как земной царь и взять себе власть над жизнями и душами людей как жестокий узурпатор, не хотел и покупать их дождем из материальных благ. Люди не всегда это понимают, а потому порой используют имя Божье для прикрытия своих человеческих дрязг и земных разборок, забывая о том, что именно Бог заповедовал и к чему ежеминутно призывает нас. Он мог бы вмешаться и повернуть все ровно так, как требуется, но, тем самым, тогда была бы нарушена свобода человека, а потому Иисус лишь удаляется на гору, чтобы уйти от ненужных притязаний на Него. Когда люди творят, что им вздумается, Бог взирает на это со скорбью и лишь пытается потом извлечь из зла максимум добра, но подспудно. Примеров тому великое множество в Библии, да и почти каждый, если как следует поразмышляет, может найти их даже в своей жизни. Иисус удаляется на гору не затем, чтобы полностью оставить нас, а лишь затем, чтобы мы могли позвать Его, когда будем готовы принять Его и впустить в свое сердце. Он не хочет нарушать нашу свободу, потому порой отходит в сторону, когда видит, что его не готовы принять таким, какой Он есть на самом деле, но всегда ищет и ждет встречи с нами. Дело за малым - позвать Его, потому что никогда не поздно все изменить, пока ты жив.