Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

Category:
  • Mood:

3 неделя Великого Поста - Среда

Иисус, используя разнообразные метафоры, учит нас важной истине: путь жизни и святости требует полноты духовного развития. Горчичное зерно превращается в большое дерево, в ветвях которого находят себе приют птицы небесные; пшеница созревает и дает налитые колосья… Процесс созревания имеет свои противоречия, временами он кажется совершающимся слишком медленно, а главным его содержанием остается развитие добродетелей. Освящение повседневной жизни предполагает упражнение во многих естественных и дарованных свыше добродетелях: веры, надежды, любви, справедливости, мужества, трудолюбия, обязательности, оптимизма…



Условием возрастания добродетелей является практика повторения добрых поступков. Таким образом в душе формируется склонность, облегчающая их совершение в дальнейшем. Например, человеку, который встает рано утром, ощущая при этом, по выражению Святого Эскривы, “героическую минуту”, и, следовательно, побеждающего свою лень, будет куда легче тщательно исполнять иные, большие и малые обязанности. Так и спортсмен улучшает свою физическую форму в процессе тренировок и, тем самым, обретает способность ко все более совершенному исполнению тех же упражнений. Добродетели способствуют духовному росту человека. Они облегчают ему совершение добрых поступков, формируют готовность в любой момент дать немедленный и правильный ответ на требования Бога. Без добродетелей – этих добрых навыков, приобретаемых посредством повторения соответствующих поступков, – всякое благое действие становится слишком трудным и “дорогостоящим”, и представляет собой скорее исключение, чем правило. Не имея добродетелей, гораздо легче впасть в отдаляющие нас от Бога прегрешения.
Повторяющиеся поступки оставляют в душе след в форме навыков, которые, в зависимости от того добрые они или злые, будут во всех наших будущих начинаниях подталкивать нас к добру или ко злу.

Можно предположить, что человек, которому свойственно делать добро, поступит так же и
в самой трудной ситуации. В этом ему поможет навык делать добро, т. е. добродетель. По
этой причине важно изгладить последствия прежних грехов покаянием: в таком случае прошлые грехи перестают быть соблазном, подталкивающим к новым грехам. Глубина покаяния должна быть прямо пропорциональна глубине падений и продолжительности времени, проведенного в отдалении от Бога: ведь и “рубцы души” в последнем случае более глубоки.

Упражняясь в добродетелях, мы в любой момент сможем найти тропу, ведущую к Богу. Если христианин, укрепляемый благодатью Божией, не только избегает любого повода ко греху и мужественно борется с искушениями, но и устремляется к требуемой Богом святости, он все больше проникается той истиной, что христианская жизнь нуждается в развитии добродетелей, а также в очищении от грехов и умении верно отвечать на действия Божией благодати в земной жизни. В период Великого Поста Церковь как раз призывает нас возрастать в добродетелях и приобретать навык делать добро.

Быть святым – значит ежедневно упражняться в добродетелях, оставаясь при этом в своей обычной среде. Освящение – это целиком и полностью дело Божие. Ведь это Бог по безграничной благости Своей возжелал диалога с человеком и привил его естеству способность открыться на
сверхприродное действие благодати. В конечном счете, только Бог может спасти человека.
Однако при всем том от человека требуется сотрудничество. Человек может сотрудничать с Богом, в чем и состоит его величие… Человек совместно с Богом творит мир, человек совместно с Богом творит свое собственное спасение. Обóжение человека исходит от Бога. Однако и здесь человек должен содействовать Богу (Иоанн Павел II, Переступить порог надежды, 29).


Упражняясь в естественных добродетелях – добродетелях постоянства, обязательности, правдивости, сердечности, вежливости – мы делаем свою душу более восприимчивой к внушениям Духа Святого. Вполне очевидно, что, не располагая элементарными естественными добродетелями,
невозможно возрастать в святости. Человеческие добродетели, приобретенные воспитанием, сознательными действиями и неизменным постоянством усилий, очищаются и возвышаются Божественной благодатью. С помощью Божией, они выковывают характер и делают естественным следование добру. Добродетельный человек испытывает счастье от верности добродетелям. (Катехизис Католической Церкви, 1810)

Христианин призван упражняться в добродетелях ежедневно и в любой ситуации: легкой, тяжелой или очень тяжелой. Сегодня, как и всегда, Господь ждет героизма от христиан. Если надо, то и в больших сражениях, но, как правило – в мелких повседневных стычках (Св. Х. Эскрива, Христос проходит рядом, 82). Подобно тому, как растение впитывает соки из почвы, на которой оно растет, так и духовная жизнь христианина и его добродетели коренятся в конкретном мире, в котором ему приходится жить: на работе, в семье, в радостях и печалях, в хороших и плохих новостях…

Все это должно служить любви к Богу и целям апостольского свидетельства. Одни события
побудят нас к благодарению, другие напомнят о нашем богосыновстве; иные обстоятельства
потребуют от нас мужества, иные – всецелого упования на Бога… Нам не следует забывать
о системном характере добродетелей: возрастание одной из них оказывает влияние на все
прочие, а единство всем добродетелям, благодаря которым человек становится совершенным, придает любовь (Св. Альфонс Лигуори, Упражнение в любви к Иисусу Христу, 1).

Нельзя, стремясь к святости и имея желание участвовать в апостольском служении, пассивно ожидать “благоприятной ситуации”. Наиболее полезны как раз вот эти, сегодняшние обстоятельства. Уверяю вас, дети мои, когда христианин делает с любовью самое
ничтожное дело, дело это преисполняется славой Божией. (…) Оставьте мечтанья и вымыслы, оставьте то, что я обычно называю мистикой типа ”Ах, если бы!..”: ”Ах, если бы только я не женился!”, ”если бы имел другую профессию”, ”…был поздоровее”, ”…помоложе”, ”…постарше”… Трезво обратитесь к самому насущному, к самой очевидной реальности; где она, там и Господь. (Беседы с о. Эскрива, 116)


Жить в ожидании подходящих для обретения святости ситуаций и обстоятельств – значит согласиться с тем, что наша нынешняя жизнь пуста и бессмысленна. Обдумывая сегодняшнее размышление, нам следует в присутствии Бога задать себе несколько вопросов. Действительно ли мы стремимся ко все более полному единению со Христом? Используем ли мы конкретную ситуацию каждого дня для упражнения в естественных и даруемых свыше добродетелях? Стараемся ли мы сильнее любить Бога, исполняя свои повседневные обязанности более добросовестно и с более чистыми намерениями?

Фр. Карвахал "Размышления на Великий Пост"

Задание на день: Все дневные труды и сложности пожертвовать Богу. Задать себе в конце дня вопрос: "Вот я прожил еще один день. Кому-нибудь от этого было хорошо?"
Tags: Великий пост, книги, размышления на Великий Пост, размышления о вечном, религия, святые, христианская литература, цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments