Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

Category:
  • Mood:

1-е воскресенье Великого Поста

Великий Пост напоминает нам о сорока днях, проведенных Иисусом в пустыне для
подготовки к годам проповедничества, которые достигают своей кульминации в Распятии
и славе Воскресения. Сорок дней молитвы и покаяния. И в конце – рассказ, который пред-
лагается нам в Евангелие, читаемом на сегодняшней Литургии, для молитвенных размы-
шлений об искушении Христа (ср. Мф 4,1-11). Бог, дающий Себя искушать, позволяющий
лукавому действовать. Событие, полное тайны, которую человеку понять не дано, но о
которой мы можем размышлять, прося Господа открыть нам содержащиеся в ней поуче-
ния.



Диавол впервые открыто вмешивается в жизнь Иисуса. Он подвергает нашего Гос-
пода испытанию. Может быть, он хочет убедиться воочию, наступило ли уже мессианское
время. Иисус позволил ему действовать подобным образом, чтобы дать нам пример смире-
ния и научить нас бороться с искушениями, которые довлеют над нами в течение всей нашей
жизни. Поскольку все, что Господь делал, Он делал для того, чтобы дать нам поучение,
говорит Св. Иоанн Златоуст, – Он восхотел также удалиться в пустыню и там вступить
в бой с диаволом, дабы крещеные, которые терпят великие искушения после крещения, не
тревожились по этому поводу: ведь именно этого и следовало ожидать.


Иисус захотел на собственном примере продемонстрировать ту истину, что никто из
нас не может ощущать себя свободным от великого искушения. Искушение нашего Господа
– это также искушение рабов Его, причем каждого из них – индивидуальным образом. Мас-
штаб, разумеется, иной. Диавол, конечно же, не предложит мне или вам все царства мира.

Он хорошо знает рынок и, как хороший продавец, предлагает как раз то, что, по его мне-
нию, клиент может взять. Я допускаю, что он, и притом с достаточным основанием, пола-
гает, что абсолютное большинство из нас можно купить за пять тысяч фунтов стер-
лингов в год, а очень многих – и за меньшую сумму. Он не пытается также столь явным
образом диктовать нам свои условия, хотя его предложения всегда приходят к нам в при-
влекательной упаковке. Но как только он видит, что удобный момент настал, он, не медля
ни минуты, подсказывает нам, каким именно образом мы можем приобрести то, что мы
желаем, соглашаясь при этом на неверность по отношению к себе самим и, не раз, на невер-
ность по отношению к нашей католической вере.

Диавол искушает нас, используя при этом потребности и слабости человеческого естества.
Проведя сорок дней и сорок ночей в молитве и посте, Иисус наверняка был очень осла-
блен и ощущал голод, подобно всякому человеку в таких обстоятельствах. Именно в этот
момент искуситель подошел к Нему с предложением превратить лежащие поблизости камни
в хлеб, в котором Господь наш так нуждался.

Однако Иисус не только отвергает пищу, которую требует Его тело, но и удаляет
от Себя тяжелейшее искушение: использовать Свою божественную власть, чтобы, так
сказать, решить личную проблему. Щедр Господь, Который, уничижив Себя и приняв все
последствия вочеловечения, не пользуется Своей божественной властью, чтобы избежать
усилий и трудностей. Он учит нас быть мужественными, любить труд и ценить благо-
родство, без которого невозможна самоотдача как с человеческой, так и с божественной
точки зрения.

Этот евангельский фрагмент учит нас также, какими бдительными мы должны быть
по отношению к самим себе и по отношению к тем, кому мы должны помогать в минуты
слабости, усталости, в трудные периоды их жизни, поскольку именно в такого рода обстоя-
тельствах диавол умножает свои усилия, чтобы направить нашу жизнь на пути, противные
воле Божией.

Во втором искушении берет Его диавол в святой город, и поставляет Его на крыле
храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: ”Ангелам Своим
заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею”.
Иисус сказал ему: написано также: “не искушай Господа Бога твоего”.

Это было весьма тонкое искушение: если откажешься, то этим докажешь, что не вполне
доверяешь Богу; если согласишься, то вынудишь Его послать Своих ангелов, чтобы они слу-
жили твоим личным интересам – дабы они спасали тебя. Диавол не знал, что в этом случае
Иисус не нуждался бы ни в каких ангелах.
Подобное же предложение, и почти в идентичном контексте, Иисусу пришлось выслу-
шать в конце Его земной жизни: Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста,
и уверуем в Него. Христос отказался творить ненужные чудеса, чудеса из праздности или тщеславия.

Мы также должны быть бдительны и отвергать подобные искушения. Желание самовозвышения
может возникнуть даже в связи с самыми святыми делами; мы должны быть осторожны к
ложной аргументации, мнимо основанной на Священном Писании, и не просить, а тем более
не требовать, доказательств и чудесных знамений для того, чтобы уверовать. Ведь Господь
дает нам вполне достаточное количество благодатных даров и свидетельств, указывающих
нам верный путь в нашей повседневной жизни.

Во время последнего искушения диавол показал Иисусу всю земную славу и могуще-
ство, о котором может только мечтать человек. Показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: ”все это дам Тебе, если пав, поклонишься мне”. Иисус прогоняет иску-
сителя раз и навсегда.

Диавол всегда обещает больше, нежели может дать. Счастье – это не такой дар, который
он в состоянии предоставить. Всякое искушение всегда заканчивается огромным разочаро-
ванием. Диавол использует наши амбиции, чтобы испытывать нас. Наибольшую опасность
таит в себе желание главенствовать любой ценой; постоянное стремление к удовлетворению
своих амбиций в том, что мы делаем или планируем. Наше собственное ”я” не один раз
может оказаться худшим из идолов.

Мы не можем также преклонять колени перед материальными благами, превращая их
в ложных, порабощающих нас божков. Если материальные блага отдаляют нас от Бога и
наших братьев, они перестают быть благами.

Мы должны постоянно бодрствовать и быть готовыми к борьбе, поскольку, несмотря
на то, что мы сказали Господу, будто хотим только Его славы, подспудное стремление к славе
человеческой все еще живо в нас. Иисус обращается также и к нам: Господу Богу твоему
поклоняйся и Ему одному служи. Именно этого мы желаем и об этом просим: служить Богу,
следуя полученному от Него призванию.

Фр. Карвахал "Размышления на Великий Пост"

Тема для размышлений на неделю: Надежда на Бога, упование на Его Милосердие и Премудрость. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. Господь свет мой и спасение мое: кого мне бояться? (Флп 4,13)

Задание на день: Славные тайны Св. Розария
Tags: Библия, Великий пост, размышления на Великий Пост, размышления о вечном, религия, цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments