Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

Categories:
  • Mood:

Помпео Джироламо Батони «Святое семейство» (1777)

Помпео Джироламо Батони (1708 - 1787) был одним из самых знаменитых итальянских художников своего времени, а его покровителями и коллекционерами были королевские особы и аристократы со всей Европы. Известность и репутация мастера заметно ослабли в XIX веке и вновь возросли к XX веку.
Итальянский художник и рисовальщик, сын выдающегося ювелира, Помпео называют «последним старым мастером Италии», и он, действительно, был одним из последних великих итальянских мастеров, работавшем в Риме. Кроме того, Батони был ведущим портретистом XVIII века в Риме, а также высочайшим мастером аллегорических и мифологических работ. Помпео прославился прежде всего как религиозный историк.

Первая выставка, посвященная Помпео Батони, была проведена в его родном городе Лукке в 1967 году, две другие были организованы в Лондоне и Нью-Йорке в 1982 году. Большое количество иностранных гостей, путешествующих по всей Италии и достигающих Рима во время их «Гранд Тура», заставили художника специализироваться на портретах. Хотя Батони считался лучшим итальянским художником своего времени, в современных хрониках упоминается его творческое соперничество с Антоном Рафаэлем Менгсом. Вдохновение Батони черпал из элементов классической античности, французского рококо, болонского классицизма, а также работ Николя Пуссена, Клода Лоррена и особенно Рафаэля. Ныне Помпео Батони считается предшественником неоклассицизма.



Большой холст «Святое семейство» (1777) Помпео Батони создал не по заказу, а для себя. Написал и целых 5 лет продержал в своей мастерской, до тех пор, пока ее не посетили наследник русского престола царевич Павел Петрович и его жена Мария Федоровна (1728 год). Они приобрели понравившуюся картину в подарок своей матери, императрице Екатерине II. Присущие Батони живописные элементы очень отчетливо проявляются в этой работе: гладкое плотное наложение краски, элегантное звучание цвета, замечательная чистота рисунка.

Фигуры Марии с младенцем на руках и мальчика Иоанна Крестителя несколько абстрактны в своем совершенстве. Молодого Иоанна зритель узнает по одежде из шерсти и кресту в руках. Батони является одним из создателей классицизма, но его искусство никогда не принадлежало этому стилю полностью. В «Священном семействе» создан целый сюжет - Иосиф, который читает Библию и ненароком смотрит на Иисуса, Елизавета, которая хочет взять ребенка на руки. Мария одета скромно: на ней бежево-золотой платок, небесно синяя мантия и розовое платье. Художник использовал насыщенную контрастную палитру, акцентировав фигуру Марии с Младенцем с помощью светотеневой техники.

Помпео дал понять - это главные герои картины. Младенца зритель видит в белом одеянии (этот белый цвет создан мастерски, свечение подчеркивает святость своего героя). Тон кожи Мланденца самый светлый и мягкий из всех тонов героев (это очень знаменательно). Особенно притягательна интерьерная часть: стол, за которым сидит Иосиф, покрыт красным ковром и украшен прелестным букетом из роз и лилий. Оба цветка - символы Марии, но в то же время букет придает особый уют атмосфере комнаты и дополняет композицию.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/070120/45122/
Tags: Святое Семейство, живопись, искусство, религия
Subscribe

  • К Богородице

    Богородица слёзы приемлет Наших душ, покаяньем омытых. Нам, нечистым, Пречистая внемлет И читает, как в книгах раскрытых, Все слова, что ещё не…

  • О животных в блокаду

    Блокадный кот Рассказ пережившей блокаду Елена Заостровцева БЛОКАДА... Слово жуткое какое... Костлявый ад и голод в нём слышны. Будь проклят тот,…

  • Письмо из блокадного Ленинграда

    «Только вчера послала тебе, мой мальчик, письмо. А сегодня вечером пишу снова. Знаешь, Пашенька, я давно хотела написать тебе РАДОСТНОЕ письмо.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments