Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

  • Mood:

FAQ: Оккультизм и темные силы

Суеверие – это тяжкий грех или простительный? Если, например, человек плюет через плечо и т.д..

Святой Фома Аквинский писал, что суеверие – это порок, который может заключаться в поклонении тому, кому не должно поклоняться, или же в недопустимом способе поклонения Богу.

Поклоняться «тому, кому не должно» означает культ дьявола, и речь идет о смертном грехе. К этой разновидности греха относится, например, гадание, то есть попытка предсказать будущее или узнать сокровенное недопустимыми методами, противоречащими воле Бога и запрещенными Им. Тяжким грехом является также идолопоклонничество, которое приписывает различные события наличию или отсутствию определенных предметов. Но тут нужно сделать уточнение, ведь мы знаем, что тяжесть греха определяется не только материей, но и согласием воли и осознанием совершаемого поступка.

Если, например, мы совершаем какой-то суеверный жест по легкомыслию и без полного осознания, то речь идет о простительном грехе, не лишающем благодати. Но если мы по-настоящему, всерьез верим, что течение событий зависит от того, куда мы повесим картину, или от талисмана, то речь идет о культе иных богов – ведь мы не подчиняемся Ему, а предоставляем нашу жизнь идолам. Согласно святому Павлу, это то же самое, что и служение демонам: «Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами» (1Кор 10,19-20).

Так ли безобиден фэншуй?

Фэншуй часто представляют как тысячелетнюю китайскую практику, нацеленную на поиск гармонии и равновесия на территории и внутри дома, в расположении построек и помещений, мебели и предметов. Но речь отнюдь не идет о какой-то теории градостроительства, архитектуры или дизайна, основанной исключительно на законах экологического строительства и на хорошем вкусе, как нередко фэншуй представляют в рекламе.

В феврале 1999 года на одной из итальянских ярмарок, посвященных градостроительству, было оборудовано «Пространство дома» - жилище, созданное архитектором Бенедетто Тодаро на принципах биоархитектуры и фэншуя. Архитектор использовал чистые экологические материалы, углы в помещениях были сглажены, двери отсутствовали, повсюду – вода и растения, из ванны, установленной прямо в спальне, как из источника, струилась вода, которая, протекая через весь дом, возвращалась в небольшой пруд, выкопанный возле дома. Тогда все газеты и телевидение наперебой расхваливали это новейшее и оригинальное жилище, пропитанное благовониями и очень привлекательное для состоятельных людей. Согласно рекламе, этот дом был построен в соответствии с принципами фэншуй.

Однако принимать фэншуй за безобидную разновидность дизайна, - это заблуждение. Фэншуй не довольствуется созданием комфорта и благополучия для немногих избранных. Оказывается, для достижения обещанной гармонии (а это ключевое слово движения Нью Эйдж) необходимо, чтобы расположение зданий, пространств, помещений и предметов способствовало уравновешиванию их «позитивной и негативной энергии», причем все должно быть расставлено также в соответствии с энергией людей, согласно принципам традиционной китайской медицины, уходящей корнями в таоизм, тантризм, буддизм и оккультизм. Ничего не должно быть случайным: ни цвет стен, ни выбор благоуханий, ни положение вещей в доме. Образ жизни человека, проживающего в доме, состоит из постоянных ритуалов, если он хочет извлечь пользу из пространства и достичь радости, благополучия и покоя. Фэншуй требует самой настоящей веры, веры в возрождающую энергию ци, веры в позитивную и негативную энергию инь и ян (таоизм), веры в магическую силу камней, цветов, ароматов и звуков, в силу пирамиды и связанных с ней ритуалов (называя вещи своими именами, речь идет о волхвовании). Фэншуй включает в себя веру в очищающую силу огня и успокаивающую силу воды; веру в вибрацию чисел; веру в духов, оживотворяющих растения, животных, камни и все неодушевленные предметы (опять же, называя вещи своими именами, это чистой воды шаманство); веру в дух Земли (то есть язычество). И всего этого не достаточно: необходимо верить также в китайский гороскоп. Например, если ты родился под знаком собаки, то в доме должен бить фонтан, если под знаком змеи – то нужно работать в комнате, расположенной на юго-востоке, а вот если ты по гороскопу лошадь, то нужно непременно выкрасить стены в синий цвет.

Увлечение христиан фэншуй, таким образом, противоречит их вере и их Крещению, которое обладает возрождающей силой умершего и воскресшего Христа. Часто это увлечение начинается с простого подражания, ради денег, из-за интереса к экзотике или же просто по незнанию.

О фэншуй упоминается в уже не раз цитированном нами документе Папского совета по культуре «Иисус Христос – носитель воды живой». Этот вероучительный текст, обнародованный в связи с распространением мировоззрения Нью Эйдж, называет фэншуй «разновидностью геомантии», то есть гадания по земле. Согласно тексту, речь идет о «китайском оккультном методе распознавания скрытого присутствия позитивных и негативных потоков в зданиях и других местах на основе познания земных и атмосферных сил».

Допустимо ли католику иметь дома статуэтку Будды?

Между прочим, статуэтка Будды – важный атрибут фэншуй. Но, как мы видели, далеко не единственный. Разумеется, если католик начинает приписывать этой статуэтке какие-то магические или божественные свойства, то речь идет даже не о допустимости или недопустимости, а о том, что вообще творится в голове у этого католика и в его духовной жизни.

Если же кто-то хранит у себя дома такой подарок или привез его в память о посещении Азии – то это никак не может быть недопустимым, если только не является соблазном для ближнего. Например, если наши друзья увлекаются восточными духовными практиками, ставя их в один ряд с христианством, а мы хотим быть свидетелями веры в Иисуса Христа, единственного Спасителя, то неожиданное приобретение нами статуи Будды может стать для этих друзей соблазном.

Заметим, что статуя Будды есть и … в Ватикане. Далеко не все туристы в курсе, что Музеи Ватикана включают в себя и большой Миссионерский этнологический музей, не всегда открытый для посетителей. Этот музей был создан 12 ноября 1926 года Папой Пием XI посредством motu proprio «Quoniam tam preclara». Вначале музей располагался в Латеранском дворце, а в 1963 году Папа Иоанн XXIII решил переместить его в Ватикан. В музее выставлены более 100 тысяч экспонатов – как восходящих к эпохе первых миссий, так и подаренных Римским Папам в последние десятилетия правительствами стран, где действуют католические миссии. В музее есть и алебастровые статуи Будды крупных размеров, привезенные миссионерами из Азии.

Правда ли, что существуют коммерчески успешные фирмы, которые добились финансовых высот, заключив сделку с дьяволом? Есть ли товары, не рекомендуемые Католической Церковью для покупки и пользования, чтобы «не финансировать» темные силы?

Разумеется, успешные фирмы не сообщают общественности о своих сделках, тем более с дьяволом. Если бы мы знали, что тот или иной товар произведен в такой фирме, то, естественно, мы бы их бойкотировали. Согласно социальному учительству Католической Церкви, верующий должен относиться к потреблению и вкладыванию ресурсов с ответственностью.

Так, в параграфе 358 Свода социального учения Церкви утверждается: «Следует осознавать, что выбор: куда вложить деньги, в тот или иной сектор производства – это всегда выбор нравственный». Здесь говорится о вложениях, но и по отношению к потреблению товаров упоминается о «моральных требованиях справедливости и солидарности, осознавая свою социальную ответственность» (там же, 359). Этот нравственный выбор включает решение «приобретать продукцию тех, а не иных предприятий, учитывая не только цену и качество продукта, но и наличие благоприятных условий труда на производстве, а также степень заботы об окружающей среде». Здесь не упоминается о сделках с дьяволом, но к этому вопросу можно применить тот же принцип ответственного нравственного выбора.

Папа Франциск в последнем Послании на Всемирный день мира, посвященном борьбе с рабством, тоже пишет о социальной ответственности потребителя, напоминая, что приобретение – это всегда не только экономическое, но и нравственное действие».

Всегда ли люди, одержимые демонами, сами «дали повод», чтобы допустить Сатану в свою жизнь? И куда после смерти попадают их души?

В случаях одержимости невозможно определить степень личной ответственность человека. Её может вообще не быть. В силу Своих неисповедимых замыслов Бог может допустить, чтобы даже некоторые святые пережили опыт одержимости дьяволом.

Согласно учению святого Фомы Аквинского, прежде чем попытаться овладеть человеком, дьявол изучает его слабые места. Поэтому, например, психические расстройства могут сопровождаться феноменами дьявольского происхождения.

Нужно также сделать важное уточнение: даже в случае самой тяжелой формы одержимости она касается не души, а только тела. Дьявол не может повлиять на свободу человека, терроризируя его телесными эффектами. Утрата нравственной свободы человека происходит только при добровольном отказе от этой свободы. Если же в ответ на дьявольские козни человек уповает на благодать Бога, даровавшего свободу и силу для участия в победе Христа, то он может с верой повторять вместе со святым апостолом Павлом: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 8,38-39).

Почему не надо бояться пятницы 13-го?

Две подряд пятницы 13-го пережили мы в 2015 году: в феврале и в марте. И в ноябре 13-е число выпадает на пятницу. Суеверные люди опасаются беды в этот день, но Церковь в который раз призывает не верить в суеверия. Даже если взять в пример 13 февраля и 13 марта - прошедшие «страшные дни» - архивы новостей за эту дату не выдают никаких чрезвычайных происшествий.

Хотя любители предрассудков приводят в пример различные ЧП со счетом 13: в тринадцатый по счету столб врезался «Мерседес» принцессы Дианы, «Аполлон-13» стартовал в 1970 году в 13 часов 13 минут, но полет оказался неудачным из-за взрыва кислородного баллона. Карта XIII в колоде Таро обозначает Смерть. Но много и обратных примеров. В культурах Италии и Китая цифра 13 традиционно считается счастливой. Шахматист Гарри Каспаров всегда считал 13 своей счастливой цифрой. Немецкий футболист Михаэль Баллак почти всю карьеру играет под 13-м номером. Испанские и португальские моряки пятницу 13-го считают благоприятным днем для отплытия...

Церковь говорит, что никакие сочетания цифр не могут определять судьбу человека и влиять на его поступки. Все дни для христианина должны быть одинаковыми: несмотря ни на что, следовать Божьим заповедям, искать Его волю, боятся греха, исполнять свои обязанности. А веря в «роковой день», человек совершает грех, потому что предает любовь Бога, доверяет не Ему, а мертвым цифрам.

Предрассудки насчет пятницы тринадцатого абсурдные не только с христианской, но и с культурной точки зрения. Ни в одной древней культуры это поверье не прослеживается, и возникла оно сравнительно недавно. Самая распространенная версия - предрассудки появились после казни руководителей Ордена тамплиеров в XIV веке во Франции в пятницу 13-го. Тогда этот день, якобы, прокляли. Существует и псевдобогословская трактовка: тринадцать - это 12 апостолов и Иуда. То есть, цифра 13 будто символизирует предательство Иуды и смерть Иисуса Христа. Да, Господа распяли именно в пятницу, но именно поэтому этот день для христиан должен быть прежде всего днем поста и размышлений над Его крестной смертью и своими грехами, особым днем покаяния.

Могут ли проклятия и сглазы передаваться из поколения в поколение?

Таинство Крещения, которое делает нас детьми Божиими, стирает все грехи и сообщает нам освящающую благодать. Вместе с ней мы, конечно, не можем унаследовать возможные проклятия, адресованные родителям или предкам. Всё зло в момент Крещения уничтожается, всё стирается без следа. Сила благодати сильнее всякого проклятия.
Крещение, посредством которого мы вновь возрождаемся как дети Божии, - это самый первый и самый радикальный экзорцизм. Не надо забывать, что само чинопоследование Крещения включает в себя обряд экзорцизма. Если крещаемый – ребенок, то он освобождается от какой бы то ни было связи с проклятиями через отречение от сатаны и всех его дел, произносимое публично родителями, крестными и всей церковной общиной.
Поэтому любое предположительное проклятие, сглаз, какой бы то ни было эффект чьего-либо общения с демонами, не может иметь никакого воздействия на крещеного человека, который живет в состоянии благодати. Если человек живет в состоянии благодати, то никакое проклятие его не может коснуться.
Что же мы имеем в виду, когда говорим о проклятии и сглазе? Часто под этими словами подразумевается чья-то зависть, то есть сильное желание зла другому человеку. Разумеется, это желание, как и любой другой греховный помысел против ближнего, наносит вред только тому человеку, который его в себе взращивает. Воля человека не обладает силой, способной нанести вред другому. Иногда для этого прибегают к оккультным силам, подчиняющимся сатане, посредством оккультных практик, то есть прямого или косвенного контакта с дьяволом. Но не всегда обращение к оккультным силам приводит к желаемому эффекту: они бессильны против человека, защищенного Божьей благодатью, которую он стяжал в Крещении и в которой стремится пребывать с помощью Таинств.
Священное Писание гласит: Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
Ибо ты сказал: "Господь - упование мое"; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему» (Пс 91,7-10). «Итак покоритесь Богу, - пишет святой апостол Иаков (Иак 4,7) , - противостаньте диаволу, и убежит от вас».
Более того, тот, кто хочет осыпать проклятием или навести какую-либо беду на человека, живущего в благодати, обращает это зло на самого себя. Вот что говорится об этом в Библии: «Рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил:
злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя» (Пс 7,16-17).
Разумеется, не стоит впадать в суеверия и любую неудачу приписывать оккультным силам и чьему-то сглазу. Однако нельзя исключать, что человек, живущий во грехе, без благодати Божьей, может стать мишенью оккультных практик. В таком случае лучший способ защиты – это молитва, осознание своих грехов и возвращение дружбы с Богом посредством Таинств, прежде всего Исповеди и Евхаристии, которые возрождают к жизни в общении с Господом.
Святой Фома Аквинский писал: «Только тот, кто не хочет сопротивляться дьяволу, бывает им побежден». Дьявол не имеет никакой власти над нами, если мы не подчиняемся ему грехом.
Оккультные силы не могут навредить душе, пребывающей в благодати, поскольку христианин является соучастником победы Христа над демонами. Иисус сказал: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16,33). «Верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого», - утверждает святой апостол Павел (2 Фес 3,3). И еще: «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим 8,31).
«Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее,
ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 8,31-39).
В этом – нерушимая уверенность христианина. Следует заметить, что в Библии нет предписания страшиться дьявола. Библия лишь предостерегает: «Покоритесь Богу, противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак 4,7).
Секрет защиты от дьявольских сил – в послушании воле Божьей и верности благодати, которой сопутствует бдительность: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.
Противостойте ему твердою верою» (1 Петр 5,8-9).
Святая Тереза Авильская писала: «Всемогущему угодно, чтобы мы страшились того, чего нужно страшиться, убежденные, что больше вреда наносит один только обыденный грех, нежели вся преисподняя».
Господь допускает, чтобы люди были искушаемы: это является частью спасительного замысла и служит нашему совершенствованию в добродетелях.

В религиозной литературе можно найти много имён ангелов и демонов, служителей Сатаны. Например, «Люцифер», «Вельзевул». Это один и тот же демон, или речь идет о разных падших ангелах?

Во времена Ветхого Завета за пределами Палестины существовало сильное убеждение в присутствии демонов. Многочисленные бедствия, которые поражали человека, приписывались их пагубному воздействию. Люди верили в то, что их – бесчисленное множество. Чтобы бороться с каким-либо злом, колдуны должны были знать имя демона. Поэтому языческая литература той эпохи содержит многочисленные имена демонов.
Строжайший ветхозаветный запрет на колдовство фактически исключает обращения к демонам из народной практики.
Упоминаний о демонах в Ветхом Завете не так уж много. В Псалме 106 читаем: «Прогневали Бога у вод Меривы, и Моисей потерпел за них, ибо они огорчили дух его, и он погрешил устами своими. Не истребили народов, о которых сказал им Господь, но смешались с язычниками и научились делам их; служили истуканам их, которые были для них сетью, и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам».
В Книге Товита упоминается злой дух Асмодей, который умерщвлял мужей Сарры.
По мере приближения к Новому Завету мы встречаем все больше упоминаний о демонах. Некоторые исследователи объясняют это влиянием на Палестину греческого мировоззрения, которое к тому времени уже распространилось повсюду, а также наследием древних восточных культур.
Евангелия повествуют о нескольких случаях одержимости бесами. В эпоху Иисуса Христа было распространено убеждение, что пожертвования идолам на самом деле отдаются демонам: «Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.
Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской», - предупреждает апостол Павел (1 Кор 10,20-21).
Демоны – это лживые духи, и поэтому они становятся источником лжеучений. В Новом Завете мы встречаем также убеждение, что и демоны могут совершать чудеса. Так, в Апокалипсисе читаем: «И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это - бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя» (Откр 16,14). В той же Книге Откровения Иоанна Богослова упоминается о том, что развалины Вавилона населены демонами: «Пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу» (Откр 18,2).
В Новом Завете бесы наречены разными именами, но их число бесконечно мало по сравнению с тем количеством имен, которыми наделяли демонов в языческих культурах. А нам, чтобы бороться с бесами, вовсе не нужно знать их имен, как древним волхвам. Для нас достаточно того, что на нашей стороне – Иисус Христос, достаточно Его имени, которое обращает в бегство всех демонов.
Имена, под которыми в Новом Завете представлены бесы, - следующие: Сатана, что означает «противник». Сатана действует посредством лжи и обмана, он враждебен замыслам Бога и является врагом человека, искушая его злом. Его называют князем мира сего. «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи», - говорится в Евангелии от Иоанна.
Далее – Велиар: «Какое согласие между Христом и Велиаром?» - вопрошает апостол Павел во 2 Послании к Коринфянам.
Вельзевул, князь демонов, упоминается в Евангелии от Матфея (12,24) «Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою Вельзевула, князя бесовского».
Святой Павел называет бесов также начальствами и властями тьмы: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф 6,12).
Речь идет не об одном, а о разных падших ангелах. Но, повторяем, нет совершенно никакой необходимости знать их по имени. Мы должны прибегать только к имени Господа, потому что «именем Иисуса преклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних» (Фил 2,10).

Как отличить откровения Бога от дьявольских внушений?

Под откровениями Бога мы можем подразумевать видения, объявления, экстазы.
Что касается видений, то об их происхождении следует судить по эффектам, которые они производят. Если, например, в начале видения душа объята страхом и смущением, а потом постепенно эти чувства сменяются большой радостью, длительным внутренним миром, внутренним светом и расположенностью к молитве и благочестивым практикам, -- то это доказывает Божественный источник видения. Дьявольские же видения, как правило, начинаются удовольствием чувств и заканчиваются печалью, смущением и черствостью души.
Явления, вызванные Богом, всегда приносят душе плоды спасения: усердие в любви, вдохновение для практики добродетелей, отречение от самого себя и от вещей, святое стремление к совершенству, а главное – глубокое смирение. Облагодетельствованная таким образом душа остерегается рассказывать кому бы то ни было об увиденном, кроме духовного отца, – да и то с большим нежеланием. В фальшивых видениях все происходит наоборот: душа не чувствует ничего, кроме пустого наслаждения, и любит часто упоминать о них без причины. Видения, берущие начало от небес, производят в душе глубокий мир, чего не бывает в случае дьявольских внушений. Видения от Бога легко узнать по плодам: если их автором является Бог, то душа облекается в добродетель, прежде всего смирения и послушания. Если же у истоков видения стоит дьявол, то вскоре откроется его гордыня и двуличие. Если же видение вызвано не Богом и не дьяволом, а является лишь плодом воображения, то это также вскоре становится ясным: отвлеченная фантазия порождает любопытство, поверхностную добродетель, самолюбование и несостыковки в рассказах об увиденном.
Если речь идет об откровении в форме послания, то нужно следовать таким правилам:
Абсолютно фальшивыми являются откровения, противоречащие догмам или нравственности. В Боге не может быть противоречия.
Большое подозрение должны вызывать откровения, контрастирующие с тем, что обычно преподается в богословских школах, а также те, которые касаются вопросов, свободно обсуждаемых в богословских школах. Большинство авторов считают, что подобные послания следует отвергать. Другие полагают, что их можно принимать, но только после тщательного анализа.
Следующий принцип: исполнение каких-либо предсказаний не является достаточной причиной считать их истинным откровением. Это может объясняться совпадением или природным знанием.
Если предмет откровения представляет собой нечто ненужное, смешное, неуместное или непристойное, то его следует отвергать как не относящееся к Божественному. То же самое можно сказать о послании многословном, обремененном излишними доказательствами и доводами. Божественные откровения предельно кратки, ясны и сдержанны. Они выражены в немногих очень точных словах.
Наконец, правилом различения источникjв откровения должны быть опять же плоды посланий, прозведенные в душе: «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф 7,18).
Когда мы сталкиваемся с экстазами, то вот критерии для различения между экстазами от Бога, от дьявола или объясняющимися природными феноменами.
Божественный экстаз приносит духовные плоды: практику героической добродетели, поиск уединения и отдаления от созданий, поиск духовных и телесных сил вне испытываемых чувств. Среди признаков Божественного экстаза святые называют послушание: монашествующие, пребывающие в Божественном экстазе, следуют распоряжениям настоятеля.
Экстаз природный – это состояние, напоминающее обморок, когда внешние чувства притупляются, как это бывает при некоторых заболеваниях нервной системы.
Экстаз от дьявола представляет собой своего рода одержимость. Папа Бенедикт XIV, говоря о признаках дьявольского экстаза, перечисляет следующее: человек живет во грехе, наслаждается экстазом тогда, когда ему хочется, строит гримасы, произносит неуместные слова, не сохраняет никакой памяти о пережитом экстазе, ищет многолюдных мест, чтобы привлечь к себе внимание, приходит в большое смятение, когда возвращается в обычное состояние, получает сообщения, подстрекающие ко злу или к кажущемуся благу, но с дурной целью.

Радио Ватикана
Tags: FAQ о христианстве и католичестве, Библия, ККЦ, оккультизм, религия, религпросвет, святые, секты, статьи, цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments