Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

Category:
  • Mood:

Размышление к Евангелию на 33-е Рядовое воскресенье (13.11.11)

Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
(Мф., 25:14-30)

Эту притчу часто рассказывают применительно к различным обстоятельствам. Слово "талант", прежде означавшее крупную серебряную монету, теперь означает "способности, дар". Очень интересно расширилось значение слова, если брать это расширение в контексте служения ради Царства Божьего. Эти дары, "таланты" есть своего рода неосязаемые монеты, на которые можно приобрести определенные добродетели, тем самым приумножив их. Говорится это не столько о талантах к различным видам искусств, сколько о разных личностных качествах - доброе сердце, умение выслушать, мудрость и способность дать дельный совет, способность к состраданию... Выслушав и утешив скорбящего или дав добрый совет тому, кто находится на распутье, ты уже приумножил данный свыше талант. Но даже если брать художественные или музыкальные способности, то и они даются не для того, чтобы человек стяжал себе славу, а для того, чтобы служить ближним и прославлять Бога. Говорят часто о лени, нежелании трудиться, чтобы не зарыть талант в землю, но не менее важно вспомнить тут и о смирении. Бог разделяет таланты между людьми так, как Ему угодно, потому что видит жизнь каждого человека в перспективе, потому нехорошо сетовать, что каких-то желаемых способностей тебе не отсыпали. Нет ни одного человека без какого-либо таланта. Нужно лишь найти и развивать его. Человек имеет право на любые эмоции, в том числе на грусть и огорчение, потому можно понять, например, девушку плачущую в коридоре театрального училища после провала на вступительном экзамене. Но это огорчение не должно препятствовать человеку в поисках тех способностей, которые можно развить. Может, эта девушка, которая сейчас так безутешно плачет в коридоре, через несколько лет напишет гениальную книгу или станет счастливой многодетной матерью и воспитает людей с Большой буквы. Может быть, как раз одна из дочерей и станет великой актрисой. Плохо, что не она сама? А зачем даны таланты, чтобы служить или чтобы тешить свое тщеславие?
Бывает и так, что не получив желаемого, человек опускает руки, говорит, что ни на что не способен и уже ничего не хочет. Или обнаруживается талант, который человек не считает за талант. Того хлеще, если обнаруженный талант не устраивает обладателя, и он говорит, что тот ему вовсе не по нраву, и он не будет его развивать. "Зачем мне выдающиеся математические способности, если я хочу стать писателем?" - возмущенно вопрошает он и продолжает штурмовать Литературный институт, когда его с распростертыми объятиями ждет какой-нибудь мехмат. Беда только в том, что невозможно читать то, что он написал, а так, может быть, именно ему уготовано доказать теорему Ферма или стать таким учителем, который не только растолкует всевозможные формулы, но еще и побудит к творческому поиску, научит учиться, думать. Это немало, просто человек не рассматривает это как благо для себя и других. И этот упорный отказ работать и развивать талант, так как он "не нравится" есть гордыня, из которой, собственно, и проистекает эта лень. Приоритетом становится не служение и исполнение Божьей воли, а собственная воля. В центр человек ставит самого себя, а Бог уходит куда-то в тень. Если ставишь себя в центр, то твоим богом становится или твое тщеславие, или нечто другое из этой серии, а это уже нарушение первой заповеди: "Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим". «Кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф 12:30). Не идешь вверх, значит, идешь вниз. А внизу расположено... тут сами все знают, что именно.
В День Суда нужно будет отчитаться за каждый данный талант. Может ли кто из нас сказать, что мы воистину собирали, а не расточали?
Tags: via dolorosa, Библия, Рядовое время, комментарий к Евангелию, размышления о вечном, религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments