Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

Categories:
  • Mood:

Почитание Святейшего Сердца Иисуса

Смысл почитания Святейшего Сердца Иисуса — это призыв для нас к более глубокому созерцанию. Мы знаем, что не только Сердце, но все существо Христа, Весь Он был исполнен любви, любовь была смыслом и мотивом всех Его действий и страданий. Почитание, направленное на живое Сердце, открывает нам путь познания всей внутренней жизни p508 05Иисуса Христа, его чувств и добродетелей, Его Самого — бесконечно любящего и любимого, этот путь ведет нас от любящего Сердца ко всем проявлениям и деяниям этой любви.

Это мысленный созерцательный переход от Сердца к Личности. Так, упоминая Сердце Христово, мы имеем в виду Самого Иисуса. Когда слово - "сердце" указывает на личность, то значит, эта личность рассматривается в какой-либо связи с ее эмоциональной и нравственной жизнью. Таким образом, когда мы указываем на Господа через Его Сердце, мы подразумеваем Его Самого, открывающего нам Свое Сердце, Его, любящего и доброго. Полноценная Личность Господа "представлена, суммирована" в Его Сердце, как и всё на свете - соединено в Господе!

С самых ранних времен Церковь почитала жертвенную любовь Христа к людям, для которой существовали различные мистические символы. Почитание Святейшего Сердца Иисуса – один из них.

Данная духовная практика своими корнями уходит в древнюю историю Церкви, эти следы можно обнаружить, в частности, в монастырях цистерцианок в Саксонии в XIII веке (видения св. Матильды и св. Гертруды Хельфтской), в жизнеописаниях средневековых святых, в практиках доминиканского, францисканского и картезианского орденов.

Почитание Сердца Иисуса практиковалось среди последователей devotio moderna («нового благочестия», принятого в общинах «Братьев совместной жизни» в Нидерландах), поддерживалось некоторыми членами возникших в XVI веке новых монашеских орденов – иезуитами и ораторианами, а также «старых» орденов – бенедиктинцами, кармелитами, францисканцами, и известными в Европе учителями аскетики.

В XVII веке посвященные Сердцу Иисуса поклонение и медитации практиковались многими святыми и учителями аскетизма. Почитание Святейшего Сердца все более распространялось среди иезуитов, бенедиктинцев, кармелитов, францисканцев. Иезуиты помещали изображение Сердца Иисусова на обложках своих книг и на стенах храмов. Святейшее Сердце почитали св. Франциск Сальский, св. Алозий Гонзага, св. Франциск Борджия, св. Марина де Эскобар. Видения касательно Него имели некоторые монахини — мать Анна-Маргарита Клемент (ум. 1661) и Жанна-Бенин Гойо (ум. 1692).

Огромную роль в распространении культа Сердца Иисуса сыграли мистические видения монахини Маргариты Марии Алакок. Иисус явился ей в октаву праздника Божия Тела 1675 г. и повелел добиваться установления праздника в честь Его Сердца.

Сестра Алакок получила поддержку со стороны своего духовника-иезуита Клода де ла Коломбье. В 1684 г. увидела свет книга Коломбье с описанием видений Маргариты Марии, в 1691 г. – биография Маргариты Марии, принадлежащая перу иезуита Жана Круазе, а в 1698 г. – ее собственная книга о почитании Сердца Иисуса. Все они пользовались огромной популярностью в среде французского духовенства, монашества и набожных мирян. Некоторое время формы почитания Святого Сердца, восходящие к отцу Жану Эду, существовали параллельно с традицией Маргариты Марии Алакок и отца де ла Коломбье. Впоследствии оба движения слились воедино.

Почитание Сердца Иисусова ширилось, возникали многочисленные братства, посвященные «Святому Сердцу». В 1720 г. зафиксировано первое публичное – вне монастырских стен и приватных богослужений церковных братств – поклонение Сердцу Иисуса и всеобщее посвящение ему.

В 1765 г. Папа Климент XIII полуофициально утвердил его для Франции в 1765 г. В 1794 году Папа Пий VI в своей булле «Auctorem fidei» защищал почитание Сердца Иисуса от нападок янсенистов.

В 1856 г. Папа Пий IX провозгласил праздник Сердца Иисуса обязательным для всей Церкви.

Папа Лев XIII в 1889 г. поднял его ранг до наивысшего (solemnitas – «торжество») и рекомендовал посвящение всего мира Сердцу Иисуса.

Прежде подобная практика существовала лишь в отдельных монастырях и братствах, однако в 1875 году – в ознаменование 200-летия явления Иисуса Маргарите Марии Алакок – такие посвящения прошли по всему католическому миру.

11 июня 1899 года Папа Лев XIII сам посвятил Сердцу Иисуса всё человечество, назвав это «великим деянием» своего понтификата.

Об этом посвящении его попросила португальская монахиня Мария Святого Сердца из конгрегации Доброго Пастыря, утверждавшая, что ее об этом, в свою очередь, попросил Сам Иисус Христос. Она умерла в день праздника Пресвятого Сердца, за два дня до «великого деяния» Льва XIII. Лев XIII также утвердил вотивную Мессу Сердцу Иисуса, которая отныне должна была совершаться по первым пятницам месяца.

В первой половине XX века, в период тягчайших испытаний, выпавших на долю европейского человечества, культ Сердца Иисуса стал особенно популярен. В это время были канонизированы предтечи почитания Пресвятого Сердца: сестра Маргарита Мария Алакок – в 1920 г., отец Жан Эд – в 1925 г. (в 1903 году папа Пий IX провозгласил Эда носителем героических добродетелей и присвоил ему титул «автора богослужений Святейшему Сердцу Иисуса и Святому Сердцу Девы Марии»), а отец Клод де ла Коломбье был причислен к лику блаженных в 1992 году. Папа Пий XII посвятил почитанию Сердца Иисуса специальную энциклику (1956 г.).

Правильный семантический и духовный смысл и более глубокое обоснования практике почитания Сердца Иисуса сформулировал немецкий богослов-иезуит Карл Ранер. Он указал на символическое значение «сердца» как пра-Слова, пра-Понятия, на котором основываются Священное Писание и древняя церковная практика, а также как центра личности, средоточия человеческого «я» как такового. Тем самым мы можем говорить о богословско-антропологических основаниях данной духовной практики:

Сердце Иисуса – это центр Его воспринятой ипостасью Слова человечности, исполненное милосердной любви Богочеловечество Христово.

Литургические тексты праздника подчеркивают необходимость уподобления сердцу Иисуса и умению узнавать Его в братьях, а префация указывает на пробитое копьем Сердце Иисуса как источник освящающей благодати таинств p508 08Крещения и Евхаристии, без которых невозможно Спасение.

В современном церковном календаре Сердцу Иисуса, кроме специального праздника, посвящаются каждая первая пятница месяца и весь месяц июнь.

Источник
Tags: Святейшее Сердце Иисуса, история, религия, религпросвет, статьи
Subscribe

  • Молитва

    В руки Твои, Господь, сердце отдаю, Кровью Твоей, Господь, мою душу исцели. Ты, только Ты, можешь вглубь души войти, Ты, только Ты, можешь…

  • Верю Тебе, Боже

    Верю Тебе, Боже, Ты простил мой грех, Кровию Своею искупил нас всех, Из любви решил Ты крест на плечи взять, Жизнь отдать, чтоб в этом хлебе с…

  • Anima Christi

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments