Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

Category:
  • Mood:

3 неделя Великого Поста - Вторник

В наших отношениях с людьми, – на работе, с приятелями, в семье, – в любом ежедневном общении практически неизбежны столкновения и конфликты. Может случиться, что нас кто-то обидит, что с нами поступят непорядочно, что нами будут пренебрегать. Все это может происходить достаточно часто. Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Это означает: должен ли я прощать всегда? Именно такой вопрос задает Петр Господу в Евангелии, читаемом на сегодняшней Литургии (Мф 18,21 35). Та же тема превалирует в сегодняшней молитве: сможем ли мы прощать во всех обстоятельствах? Делаем ли мы это охотно?

Мы знаем, какой ответ дал Иисус Петру, а, вместе с тем, и нам: Не говорю тебе: до
семи, но до семижды семидесяти раз.
Это означает – всегда. Господь требует безграничного
прощения от Своих непосредственных последователей. Он хочет видеть в Своих учениках людей благородной души. Он желает, чтобы мы подражали Ему. Всемогущество Божие, – говорит Святой Фома Аквинский, – прежде всего выражает себя в прощении и милосердии, поскольку именно в добровольном прощении являет себя высшее могущество (Св. Фома Аквинский, Сумма богословия, I, 25, 3,3), а потому, ничто иное так не уподобляет нас Богу, как постоянная готовность прощать (Св. Иоанн Златоуст, Проповедь на Евангелие от Матфея, 30,5). Именно здесь проявляется величие нашей души.



Мы не должны вспоминать о тех обидах, которые нам были нанесены, о тех несправедливостях и унижениях, от которых мы страдали, – ибо недостойно сына Божия предъявлять список нанесенных обид (Св. Х. Эскрива, Ближние Гопода, 309). Следует отмежеваться от всяческих обид, даже если наши ближние не исправляются, даже если они снова и снова обижают нас и вызывают у нас раздражение. Наше сердце должно оставаться здоровым и свободным от какой бы то ни было ненависти.

И прощать нам следует искренне, от всего сердца. Мы должны прощать так, как прощает Бог. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим – ежедневно повторяем мы, произнося молитву “Отче наш”. Речь тут идет о немедленном прощении, когда обида не таится даже на мгновение, когда оппонента не унижают, когда обходятся без театральных жестов и драматизации. В большинстве случаев вовсе не следует говорить: “я прощаю тебя”, достаточно улыбнуться, сменить тему разговора, выказать свое расположение; простить раз и навсегда, как если бы ничего не произошло.

Для упражнений в прощающей любви не нужно ждать тяжкого оскорбления. Достаточно обычных складывающихся ежедневно ситуаций, будь то домашние ссоры по малозначительному поводу, невежливость в общении и недовольство, причиной которых часто является усталость людей, с которыми мы встречаемся на нашем рабочем месте, на улице, в общественном транспорте…

Наша жизнь была бы мало похожа на жизнь христианина, если бы малейшая неприятность остужала нашу любовь, отдаляла нас от других и ввергала в уныние. Было бы весьма прискорбно, если бы нанесенное нам оскорбление делало нас несчастными, нарушало мирное расположение духа, заставляло нас забыть о постоянном присутствии Господа. Чрезмерная чувствительность может принести очень много вреда. Нам следует провести испытание совести, чтобы выявить истинный характер наших реакций на неприятности, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Идти за Христом – значит уметь распознавать как в мелких неприятностях, так и в больших обидах вехи на пути к святости.

Сколько же ошибок мы совершаем в ходе мелких повседневных конфликтов! Многие из них лишь стимулируют наши опасения и подозрения. Скольких же семейных размолвок удалось бы избежать, если бы мы поняли, что часто причиной агрессии является физическая усталость наших близких после долгого трудового дня! Кроме того, если ты сам ложным образом интерпретируешь чужие намерения, то не можешь требовать понимания по отношению к самому себе.

Снисходительность побуждает нас к доброжелательной открытости по отношению к другим, она располагает нас смотреть на них с симпатией. Она проникает в сокровенные глубины и позволяет увидеть там то доброе, что есть в каждом человеке.

С другой стороны, подлинно снисходительным может быть только смиренный человек. Он не преувеличивает мелких погрешностей других и не пытается приуменьшить или оправдать куда более значительных собственных грехов и ошибок. Гордость же является кривым зеркалом, искажающим истинное положение дел.

Смиренный человек объективен. Именно поэтому он может питать уважение к другим людям, относиться к ним снисходительно, прощать их недостатки. Проступки ближнего не ввергнут смиренного человека в соблазн. Не существует такого греха или преступления, совершенного другим человеком, – пишет Блаженный Августин, – которого я сам не мог бы совершить из-за своей слабости. А если я их и не совершил, то только потому, что Бог по милосердию Своему не допустил этого и сохранил меня в добром служении (Бл. Августин, Исповедь, 2,7).

Мы также способны открывать добродетели и в окружающих нас людях. Они дают нам уроки трудолюбия, самопожертвования, радости… Только не стоит слишком задерживаться на их недостатках – за исключением тех случаев, когда это необходимо, чтобы помочь им, прибегая к евангельскому средству братского вразумления. (Св. Х. Эскрива, Ближние Гопода, 20)

Пресвятая Дева Мария научит нас прощать, если мы попросим Ее об этом. В Кане Галилейской Она не стала обвинять людей, у которых не хватило вина, но постаралась сделать все возможное, чтобы разрешить проблему, возникшую по недосмотру. Она поможет и нам в обретении тех добродетелей, в отсутствии которых мы склонны временами подозревать других.

Фр. Карвахал "Размышления на Великий Пост"

Задание на день: Помириться с тем, с кем находишься в ссоре, если таковой человек есть. Попросить прощения у других, если есть за что. И прочитать молитву о недоброжелателях.

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.

Враги решительнее друзей толкают меня в объятия Твои. Друзья тянули меня к земле, враги разрушали все надежды мои на земное. Они сделали меня странником в царствах земных и ненужным жителем земли. Как преследуемый зверь быстрее находит себе убежище, чем непреследуемый, так и я, гонимый врагами, укрылся под покровом Твоим, где ни друзья, ни враги не могут погубить душу мою.

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.

Они вместо меня исповедали перед миром грехи мои.

Они бичевали меня, когда я сам жалел бичевать себя.

Они мучили меня, когда я от мук бегал.

Они поносили меня, когда я льстил себе.

Они плевали в меня, когда я был горд собой.

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.

Когда я считал себя мудрым, они называли меня безумцем.

Когда я считал себя сильным, они смеялись надо мной, как над карликом.

Когда я стремился быть первым, они теснили меня к последним.

Когда стремился к богатству, они били меня по рукам наотмашь.

Когда я собирался спать мирно, они будили меня ото сна.

Когда я строил дом для долгой и тихой жизни, они разрушали его и изгоняли меня.

Воистину, враги отлучили меня от мира и помогли рукам моим дотянуться до края одежд Твоих.

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.

Благослови их и умножи, умножи и сильнее ожесточи на меня.

Да будет бегство мое к Тебе безвозвратным.

Да истают надежды мои на земное, как паутина.

Да воцарится смирение в душе моей.

Да станет сердце мое могилой близнецам злобным – гневу и гордости.

Да соберу на небесах все сокровища свои.

Да освобожусь навсегда от самообольщения, запутавшего меня в страшную сеть жизни призрачной.

Враги открыли мне то, что немногим ведомо: нет у человека врагов, кроме него самого.

Тот лишь ненавидит врагов, кто не познал, что враги не враги, но друзья взыскательные.

Воистину, трудно сказать мне, кто сделал мне больше добра и кто причинил больше зла – враги или друзья.

Посему благослови, Господи, и друзей, и врагов моих.

Раб клянет врагов, ибо не ведает. Сын их благословляет, ибо ведает.

Ибо ведает сын, что враги не властны над жизнью его. Потому ходит он среди них свободно и молится о них ко Господу.

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.
Tags: Библия, Великий пост, книги, молитва, размышления на Великий Пост, размышления о вечном, религия, святые, христианская литература, цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments