Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

Category:
  • Mood:

Посвящение Непорочному Сердцу Марии. 50 вопросов и ответов

Посвящение Непорочному Сердцу Марии – это одна из форм культа Пресвятой Девы, получившая за последний век особое развитие, особенно в связи с фатимскими явлениями. Публикуемые нами 50 вопросов и ответов помогут читателю лучше познакомиться с этой актуальной формой почитания Марии: в 2013 году патриархи и епископы Ирландии, Филиппин, Ливана и Сирии посвятили свои страны Непорочному Сердцу Марии. Данная статья напоминает нам также об особенной связи этой формы почитания с Россией, потому что посвящение Непорочному Сердцу Марии изменило ее историю.

I. ПОСВЯЩЕНИЕ МАРИИ

1. Что такое посвящение Марии?

Посвящение Марии – это особая форма культа гипердулии, посредством которой христианин, действующий в силу его служебного или общего священства, полученного через крещение или рукоположение, поручает заботам Марии одного или многих людей, помещая их в более интенсивным способом в сферу богородичного посредничества. Через это посвящение между этими людьми и Марией устанавливается новая религиозная связь, которая характеризуется стремлением посвященного исполнять Божью волю посредством Марии, а также духовной принадлежностью, стремящейся ко всеохватности и в большей степени одаривающей посвященного Божественными дарами, расточаемыми Богоматерью.

2. Кто может осуществить посвящение?
Посвящение может осуществить лицо, обладающее духовным авторитетом для посвящаемого, группа посвященных лиц, или их представители. Любой крещеный человек может посвятить самого себя в силу общего священства верных, то есть возможности предложить самого себя в качестве жертвы Богу; в силу этого же принципа возможно пожертвовать самого себя Марии. Родители могут посвятить своих детей, настоятели приходов – своих прихожан, епископы – верующих своих епархий, патриарх, примас или представитель епископской конференции – свою страну, Папа – весь мир. Таким же образом главы государств могут посвятить свои нации по общему согласию с церковной иерархией страны.

3. Посвящение осуществляется напрямую Марии?

Обычно посвящение осуществляется непосредственно Марии. Ей как Божией матери, Ее Непорочному Сердцу, Ей как Царице и Владычице неба и земли. В любом случае, молитва, обращенная к Марии, в конечном счете направлена к Богу. Посвящение может осуществляться напрямую Марии, потому что все в Ней ведет к Богу, Ее непорочность – это отсутствие преград на пути к Богу. Если бы Мария не была Божией Матерью, никто бы Ей не посвящался. Также существует практика посвящения «Иисусу через Марию», что является одной из формул, предложенных св. Людовиком де Монтфором.

4. Какие типы посвящений наиболее известны?

Наиболее известны три типа. В первую очередь это посвящения, источником которых являются таинства крещения, конфирмации и рукоположения в священство. Это конститутивные посвящения, которые действительно изменяют состояние души человека, и посвящение связано с приданием ему священнической печати. Посвящения второго и третьего типа – это развитие крещального посвящения, от которого они зависят. Второе место занимают литургические посвящения, которые изменяют церковный статус людей, но не их состояние души; они осуществляются посредством сакраменталий — например, посвящение девственниц. И, наконец, идут посвящения Марии, которые не изменяют ни состояния души, ни церковного статуса человека, но придают посвящаемому новую связь с Марией, стремящуюся стать постоянной.

5. Какие существуют основные виды посвящений Марии?

Их два: личное посвящение, которое верующий может осуществить самостоятельно, и коллективное посвящение, которое обычно осуществляет священник или лицо, представляющее коллектив по общему согласию со священником или с общего согласия всех членов коллектива.

6. На каких догматах основана эта форма почитания?

Их три. Первый и самый важный – это Божественное материнство Марии и его последствия: мистическая связь Марии с Пресвятой Троицей, о которой некоторые говорят, что Мария принадлежит к ordo hypostaticus. Второй – Ее духовное материнство в отношении всех людей, начало которому положило принятие в сыновья апостола Иоанна по поручению распятого Христа. Третий – владычество Марии надо всем сотворенным, дар, врученный Пресвятой Троицей Марии как Божией Матери, но также в связи с Ее неразрывным единением со Своим Сыном в деле нашего Спасения. Таким образом, Мария играет уникальную роль в плане Спасения, которой соответствует особый культ, получивший название гипердулии.

7. Имеет ли посвящение Марии библейское обоснование?

Да, потому что его догматический фундамент заложен в Новом Завете. Все Евангелия – но особенно Евангелие от Луки – говорят о Марии как о Божией Матери (Лк 2). Св. Иоанн рассказывает о том, как Иисус поручил Ей быть нашей матерью, когда обратился к Иоанну «Вот твоя мать», так как в его лице были представлены мы все (Ин 19.26). Мария принимает участие в страстях Иисусовых до такой степени, что о Ней сбывается пророчество Симеона: «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк 2.34). Посвящение – это одна из форм, в которой сбываются слова Магнификата (Лк 1.48): «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный».

8. Как в христианской традиции отражается посвящение Марии?

Первый текст, который может считаться посвящением Марии – это коптская молитва III века, повсеместно известная Церкви под латинским названием Sub tuum praesidium («Под Твоим покровом»). В VII веке св. Ильдефонс пишет в Толедо изумительные тексты о служении Марии — одной из форм посвящения. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин также посвящает себя Марии. Позднее св. Бернард, братства богородичного святого служения XVII века, французская духовная школа, представленная кардиналом Берулле, св. Иоанном Эдом, св. Людовиком де Монтфором, а также св. Антоний-Мария Кларет и многие другие свидетельствуют, что посвящение – это одна из обычных форм почитания Марии, существующая на всем протяжении истории Церкви.

9. Является ли посвящение Марии латинской формой духовной практики, не согласовывающейся с восточной традицией?

Как таковое, посвящение Марии является формой богородичного культа, который в последнее время получил существенное развитие в Латинской Церкви. Тем не менее, как первые, так и последние документальные свидетельства о посвящении Марии пришли с Востока. К первым свидетельствам принадлежат коптская молитва III в. «Sub tuum praesídium», слова Романа Песнопевца, называвшего Богоматерь «надеждой Ее рабов», слова св. Иоанна Дамаскина, который говорит перед своей Владычицей: «Полностью посвящаемся Тебе духом, душой и телом». Кроме того, после Эфесского собора большое количество восточных храмов были посвящены Божией Матери. Среди последних свидетельств назовем посвящение Ливана, осуществленное католическим патриархом маронитов в 2013 году. В восточной духовной традиции праздник Покрова Богородицы сближается с богородичным посвящением: первый известный из истории город, вставший под покров, то есть защиту Марии, был Константинополь. Восточная духовность пропита на почитанием Марии как раздатчицы Божественной благодати, в качестве которой Она постоянно призывается: «О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим!» В Эфиопской Церкви, одной из древнейших, есть две евхаристические богородичные анафоры.

10. Можно ли повторять посвящения Марии? Рекомендуется ли делать их периодически?

Повторять можно. Даже больше, повторять их полезно. Дело в том, что по самой своей природе посвящение стремится к постоянству, однако это постоянство не рождается само по себе, и повторением посвящения можно этому поспособствовать. Пий XII в энциклике «Ad caeli reginam» побуждал возобновлять посвящение Непорочному Сердцу Марии каждый год на празднестве Марии – Царицы Небесной. Вообще рекомендуется возобновлять посвящение ежедневно посредством простой и краткой формулы, а раз в год возобновлять его в более торжественной форме.

11. Когда речь идет о посвящении Непорочному Сердцу, что конкретно обозначают эти два последних слова?

Разумеется, мы не имеем в виду плотское сердце Марии. В Библии сердце означает наиболее глубокую часть сущности человека, в которой сосредоточена вся его личность, его внутренняя жизнь и в особенности способность любить. По-этому говорить о Сердце Марии означает говорить о всей внутренней сущности Марии, о Ее взаимоотношениях с Богом и людьми, как уже замечал св. Лука, первым обративший внимание на Сердце Марии, утверждая, что Она «сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем». (Лк 2.19-51 и 2.35). Слово «непорочное» означает незапятнанное и напоминает о том, что Святая Дева была зачата без пятна первородного греха.

II. ЛИЧНОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ МАРИИ

12. Что такое личное посвящение Марии?

Папа Пий XII в своей знаменитой речи перед Марианскими конгрегациями от 21 января 1945 года объяснял, в чем заключается это посвящение, которое он сам осуществил много лет назад: «Посвящение Божьей Матери (...) это полная самоотдача, на всю жизнь и на всю вечность; это не формальная отдача и не плод сентиментальности, но действительный дар, сделанный от полноты христианской и богородичной, апостольской жизни, в которой эта самоотдача превращает члена конгрегации (посвященного) в служителя Марии и даже, можно сказать, в Ее невидимые руки на земле, в поток насыщенной духовной жизни, который распространяется на все внешние проявления почитания, культа, милосердия, благочестия».

13. Святой Отец говорит о полной отдаче. Не слишком ли это – полностью отдаваться кому-то, отличному от Бога?

Нет, это не слишком – полностью отдаваться кому-то, отличному от Бога, если Сам Бог возвел этого «кого-то» превыше всего творения как Царицу и Владычицу Мира. Следует также помнить, что эта самоотдача Марии не является ни обязательной, ни исключительной, но дополняет и способствует нашей полной и обязательной самоотдаче Богу.

14. Каковы наиболее известные типы личного посвящения Марии?

Наиболее известны три типа посвящения: - сыновнее посвящение Марии как нашей Матери, которое, например, предпочитали св. Иоанн Эд и св. Антоний Мария Кларет; - посвящение в святое рабство Марии как нашей Царице, как это делали испанские братства ХVII века или св. Людовик де Монтфор; - посвящение в рыцари Марии как нашей Дамы, которое выбирают рыцари Непорочной Девы св. Максимилиана Колбе.

15. Существуют ли какие-либо условия для правильного посвящения Марии?

Для правильного личного посвящения Марии существует только одно условие: вручить себя Марии целиком и полностью, не оставляя ничего для себя. Чтобы подготовиться к этой полной самоотдаче, следует провести несколько дней в размышлениях о том, на что мы идем.
16. Существует ли рекомендуемая формула для личного посвящения? Существует много формул. При желании посвятить себя Непорочному Сердцу в духе фатимского благочестия может быть полезной следующая молитва, написанная бр. МакГлинном О.Р., автором скульптурного изображения Сердца Марии, украшающего фасад Фатимского святилища, — Сердца, которое столько раз говорило с сестрой Лусией: «Дева Мария, Матерь Милосердия, Царица неба и земли, согласно Твоим желаниям, явленным в Фатиме, ныне я посвящаю себя Твоему Непорочному Сердцу. Тебе я препоручаю все, что имею, отдаю все, что я есть. Властвуй надо мной, возлюбленная Матерь, чтобы я был Твоим в богатстве и бедности, в радости и горе, здравии и болезни, в жизни и смерти.
Вечно сочувствующее Сердце Марии, Царицы девственниц, обрати Свой взор на мой разум и мое сердце, охрани меня от всей той скверны, о которой Ты так сокрушалась в Фатиме. Я хочу быть чистым, как Ты. Я прошу Божьего мира в справедливости и любви для своей страны и для всего мира. Сознавая значение этого посвящения, я обещаю стараться подражать Тебе в практике христианских добродетелей, не оглядываясь на людское мнение. Я обещаю принимать святое Причастие в первую субботу каждого месяца, когда это возможно, и ежедневно посвящать Тебе пять тайн розария, вместе с моими умерщвлениями в духе покаяния и епитимии. Аминь».

17. Есть ли другая формула, рекомендованная Церковью?

Да, среди них отметим акт посвящения мира Непорочному Сердцу Марии Пия XII от 31 октября 1942 года, формулу которого мы можем использовать, упоминая Россию. Кроме того, существует молитва посвящения, рекомендованная Иоанном Павлом II, которую он читал ежедневно: молитва св. Людовика де Монтфора. Святой рекомендовал читать ее в какой-либо из праздников в честь Марии, предварительно подготовившись к этому в течение 33 дней. Текст для приготовления можно найти в Интернете, а сами слова посвящения таковы:
«Радуйся, Мария, Всенепорочная, живая скиния Божества, в ней же Вечная Премудрость сокрытая возжелала принять поклонение от ангелов и человеков.
Радуйся, Царица небес и земли, Ея же властвованию все покоряется: все, что ниже Бога.
Радуйся, верное убежище грешных, твоего бо милосердия никто николиже лишен бысть. Желаю Мудрости Божественной, исполни сие желание мое и прими от меня недостойного сии мои обеты и приношения.
Аз (имярек) грешник неверный, дерзаю ныне повторить и подтвердить обеты, данные мною при святом Крещении. Все сие влагаю в Твои пречистые руки, Пресвятая Богородица! Отрекаюся навсегда от Сатаны и от всей лепоты его и от всех дел его.
Предаю себя всецело Господу моему Иисусу Христу, воплощенной Премудрости Божией, да возьму крест мой и за Ним пойду, неся сей крест во все дни моей жизни, и да буду более верен Ему, нежели до сего дня.
Перед лицом всех небесных сил бесплотных избираю Тебя, пресвятая Богородица, моею Матерью и Госпожою. Как раб предаю Тебе и посвящаю душу и тело и все принадлежащие мне блага внутренние и внешние, ценность всех моих добрых дел, совершенных мною прежде, ныне и тех, кои смогу совершить в будущем; отдаю Тебе полное неограниченное право располагать мною и всем, что мне принадлежит, без каких-либо ограничений или исключений, по твоему произволу к наивысшей славе Божией во времени и в вечности.
Прими, о Дева Всеблагая, сие малое приношение от меня как от раба твоего, тем бо хочу почтити послушливость, юже Премудрость Вечная явила, принявши Святое Твое Материнство, и сам такоже послушлив быти, тем бо хочу покорность явити пред всемогуществом, еже имати Сын твой и Ты, Мати всещедрая надо мною, сим малым червем и грешником окаянным; тем бо хочу благодарение принести за высокие дары и примущества, ими же пресвятая Троица Тебя наградила.
Торжественно возвещаю, что отныне, сын Твой и истинный раб, восхочу всегда славы Твоея искати и во всем Тебе послушлив быти».

18. Какая из формул используется наиболее часто?

Самой популярной является формула посвящения «О моя Владычица», которую использовал и пропагандировал о. Сукки в XVII веке, хотя, по-видимому, текст восходит к XII веку: «О моя Владычица! О моя Мать! Тебе я предаю себя всецело и, чтобы показать Тебе свою преданность, сегодня посвящаю Тебе свои глаза, свои уши, свои уста, свое сердце и всего себя. Так как я отныне принадлежу Тебе, о милостивая Мати, сохрани и защити меня как Твое достояние! Аминь!» Эту формулу можно использовать для ежедневного личного посвящения Марии, читая ее по утрам.

19. Существуют более короткие формулы?

Да, есть одна молитва, написанная самой сестрой Лусией Фатимской для ежедневного обновления посвящения: «О Сердце Марии! Тебе посвящаю свое сердце и свою жизнь. Храни меня во времени и направь мои шаги к счастливой вечности». Или еще одна молитва — св. Людовика де Монтфора: «Totus tuus ego sum, et omnia mea tua sunt. Accipio te in mea omnia. Praebe mihi cor tuum, Maria» («Я весь Твой, Мария, и все мое принадлежит Тебе. Во всем, что мое, Тебя принимаю, дай же мне Твое Сердце»).

20. Рекомендует ли Церковь, чтобы мы посвящали сами себя Непорочному Сердцу Марии?

Да, такова рекомендация Церкви. Все Папы последнего времени были лично посвящены Марии. Иоанн Павел II ввел в герб своего понтификата слова «Totus Tuus» («весь Твой») именно в память своего посвящения и рекомендовал нам всем следовать его примеру в энциклике «Redemptoris Mater 38». Павел VI в апостольском послании «Signum Magnum» от 13 мая 1967 говорил: «Просим всех сынов Церкви самостоятельно обновлять личное посвящение Непорочному Сердцу Матери Церкви, чтобы они проживали эту благороднейшую форму культа со все возрастающей степенью следования Божьей Воле, в духе сыновнего служения и благочестивого следования своей небесной Царице».

Продолжение следует...

Источник
Tags: FAQ о христианстве и католичестве, Богородица, Непорочное Сердце Марии, молитва, религия, религпросвет, святые, статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments