
Это палаты Протопоповых-Милославских - одно из древнейших старинных зданий, сохранившихся в Москве.

В архивных документах эти белокаменные палаты конца XVII века числятся как палаты бояр Милославских. Обширная усадьба Милославских, возможно, располагалась по обе стороны современного Сверчкова переулка, которого в те годы еще не существовало. Дочь Ильи Милославского Мария, была первой женой царя Алексея Михайловича. Впоследствии часть территории Милославских отошла дворянам Протопоповым, которые и возвели эти палаты. Первоначальный двухэтажный объем палат имел асимметричную композицию с выступающим ризалитом на западном фасаде.
На второй этаж вели два крыльца с восточной стороны: каменное и деревянное.
Первый этаж был хозяйственный, второй парадный. Возможно, что кроме двух каменных этажей, был и третий - деревянный, куда вела внутристенная лестница, ведущая сейчас на чердак.
Эти палаты являются образцом гражданской застройки Белого города Москвы XVII века.

В 1701 г. они принадлежали стольнику царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича - И. И. Протопопову. От него участок с палатами перешел к его сыновьям Илье и Александру, а затем он переходит к сыну Ильи И. - Алексею Ильичу (1713-1781) - капитан-поручику лейб-гвардии Семеновского полка.
В 1783 году владельцем становится дворянин Алексей Николаевич Щепотьев.
В 1793 г.. владение купила княгиня Анна Лазаревна Сумбатова (урожденная Лазарева) и подарила его армянской Крестовоздвиженской церкви, построенной в соседнем владении №5.
С этого времени оба участка №3 и № 5 стали единым целым и принадлежали армянской церкви вплоть до революции. На подаренном участке в деревянных и каменных палатах разместили церковное училище. В 1800 г. с северо-западной стороны к палатам был пристроен небольшой объем для нужд церковного училища.
В начале ХХ века на территории этого владения был устроен дровяной склад. В 1920-х годах помещения древних палат использовали под частные мастерские: платочно-набивочное заведение "Энергия", затем литография А. Иванова по производству карамельной бумаги, в которой работали 18 человек. Потом здесь были коммуналки, а в 1970-е годы после расселения жильцов здание арендовало под музей предприятие "Мосгорсвет", здесь началось проведение реставрационных работ, после их окончания в 1980 году в палатах открылся музей "Огни Москвы", куда мы сейчас и заглянем.

Музей был основан после проведения выставки осветительных приборов, которая имела такой успех, что экспонаты было решено оставить здесь и создать новый музей, который к нынешнему дню собрал под своей крышей всевозможные светильники, их составные части, а так же разного рода архивные документы.

Погружение в атмосферу старинной Москвы начинается уже во дворе - здесь можно увидеть несколько видов старинных фонарей.

Это масляный, например.

Это керосиновый.

Это уже электрический.

Входной билет для взрослых 150 рублей, школьникам и студентам всего 50. Это если без экскурсии самостоятельно осмотреть экспозицию. С экскурсией явно лучше - мне удалось услышать краем уха экскурсию для школьников. Гораздо понятнее и нагляднее все будет.

И такой нюанс. Посетителю этого зала выдают пульт управления, с помощью которого можно включить старинные фонари, которые здесь выставлены и самостоятельно оценить, насколько они были яркие или наоборот. Но с ним обращаться надо умеючи. У меня толком ничего не вышло. А экскурсоводы с ним играючи управляются. Уюснила только одно - раньше даже с фонарями почти ни зги не видно было по сравнению с нынешними временами.

Примерно вот такая яркость. Представьте, что нет других источников света, кроме этого. Не особенно-то разгуляешься.

Указ Сената о фонарях.

Так подсвечивали таблички с названиями улиц.

Масляные лампы.


Каретные фонари и причиндалы к ним.

Театральный керосиновый фонарь.

Лампы, которыми пользовались дома в темное время суток наши предки.

Керосинки мне уже знакомы - на даче ими пользовались, пока не провели электричество, наконец.

Вот такого размера как те, что с краешку стоят, примерно и были наши лампы.


Висячие светильники.

Реклама. Странно думать, что в то время просто иной антураж был, а так все процессы в том числе на рынке были примерно те же. Наша керосинка тоже "Летучей мышью называлась".

Свечная лавка.

Разные виды подсвечников.

Милые фигурки фонарщиков в процессе работы.

Как выглядела иллюминация Кремля в середине 19 века.

Первые электрические светильники появились.

Товарищ Яблочков. Теперь знаю, в честь кого улицу назвали, по которой мы в учебный центр ходим.

В том числе благодаря ему мы, щелкая в квартире выключателем, можем сказать: "Да будет свет!"

Архивные фото.


Электричество входит в употребление.



1-я электростанция.



Еще фигурки фонарщиков.

Зал, посвященный зарождению электрического освещения.



Это шутка - программа посещения музея как театрализованное представление с действующими лицами.




"Пульт управления" городским освещением.


Схема города, на которой должно отображаться, что горит, а что не горит.

Вот так это выглядит целиком.

Уголок с историей Армянского переулка и окрестностей.

Имитация освещенных окон с улицы. Как настоящие прямо получились.

Здесь собираются фото и истории жителей Армянского переулка.

Знакомая авоська и бутылка кефира. Я это еще успела застать.


Интересная лампа накаливания с фигурой, напоминающей фонарщика.

Как развивалась электрификация.







Некоторые из этих фонарей вам наверняка приходилось встречать.




Фотографии городского освещения советского периода.

А еще в этом же зале находится мини сувенирная лавка. Только приобрести что-то можно, если есть кому открыть ящик. При мне смотрителя не было.

Если поднимешься по лестнице, то попадешь в учебную лабораторию. Здесь проводят занятия для детей.

Без смотрителя не стала ничего включать - побоялась сломать, так как внизу уже был неудачный опыт включения фонарей. К тому же, все равно ничего не понимаю в электричестве.


Можно было еще выше подняться, но там была экскурсия. Мне не хотелось толкаться в тесном помещении.

Зачем тут столько часов, я не поняла.

Эти городские многие видели на улице наверняка. Хотя сейчас уже другие висят обычно.

Памятные значки.

"Новогодняя" витрина.

Прям детские воспоминания всколыхнулись. Сколько мы мучились с этой несчастной гирляндой, а она все равно едва горела, да и то через раз.

Такой у нас не было, но она гораздо красивее.

Детские рисунки на тему света и электричества.






После посещения музея сразу станет понятна важность труда фонарщиков.

И что свет в наших домах не меньшее чудо, чем вода.
Рекомендую посетить. Выберете интересующее мероприятие и/или экскурсию и проведите время плодотворно и с удовольствием.