Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

Category:
  • Mood:
Интересные часто задаваемые вопросы о поведении в католическом храме и межрелигиозных отношениях..

Я православная, но очень хочу посетить католический храм. Я могу это сделать? Как мне нужно там себя вести?

Да, двери храма открыты для всех, не взирая на веру, которую они исповедуют или не исповедуют вовсе. Можно спокойно входить и любоваться собором, послушать орган, просто посидеть в тишине, никто не выгонит, если не нарушать норм поведения в общественном месте. Вас никто не спросит, католик вы или нет и не будет шикать, что вы что-то не так делаете. (ну, в норме это обычно так ибо прихожане воспитываются долго и упорно, хотя всякое бывает, конечно. однажды нарвалась на грубость в Белоруссии).

О том, как обычно ведут себя католики в храме на богослужении и вне его.
Форма одежды: свободная. Для женщин допустимы и юбка, и брюки. Наличие головного убора необязательно. Но одеваться надлежит скромно: закрыты плечи, юбка приблизительно от колена (т. н. офисная) и ниже. Одежда с неоднозначными надписями и символами не приветствуется.
При входе в храм обычно стоят одна или две чаши с освященной водой. Перед входом в зал богослужений католики окунают туда пальцы и совершают крестное знамение. Это делается в воспоминание о нашем крещении. Еще сестра на катехизации рассказывала, что таким образом мы просим Бога отдалить от нас лукавого, который входит следом за нами, чтобы искушать.
Когда вошли в храм, то перед глазами алтарь и распятие, как правило. Из почтения всякий входящий совершает поклон на крест. Некоторые еще преклоняют правое колено, но это не везде обязательно, а только там, где Дарохранительница (место, где лежат Святые Дары - Тело и Кровь Христа под видом хлеба, что знаменует присутствие в храме Живого Бога) находится в алтаре. Там, где она отнесена в другое место, преклонять колено необязательно. У нас Святые Дары в боковой часовне, но я все равно преклоняю колено, потому что так большинство делает. Да это и мои личные предпочтения - фигура Христа на кресте уж очень натуралистична, не выходит по-другому.
Если проходят мимо Дарохранительницы, которую можно узнать по горящей рядом неугасимой лампадке (обычно такой красненький огонек), то всякий раз преклоняют правое колено (полностью, а не книксен, который лишь пародия). Делают это из любви и почтения к присутствующему там Богу. Впрочем, если вы не привыкли к такому жесту, то могу предложить совершить крестное знамение и малый земной поклон, то есть когда рукой дотягиваешься до пальцев ног. Крестное знамение можно совершить и по-православному, точнее по-византийски. Наверное, многие знают, что католики крестятся "не через то плечо", а именно так: рука лодочкой, сначала на лоб, потом на живот примерно в районе солнечного сплетения, левое плечо, правое плечо. Завершают по-разному: я лично кладу раскрытую ладонь на область сердца, что для меня означает приглашение Бога в мою душу, но некоторые могут сделать жест, будто они хотят сжать свой нательный крест, или могут поцеловать пальцы (но обычно так русскоязычные и поляки не делают) или же просто опустить руку без спецжестов. Так сложилось исторически. Наиболее употребительный способ совершить крестное знамение у католиков латинского обряда, живущих в России. Да, в Католической Церкви обряд не один. Но обычно ее ассоциируют именно с этим обрядом, который всем знаком по разным фильмам. Но есть и другие - тот же армянский, который полностью повторяет богослужение Армяно-Григорианской церкви. Или же византийский различных традиций, по которому литургия совершается в православных храмах. И много разных других. Так вот католики византийского обряда совершают крестное знамение как православные, потому в этом случае никто на вас косо не посмотрит. Самое главное совершить его с молитвой в сердце, а уж как именно неважно. Нет "самого благочестивого и правильного способа", но каждый способ несет в себе свою символику. Только и всего. Да это что! Есть один парень, который вообще крестится "двумя перстами" как старообрядцы, потому что пытается следовать дониконианской традиции. И никто камнями не кидается. Да и есть ли время отвлекаться на других?
Впрочем, вы можете и ничего не делать, если вы турист, никто косо не посмотрит опять же и замечание не сделает, потому что своих дел хватает. Но, наверное, если вы считаете себя христианином и для вас Тело и Кровь Христа - не пустой звук, то и вам приятнее будет уважить традицию, и тем, кто рядом. Но не стоит ничего делать по принуждению, так как вас никто не заставляет.
Вы можете сесть на любую из скамеек, но если вы впервые пришли, то не рекомендую садиться на первую, так как месса это не пассивное сидение на месте, а, не зная, что делать и когда, вы поневоле привлечете к себе внимание и будете отвлекать. Тем, кто не пойдет на Причастие, лучше сесть подальше от центрального прохода (ближе к колоннам или стене, если выход с двух сторон, то садитесь в центре скамьи), чтобы не мешать, тем, кто выходит, и не создавать сутолоку. На "полочки" внизу скамеек можно вставать только коленями, поэтому ноги в ботинках следует держать на полу. Вот за это могут сделать замечание, если увидят.
Поведение во время службы: не следует передвигаться по храму во время мессы без серьезной необходимости. Если она возникла, то идти желательно по боковым проходам, а не по центральному. Фотографировать во время службы можно, если прямо не просили об обратном, но только со своего места. По храму бегать не следует. У мобильного выключить звук.
По поводу литургических действий: тем, кто не является католиком, особенно ничего не предписывается, кроме пристойного поведения. Но желательный минимум: встать-сесть тогда, когда все. В этом проявляется уважение к происходящему. Так же свое участие в происходящем можно показать, осеняя себя крестным знамением в нужный момент. Это делают дважды. В начале мессы, когда священник произносит: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа", на что все отвечают "Аминь" и крестятся. Можно это делать так, как все или так, как привыкли (по-православному). Второй раз это делают, когда священник всех благословляет в конце службы: "Да благословит вас всемогущий Бог Отец, и Сын, и Дух Святой". Все опять отвечают "Аминь" и совершают крестное знамение.
Когда все преклонили колени, то если нет желания делать тоже самое, можно так и не делать. Лучше ничего не делать, чем по принуждению. У нас часто те, кто по каким-то причинам не хочет этого делать, остаются стоять. Можно, конечно, и сесть. Не побьют, разумеется, и не обратят внимания даже, но нужно учитывать, что именно эти моменты являются одними из самых важных. Уяснив это, поступайте по своему внутреннему расположению.
Если хотите подробнее разобраться в богослужении, то можно купить молитвенник, где обязательно есть Чин Святой Мессы, или же можно найти его в интернете.
В целом, ведите себя свободно, но в рамках приличий, а все прочее опционально. Можно делать то, что все, а можно ничего не делать и просто наблюдать, но не мешать происходящему.

Что считается невежливым:
-Стоять спиной к Дарохранительнице, потому как в этом проявляется неуважение. Спиной можно повернуться, когда собираетесь уходить, предварительно преклонив колено, прощаясь. Можно трижды про себя сказать: "Да пребудут в прославлении Пресвятые Дары - истинные Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа". Это правило неписанное. Если не соблюдете, то не заругают, но считается невежливым.
-Разговаривать в храме, когда люди молятся. Лучше выйти в притвор.
-Приближаться к священнику, когда он с кем-то беседует, потому что разговор может быть личный, не для посторонних ушей.
-Входить в ризницу (помещение для священников) без стука, так как там опять же может решаться какой-то личный вопрос.
-Ставить ноги на "подколенники" у скамеек. Люди туда встают на колени и могут элементарно запачкать одежду.
-Ходить туда-сюда во время службы и не выключить мобильный. Отвлекает и мешает другим.
-Фотографировать людей в тот момент, когда они молятся. Разве что вы снимали объект издалека, а в кадр случайно попал силуэт человека, который практически невозможно идентифицировать, но все равно с этим надо аккуратно. Все-таки это очень личный момент. А так любительская съемка для личного архива в храме разрешена обычно.
-В корне неверно называть священника "святой отец", потому что это применимо только к Папе Римскому. Что-то вроде титула. А обычного священника называют просто "отец" или "отец и имя", если вы его знаете, конечно.

Чего нельзя делать:
-Заходить в алтарную часть. Это прерогатива священников и министрантов. Ну и еще тех, кто делает уборку. А рядовые миряне не проходят дальше амвона, с которого что-то читают или поют, если их об этом попросили. Министрантов иногда ругают, когда они забегают в алтарь без облачения. Все-таки место, где находится жертвенник, на котором каждый день умирает Христос ради нас, следует чтить и уважать. К слову, я как-то была в алтарной части. Сестры-монахини попросили помочь с уборкой рождественских украшений. Мне понравилось смотреть оттуда в зал, но, увы, обычно этого не полагается. :) Так что если вы не делаете уборку и не выгоняете забежавшую туда кошку, не надо заходить в алтарь.

- В каждом храме есть специальные "будки", которые состоят из подколенника и места за дверцей, где прячется священник. Здесь принимают исповеди. Обычно во время мессы. Если прислушаться, то как бы тихо не говорили, все равно голоса слышны. Орган, конечно, заглушает, но если подойти близко, то можно услышать чужие тайны, что является серьезным грехом, если вы имели именно это намерение. Если случайно, то греха нет, но и тогда на вас распространяется тайна исповеди. Никому ни при каких обстоятельствах вы не должны говорить о том, что случайно подслушали. Иначе опять серьезный грех. Потому если вы видите, что в исповедальне горит свет и там кто-то беседует, то надо отойти из пределов слышимости.

-Тому, кто не является католиком, нельзя подходить к Причастию. То есть, когда вы видите, что все встали и пошли к священнику, который им что-то дает, то вам нужно оставаться на своем месте. Данное правило распространяется именно на Причастие, которое принимают только католики, не чувствующие за собой смертного греха и недавно бывшие на исповеди. Причащение православных допускается в особых случаях, но на это нужно благословение, потому, если зашли просто так, то нельзя. Но если люди идут к священнику не на Причастие, а, например, поклониться мощам святого или получить особое благословение (например, по ходатайству св. Власия для страдающих болезнями горла), то вы тоже можете подойти, если хотите.

-А принято ли ставить в католическом храме свечи? И где?

В латинской традиции нет так называемых постановок свечей "за здравие" и "за упокой". Но свечи иногда ставят как знак молитвы. Обычно в храме имеется специальный подсвечник. Свечу можно зажечь, поставить и помолиться рядом.

Я хочу стать католиком, что для этого нужно?

Если вы не были крещены, то нужно подойти в ризницу храма и там узнать, когда будут занятия по подготовке к Таинствам Христианского Посвящения. Вас примут в катехуменат и в течение года вы будете входить в общину и постигать основы вероучения, посещая приблизительно раз в неделю курсы катехизации. В конце данного срока, если все будет хорошо и вы не передумаете, то вас крестят.
Если вы уже были крещены, то тут ситуация немного иная. Католическая Церковь признает всякое водное крещение, совершенное во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, совершенное даже мирянином. Если была использована верная формула, то перекрещиваться не нужно. Вы так же подходите в ризницу и узнаете, когда начинаются занятия по катехизации, для тех, кто готовится к Присоединению к Католической Церкви. Длятся так же приблизительно год. В конце следует исповедание веры, исповедь за всю жизнь (или очередная, если вы ранее исповедовались в вашей общине, при условии, что там имеется действительное таинство исповеди), дальше будет ваше Первое Причастие. Если вы присоединяетесь из христианской общины, где не имеется действительного Таинства Миропомазания, то вам нужно будет принять еще и его. (касается всех, кроме присоединяющихся из православия, староверов и из армяно-григорианской церкви, которая так же признается за православную, в частности касается протестантских общин, т.к. там нет действительных таинств, кроме Крещения) Впрочем, если вы были крещены в православии, потом перешли в протестансткую общину, а после решили стать католиком, то тогда Миропомазание не повторяют, так как его преподали уже при Крещении, согласно нормам, принятым в византийском обряде. В любом случае, все спорные случаи решаются через настоятеля храма.
Если вы сомневаетесь, были ли крещены или нет, то могут совершить "условное крещение". Почти полноценное Крещение, с той лишь разницей, что говорят: "Если ты не крещен, то крещу тебя....". Так же могут поступить, если возникли сомнения в действительности совершенного ранее Крещения. В этом случае, если человек был крещен, то будет действительно первое крещение, а если-таки не был, то этот пробел восполняется.

Сколько стоят занятия катехизации и почему вообще нужно сдавать экзамен на веру?

Занятия проводятся бесплатно для всех желающих, которые предварительно записались в группу. В конце мы по желанию давали пожертвование на мессу в намерениях новообращенных, и это все. Экзамен на веру не проводится. Это в корне неверно так утверждать. Да, проверят знание основ вероучения, так как верные Церкви не болтаются сами по себе. Католик – это тот, кто знает, принимает и исповедует определенные истины, выраженные в виде догматов, а не просто тот, кто ходит в католический храм. И потом время катехизации - не только прочтение толстой синей книжки под названием Катехизис. Казалось бы, что все понятно написано, но ведь надо не только понять, но и принять. Надо пересмотреть и изменить свою жизнь, а это порой очень долгий и болезненный процесс, который, как правило, не проходит без срывов. Сколько их у меня было, не перечесть, и трудно сказать, сколько еще будет. Потом катехуменат - это время вхождения в общину. Нужно научиться там жить и взаимодействовать с другими членами. Человеку, который только что пришел и никого не знает, мудрено не растеряться. Легко сказать "ищите крестных", а где их искать? Как? Отсюда, видимо, и взялась практика назначать восприемников. Да и не только по этому вопросу. Важно не только ходить на мессу, но и хоть как-то участвовать в приходской жизни, иначе понятие "живой камень, созидающий Церковь" нивелируется. А как участвовать тому, кто пришел и его бездумно покрестили после трех бесед? (слышала и такие пожелания, чтобы вообще убрали на фиг эту подготовку и свели ее к разъяснению сути обряда). Скорее всего, придет и уйдет. Потому что не будет чувствовать себя своим. Есть так же такое понятие как "кризис веры", и он будет не один. Если человек в этот момент будет барахтаться сам, то, скорее всего, кризис приведет к уходу в мир. Где тогда апостольская миссия Церкви? Сказано "идите, научите и крестите". А тут, выходит, ничему не научили. Какой смысл тогда?
Чему учат во время годичной катехизации? Прежде всему, кто такой Бог и что Он нам дал, что вообще есть христианское вероучение и христианский взгляд на мир, основам католического вероучения. Ну и все, собственно. По возможности подсказывают способы пересмореть свою жизнь.
Кто-то воспринимает катехизацию как скучную и утомительную обязаловку, возмущается, что его столько мурыжат в ожидании. Но ведь это возможность взвесить свое решение, понять, что тебе это действительно надо, что это радость для тебя познавать Бога. Если кто-то решает, что слишком долго, то, значит, ему и не надо. Ему довольно фальшивого образа Бога, который он сам себе нарисовал, потому что "каждый сам решает, во что верить". А это уже нарушение первой заповеди. Не смотря на все мучения и сомнения, я всякий раз приходила к выводу, что мне это надо на самом деле. Христос победил смерть и грех послушанием, мы призваны к тому же. О каком послушании может идти речь, если человек даже не будет знать, чему же должно повиноваться, так как учение Церкви будет для него темным лесом и чем-то абстрактным? "Бог в сердце, а не в Церкви", как многие любят говорить? Тот не имеет Бога отцом, кто не имеет Церковь матерью. Все это подробно в Библии поясняется. В конце-то концов, быть христианином и им называться - это две большие разницы. Мы свободны в выборе, но сделать его надо раз и навсегда. Как же ты придешь на место, если изначально не задашь себе курс? Да, падения будут и не один раз, но маяк-то все равно виден. Передумывать надо до крещения, а никак не после, потому что ты уже отдал себя в дар Богу и ты больше себе не принадлежишь. Это уже есть злоупотребление свободой, по-моему. А как же понять, верное ли ты решение принял, если тебе на раздумья и месяца не дали?
Эмоции уходят, обряды становятся привычными, если в них не вложено смысла, нет искры любви, то вера разваливается как башня из цветных детских кубиков. Вера - это огород, который надо поливать. А вода это как раз и есть Слово Божие и Учительство Церкви о том, что есть Истина. Так что крики про жестокость и издевательство вызывают у меня почти гомерический хохот.

Я православный, могу ли я быть крестным у ребенка, котjрого крестят в Католической Церкви?

Нет, крестными могут быть только католики. Православные могут быть допущены только в качестве свидетелей крещения.

Мой будущий муж – католик, а меня крестили в православном храме. Чтобы венчаться в костеле, мне обязательно менять веру?

Во-первых, вера у нас одна – христианство. Что до смены конфессии, то это необязательно. Смешанные браки допускаются. Для этого заполняется брачный протокол в том приходе, где вы собираетесь венчаться, а потом нужно брать у епископа диспенсацию, т.е. разрешение на смешанный брак. Но вы даете подписку о том, что не станете препятствовать супругу исповедовать католичество, а он дает обещание воспитывать детей в католической вере. Вас информируют о данном обещании. Следует задуматься до заключения брака о том, как вы будете разрешать возникающие межконфессиональные разногласия. Например, о молитве и совместном посещении храма, о воспитании детей, о календаре церковных праздников. Если вы не воцерковлены и будете, допустим, и так ходить в католический храм с мужем, то стоит задуматься, а зачем вам сдалось оставаться православной? Если воцерковлены, то тут иная ситуация и разногласия будут более актуальны, и о них надо подумать до брака.

Я русский, но хочу перейти в католичество. Можно мне это сделать или русский должен оставаться православным?

Скажу по секрету, я тоже русская. И мой муж русский. Но есть такая деталь – мы католики. Приняли сознательное решение ими стать по многим причинам. Нельзя говорить о том, что русский должен быть православным, потому что в Церкви национальность не имеет никакого значения. «Нет ни эллина, ни иудея». Если так рассуждать, что это-де вера предков, то русские должны быть язычниками. Христос был послан ко всем людям, чтобы спасти их. Если так рассуждать, то татарин обязательно должен быть мусульманином, а индиец индуистом, но тогда это бы противоречило апостольской миссии Церкви, что выражена в Новом Завете. (Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа) Нельзя препятствовать поиску Истины, основываясь лишь на «корнях» человека. Если человек нашел истину в Католической Церкви, то никто не смеет препятствовать ему в нее войти.

В православном храме достали злобные бабушки. В католическом храме их не видел. Мне там больше нравится. Можно мне стать католиком?

На основании личных впечатлений и ощущений нельзя переходить в католичество. Потому что они тоже могут измениться и очень скоро. Бывают очень добрые и благочестивые православные и очень злые католики-мракобесы. Весь вопрос в том, что в России это не так заметно , так как мы здесь в меньшинстве, но проблемы существуют и в Католической Церкви и немаленькие. В той же Италии или Франции. Многие итальянцы не знают, зачем приходят на мессу, думая, что просто совместно покушать освященного хлеба, потому что они община, а французы считают уместным связываться с Церковью для венчания, крещени детей и их Первого Причастия, потому что красивые традиции и так испокон веков принято, а так ежедневно поносят все церковное. Это к примеру.
Хотя не спорю для многих приятные ощущения и необычные эмоции в католическом храме послужили толчком для поисков Истины. Но все-таки руководствоваться следует церковным вероучением. Если вы принимаете все вместе и по отдельности, то вы можете стать католиком, а если отвергаете хотя бы одну истину, то не можете.


Я только собираюсь принимать католичество. Могу я креститься по-католически и носить католический крест?

Да, можете, потому что совершенно не имеет значения, кто как совершает крестное знамение. Каждый способ лишь несет в себе определенную традицию и символику. Крест латинской традиции так же можно носить. Но даже после присоединения можно носить и крест византийской традиции, так как это ваше личное дело, какой крест предпочесть. Некоторые католики вовсе их не носят, а носят скапулярий или медальон какой-нибудь, а то и вовсе ничего. Крест – это не оберег и не амулет, а просто наше молчаливое исповедание веры в Христа Распятого и Воскресшего.

Я еще не крещен. Мне можно креститься и носить крест?

Да, крестное знамение совершать можно, так как это исповедание вашей веры в Христа. Но нательный крестик принято начинать носить с момента приема в катехуменат, т.е. когда вы прошли специальную церемонию, где вы выразили перед общиной желание креститься. В конце катехуменам надевают на шею крест, и они уже считаются членами Церкви, «крещенными желанием». Впрочем, никакого запрета нет, просто такова традиция, по крайней мере, в нашем приходе это выглядело именно так.

Как католики относятся к православным?

Ну, странный немного вопрос. Хорошо относятся. По двум причинам. Первое – нужно быть доброжелательным ко всем, вне зависимости от их национальности, вероисповедания и социального положения, так как каждый человек – это образ Божий. И жертва Христа была для всех людей. «…так как вы сделали это одному из сих меньших, то сделали Мне» (Мф, 25) То есть, как мы отнеслись к другому человеку, так же отнеслись и к самому Господу, потому что нельзя любить Бога, которого не видишь, и при этом не любить ближних своих, которых видишь. Нет пути к Богу в обход человека.
Второе – мы «исповедуем единое крещение во отпущение грехов», согласно Символу Веры, где кратко изложены истины, в которые верит Церковь. Следовательно, всякий крещеный действительным образом есть наш брат во Христе.
Католическая Церковь признает все 7 Таинств, совершаемых в православных храмах. То есть, если православный желает перейти в католичество, то его не перекрещивают, не совершают повторно миропомазание и венчание, а священнослужителей принимают в сущем сане. В особых случаях католикам дозволяется исповедоваться и причащаться у православных, если они не возражают и не настаивают на переходе в православие. То есть считается, что православные таки находятся в некотором общении с Католической Церковью, пусть и неполном. Утверждается, что малого не достает для полного единства.

Где можно подать записку о здравии или за упокой? И можно туда писать не католиков?

В прямом смысле таких записок в католических храмах латинской традиции нет. Так как эти записки тесно связаны с выниманием частиц из Агнца, жертвенного хлеба, на проскомидии. Каждая частица – одно имя из записки. В храмах византийской традиции вполне возможно они существуют, но утверждать не берусь. В храмах латинского обряда «записки» бывают нескольких видов. Можно попросить отслужить мессу за здравие или об упокоении, то есть Евхаристическая жертва данной мессы приносится именно в этом намерении. Вы подходите в ризницу к дежурному священнику или монахине, сообщаете намерение (имен может быть несколько), сообщаете удобную дату и время и оставляете пожертвование (рекомендуемая сумма нашей епархии – 350 рублей, можно больше. В любом случае сумма должна быть такой, чтобы священник мог прожить на нее один день, потому что он зарплату не получает, а живет с треб и пожертвований и все-таки не Духом Святым питается; неимущие, наверное, могут договориться и за меньшую сумму, и за так, но нужно это согласовать, а я говорю об общей практике). Не католиков писать можно, кроме случаев, когда вы хотите заказать “Requiem”, заупокойную мессу, которую православные называют отпеванием, так как пребывающим в расколе отказывают в церковном погребении, и их имена нельзя поминать в каноне. По крайней мере, мне так объясняли, согласно кан. праву. Но можно служить мессу просто в намерении данного усопшего. Как мне говорили, это две большие разницы.
Есть еще возможность подать имена родных и близких на «молитву верных», которую читают после того, как священник закончит проповедь. Министрант (юноша-прислужник) или кто-то еще, кого об этом попросили (монахиня или кто-то из прихожан, имеющий благословение на чтение), зачитывает с амвона различные намерения, в которых сегодня молится община в единении со всей Церковью, в том числе там есть намерение о здравии и Божьем благословении и об упокоении. Вы пишите список из имен (вероисповедание этих людей не имеет никакого значения, равно как и ваше), потом список несете в ризницу, где эти имена вписывают в приходскую книгу на определенную дату и время. При желании можно оставить пожертвование, сумма на ваше усмотрение.
В нашем приходе так же есть традиция писать записки на Новенну, особую девятидневную молитву, к Матери Божьей, Помощнице Христиан. Они могут быть самые разные, порой достаточно свободные и эмоциональные излияния о помощи с работой и обращением грешников, решением семейных конфликтов и финансовых неприятностей, разные благодарности….Поэтому вполне уместно просить Богородицу вымолить нужные благодати для родных и близких. Просто нужно написать, о чем именно просите и для кого. Например, «Матерь Божья, прошу о здравии Елены и Игоря и об обращении Ольги, Александра, Регины, о помощи с работой для Юлии». Не важно католики, они или нет. Потом это послание опускают в специальный ящик, откуда все записки извлекают и зачитывают во время Новенны. В других приходах могут быть свои традиции, о которых мне неизвестно.
Месяц ноябрь – время молитв обо всех усопших. В храмах читается Розарий за них. Есть возможность написать список имен усопших родных и близких и отнести в ризницу с пожертвованием. Писать можно всех, но если список слишком длинный, то если есть возможность, то лучше сократить до упоминания семей: «всех усопших из семьи Новицких, Петровых, Кравченко и Аллы, Марии, Татьяны, Валентина, Станислава, Андрея», например, так. Эти записки читают во время молитвы Розария в течение ноября.

В чем принципиальная разница между католичеством и православием?

Отличие есть в некоторых догматах, но основной камень преткновения – это главенство Папы Римского. Все, кто его признает, являются католиками, не взирая на литургическую традицию, к которой принадлежат. Все, кто не признает, не католики. У них (православных) нет так же задогматизированной истины о Непорочном Зачатии Богородицы и исхождении Святого Духа и от Отца, и от Сына (приснопамятное Filioque). Впрочем, многие богословы признали эту проблему надуманной, так как суть состоит в том, что не от Отца, и Сына одновременно, а от Отца через Сына. Проблема лишь в переводе. И не признается католический догмат о Чистилище, но зато есть учение о «мытарствах», препятствиях, которые нужно пройти в течение 40 дней после смерти. На каждой «ступеньке» происходит проверка на грехи против определенной заповеди. То есть как бы частный суд. Впрочем, каноническим данное учение, помнится, не является. Но это все не суть так важно. Самое главное отличие – главенство Папы Римского.

Почему Пасха и Рождество бывают в разное время?

Потому что Католическая Церковь придерживается григорианского календаря, а православные используют юлианский календарь. И разный принцип отсчета пасхалии, связанный с лунными циклами. Но большинство Православных церквей живут по новоюлианскому календарю, который пока совпадает с григорианским, потому празднуют Рождество 25 декабря. А вот католики византийского обряда синодальной традиции в России живут согласно календарю, принятому в Русской Православной Церкви. Это все весьма запутано, но ведь даты носят условный характер. Не суть важно, когда праздновать, главное, ЧТО праздновать.

Можно ли поминать в католическом храме самоубийц и умерших некрещеными?

Не только можно, но и нужно, так как они нуждаются в молитве больше всех других. Правда, так и не удалось получить достоверной информации о возможности заказывать мессу в намерениях умерших некрещеными. Все забываю у священника спросить. Но на молитву верных запросто можно подать интенцию. А про личную молитву говорить даже не стоит. Церковь ни за кого не запрещает молиться, так как ни о ком нельзя достоверно утверждать, что он проклят и находится в аду.

Почему в католических храмах вместо икон стоят статуи?
Так да не так. У нас в храме есть икона Божьего Милосердия, образ Богоматери Фатимской, икона св. Терезы из Лизье, в классах катехизации есть иконы Девы Марии, Помощницы Христиан, Святого Семейства. Но статуи тоже есть. Просто весь вопрос в различных традициях. В конце-концов, молитвы возносят не к статуе или иконе, а к Первообразу, к Тому, кто изображен, потому совершенно неважно, какое именно изображение. Например, латинская традиция в иконописи несколько отличается от византийской. Но в греко-католических храмах придерживаются византийской традиции, но, впрочем, бывают и немного "латинизированные" иконы. Если изображение по сути своей каноническое, то его форма совершенно не имеет значения. К тому же, есть такие иконы, которые почитаются и католиками, и православными. Например, Богоматерь Остробрамская.
А дома у нас имеются и латинизированные образа, чисто латинские изображения, фотографии святых, статуэтка Богородицы и православные иконы, причем последние находятся на самой нижней полке молитвенного уголка. Следовательно, когда я опускаюсь на колени для молитвы, именно они оказываются на уровне глаз. Так что образ Христа Вседержителя успешно заменяет мне католический образ Христа Милосердного, потому что лицо ну почти такое же, полное любви. А когда я смотрю на Богоматерь Семистрельную, у которой в сердце семь мечей или стрел, то мне сразу вспоминается образ Ее Непорочного Сердца в шипах от наших грехов. Так что в традициях куда больше общего, чем можно подумать. А еще у нас дома есть два распятия. На кухне, над обеденным столом, висит классической латинское четырехконечное, а в комнате, на верхней полке молитвенного угла, стоит православное, освященное на мощах святого Сергия Радонежского, которое нам на свадьбу подарили друзья, вовсе даже не православные, а католики.

Почему у некоторых католиков по несколько имен?

Традиция такая. Чем больше имен, тем больше покровителей. Бывает и так, что, допустим, крестили девушку Анной, а когда она в сознательном возрасте стала принимать Конфирмацию, то решила взять себе еще два имени, например, Мария София. Вот и получилась Анна Марии София, трое святых покровителей. Но бывает, что крестят Анной-Марией, а потом на Конфирмации берет себе еще имя София. Результат тот же, только сведения в свидетельствах разные. Впрочем, случается, что в официальных документах нет сведений о дополнительном имени, а человек носит его по благочестию, почитая определенного святого, с кем считает себя особым образом связанным. У меня, например, второе имя Доминика. Официально не выйдет, так как крестили в византийском обряде и Миропомазание преподали вместе с Крещением. Некоторые монашествующие при постриге меняют имя. Например, кармелитки чаще всего отказываются от фамилии. Тереза Мартен (святая Тереза Малая) сменила имя на сестра Тереза Младенца Иисуса и Святого Лика, или, например, кармелитка может сменить и имя тоже. Святая Эдита Штайн в монашестве была сестра Тереза Бенедикта Креста. (хотя, может быть, ее крестили Терезой, так как она из иудеев была). Зато сейчас имя Эдита уж точно есть в католических святцах, благодаря ее мученическому подвигу в годы Второй Мировой. Бывает и просто смена имени. Например, в общине Семья Марии сестрам дает новое имя настоятель. Так что наших белых сестер крестили совсем не теми именами, которыми мы их привыкли называть.
Tags: FAQ о христианстве и католичестве, догматы, молитва, религия, религпросвет, святые, традиции
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments