Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

Category:
  • Mood:

ERO CRAS

В последнюю неделю до Рождества Церковь уделяет особое внимание ветхозаветным пророчествам о пришествии Мессии. С 17 по 23 декабря в Церкви поются особые антифоны, которые называют великими антифонами или антифонами "О" (от возгласа, с которого они начинаются). Антифоны обычно исполняются до и после Песни Богородицы (Magnificat). На эти антифоны ссылается также и стих перед Евангелием на св. Мессе в эти дни.

История "О" восходит к VI веку. В Римской литургии было семь таких антифонов, в Германии, Льеже и Париже добавляли антифон Деве Марии: "O Virgo Virginum!" и архангелу Гавриилу: "O Gabriel!", иногда и апостолу Фоме, чей праздник отмечался 21 декабря: "O Thomas Didymus!" Были и такие церкви, где антифонов было двенадцать. К тем, о которых мы уже сказали, добавлялись еще три: "O Rex pacifice!", "O mundi Domina!" и "O Hierusalem!".

Первоначально антифоны пели во время песни Захарии на утрене. В IX веке их перенесли на вечерню. Церковь выбрала вечернее время для пения этих антифонов - проникновенных воззваний к Божиему Сыну - поскольку Мессия пришел "под вечер мира", vergente mundi vespere. Антифоны поются до и после Песни Богородицы, чтобы подчеркнуть, что Христос грядет в мир через Нее. В некоторых церквях для особой торжественности их повторяли после каждого стиха песни Богородицы.

Антифоны "О" считаются душой Адвента, они постепенно вводят нас в праздник Рождества. Они являют собой квинтэссенцию пророчеств Израиля и словно набрасывают портрет грядущего Мессии. Последовательность антифонов неслучайна, они постепенно ведут нас от вечности к вратам Вифлеема. Сын Божий предстает перед нами сначала в Своем предвечном рождении от Отца, потом через Ветхий Завет, затем в Своей природе и, наконец, мы видим Его как искупителя язычников, Бога-с-нами

"До прихода Сына Божия во плоти, мы были в неведении (1-й антифон) или слепоте, достойными вечной кары (2-й), рабами лукавого (3-й), связанными пороком и грехом (4-й), погрязшими во тьме (5-й ) и изгнанными из отчизны (6-й). Поэтому мы нуждаемся в Учителе (1-й), Искупителе (2-й), Освободителе (3-й), Руководителе (4-й), Просветителе (5-й) и Спасителе (6-й и 7-й). (Жак де Воражин)

Все антифоны говорят, в конечном счете, об искуплении. Их богословие - это богословие воплощения Божьего Сына, искупления, продолжение истории спасения до конца времен. Они намекают на то, что литургия Адвента, как и литургия Рождества, построена на Пасхальной Тайне.

Антифоны начинаются с возгласа "О" и воззвания ко Христу, который прославляется под одним из Его имен, известных из Писания. Первая часть каждого антифона взята из Священного Писания или вдохновлена им, во второй части повторяется, как в литании, призыв, вдохновенный крик всего народа, чтобы Господь пришел, и этим пришествием спас и преобразил нас.

Отвечает ли Господь на этот зов? Посмотрите внимательно на текст антифонов. Начальные буквы титулов Христа составляют акростих:

Sapientia (Мудрость)
Adonai (Адонаи, Господь)
Radix (Отрасль)
Clavis (Ключ)
Oriens (Восходящее Солнце)
Rex (Царь)
Emmanuel (Эммануил)

Если прочитать их в обратном порядке, мы увидим ответ самого Господа. "ERO CRAS" на латыни значит "Завтра Я буду здесь".

Источник

Кратко о том, как совершается это богослужение. Поется входное песнопение, во время которого выходит священник и прислужники, если они есть. Потом вводная молитва, после часть антифонов до Песни Богородицы. Если совершается после вечерни, как у нас было сегодня, то сразу просто поется Песнь Богородицы "Величит душа моя Господа...". А потом начинается самое интересное. До начала богослужения 12 прихожанам раздаются свечи, и они садятся на первые скамейки. В Адвентском венке все так же горят 4 свечи, которые сейчас очень пригодятся.
Священник начинает читать воззвания. На каждое из них собрание в ответ поет: "Маранафа". Я слышала два варианта. Сейчас, в последние два года, мы поем "Маранафа, Маранафа, Маранафа, Господь грядет". До этого пели немного по-другому: "Маранафа, Маранафа, гряди, Адонай!" Этот ответ повторяется дважды, а во время этого пения один из тех прихожан, кому выдали свечи, поклонившись перед алтарем, восходит по ступенькам к венку и зажигает свечу, после встает или слева или справа от алтаря со свечей в руках, в зависимости от своей очереди. Мне пока ни разу не досталось встать на верхнюю ступеньку. Обычно стою где-то в середине, хорошо если ближе к венку, а то по закону подлости часто приходится брести на противоположную сторону алтаря - а свечу рукой приходится прикрывать, чтобы не гасла. Каждый человек встает ниже предыдущего на своей стороне. На полу стоять неинтересно - не успел зажечь свечу, как скоро тушить. Получается такая своего рода светящаяся лестница. Особенно красиво, если богослужение идет почти в полной темноте. Прибавление света в Адвентском венке символизирует все большую радость и возрастание ожидания рождения Христа. Здесь происходит приблизительно тоже самое.
Когда все воззвания прочитаны и зажжена последняя свеча читается или поется молитва "Отче наш", далее следует благословение священника. А потом все спускаются и строятся в линию лицом к алтарю, священник становится в центре. Участвовавшие в богослужении кланяются перед алтарем, а потом строятся в процессию со свечами, которую замыкает священник, и следуют в ризницу, где следует очередное благословение и благодарят за помощь. Все гасят свечи и сдают их министранту, а потом возвращаются на свои места.
В этом году я участвовала дважды. Сегодня интересно получилось. Нужно было сходить на исповедь, но, так как раньше подготовиться не сподобилась, пришлось сесть перед самым началом вечерни. Специально отсела на самую дальнюю скамейку, чтобы никто не мешал. Было жаль, что сегодня мне явно не достанется свечи, но утешала себя тем, что уже один раз участвовала и толкаться в очереди в Сочельник еще противнее, а с прошлой исповеди прошла примерно неделя. От этого режима стараюсь без особых причин не отступать, и уж в Рождество точно не время для исключений. Сижу, пишу грехи в блокнот, вся в себе, и тут ко мне подходят и протягивают свечу, предлагая пересесть поближе. Вот надо было через весь огромный зал пройти, чтобы мне вручить свечку! Как будто на первых скамейках никого не было! Расценила это как знак и, разумеется, не стала отказываться. Думала, что там допишу, но едва успела сесть, как зазвонили к началу вечерни. Не соскучишься, но было по-особому радостно. Ничего сегодня не пропустила, а главное на исповедь успела вовремя - как раз, чтобы не слушать проповедь. :) Выбор между отцом Сергеем и отцом Августином сделала в пользу последнего, побоявшись при ином раскладе не успеть причаститься - монсеньор, говорят, любит длительные наставления читать, да и стесняюсь его почему-то. Так что встала к левому конфессионалу. Из двух зол меньшее выбрала. Жаль, что ни отца Андрея, ни отца Арека не было, а уж отец Збигнев теперь недостижимая мечта, наш лучший исповедник и проповедник был. Вот повезло Ростову-на-Дону с настоятелем! Вовремя очередь заняла, так как к началу мессы в обе исповедальни были такие очереди, что начали закрывать вход в зал, а сдвинуться некуда уже, потому что будут нарушены границы приватности - не принято заходить дальше столика с литературой или на худой конец выступа в стене, но там уже что-то будет слышно, если прислушаться. Перед праздниками и в праздники всегда аншлаг. Отец Иосиф, настоятель наш, любит шутливо ворчать: "Сколько вас к исповеди! А раньше где вы все были?". Я стараюсь избегать дней скопления народа, но иногда не получается.
-Скажите, там русский или поляк? - спрашивает меня девушка, кивая на левую исповедальню.
-Тут поляк, а там русский, - отвечает за меня сосед.
Она переглянулась с подружкой, и обе встали мне в спину. Не первый раз замечаю, что священники-поляки пользуются большим благоволением у паствы. Я и сама предпочту идти к поляку на исповедь, чем к русскому. Не знаю почему, но мне ни один "наш", кроме отца Николая, почему-то не нравится. Я их уважаю и все такое, но на исповедь без крайней необходимости нет желания к ним идти. А отец Николай почти никогда не сидит в соборе - он настоятель францисканского монастыря - так что к нему ни разу не попадала еще. Впрочем, стараюсь минимизировать "выбор" и руководствоваться лишь объективными причинами. Сегодня не хотелось опоздать на Причастие и не хотелось завтра пытать счастья, потому выбрала отца Августина, хотя до ужаса не люблю, когда он не понимает, что это я пришла, и начинает задавать такие вопросы, которые больше касаются "захожан", чем постоянных прихожан. Не там ищет корни проблемы - все время спрашивает, хожу ли каждую неделю на воскресную мессу, венчана ли с мужем, молюсь ли два раза в день и не ищу ли в интернете всякое порно. Задолбалась повторять одно и то же каждый раз практически. Добил он меня тем, что велел не забывать приходить на исповедь раз в месяц. А я хожу раз в неделю обычно. "Курите одну сигару в день!" "Но, доктор, это не шутки начать курить в моем возрасте!" - вот примерно так. Когда отец сидит в конфессионале, то у него исповедь на потоке, так как к нему приходит целая туча народу, и ему уже не до того, чтобы вникать в ситуацию каждого, наверное, потому и делает все "по стандарту". Глаза в глаза утром, когда он никуда не спешит, намного лучше исповедоваться у него, но утром я редко прихожу. Вот думаю набраться нахальства и попросить у него разрешения говорить, что это я пришла, потому что сил уже нет никаких отвечать на те же самые вопросы.
Но я уже не юная новообращенная, которая будет расстраиваться, если на исповеди что-то пошло не так. Самое главное исполнить 5 условий, а дальше уже не мое дело - таинство действительно, даже если священник не все делает верно и не понимает правильно. Так что к Рождеству духовно приготовилась. Уже завтра праздновать. Прямо не верится.
Tags: Адвент, Кафедрал, О-Антифоны, Рождество, наблюдения, праздники, просто я, религия, религпросвет, статьи, традиции
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments