Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

Category:
  • Mood:

FAQ по католичеству и христианству

Спасибо всем, кто задавал вопросы. Ответила, как могла. Надеюсь, что объяснила доходчиво и нигде дров не наломала. Если у кого-то возникают еще вопросы, то их можно всегда задавать. Прошу прощения, что не везде ответы подробные и развернутые, но я, к сожалению, не спец по церковной истории.


1. Что за идеализирование человека ака догмат о непогрешимости папы?

Такого догмата не существует. Существует догмат о безошибочности Папы в вопросах веры и морали. Порядочному католику следует прислушиваться к тому, что говорит Понтифик, но как безошибочное следует принимать только тогда, когда он говорит ex catedra, как видимый глава Церкви, провозглашающий новый догмат. Такое бывает очень редко. В последний раз было в 1950 году. И это не от балды делается. Сначала идет работа разных комиссий, а это выступление есть резюме, если можно так выразиться. В частной беседе, разумеется, Папа, как и любой человек, может ошибаться. Никто не считает его безгрешным, а он сам, тем более, так как регулярно ходит на исповедь точно так же как и вся его паства, и (вот ужас-то!) даже исполняет наложенные на него епитимьи. Почему мы должны слушать Папу, священника, епископа? Бог основал Церковь Свою на камне, апостоле Петре, преемником которого является Епископ Римский, Папа. Это видимый знак присутствия Бога на земле, в своей Церкви, залог сохранения христианского учения. Другим апостолам так же дана была власть, которую они в последствие передали епископам (они и называются преемниками апостолов). Епископ же рукополагает священников и диаконов, две другие степени священства. Диакон он является помощником епископа, а священник совершает Таинства (кроме Миропомазания в латинском обряде и священства, так как это прерогатива епископа). Священник выступает ad persona Christi, от имени Христа. Например, спор о том, зачем называть свои грехи священнику, на самом деле спор ни о чем, так как через него в наставлениях после исповеди будет говорить сам Бог. Люди так устроены, что им нужен посредник. Из числа людей Бог избирает некоторых, чтобы они ими стали. Кто не слышал этот призыв, тот не поймет, потому что он не для них. Впрочем, стать священником – это не значит автоматически стать святым. С них спроса намного больше будет на Суде, так как кому много дано, с того больше взыщут. Равно как и стать Папой не означает стать святым. Не смотря на личные грехи он выступает гарантом сохранения Учения. Бог обещал, что врата ада не одолеют Его Церковь.

2. Что нонче католичество говорит об Инквизиции?
А что Инквизиция? Историческое явление. Нравы другие были. И в сознании средневекового человека еретик был страшнее чумы, а к инквизитору отношение могло быть как к спасителю и санитару. И потом Инквизиция – значит, расследование. Эта «комиссия» выносила вердикт, виновен или нет. А уж светский суд выносил приговор и приводил его в исполнение. Смертная казнь существовала практически везде и всегда. Так что не вижу ничего новаторского. По поводу пыток тоже самое. Нравы такие были и против этого не попрешь. В России было примерно то же самое со старообрядцами и прочими. Любят разглагольствовать о том, что Папа Иоанн Павел I I якобы покаялся за Инквизицию. Но, собственно, не за нее как таковую, а злоупотребления, которые были, есть и будут всегда, наверное, до самого Страшного Суда, так как люди грешны.


3. Почему некрещеные в пролете после смерти, даже если они просто младенцы либо не знали о христианстве?

Церковь однозначно утверждает, что Крещение необходимо для спасения, но не утверждает, что все некрещеные попадают в ад. Младенцев вручают Милосердию Божьему, хотя существует точка зрения, что есть такое место как лимб – первый круг ада, где они не страдают, но и не видят Бога. Но это не является официальным Учением Церкви. Существует несколько типов Крещения. Как крестят водой всем понятно.
В случае смертельной опасности крестить может даже некрещеный человек водой из лужи. Если крещальная формула: «Анна (например), я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа» или, как в восточной традиции, «Крещается раба Божия Анна во имя Отца и Сына и Святого Духа» с троекратным возлиянием воды на голову произнесена верно и с требуемым намерением, то крещение считается совершившимся. Если крещеный таким образом человек остался жив, то в церкви потом дополнят обряд, чем положено.
Так же есть крещение желанием. Например, человек ходил в церковь и готовился к принятию Таинства, но, к сожалению, умер до того, как его допустили. Катехумена в этом случае отпевают как крещеного, потому что он принял Христа своим Господом и высказал осознанное желание перед всей Церковью принять Крещение. Или же человек просто не знал, что крещение нужно, но если бы знал, то наверняка просил бы о нем. Тут тоже нельзя утверждать, что он не спасется, если жил по совести и искренне исполнял волю Божью, как понимал. Есть еще крещение кровью. Если человек, будучи некрещеным, искренне исповедал Христа своим Господом, и был за это убит, то он считается крещеным своей пролитой мученической кровью и спасенным.
Что касается представителей других религий. Католическая Церковь относится к ним с уважением за те зерна добра, что в них есть и не утверждает, что спасение там совершенно невозможно, но у христианина просто имеется больше средств и возможностей.
«Бог судит не заблуждения, а пороки.

Тот, кто пренебрегает своей религией, буддизмом или исламом, в котором был воспитан, делая это из лени или по легкомыслию, грешит не меньше католика, пренебрегающего своими религиозными обязанностями.
А с другой стороны, ревностный мусульманин или буддист может спастись, если добросовестно выполняет свой религиозный долг так, как он его понимает. Здесь ключевое слово «добросовестно». Совесть должна быть ДОБРОЙ, а не злой. Ислам, например, кого-то склоняет к терроризму и жестокости, но можно в нём найти призывы и к справедливости и милосердию. Каждый выбирает, что хочет, а потом, что выберешь, за то и ответишь! Для иллюстрации сошлюсь на литературный пример: в «Хрониках Нарнии», в «Последней битве», есть молодой воин-тархистанец, который ревностно и самоотвержен¬но поклонялся своей ужасной богине Таш; и вот что слышит он в конце от Аслана: «Если кто-то клянется именем Таш и держит клятву правды ради, мной он клянётся, не ведая, и я вознагражу его. Если же кто совершит злое во имя моё, пусть говорит он: «Аслан» — Таш он служит, и Таш примет его служение». Так что же, получается, всё равно, буддист ты или католик, лишь бы человек был добрый? — Да, по сути, так оно и получается, вот только оснований и возможностей быть добрым у католика гораздо больше, чем у буддиста или мусульманина. Для этого мы располагаем несравнимой с другими помощью и примером. Другое дело, как мы ими пользуемся. Вот почему, гораздо больше, нежели вопросом, спасутся ли буддисты, нам бы следовало задаваться вопросом, спасутся ли католики? » о. Анри Мартен

4. Что нынче с индульгенциями? И опять же, как сейчас трактуется их продажа?

Индульгенции есть, но это не бумажка, которая продается за деньги. Это нечто духовное и неосязаемое. К тому же, это не является отпущением грехов, это снятие временной кары за грехи, прощенные на исповеди. Каждый грех несет за собой последствия и плоды. Вот вы высадили кому-то стекло, с хозяином дома помирились, и он простил. Но окно все еще зияет пустотой. Что надо сделать? Логично, что вставить стекло, то есть принести удовлетворение за зло. Индульгенция есть форма удовлетворения, которая дается по заслугам Христа и святых из сокровищницы Церкви. Удовлетворение за кражу можно принести, вернув украденное или возместив его стоимость. Клевету можно отозвать, например. А вот что делать, если поругался, скажем, с человеком много лет назад и не знаешь, где его искать? Во-первых, назвать грех на исповеди, во-вторых, выполнить епитимью, в-третьих, можно попросить об индульгенции. Это одна из возможных причин. Ситуации бывают разные и все невозможно описать.
Для того, чтобы получить индульгенцию, нужно выполнить несколько условий.
-Приступить к исповеди (не обязательно в тот же день, но в разумных приделах, чтобы сохранилась освящающая благодать)
-Не иметь привязанности к какому-либо греху (то есть думать, что вот щас я после пойду к любовнице, например, не канает)
-Принять Святое Причастие (обязательно в тот же день)
-Иметь четкое намерение просить об индульгенции и знать за кого ее пожертвовать (взять себе или отдать кому-то, кто уже умер и находится в чистилище)
-Выполнить некое благочестивое действие, связанное с индульгенцией (например, получасовое поклонение Святым Дарам, чтение одной части Розария, посещение кладбище в определенные дни (1-8 ноября) с молитвой за усопших и т.д.)
-Помолиться в намерениях Папы Римского любой молитвой, но классика - это Отче наш, Радуйся Мария, Слава Отцу… последовательно. Хотя я обычно молюсь Венчиком Мира.
Что касается продажи индульгенций в Средние века, то во многом это мифология. Злоупотребления везде бывают, но чтобы это вот прямо на поток – это ерунда. Часто за это принимали епитимьи в виде денежных пожертвований. А где продавали… Ну, что ж, грехи отдельных чад Церкви, не есть грехи самой Церкви как таковой. Она свята, потому что Бог свят.

5. А первородный грех-то за что? Высшая воля - волей, но все-таки...

Не за что, а почему. Это явление результат того, что наши прародители сами выбрали отказ от Бога. Дело было не в съеденном яблоке, а в том, что они пожелали сами строить свою жизнь «как боги», а, значит, нарушили связь с Творцом. И эту поврежденную природу передали по наследству всем потомкам. Если бы они раскаялись в том, что сделали, то наверняка все было бы по-другому. Но они начали перекладывать вину с себя на кого-то другого. Адам обвинил жену, а Ева – змея. Если бы они вновь в таком состоянии вкусили от Древа Жизни, то навсегда остались бы без Бога. И из любви к человеку Бог отправил их на землю, чтобы они могли измениться и вновь когда-то быть с Ним. А все потому что человек сотворен не бездумной табуреткой, а существом со свободной волей. И прародители сами сделали свой выбор.

6. И как Церковь относится к такой ситуации: ребенка (лет 14, предположим) в Бога не верит ну никак, а родители все равно гоняют её силой?

Родители ответственны за воспитание своих детей, а дети призваны к послушанию до тех пор, пока родители несут за них ответственность. Почитай отца и мать твою – заповедь, которую никто не смеет оспаривать. Неповиновение допустимо только тогда, когда принуждают делать нечто, противное христианской морали. Религиозное воспитание – это вещь непростая. Обычно дети искренне верующих родителей не испытывают никаких проблем подобных описанной, так как их воспитывают своим примером и благодать Божья поддерживает. А вот если только обрядовая сторона присутствует, то могут быть большие сложности. Кризисы веры бывают у всех, но они на то и даются, чтобы мы духовно возрастали. У подростков он наступает неизбежно, когда от детской доверчивости приходится отказаться и приходит время осознать свое христианское призвание и дать свой сознательный ответ Богу. Именно потому Конфирмацию, которую проходят в возрасте не менее 14 лет, называют таинством христианской зрелости. А в церковь лучше ходить, чем не ходить. С причинами нежелания нужно разбираться с помощью священника. Когда придет возраст принятия самостоятельных решений, то там уж родители могут только молиться. Обычно все рано или поздно возвращаются, потому что Бог своих не оставляет.

7. Бог милосерден и есть любовь. А вечные муки в аду - это что тогда?

Ад – это последняя милость для грешника, если можно так выразиться. Бог любит каждого, дает все, что нужно для спасения, терпит до последнего, но Он так же и справедлив. Если человек не раскаивается и не принимает Жертву Христа из любви, то Бог никого не принуждает провести с Ним вечность. Бога прежде всего надо любить как Отца, а не бояться как Судью. Человек не принимал заповеди и не исполнял их и упорствовал в грехе до конца. Это ли любовь и благодарность к Небесному Отцу за дар жизни, за все таланты и блага, которыми Он одарил? Вся штука в том, что человек сотворен со свободной волей. И он, даже если всю жизнь ходил в церковь и делал добрые дела, в последний миг своей жизни может сказать «нет» Богу, равно как и наоборот. Грех он вызывает разложение души, погружает ее во тьму. А «Бог есть свет, и нет в Нем никакого мрака». Вспомните, как чувствует себя человек, которого долго держали в темном подвале, а потом вдруг вытащили в ярко освещенное помещение. Он жмурится от света, у него болят глаза. С грешником, у которого душа чернее ночи, будет тоже самое, когда он встретится с Богом. Он просто не выдержит этого, это пытка. А после смерти уже нельзя изменить состояние своей души. В частном откровении Глории Поло ей было показано, что после смерти все души, кроме тех, что самовольно ушли из жизни, попадают в объятия Бога-Отца , а потом душа либо навсегда остается рядом с Ним, либо отправляется в Ад. И все потому что своими поступками мы сами выбираем себе отца нашей души и жизни. То есть Ад – это даже не наказание в прямом смысле этого слова, а выбранная дорога. Мучения - это лишь следствие сделанного выбора, потому что человек сотворен для того, чтобы жить с Богом, все, что хорошее в нем есть – это все от Него. Хотим мы того или нет Бог присутствует и так или иначе действует в нашей жизни. За чертой, если человеку предназначен Вечный Огонь, этого уже не будет. Никогда. И ничего нельзя изменить. А так как человек познает Бога больше, когда встречается с Ним после смерти, то его душа начинает больше к Нему стремиться, но вырастает непреодолимая пропасть. И это-то и есть самая большая пытка. Никогда не увидеть Бога больше и не быть счастливым и всегда муки совести, ненависть к себе и физические страдания. И все по собственной вине. Так бывает с каждым, кто умер в смертном грехе.
Церковь, торжественно провозглашая некоторых своих верных святыми, то есть пребывающими на Небе, ни о ком доподлинно не утверждает, что он в аду. Всех усопших вручают Милосердию Божьему, так как может быть они успели раскаяться перед самой смертью и были спасены.


8. Почему католики все время сидят на службе, а православные стоят?

Во-первых, не все время, а только на некоторых частях Литургии Слова и во время выслушивания приходских объявлений. Во время молитвы, чтения Евангелия и Символа Веры все стоят. Во время Пресуществления и Хлебопреломления перед причащением все опускаются на колени. Во-вторых, в православной церкви тоже есть кафизма, когда можно и нужно сидеть. Просто это уже стерлось литургической традицией, по крайней мере, в РПЦ. В Греческой Церкви скамейки вполне себе стоят. А у первых христиан литургия выглядела ровно так как Тайная Вечеря с едой и прочим.

9. Почему у католиков женщинам необязательно надевать платок и можно заходить в храм в брюках?

Важнее не что снаружи, а то, что внутри. Никакой литургический костюм не спасет, если ты полон ненависти и гордыни. Одежда должна быть скромной и соответствовать полу. Но ведь брюки-то женские носят, а не мужские. Так что тут все в порядке. Слова апостола Павла про покрытые головы относились скорее к культурным реалиям того времени, так как с непокрытыми головами, в основном, разгуливали женщины легкого поведения, и христианкам нельзя было походить на них. И потом неправильно требовать, чтобы такая одежда была только в храме. На лицемерие смахивает. Так что это вопрос не богословский, а скорее из области этикета и культурной традиции, которые могут изменяться с течением времени.

10. Почему у католиков причащают только хлебом и почему можно поститься только один час перед Причастием? И почему вообще не исповедуются?

Такая практика сложилась в Средневековья не только из гигиенических соображений во многом (чума и все такое – как пить вино из одной чаши?), но и из соображений удобства. К тому же, Христос неразделим. Так что, принимая Его под видом хлеба, мы принимаем такую же полноту благодати как и под двумя видами. Сейчас мирян причащают и под двумя видами. Например, сразу после крещения взрослых, молодоженов во время венчания или по большим праздникам.
Младенцев в православии причащают тоже только под одним видом – каплей Крови, чтобы они не поперхнулись частицами хлеба в Чаше. А больных на дому только под видом хлеба, чтобы не расплескать Кровь Христову по дороге. Так что в том нет ничего недопустимого и неправильного. Важнее, с каким сердцем ты приступаешь к Святой Чаше, а не под сколькими видами принимаешь Причастие.
По поводу поста это скорее дисциплинарное требование церкви, а не богословский вопрос. Евхаристический пост - телесное приготовление к телесной же встрече со Христом. Напоминание, что Он - истинный Хлеб животворящий. Возник в Церкви в первые после апостольские времена. То есть это традиция. А первое Причастие совершилось вообще во время сытного ужина. Так что сам Бог не устанавливал именно такой пост, но его соблюдают по благочестию. Раньше месса служилась только по утрам и, конечно, до причащения нельзя было ничего есть, но так как потом вышло разрешение служить мессу вечером, то возникла потребность сократить евхаристический пост, потому что невозможно же совсем весь день не евши ходить. Сначала его сократили до трех часов, а потом до одного часа. Если идешь на мессу с утра, то благочестивее будет, конечно, ничего не есть, или хотя бы не объедаться, а обойтись легким завтраком. Воду можно пить без ограничений. Если идешь вечером, то достаточно одного часа. Это хорошо так же потому, что без этого невозможно частое причащение, которое живо рекомендуется Церковью. Раньше на мессе к Чаше шло три-четыре человека, а теперь идут почти все. На месте остаются разве только те, что впервые случайно зашли, катехумены и те, кто давно не исповедовался и не успел. Но это максимум человек 5-7 обычно, редко когда больше.
Исповедь и Евхаристия – это два разных таинства, и их нельзя соединять, превращая одно в допуск к другому, потому что к покаянию тогда формальный подход получается.
Если нет смертных грехов (сознательное и добровольное нарушение Божьей или церковной заповеди) и после последней исповеди прошло не более месяца, то можно спокойно идти к Причастию. Исповедь – это есть таинство исцеления, а не способ выкинуть грехи, потому тут недопустима какая-либо спешка. И опять же с обязательной исповедью перед каждой мессой было бы невозможным частое причащение. В РПЦ так во многом из-за того, что 70 лет безбожия дали свои плоды, и это нельзя отменить ну от слова совсем, так как неизвестно кто и с какими грехами пойдет к Чаше. Бог-то поругаем не бывает, но вот человеку это в осуждение. Так что в некотором роде это забота о пастве, а не формализм. Хотя, может, на Литургии исповедовать и не очень уместно. Лучше бы перед или накануне. Правда, у нас тоже на мессе исповедуют, но вряд ли от хорошей жизни.
У нас идет длительная подготовка к Первому Причастию у взрослых (не менее года в России) и у детей (2 года в России), так что смысл всего паства разумеет. С улицы никого не допустят, так как во-первых, постоянных прихожан священники уже знают в лицо, а во-вторых, посторонние палятся на том, что не знают, что сказать надо перед Чашей, когда священник показывает им гостию. Так что отсев идет более-менее, а все остальное вопрос совести.

11. Как Католическая Церковь относится к кремации?

К самой по себе нормально, если только это не является проявлением неверия в воскресение тела. К телу человека, которому надлежит воскреснуть и преобразиться, следует относиться с почтением и уважением, похоронить как подобает, но утверждать, что если тело не погребено в земле или же было кремировано, то у человека будут проблемы с посмертной участью, есть суеверие чистой воды. А вот если человек заповедовал его кремировать и пепел развеять по ветру, потому что считает, что тело только бренная оболочка и ничего не стоит, то это уже грех и неправильно.


12. Как Церковь относится к внутриматочной спирали?

Плохо. Приравнивается к аборту. Женщина, носящая спираль не может получать отпущения грехов до тех пор, пока ее не удалит.

13. Зачем ходить в церковь, если я могу помолиться дома и соблюдать заповеди просто так? И вообще обряды люди придумали!

Соблюдать заповеди, не посещая церковь, невозможно, так как одна из заповедей гласит: «Помни день субботний дабы святить его». В христианской традиции – это воскресение, день, когда Христос воскрес и освободил всех от плена смерти. Мы вспоминаем это событие, возносим благодарение Богу, предвкушая Литургию Небесную. Каждый крещеный – это член Мистического Тела Христа, Церкви. Христос питает своих чад Своим Словом, Евангелием, обращаясь к ним через священника с амвона, а так же своими Телом и Кровью, без которых никто не будет иметь в себе жизни ни здесь, ни там. Потому домашняя молитва при всей ее похвальности и желательности не может заменить участия в Литургии. Таинства установил сам Бог, а литургическое облачение им, да, во многом придумали люди. Но мы так устроены, что нам нужны видимые знаки Его присутствия, так понятнее. И в том нет ничего плохого, потому что это человеческая природа. Адам и Ева имели возможность зрить Бога напрямую, а мы, увы, такого лишены. Потому и нужны разные видимые знаки. Возлияние воды на голову – видимый знак освобождения от первородного греха и того, что человек делается новым творением, крест на лбу святым миром рукой епископа символизирует 7 Даров Святого Духа в таинстве Миропомазания и т.д. Если знать смысл и символику, то никакого отторжения это не вызывает. Надо лишь приложить некоторые усилия.

14. Вот есть Римо-католики, а есть греко-католики, у них другие костелы и все другое… Это другая церковь?

Нет, они находятся в общении со Святым Престолом, так что ключевое слово «католики». Обряд не тождествен Таинству. Впрочем, структура Литургии примерно одинаковая, а «облачение» лишь вопрос традиции. Правильнее их было бы называть «римо-католики византийского обряда». В Европе вроде так и называют. Я, будучи католичкой латинского обряда, хотя вру, формально я греко-католичка, но суть от того не меняется, могу приступать к Причастию и прочим Таинствам в других обрядах Католической Церкви. То есть могу ходить и в греко-католическую общину с литургией на церковнославянском и на мессу на латыни (или на русском) и никто не может мне запретить причащаться из-за другой обрядовой принадлежности, если нет прочих препятствий. Хоть к армянским католикам могу пойти. Правда, грабар, их литургический язык, я по понятным причинам не разумею и не смогу участвовать в службе как должно, но это уже детали. Теоретически такая возможность есть.
Tags: FAQ о христианстве и католичестве, мифы о КЦ, религпросвет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments