Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

  • Mood:

Музей Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре

Наконец, исполнилось мое давнее желание побывать в этом музее. В самом монастыре я бывала уже не один раз, но вот в музей иконописи по разным причинам попасть не получалось. А тут спонтанный поход, и все получилось без всяких осложнений.

DSCN1321.JPG
Вообще этот поход был отмечен тем, что многое произошло впервые. Например, монастырскую часовню я как следует разглядела только сейчас, так как обычно шла по другой стороне улицы. Хотя, конечно, непонятно, чего она так далеко от самого монастыря. Не очень далеко, конечно - пешком быстро дойдешь - но единым целым тоже назвать сложно.

DSCN1323.JPG
Маковка этого храма видна издалека, так что заблудиться по пути довольно-таки сложно. По улице Сергия Радонежского идти минут 5-7, наверное. Не больше. А потом будет сквер с памятником и ворота.

DSCN1472.JPG
На территорию можно зайти абсолютно бесплатно и совершенно свободно фотографировать.

DSCN1477.JPG
Потому что монастырь давно не монастырь, а всего лишь музейный комплекс.

DSCN1479.JPG
У входа есть план, хотя заблудиться там и так трудно.

DSCN1325.JPG
Хотя храм Спаса Нерукотворного действующий.

DSCN1468.JPG
Он не похож ни на один храм, где мне приходилось до этого бывать. С одной стороны серые голые стены смотрятся не слишком красиво, а с другой стороны вспоминаешь, что на самом деле важнее всего.

DSCN1478.JPG
А сам музей находится вот здесь.

DSCN1324.JPG
Хозяйка территории, что бродила возле кассы.
Надо купить входной билет в музей, а так же при желании разрешение на фотосъемку, которое дороже билета стоит. Но я в итоге не пожалела, что оплатила эти несчастные 300 рублей сверху.

DSCN1463.JPG
Кошки возле сувенирного магазина.

DSCN1464.JPG
Демонстрировали невероятную любовь. Аж завидно было.

Сам музей - это прежде всего собрание икон, а так же различных священных изображений. И немного про процесс изготовления иконы рассказывается. Все прочее как-то проходное и почти не запомнилось. Что я древних надгробий ни разу не видела что ли, например? Их и во дворе целая груда лежит.

DSCN1457.JPG
На первом этаже посетителей встречает портрет Евдокии Лопухиной, первой жены царя Петра Великого, что окончилась в этом монастыре свои дни. Рядом мемориальная доска со списком представителей данного рода, погребенных в этом же месте. Обширная доска, но снимок получился размазанным, к сожалению. Наверное, не спорста местом заточения экс-царицы был выбран именно этот монастырь.

В музее 4 этажа, начинать приходится практически с самого верха, потому надо быть внимательными к указателям, чтобы ничего не упустить из экспозиции. И смотрителей там много-много - это может слегка нервировать.

Музей носит имя Андрея Рублева, но его работ здесь практически нет.

DSCN1327.JPG
Разве что части "Страшного суда", но сохранность их не лучшая.

DSCN1328.JPG
Время сделало свое дело.

DSCN1329.JPG

DSCN1330.JPG
Христос во славе.

DSCN1331.JPG

DSCN1332.JPG
Шествие праведников в рай. Грешников в ад не показали здесь, как гонят почему-то.

DSCN1333.JPG
Вход Господень в Иерусалим. 15 в., Московская школа. Одна из тех икон, что вставляют в церковный иконостас. Эта из так называемого праздничного ряда.

DSCN1335.JPG
Вознесение Господне. Оттуда же.

DSCN1337.JPG
Успение Богородицы. Возможно, этот образ написал Дионисий в конце 15 в. Взят из Успенского собора г. Дмитров.

DSCN1339.JPG
Преподобный Сергий Радонежский с житием. Таких икон с клеймами жития там довольно много.

DSCN1342.JPG
Вот еще св. Георгий.

DSCN1372.JPG
И св. Параскева Пятница. Я не сразу разобралась, в каком порядке смотреть сцены из жития. Логичнее было бы по кругу, наверное. Но вроде сначала идет верхняя часть, потом боковые сцены попеременно, а потом нижняя. Так хотя бы какая-то логика от рождения до смерти получается.

DSCN1352.JPG
Св. Иоанн Предтеча. Его аналогичных образов там немало.

DSCN1344.JPG
Это икона Зачатия Иоанна Предтечи. Все-таки образов такого рода я не понимаю.

DSCN1443.JPG
Вот еще есть "Встреча преподобных Иоакима и Анны", понятно какая. Читала я толкования предания о Рождестве Богородицы, и меня удивило подчеркивание того, что никакой радости "встреча" святым не доставила. Они просто решили соединиться для зачатия чада. И это превозносится как подвиг и великая святость. Тогда зачем вообще рисовать такие иконы? Всем же ясно, что дети появляются не от поглаживания щеками. Взрослые люди и так все поймут.

DSCN1350.JPG
В музее так же множество образов Спасителя. Многие из них нам знакомы по ассортименту иконных лавок, но есть и такие, что увидишь не каждый день. Вот этот, например, относится примерно к середине 13 века. В глаза бросается прежде всего румянец, что придает образу особенную живость какую-то.

DSCN1357.JPG

DSCN1358.JPG
Спас Нерукотворный. 14 в, Московская школа. Вот про такие иконы я обычно говорю, что ими только детей пугать. У нас на даче висит совсем другой Спас Нерукотворный, и вот его я могу воистину назвать Светлым Ликом Христа, который созерцать радостно.

DSCN1360.JPG
Богоматерь Одигитрия, 15 в. (Македония) Не каждый день увидишь образ из этих краев.

DSCN1353.JPG
Апостол Лука и София, 15 в, Тверь. Тоже не на каждом шагу встретишь.

DSCN1362.JPG
Иисус перед Пилатом. Из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, 1497 г.

DSCN1364.JPG
Иисуса ведут на Голгофу. Там же.

DSCN1366.JPG
Воздвижение Креста Господня. Там же.

DSCN1368.JPG
Снятие с креста. Там же.

DSCN1370.JPG
Положение во гроб. Там же.

DSCN1376.JPG
В этой части музея речь идет о древних рукописных книгах и об изготовлении икон.

DSCN1377.JPG
Этапы написания иконы. 1 этап.

DSCN1378.JPG
2 и 3 этапы.

DSCN1379.JPG
4 и 5 этапы. Шестым идет окончательная роспись, но это фото вышло смазанным.

Дальше будет зал с резными иконами и скульптурными изображениями святых. Часто говорят, что у православных иконы, а у католиков статуи, но это не совсем так все же. Есть и иконы у католиков, и изваяния у православных. Хотя последние на разных этапах пытались изжить, так как они напоминали кому-то идолов. Но все же и эта форма священных изображений вполне традиционна для русской православной культуры.

DSCN1382.JPG
Херувим из дерева.

DSCN1383.JPG
Сотник и Иоанн Богослов из композиции "Распятие Христово", 19 век.

DSCN1385.JPG
Резные Царские врата.

DSCN1395.JPG
Еще.

DSCN1391.JPG
Великомученица Параскева Пятница. 17-18 вв.

DSCN1388.JPG
Голова Иоанна Крестителя на блюде. Я аж вздрогнула - очень натуралистично выглядит.

DSCN1389.JPG
Николай Чудотворец Зарайский, 19 в.

DSCN1387.JPG
Великомученица Екатерина, 17-18 вв.

DSCN1386.JPG
Никола Можайский, 17 в.

DSCN1398.JPG
Если подняться в другую часть здания, то попадешь в помещение, похожее на часовню. Здесь явно проводятся какие-то культурные мероприятия, так как стоят ряды стульев. Меня впечатлил образ архангела над входом. Он просто огромен.

DSCN1402.JPG
Можно полюбоваться видом из окна, хотя из-за толстых решеток много не разглядеть.

DSCN1400.JPG
А в самом зале попытались воссоздать иконостас Благовещенской церкви г. Юрьевца. Он неполный, так как не все образа удалось сохранить. Но их по максимуму постарались расставить по своим местам.

DSCN1397.JPG
Часть композиции "Корабль веры". Думаю, что это Иисус, усмиривший бурю во время морского плавания.

DSCN1403.JPG

DSCN1404.JPG
Дальше мы спустились на самый нижний этаж. Там иконы, в основном, поздние, и потому сильно чувствуется влияние европейской живописи. Это Богоматерь с младенцем на престоле, конец 18 века, мастерская при Посольском приказе.

DSCN1408.JPG
Богоматерь Всех скорбящих радость. Тоже конец 18 века.

DSCN1406.JPG
Рождество Богородицы, 1688 г.

DSCN1410.JPG
Богоматерь Всех скорбящих радость (умиление и посещение в беде страждующим), 1703 г.
Все-таки не могу определиться, какой мне стиль больше нравится.

DSCN1416.JPG
Богоматерь Живоносный источник, 1703 г.

DSCN1414.JPG
Богоматерь Звезда Пресветлая, 17 в. Об этом образе вообще в первый раз слышу.

DSCN1412.JPG
Господь Вседержитель, 1703 г.

DSCN1420.JPG
Тайная вечеря, Москва, 18 век.

DSCN1418.JPG
А по этой иконе можно прочитать Апостольский символ веры. Такого еще не встречала.

DSCN1425.JPG
Еще один Вход в Иерусалим.

DSCN1427.JPG
Образ Спаса Эммануила, 17 век. Иными словами, Младенца Иисуса. Я думала, что в подобной ипостаси Он почитается лишь в католичестве, потому была приятно удивлена.

DSCN1456.JPG
Ангел-хранитель охраняет сон человека. 17-18 вв.

DSCN1452.JPG
Снова Рождество Богородицы, 16 в., Тверь.

DSCN1445.JPG
Рождество и детство Богородицы.

DSCN1446.JPG

DSCN1447.JPG
Введение во храм (справа).

DSCN1451.JPG
Успение.

DSCN1449.JPG
Сошествие Христа во ад, 16 в., Псков.

DSCN1429.JPG
Интересный образ Святой Троицы, 17 в. Хрестоматийных "рублевских" образов в музее было с десяток, а такой только один.

DSCN1431.JPG
Благоразумный разбойник, 17 в.

DSCN1433.JPG
Илья Пророк в пустыне, 16 в., Русский север.

Выйдя из музея, можно заглянуть в сувенирный магазин. Возможно, найдется что-то интересное. Я покупать ничего не стала, но порадовало, что наборы открыток есть.

Теперь подумываю заглянуть в монастырь золотой осенью. Таким я его еще не видела.
Tags: Москва, Спасо-Андроников монастырь, живность, иконы, искусство, история, кошки-мяушки, монастыри, музеи, наблюдения, природа, религия, святые, святыни, фото, храмы, храмы Москвы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments