Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

Categories:
  • Mood:

Detente

Еще один важнейший карлистский символ – это «detente», носимое на груди изображение Святейшего Сердца Иисуса. Прежде, чем рассказать о нем, необходимо провести краткий экскурс в историю этого образа, известного отдельным христианским мистикам зрелого Средневековья и весьма характерного для латинского католичества Нового времени.

В 1673-1675 годах Христос несколько раз являл Себя молодой монахине ордена визинанток, француженке св. Марии Маргарите Алякок и в ходе одного из явлений сказал: «Вот Сердце, Которое так возлюбило людей, что не оставило для себя ничего и даже позволило замучить и принести Себя в жертву, чтобы засвидетельствовать Свою любовь. Но от большинства в ответ Я получаю лишь неблагодарность: непочтительность и кощунства, холодность и пренебрежение ко Мне в Евхаристии. (...) Обещаю тебе, что Мое Сердце щедро изольет Божественную любовь на тех, кто будет почитать Его». Иными словами, Святейшее Сердце Иисуса представляет Собой зримый, сконцентрированный образ Его любви к людям.

При этом уже с самого начала культ Святейшего Сердца не должен был ограничиваться частной сферой религиозности. За год до своей смерти, в 1689 г., св. Мария Маргарита Алякок от имени Спасителя пишет королю Франции Людовику XIV: «Святейшее Сердце желает триумфально, окруженным славой, войти во дворцы знати и короля, чтобы отныне люди Ему поклонялись в той мере, в какой некогда, во время Страстей, оскорбляли, унижали и попирали. Оно желает видеть великих мира сего пред Собой преклоненными и смирившимися настолько, насколько до сих пор Оно было унижено (...) Святейшему Сердцу угодно царствовать в королевстве, быть изображенным на штандартах и выгравированном на доспехах, чтобы помочь победить всех неприятелей, повергнув головы гордецов, и восторжествовать над врагами Церкви».

Король, как известно, не внял, духовный кризис Франции только усугубился и век спустя кончился революцией. Тем не менее, почитание Святейшего Сердца было довольно широко распространено как в дворянском обществе, так и среди простого люда, приверженного традиционному укладу. Во время Вандейского восстания изображение сердца, увенчанного крестом, стало одним из главных символов «шуанов», нашивавших его на одежду, шляпы, а иногда, возможно, и на знамена (современные французские традиционные католики дополняют этим же знаком французский триколор, поскольку сине-бело-красный флаг давно уже воспринимается просто как национальные цвета Франции). Встречаются упоминания об использовании символики Святейшего Сердца участниками тирольского восстания против Наполеона в 1809 г., а позднее – и мексиканскими кристерос, но там это не столь заметно. В качестве бонуса можно сказать, что именно этот символ у меня в ЖЖ используется как аватарка для постов на социальные темы, и тэг картинки у него – «Vendee».

Литургический культ Святейшего Сердца развивался во Франции, поначалу без особого содействия со стороны Святого Престола. Лишь в 1856 г. Папа блаж. Пий IX включил соответствующий праздник во всеобщий календарь, а Лев XIII (1878-1903) способствовал еще более широкому распространению этого почитания.

В Испанию, однако, культ Святейшего Сердца проник заметно раньше при посредстве иезуитов, главным образом – блаж. Бернардо де Ойоса (Hoyos), замечательного священника, который вступил в иезуитский новициат в 14 лет, принес обеты в 17, был рукоположен в священный сан в неполных 24 года, а в 24 полных умер от тифа.

16 января 1875 г. Папа Пий IX обратился к правителям христианского мира с призывом посвятить Святейшему Сердцу их страны. Карлисты провели соответствующие церемонии в ряде мест, в том числе в баскском городке Ордуния – в присутствии карлистского короля дона Карлоса VII. То же сделал в 1919 г. и конституционный король Альфонсо XIII, прибывший для этого в географический центр Иберийского полуострова Хетафе, где на Серро де лос Анхелес (Холме Ангелов) была установлена величественная статуя. (Она была разрушена в ходе Гражданской войны и восстановлена при Франко – кстати, на известной фотографии 28 июля 1936 года красные боевики расстреливают именно ее).



3 июня 1932 года карлистский король дон Альфонсо Карлос издал декрет о включении образа Святейшего Сердца в герб Испании; именно эта версия герба используется карлистами по сей день наряду с бургундским крестом и двуглавым габсбургским орлом.



К этому времени обычное изображение «обросло» дополнительными элементами: охватывающим Сердце терновым венцом, раной с каплями крови, поднимающимися над Ним языками пламени.

Здесь надо снова сделать экскурс в теорию. Еще святой Павел проводит параллели между религиозным деланием и военным: «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6). Здесь нет противопоставления одного другому, а есть, напротив, сопоставление. Люди, для которых как война, так и духовная брань были повседневными элементами их жизни, находили между тем и другим много общего, в чем им помогало, например, чтение тех мест в Псалмах, которые Церковь традиционно толкует как повествующие аллегорически не только о войне израильтян с язычниками, но и о борьбе христианина с разнообразными искушениями, борьбе с грехом. Рыцарь Средневековья видел очень много общего между мечом и крестом, и этот параллелизм сохранился и тогда, когда холодное оружие утратило сколько-нибудь крестообразную форму, а затем и вовсе ушло в тень. Любой другой предмет культа, например, чётки Розария, тоже воспринимаются как духовное оружие или доспех. Понятно, что и почитаемое изображение Святейшего Сердца стало восприниматься как «Escudo del Sagrado Corazón de Jesús» – щит, призванный укрыть и от греха, и от вражеского выстрела. Среди карлистов оно стало, вероятно, наиболее распространенным элементом религиозной атрибутики еще в XIX веке, а в XX в. приобрело массовый характер в том числе и благодаря промышленному производству.

Надпись по-испански наносилась примерно такая: «Detente, bala, el Corazón de Jesús está conmigo» – «Остановись, пуля, Сердце Иисуса да пребудет со мною» (на имеющихся образцах слово «bala» часто пропущено), снизу – «Venga á nos el tu reino» («Да придет к нам Царствие Твое»). Попадаются в сети экземпляры с надписями на разных других языках – португальском и даже хорватском – или с дополнительными надписями, указывающими на 100 дней индульгенции, положенных по декрету Папы Пия IX от 14 июля 1877 г. (получить их можно было каждый день, читая по одному разу «Отче наш», «Радуйся, Мария» и «Слава»), на принадлежность носящего к религиозному движению «Апостолат молитвы», бывают и вовсе без надписей.

Тем же словом «detente» иногда называют и другие религиозные изображения, предназначенные для ношения на груди в защитных целях.

«Detente» нашивались на верхнюю одежду, могли надеваться за специальную петельку на пуговицу, прикалываться булавкой, есть экземпляры в виде скапуляра – их, очевидно, надевали на шею, скорее всего – под одеждой. В этом случае на обратной стороне может быть изображено что-нибудь еще, например, композиция на евхаристическую тему или образ Пресвятой Девы. Встречаются «detente» и с изображением Христа – например, поясным – указывающего на Свое Сердце.



Существуют «detente» как явно фабричного, так и кустарного производства, то есть попросту вышитые матерями, сестрами, женами и любимыми девушками солдат, а судя по качеству некоторых экземпляров – и их пятилетними дочерьми; впрочем, попадаются и очень красивые.



Качественные «detente» домашней работы часто дополнены какой-нибудь символикой религиозного или национального характера: розами, красно-желтыми полосками (собственно, сами цвета основного изображения – красное сердце, от которого исходит золотое, т. е. желтое, сияние – просто-таки взывают к этому), монархическими атрибутами типа короны и горностаевой мантии (отображение идеи Христа-Царя); попадаются, хотя и не так часто, и красно-черно-красные орнаменты, явно указывающие на Фалангу. Обычай носить «detente» распространился по всему Национальному фронту и засвидетельствован, например, в «Голубой дивизии».



Источник
Tags: Святейшее Сердце Иисуса, история, религия, религпросвет, святые, святыни, статьи
Subscribe

  • Молитва

    В руки Твои, Господь, сердце отдаю, Кровью Твоей, Господь, мою душу исцели. Ты, только Ты, можешь вглубь души войти, Ты, только Ты, можешь…

  • Верю Тебе, Боже

    Верю Тебе, Боже, Ты простил мой грех, Кровию Своею искупил нас всех, Из любви решил Ты крест на плечи взять, Жизнь отдать, чтоб в этом хлебе с…

  • Anima Christi

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments