Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

Categories:
  • Mood:

Мурильо. Святое семейство с птицей



Бартоломе Эстебан Мурильо.Святое Семейство с птичкой (ок. 1650). Музей Прадо, Мадрид

Выдающийся живописец, представитель севильской школы, мастер религиозной и жанровой живописи, Мурильо в 1660 стал создателем и первым президентом Академии художеств в Севилье. Его творчество - блистательное завершение «золотого века» испанской живописи. Прекрасный колорист мастерски умел передавать на своих полотнах и глубокое счастье материнства, и неувядающую красоту севильских женщин.

Недаром Мурильо получил прозвище «художник Мадонн».
Евангельский сюжет, связанный с тихими семейными радостями, отличается необыкновенной по задушевности теплотой и абсолютно свободен от всего сверхъестественного.

Мурильо разворачивает перед зрителем сцену из обычной повседневной жизни Святого семейства, изображая его в скромной обстановке, с трогательными бытовыми подробностями, характерными для Севильи той эпохи.

Произведение относится к одним из ранних работ автора, что хорошо прослеживается в преобладании бурых оттенков, жёстком моделировании форм, основательной прорисовке и плотной живописной манере, а также в прямом свете, который высвечивает изображения Младенца Иисуса и собачки, с которой он играет. Дева Мария, изображенная сматывающей шерстяную пряжу, с нежностью смотрит на своего сына, удерживаемого Святым Иосифом.

В этой удивительно теплой композиции нет ничего сверхъестественного, мистического. Перед нами просто идиллическая сценка из жизни испанского семейства. Младенец держит в руке маленькую птичку. Белая собачка, сидящая рядом, умильно смотрит на нее. Отец бережно и ласково поддерживает мальчика и, возможно, что-то говорит то ли ему, то ли собачонке.

Мать на минуту отвлеклась от своего рукоделия и с нежной и слегка утомленной улыбкой наблюдает за этой сценой. Обратите внимание на то, что святой Иосиф (отец) изображен здесь не убеленным сединами старцем, как это обычно принято, а молодым, полным сил мужчиной.

Нет в этой картине и традиционных для религиозных полотен нимбов над головами персонажей. Благодаря своей будничности вся композиция напоминает религиозные работы голландских и фламандских мастеров, часто трактовавших сюжеты Священного Писания в бытовом ключе. Однако, скорее всего, Мурильо не имел в виду повторять голландцев, когда писал свое "Святое Семейство".

Более уместно предположить здесь другое. Вполне возможно, что Мурильо, будучи художником "автобиографическим", изобразил в "Святом Семействе" досуги своей собственной семьи, дав картине соответствующее название лишь для того, чтобы "оправдать" ее появление на свет.

Трудно представить себе более совершенный пример проникновения натурализма в религиозную тематику, что, вообще говоря, характерно для испанской школы живописи.

Источник
Tags: Святое Семейство, живопись, искусство, религия
Subscribe

  • Весенний дендропарк

    Любимая центральная аллея парка. Но вот не могу понять, зачем Доброго Бармалея размалевали как последнего шлюхана. Журчат ручьи... Хотя…

  • Весенняя выставка в парке

    После прогулки было очень тепло на душе. Весна, наконец, пришла. Приятно смотреть, как дети ей…

  • Москвариум - Океанариум

    Ходили в воскресенье в это разрекламированное место. Там хорошо, но два минуса - толпы народу и ужасная бюрократия при оформлении льготных билетов.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments