Поняли ли апостолы, участники Тайной Вечери, значение слов, изошедших из уст Христа? Возможно, нет. Эти слова в полной мере стали понятны только по окончании Triduum sacrum [Священного Триденствия - здесь и далее в квадратных скобках см. прим. пер.], времени, прошедшего с вечера четверга до утра воскресенья. В этих днях заключено mysterium paschale [Пасхальная тайна]; они же охватывают и mysterium eucharisticum [Евхаристическую Тайну].
Церковь рождается из Пасхальной тайны. Именно поэтому Евхаристия, т, е. Пасхальная тайна и таинство по преимуществу, это - сердцевина церковной жизни. Об этом свидетельствуют первые повествования о Церкви, изложенные в Книге Деяний Апостолов: "И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах" (Деян 2,42). Под "преломлением хлеба" имеется в виду Евхаристия. Спустя две тысячи лет мы продолжаем воплощать этот первозданный образ Церкви и, делая это в Евхаристической литургии, духовным взором обращаемся к Пасхальному Триденствию, к тому, что произошло вечером в Великий Четверг за Тайной Вечерей и после нее. Установление Евхаристии сакраментальным (таинственным) образом предвосхитило события, которые произошли в скором времени, начиная с борения в Гефсиманском саду. Мы вновь видим, как Иисус выходит из Сионской горницы, спускается с учениками в долину Кедрона и восходит на Масличную гору. В этом саду до сих пор сохранились древние оливковые деревья. Возможно, они были свидетелями того, что произошло в тот вечер в их тени, когда Иисус в молитве пережил смертельную агонию "и был пот Его, как капли крови, падающие на землю" (Лк 22,44). Кровь, которая незадолго до этого была дана Церкви как питие спасения в таинстве Евхаристии, начинает проливаться; ее излияние завершится позже на Голгофе, став средством нашего спасения: "Христос, Первосвященник будущих благ, не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление" (Евр 9,11-12).
Св. Иоанн Павел II "Церковь живет Евхаристией"