Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

Categories:
  • Mood:

Особняк Морозова на ул. Воздвиженка

Photobucket
Каждый, кто хоть когда-нибудь гулял в районе Арбата, наверное, не мог не заметить это необычное здание.
Photobucket
Оно очень красивое и необычное, и меня всегда интересовало, кто и зачем его построил.
Photobucket
Но не так давно (года три назад) поняла, что на всяком памятнике архитектуре есть поясняющая табличка.
Photobucket
До этого мне было лень искать по разным справочникам. А потом все не находилось времени подойти поближе - в общем, то, да се. Но на днях я таки сподобилась.
Photobucket
А вот и табличка.
В начале-середине 1890-х архитектор Виктор Александрович Мазырин совершил кругосветное путешествие с Арсением Морозовым, двоюродным племянником российского купца и мецената Саввы Морозова. Во время посещения города Синтра в Португалии на обоих путешественников произвело большое впечатление здание Дворца Пена (PalАcio Nacional da Pena), выстроенное в центре города. Дворец Пена построен в середине XIX века и сочетает в себе элементы испано - мавританской средневековой архитектуры и национального стиля мануэлино. Возвратившись в Москву, Арсений Морозов заказал архитектору построить на участке, подаренном матерью Варварой Алексеевной к 25-летию сына, особняк, повторяющий архитектуру этого дворца. В 1897 году Лида, старшая дочь архитектора (балерина Мариинского театра), заложила первый камень в основание дома, и в 1899 году (через 3 года - очень быстро по тем временам) строительство было закончено.
Общественное мнение восприняло экзотический особняк неодобрительно, как выражение крайнего эксцентризма. Разговоры вокруг строительства нашли отражение в романе Л. Н. Толстого «Воскресение» (опубликован в 1899 году): князь Нехлюдов, проезжая по Волхонке, размышляет о строительстве «глупого ненужного дворца какому-то глупому и ненужному человеку», имея в виду затею Морозова.
Неомавританский стиль наиболее ярко проявился в оформлении портала парадного входа и двух башен по бокам от него. В остальных частях особняка иногда проглядывают элементы различных стилей: так, некоторые оконные проёмы фланкированы классицистическими колоннами. Общая композиция особняка с подчёркнутым отсутствием симметрии частей здания восходит к характерным приёмам архитектуры модерна. Внутренняя отделка помещений также отражала широкий разброс интересов хозяина: парадная столовая, именовавшаяся «Рыцарским залом», была декорирована во вкусе псевдоготики, главная гостиная, в которой проводились балы, - выдержана в стиле ампир, будуар для супруги оформили в барочном ключе. Имелись также интерьеры в арабском и китайском стиле. Практически все каменные элементы декора, сделаны крупными и зачастую даже гротескными. В частности, к таким элементам можно отнести толстые рельефные «верёвки», оплетающие здание и местами «связанные» в узлы. Интересно решён декор обрамления окон внутренней лестницы на левом боковом фасаде и необычное исполнение стен башен. Мозаика внутреннего дворика, выполненная в античном стиле ещё в 1898 году, также сохранилась до настоящего времени.
Арсению Морозову, прослывшему потом и кутилой, не долго было суждено жить в роскоши экзотического дома. Однажды, в 1908 году, он на спор прострелил себе ногу, стремясь доказать, что человек в состоянии вытерпеть любую боль. Началось заражение крови, от которого он скончался через три дня в возрасте 35 лет.
После Октябрьской революции дом стал штаб-квартирой анархистов, но ненадолго. В мае 1918 года сюда переехала Первая рабочая передвижная труппа театра Пролеткульта. В начале 1920-х годов с ней сотрудничал Сергей Эйзенштейн, сделав в стенах морозовского особняка несколько авангардистских спектаклей. Театр занимал здание до 1928 года.
В конце 1920-х годов здание передали Наркомату иностранных дел. С 1928 по 1940 год здесь размещалось посольство Японии; в 1941-1945 годах - редакция английской газеты «Британский союзник»; с 1952 в течение двух лет - посольство Индии. В 1959 году хозяином здания стал «Союз советских обществ дружбы и культурных связей с народами зарубежных стран» (ССОД); особняк получил обиходное название Дома дружбы народов. В доме проводились конференции, встречи с иностранными деятелями культуры, кинопоказы.
В 2003 году Управление делами Президента РФ начало переоснащение, реконструкцию и реставрацию здания. Дом приёмов Правительства Российской Федерации - таково нынешнее официальное название особняка - открылся в январе 2006 года.
Photobucket
До этого здание было мне знакомо под названием "Особняк в мавританском стиле".
Photobucket
Больше всего меня радуют ракушки на стенах.
Photobucket
Впрочем, башни, напоминающие по форме ладью или корону, тоже не лишены шарма.
Photobucket
Странно, что когда-то он мог казаться нелепым. Скорее, необычным, а не нелепым.
Photobucket
А это парадный вход.
Photobucket
Рядом тоже необычное здание. Вроде бы уже не к этому ансамблю относится.
Photobucket
Но оно не менее красивое.
Photobucket
Мне всегда нравились барельефы на стенах.
Photobucket
И все-таки по цвету так похожи, что кажутся двумя зданиями в одной усадьбе. :)
Источник информации
Tags: Москва, история, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments