Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

Category:
  • Mood:

Путешествие по саду Девы Марии ч.1

Догмат о Непорочном Зачатии

Особое почитание Богородицы закрепилось в христианской традиции еще в святоотеческую эпоху. Согласно учению Католической Церкви, догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии является догматическим закреплением веры, которая присутствовала и ранее среди народа в форме Предания, хотя и не в открытой форме.

Наиболее раннее свидетельство доктрины Непорочного Зачатия Девы Марии в сформулированном виде содержится в трактате Эдмера, биографа святого Ансельма Кентерберийского, «De Conceptione Sanctae Mariae» (XII в.). Эта доктрина, однако, отклонялась такими богословами, как Бернард Клервоский, Александр Гэльский, Бонавентура и Фома Аквинский. Последние, хотя и верили в чистоту Девы Марии, не соглашались с утверждением о благодатной защите Ее от первородного греха во время зачатия, усматривая в этом противоречие с учением об искуплении Иисусом Христом всех людей. Устранение данного противоречия пробовали обосновывать в своих трудах Уильям Уэрский и особенно блаженный Иоанн Дунс Скот, который полагал, что Мария была освобождена от первородного греха в предвидении будущего искупления Иисусом Христом.

Полемика на эту тему продолжалась достаточно долгое время. В 1476 году Папа Сикст IV запретил противоположным сторонам обвинять друг друга в ереси. В 1617 году Папа Павел V запретил публично опровергать Непорочное Зачатие. Папа Григорий XV заявил, что Святой Дух не открыл Церкви всей тайны Непорочного Зачатия, однако этот Папа еще более ужесточил запрет Павла V, распространив его на любые высказывания против этой доктрины в письменной форме. В 1661 году Александр VII зафиксировал всеобщее церковное почитание Непорочного Зачатия специальной буллой, хотя и не провозгласил однозначного догматического определения. Такое определение было провозглашено только Папой Пием IX 8 декабря 1854 года в апостольской конституции «Ineffabilis Deus».

Оно звучит так: «… Мы заявляем, провозглашаем и определяем, что учение, которое придерживается того, что Блаженная Дева Мария была с самого первого момента Своего Зачатия, особой благодатью и расположением Всемогущего Бога, ввиду заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, сохранена не запятнанной никаким пятном первородного греха, является учением, данным в Откровении Богом, и потому в него должно твердо и постоянно верить всем верным. Эта Чсияющая и совершенно уникальная святость“, которой Она Чодарена с первого мига Своего зачатия“, целиком дана Ей Христом: Она Чискуплена возвышеннейшим образом в предвидении заслуг Ее Сына“».

В конституции «Ineffabilis Deus» Папа Пий IX обращается, прежде всего, к так называемому Протоевангелию, содержащемуся в словах, обращенных к змею: «И вражду положу между тобою и между женой, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову» (Быт 3, 15). Согласно католическому пониманию, в этих словах заключено пророчество о женщине, которая будет находиться во вражде с сатаной, поскольку будет свободна от греха.

Согласно древней легенде, на заре мироздания были сотворены бесплотные духи. Им было открыто, что они должны будут поклониться мужчине и женщине. Ангел Света противостал этому, сказав, что никогда не склонит колена перед низшим творением. После изгнания он решил погубить Адама и Еву, которых считал теми самыми мужчиной и женщиной, перед которыми ему придется преклониться. И сильнейшим образом ошибся. Ибо Бог имел в виду Иисуса Христа и Марию. Понял сатана свою ошибку только после смерти Иисуса на кресте.

Обычно иконография Непорочного Зачатия Девы Марии такова: Мария, стоящая на полумесяце в лучах солнца, созерцает лик Бога (чаще всего взгляд Ее обращен вверх). Повлияло на это изображение явление Божией Матери в Гваделупе в 1531 году. Оно стало как бы иллюстрацией к словам Откровения Иоанна Богослова: «Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». Позже Богоматерь изображают попирающей ногами змея, иллюстрируя слова из Книги Бытия о вражде между змеем и женою (они указывают на свободу Девы Марии от греха). Во францисканской традиции, в подтверждение учения Иоанна Дунса Скота о предвидении будущего искупления Иисусом Христом, рядом с Марией появляется Младенец Иисус, поражающий змия в голову крестом.

Часто рядом с Марией изображают ангелов. Нередко они держат в руках атрибуты, указывающие на добродетели Марии. В наших размышлениях мы остановимся на этих добродетелях, имеющих глубокое духовное значение и несущих для нас послание.

Монастырский сад как образ Рая

«Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник» (Песн 4, 12).

Так называет Марию, согласно толкованию Святых Отцов, книга Песни Песней. В Средневековье монахи часто разводили сады во внутреннем дворе монастыря, окруженном крытыми арочными коридорами. Они наделяли растения и пространственные формы сада богатой символикой. Эти сады были отражением потерянного человеком рая. По примеру Эдема, описанного в Книге Бытия, посреди сада часто ставили колодец – как источник живой воды, оттуда в четыре стороны бежали аллеи, символизировавшие райские реки, иногда, если это было возможно, какую-нибудь аллею заменяли ручьем. Стороны сада символизировали четыре стороны света, четырех евангелистов и мысль о провозглашении Евангелия всем народам. И также – четыре кардинальные добродетели: мужество, умеренность, справедливость и рассудительность. Человек, ухаживавший за садом, должен был постоянно размышлять о Боге и развивать в себе образ рая.

Этот райский двор – мистическая резиденция Марии. Цветы, которые там сажали, символизировали качества Марии, Матери Иисуса, и относились к Ее жизни и евангельским событиям.

Нередко в центре этой резиденции Марии росла яблоня или вишня, самое многозначное растение в райском саду. Оно обозначало искупление первородного греха, бессмертие, любовь, плодородие. Плоды этого дерева символизировали вечность и царственное достоинство Марии.

Как мы знаем, библейский текст не определяет сорта райского дерева (разные традиции дают ему разные имена – смоковница, гранатовое дерево, виноградная лоза). И только латинская традиция указывает на яблоню. Яблоко на латыни – «malum», зло – тоже «malum».

Латинская традиция опирается на стих из Евангелия от Матфея: «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым; ибо дерево познается по плоду» (Мтф 12, 33). Яблоко поэтому и стало символом первородного греха, смерти, искушения, начала погибели человечества, похотливости плоти, источника зла и закваски всякой испорченности.

Начало зла необходимо было исцелить началом добра. Так как Мария была свободна от первородного греха, Она явилась соответствующим лекарством. Необходимо было то, что во времени существует до греха, – состояние благодати. В этом смысле Мария – как цветок яблони, который предваряет плод – яблоко. В интерпретации Оригена яблоня метафорически указывает на Самого Христа. В Песни Песней невеста говорит: «Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей» (Песн 2, 3). И Беда Достопочтенный, и Рабан Мавр в своих толкованиях этого текста говорили, что яблоня – это Христос. Он искупил первородный грех. В Раю ни один плод не был плохим, ибо всё, что сотворил Бог, было хорошо. Только человек обратил добро во зло, когда не отверг искушения сатаны. Яблоко в руке Пресвятой Девы Марии – это символ Христа, как плод Ее лона Он исправил зло райского плода. Мария – «вторая Ева», а Младенец, держащий яблоко, указывает на себя как на нового Адама, который совершил искупление всех людей.

Периоду Адвента, как и самому Рождеству, сопутствует ель, вечнозеленое дерево, древо жизни, символ вечной жизни. Задумывались ли вы, почему мы украшаем ее разноцветными шарами, традиционно – красными и золотыми? Шары символизируют плоды, яблоки, некогда запрещенные нам, но сейчас, с воплощением Христа, нашего Спасителя, доступ к этим плодам нам открыт. И, следовательно, открыты и врата жизни вечной. Яблоко – символ космоса, творческой силы Бога, воздвигающей все сферы, небесного, земного и преисподнего, к бытию. Отсюда – королевское яблоко, держава, обозначающее универсальный характер власти, и оно увенчано крестом! Согласно легенде, Мельхиор, один из трех волхвов, подарил Младенцу золотое яблоко. Оно круглое – не имеет ни начала, ни конца, кружит и обегает все концы земли, оно всегда в движении, в отличие от статичности этого мира. Такова природа Бога.

И этот плод нам подарила Мария. Псевдо-Амвросий такими словами сравнивает Ее с Евой: «Как зло пришло посредством жены, так и добро пришло посредством жены, из-за Евы мы пали, благодаря Марии мы стоим. Из-за Евы мы унижены, вознесены через Марию. Посредством Евы мы порабощены, через Марию получили свободу. Ева подвергла нас действию времени, Мария отдала нас вечности. Из-за Евы мы приговорены к осуждению посредством плода дерева, Мария через дар дерева получила прощение, ибо Христос был на кресте, как плод». Плоды вишни имеют сок, похожий на кровь, поэтому вишня появляется в райском саду, как символ крови Спасителя, пролитой на кресте. И этой искупительной жертвой искуплено все человечество, в том числе и Мария.

Источник

Продолжение следует...
Tags: Богородица, Лорето, Непорочное Зачатие Богородицы, догматы, история, молитва, религия, религпросвет, святые, статьи, цветы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments