Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

  • Mood:

FAQ: Братья наши меньшие

В чем заключается смысл страдания животных? Разумеется, я имею в виду физические страдания, хотя, наверное, есть и другие: ведь некоторые животные плачут от утраты детеныша. В чем провинились животные? Христос приобщил людей к Своему Воскресению. А животные ради чего страдают?

ОТВЕТ:

Как следует из Священного Писания, в состоянии, предшествовавшем первородному греху, ни одно животное не питалось плотью другого животного. Вот что рассказывается в Писании по поводу первоначального сотворения животного мира: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так» (Быт 1,29-30).

Таким образом, умиротворенность земного рая охватывала и животных. Только после первородного греха, точнее, после Потопа, Бог дает человеку всех зверей в пищу: «Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Быт 9,2-3).

Таким образом, страдания животных могли появиться после первородного греха. Адам был поставлен Богом как владыка над всем творением. Всё подчинялось ему и всё пребывало в мире. Грех нарушил эту гармонию. Впав в непослушание Богу, Адам сразу же испытал на себе последствия своего непослушания. Его тело стало непокорным духу и непослушным самому себе, поскольку оно стало испытывать страдания и болезни. И земля, все мироздание выходит из послушания человеку: земля сопротивляется его труду. Даже животные взбунтовались против него и друг против друга. Они тоже разрушаются, как и их властелин, и они также начинают страдать.

Страдания животных – это для человека постоянное напоминание о драматических последствиях его греха, это напоминание не оскорблять Бога и призыв к покаянию.

Помимо этого, жертвоприношения животных в храме были прообразом Христовой жертвы, и точно так же страдания животных вызывают жажду искупления, которого, по словам апостола Павла, ожидает все творение. В то же время эти страдания являются отголоском того страдания, что принесло нам спасение, отголоском искупления, за которое Христос заплатил дорогой ценой Своей жизни, чтобы вернуть нам единство с Богом и чтобы освободить из-под власти дьявола.

Мы призваны смотреть на мироздание как на реальность, израненную грехом, но по-прежнему исполненную Божественной славы. Как мы поем в Серафимской песни: «Полны небеса и земля славы Твоей».

Таким образом, даже страдания животных не напрасны. Для тех, кто устремляет взгляд за пределы видимого, они служат постоянным назиданием.

Как относиться к усыплению животных?

ОТВЕТ:
Начнем наши рассуждения с человека. Согласно христианскому вероучению, человек наделен духовной (нематериальной) душой, и именно поэтому человеческая личность может быть только целью, а не средством. Животные же, согласно библейскому Откровению, сотворены для человека, чтобы служить ему, и поэтому они не наделены достоинством, равным достоинству человека, который создан по образу и подобию Бога. «Бог , - утверждается в Катехизисе Католической Церкви (2417), - доверил животных управлению того, кого Он создал по Своему образу и подобию. Значит, использование животных для пищи и одежды законно. Их можно приручать, чтобы они помогали человеку в работе и на досуге. Медицинские и научные эксперименты на животных, практикующиеся в разумных пределах, нравственно приемлемы, потому что они служат для лечения или спасения человеческой жизни».

И далее: «Подвергать животных ненужным страданиям и расточать их жизни несовместимо с человеческим достоинством. Недостойно также тратить на них средства, которые должны были бы прежде всего облегчать человеческие страдания. Можно любить животных; они не должны быть предметом чувств, предназначенных только для людей».

Из этих пояснений следует, что, поскольку допустимо лишать животных жизни для использования их в пищу и в других целях для человека, допустимо и усыплять животных. Страдания животных не имеют той спасительной силы, какой наделены страдания человека. Человеческие страдания, пережитые в единении со Христом, превращаются в орудие любви и спасения, в то время как страдания животных не могут быть искупительными.

«Можно ли молиться о животных?»

ОТВЕТ:
Испокон веков люди, которые жили в сельской местности, молились о благополучии домашних животных. Существуют обычаи благословения животных, и сегодня на некоторые праздники, например, Св. Антония Великого, совершается особый обряд благословения животных. Произносится следующая молитва: «Эти животные получают Твое благословение, Господи: через него да будут они сохранены во плоти и заступничеством святого Антония да будут избавлены от всякого зла».
Однако нужно заметить: эти молитвы – совсем не те, что произносятся о людях. В отношении людей мы можем молиться об их обращении, покаянии, об их святости, о том, чтобы они наслаждались вечно единством с Богом в Раю.
Молитва, совершаемая над животными, в конечном счете возносится о благе человека: ведь через животных люди могут прославлять Бога, а также они могут использовать животных для своих нужд. Эта молитва произносится для того, чтобы люди посредством животных могли прославлять и благодарить Бога.
Известно, что святой Антоний Падуанский обращался с проповедью к рыбам. На самом деле это была своеобразная хвала Господу за этих животных. Приведем здесь ее прекрасный текст из «Францисканских источников»:
«И вот когда рыбы разместились в таком порядке, святой Антоний начал торжественно проповедь и сказал так: “Братья мои рыбы, вы обязаны, по мере возможности вашей, воздавать благодарность нашему Творцу, который дал вам для жилья столь благородную стихию, и вы, по своему вкусу, имеете пресную или соленую воду, и дал вам много укромных мест прятаться от бури; еще дал вам светлую и прозрачную стихию и пищу для поддержания вашей жизни. Учтивый и благосклонный Творец ваш Бог, создавая вас, повелел вам расти и множиться, дал вам на это свое благословение. Затем, когда случился великий потоп, все другие животные умерли, вас же одних сохранил Бог от гибели. Затем дал вам плавники, чтобы передвигаться, куда вы пожелаете. Вам, по Божьему повелению, дана была честь уберечь Иону пророка и после трех дней выбросить его на землю живым и невредимым. Вы же дали Господу нашему Иисусу Христу монету для подати, ибо Он, как бедняк, не имел чем платить. Затем вы послужили пищей Вечному Царю Иисусу Христу перед Воскресением и после, по особой тайне. За все это вы весьма обязаны славословить и благословлять Того, Который дал вам столь великие милости в большей мере, чем другим тварям”. – В ответ на эти и им подобные речи и наставления святого Антония, рыбы начали открывать рты и наклонять головы и этими и другими знаками почтения, доступным им способом, славословили Бога. Тогда святой Антоний, видя от рыб такое почтение к Богу Творцу, возрадовался в духе своем и сказал громким голосом: “Да будет благословен Бог Вечный, Его же чтут рыбы водные больше, нежели люди еретики, и лучше внимают речам Его неразумные твари, нежели неверные люди”. – И чем больше проповедовал святой Антоний, тем больше возрастало скопище рыб, и ни одна из них не уходила со своего места. На это чудо стали сбегаться жители города и между ними даже названные выше еретики. Последние, видя столь дивное и столь явное чудо, в сокрушении сердец все бросились к ногам святого Антония, чтобы внимать его проповеди; и тогда святой Антоний начал проповедовать о вере католической, и проповедь его была так благородна, что он обратил всех тех еретиков и заставил их вернуться к правой вере Христовой; все же верные пребывали в великой радости и утешении и укрепились в вере. И после этого святой Антоний отпустил рыб с благословением Божиим, и они все удалились, удивительным образом проявляя свою радость, а за ними и народ. Во славу Христа и бедняка Франциска. Аминь».

Молитвы о животных

Мы молим за всех наших друзей-зверей,
Особенно за тех, кто страдает,
За всех, на кого охотятся, кто потерялся,
Кого бросили, кто напуган или голоден;
За всех, кто должен быть усыплен.
Сжалься над ними, будь милостив!
А тем, кто должен о них заботиться,
Даруй сердца, полные сострадания,
Дай им добрые руки, подскажи ласковые слова.
Да будем мы истинными друзьями для зверей!
Да разделим с ними милость твою и благодать!
Аминь!

Молитва ВО ВРЕМЯ СИЛЬНОГО МОРА (падежа, болезни) ЖИВОТНОГО.

Господи, Боже наш, Боже сильный и крепкий, власть жизни и смерти имеющий, людей и скот спасающий и посылающий скоро просимое всем, с верою к Тебе прибегающим и прошения их милостиво исполняющий! К Тебе мы, недостойные рабы Твои, припадая смиренно, с верою в сокрушенном сердце просим и умиленно молимся: призри милостиво на скот сей, одержимый немощью тяжкой и болезнью пагубной, и скоро исцели силою Твоего благословения, погашая жгущий внутренности его (скота) пламень и болезнь облегчая; зловредительно деющие и губящие его ветры перемени на благоприятные и даруй ему жизнь и здравие, ради моления верных людей Твоих, к Тебе взывающих: по молитвам Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, силою Честнаго и Животворящего Креста, покровительством небесных Сил безплотных, честнаго и славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных апостолов, святых победоносных мучеников, святых безсребреников врачей: Косьмы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеймона и всех святых Твоих, ибо Ты - источник жизни и ея податель, и Ты спасаеши людей и скот, и Тебе славу возносим, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва после смерти домашнего питомца

Отче Небесный, Создатель всего сущего, благодарю Тебя за то, что ниспослал мне любящего питомца. Он вошел в мою жизнь солнцем и стал важной ее частью.
Когда я был раздражен, он развлекал меня, пока не вызывал улыбку.
Когда я был счастлив, он терял голову от радости.
Когда я делал глупости, он не обращал на них внимания.
Когда мне что-то удавалось, ему было лестно.
Без него я совсем другой человек. С ним я был всемогущ. Он был сама преданность.
Он принес мне понимание того, чего я до него не мог постичь.
Кладя голову мне на колени, он исцелял любую человеческую боль.
Когда он был рядом, то защищал меня от страха темноты и неизвестности.
Благодарю Тебя за то, что позволил ему научить меня бескорыстной любви.
Благодарю Тебя, что позволил ему научить меня прощению.
Благодарю Тебя, что позволил ему показать мне истинное значение верности.
Благодарю Тебя, что ниспослал мне столько чудесных лет, прожитых с ним.
Благодарю Тебя за воспоминания, которые способны озарить мои дни до конца жизни.
И теперь, с благодарностью, я возвращаю Тебе моего любимца... Аминь.

Почему в Библии именно змей символизирует дьявола, а не какое-нибудь другое животное – гиена или крокодил, например? И почему на древе познания росло именно яблоко?

ОТВЕТ:
Почему наших прародителей искушал именно змей, а не какое-нибудь другое животное?

Ответ дает нам тот же священный текст: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт 3,1). Змей становится орудием злого духа, называемого сатаной, или древним змием (согласно Книге Откровения: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (12,9). О нем же написано, что он – отец лжи, как гласит Евангелие от Иоанна: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин 8,44). Из-за его зависти смерть вошла в мир, согласно Книге Премудрости Соломона (2,24).

Здесь явно подразумевается падение мятежных ангелов. Осторожность и лукавство такого животного, как змей, были общеизвестны. Об этом свидетельствует, среди прочих, фраза из Евангелия от Матфея: «Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби».

Поскольку первозданный человек не имел в себе беспорядочных страстей, искушение могло прийти только извне.

Но заметим, что в священных текстах дьявол иногда представлен и как голодный лев, который ходит в поисках добычи: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» -- пишет святой апостол Петр в Первом Послании (5,8).

Что касается крокодила, то в Ветхом Завете его никогда не называют таким именем. Экзегеты утверждают, что пространное описание морского чудовища Левиафана в Книге Иова – 40 и 41 главе – большей частью совпадает с описанием крокодила.

Перейдем ко второй части вопроса: почему на древе познания добра и зла росло именно яблоко? Надо сказать, что нигде в Библии не утверждается, что там было именно яблоко. Яблоко – это плод воображения живописцев, которые изображали древо познания добра и зла с яблоком – очень распространенным плодом в наших краях, но не так уж популярным в Палестине.

Радио Ватикана
Tags: FAQ о христианстве и католичестве, Библия, живность, история, молитва, монашеские ордена, религия, религпросвет, святые, статьи, францисканцы, цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments