Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

Category:
  • Mood:

И во единую святую Вселенскую и Апостольскую Церковь...- продолжение

Почему Церковь – святая?

СВЯТОЙ Церковь является не потому, что все её члены святые, а потому, что Бог свят и действует в ней. Все члены Церкви освящены через Крещение.

Где бы ни коснулся нас триединый Бог, мы возрастаем в любви, становимся освящёнными и спасёнными. Святые – это любящие: не потому, что они это хорошо умеют, а потому что их коснулся Бог. Они передают любовь, полученную от Бога другим людям, на свой, иногда весьма необычный лад. Придя к Богу, они также делают святой Церковь, потому что они «привносят своё небо», чтобы поддержать нас на пути к СВЯТОСТИ.

***
СВЯТОСТЬ – свойство Бога. В латинском языке есть слово fanum для обозначения божественного, чистоты, того, что отделено от нечистого, повседневного. Бог – совершенно Другой, «Святой Израилев» (Ис 30, 15); Иисус приходит в мир как «Святой Божий» (Ин 6, 69). Глядя на Него, мы можем понять, что значит быть святым: любить, безгранично, с милостью, помогая и исцеляя, до самой смерти на Кресте и Воскресения.

***
См. также ККЦ 823-829.

Как Католическая Церковь может быть истинной Церковью, если в её истории столько грехов и зла?

На этот вопрос можно ответить при помощи простого рассуждения. Как христиане, мы вдохновляемся мыслями, словами, чувствами и делами Иисуса Христа. Посредством Крещения мы были к Нему «привиты», подобно ветви, привитой к виноградной лозе. Но когда мы совершаем грехи, мы совершаем их не потому, что черпаем вдохновение от Христа, а как раз потому, что от Него отделяемся.

То же самое можно сказать обо всей Церкви. Церковь – святая Невеста Христова, и она черпает живительные соки от Христа.

Сомнения в истинности согрешающей Церкви возникают тогда, когда мы путаем богословское и социологическое понимание Церкви. На богословском уровне мы видим её святой: Христос излучает Свою святость на членов Церкви, освящая её.

Если же смотреть на Церковь в социологической перспективе, то это собрание людей, исповедующих определенную веру. Эти люди согрешают, и структуры её тоже нередко греховны. Многие члены Церкви – грешные люди, отходящие от Христа и не черпающие от Него святость, их поступки и образ жизни не соответствуют исповедуемой вере. Вот почему в Символе веры мы неизменно повторяем: «Верую во единую святую, соборную и апостольскую Церковь». И несмотря на наличие множества грешников, мы никогда не скажем: «Верую в грешную церковь…».

В жизни Церкви продолжается миссия Иисуса Христа, Его освящающее и искупительное деяние. Христос искупил мир Своими страстями и смертью. В Церкви Его страсти «продолжаются» через раны, которые она получает как изнутри, так и извне. В конце концов, с Господом случилось то же самое: Он пострадал не только от врагов, но и от одного из избранных Им апостолов - Иуды.

Страсти Христовы будут продолжаться до конца мира, говорил Блез Паскаль. Эти страсти переживает Церковь. Как утверждается в Катехизисе Католической Церкви, «до второго пришествия Христа Церковь должна пройти через последнее испытание, которое подорвет веру у многих верующих. Преследования, которые сопровождают земное паломничество Церкви, откроют ´тайну беззакония´ в форме лжерелигии, приносящей людям мнимое решение их проблем ценой отступничества от истины» (675). «Церковь вступит во славу Царства только через эту последнюю Пасху, где она последует за Своим Господом в Его смерти и воскресении. Царство, таким образом, будет обретено не через историческое торжество Церкви, достигнутое продвижением вверх, но через победу Бога над злом в его последнем наступлении, победу, которая заставит сойти с неба Его Невесту. Торжество Бога над мятежом зла примет форму Страшного суда после окончательного космического крушения этого преходящего мира» (677).

Будучи Невестой Христовой, Церковь свята. Но составляющие её члены отмечены грехом. Грех же не принадлежит Христу. Каждый из нас должен спросить у себя, и только у себя: насколько тесно я связан со Христом, черпаю ли жизнь и святость от Него, или же отделяюсь от Него, внося свой личный вклад в греховность её членов?

В одной из проповедей в Германии Папа Бенедикт XVI сказал: «Находиться в Церкви не значит быть частью организации, а быть в сети Господней, в которую Он вылавливает как хороших, так и плохих рыб из вод смерти к берегам жизни. Может быть, в этой сети я нахожусь рядом с плохой рыбой и чувствую это, но также верно, что я нахожусь в сети не по воле той или иной рыбы, а потому что это - сеть Господа, и она отличается от всех человеческих организаций, касаясь самой основы моего существа».

Именно по этой причине мы остаёмся в Церкви несмотря на скандалы и человеческие недостатки.

Почему Церковь называется Вселенской - католической?

«Католическая», кафолическая (от греческого καθολόν) означает «всеобъемлющая» (всецелая, вселенская). Церковь является Вселенской, потому что Христос призвал её исповедовать всю полноту веры, хранить и преподавать все таинства и возвещать Радостную Весть всем; и Он послал её ко всем народам.

***
"И всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём" (Еф 1, 22–23).

***
См. также ККЦ 830-831, 849-856.

Кто принадлежит к Католической Церкви?

В полном общении с Католической Церковью принадлежат те, кто, находясь в единстве с ПАПОЙ и ЕПИСКОПАМИ, через исповедание католической веры и принятие таинств, соединён со Христом.

Бог возжелал одной Церкви для всех. К сожалению, мы, христиане, не сохранили верность этому желанию Христа. И всё же через веру и общее Крещение мы по-прежнему глубоко связаны друг с другом.

***
ПАПА (от греч. pappas – отец, папа) – преемник апостола Петра, Епископ Рима. Поскольку уже Пётр был первым среди апостолов, так же и Папа председательствует в коллегии епископов. Как представитель Христа он является верховным пастырем, священником
и учителем Церкви.

***
ЕПИСКОП (от греч. episkopein – надзирать, надсматривать) – преемник апостолов; пастырь епархии (диоцеза); как член коллегии епископов
под управлением Папы разделяет заботу обо всей Церкви.

***
См. также ККЦ 836–838.

Как Церковь относится к иудеям?

Евреи – «старшие братья» христиан, потому что Бог первыми возлюбил их, и они были первыми, к кому были обращены Его слова. То, что Иисус Христос как человек был евреем, объединяет нас с ними. То, что Церковь признаёт в Нём Сына Бога Живого, отличает нас от иудеев. В ожидании окончательного пришествия Мессии мы едины.

Иудейская вера – это корни нашей веры. Священное Писание евреев, называемое нами Ветхим Заветом, – это первая часть нашего Священного Писания. Иудео-христианский образ человека, этика которого сформирована Десятью Заповедями, является основой западных демократий. Постыдно, что христиане на протяжении веков не желали признать это тесное родство с иудаизмом и исходя из ложных богословских обоснований довольно часто разжигали смертоносную ненависть к евреям. За это Папа Иоанн Павел II в 2000 г. по случаю Святого Года особо попросил прощения. Второй Ватиканский Собор ясно заявил, что евреям как народу нельзя приписывать коллективную вину за смерть Христа на кресте.

***
"Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить" (Мф 5, 17).

***
"Религия евреев не является для нас чем-то «внешним», но входит как «внутренняя часть» в нашу собственную религию. Таких взаимоотношений, как с иудаизмом, у нас нет ни с какой иной религией. Вы – наши дорогие возлюбленные братья, и в каком-то смысле можно сказать, что вы – наши старшие братья".
ИОАНН ПАВЕЛ II, во время посещения синагоги в Риме, 1986 г.

***
См. также ККЦ 839-840

Как Церковь относится к другим религиям?

Церковь уважает всё, что есть хорошего и истинного в других религиях. Она уважает и поддерживает свободу вероисповедования как одно из прав человека. Однако она знает, что Иисус Христос является единственным Спасителем всех людей. Он один есть «путь и истина и жизнь» (Ин 14, 6).

Тот, кто всегда ищет Бога, близок нам, христианам. Особая степень «родства» существует с мусульманами. Подобно иудаизму и христианству, ислам также относится к монотеистическим религиям (монотеизм). Мусульмане также почитают Бога-Творца и Авраама (Ибрахима) как отца нашей веры. Иисус (Иса) по Корану является великим пророком; Мария (Мариам), Его Мать, – мать пророка. Церковь учит, что все люди, которые не по своей вине не знают Христа и Его Церковь, но искренне ищут Бога и следуют голосу своей совести, обретут вечное спасение. Тот же, кто познал, что Иисус Христос есть «путь и истина и жизнь», но не захотел последовать за Ним, не найдёт спасения на других путях. Это выражено в утверждении «Extra ecclesiam nulla salus» (вне Церкви нет спасения).

***
РЕЛИГИОЗНАЯ СВОБОДА – право каждого человека выбирать и практиковать религию согласно своей совести. Признание религиозной свободы не означает признания равенства и истинности всех религий.

***
"Церковь никогда не должна довольствоваться тем множеством людей, которых она когда-то приняла в своё лоно, и сказать, что у других – мусульман, индусов и т.д. – тоже всё хорошо. Она не может уединиться, удобно устроившись в собственных пределах. Она обязана заботиться обо всём и обо всех". Бенедикт XVI

***
См. также ККЦ 841-848

Почему Церковь называется Апостольской?

Церковь называется Апостольской, потому что она основана на апостолах, твёрдо придерживается их Предания и руководима их преемниками.

Иисус призвал апостолов как Своих ближайших соратников. Они были очевидцами Его жизни и служения. После Своего воскресения Он являлся им несколько раз. Он ниспослал им Духа Святого и разослал их как Своих полномочных представителей по всему миру. В ранней Церкви они были гарантами единства. Свою миссию и полномочия они через возложение рук передали своим преемникам, епископам. Так продолжается и по сей день. Этот процесс называется АПОСТОЛЬСКИМ ПРЕЕМСТВОМ.

***
"Двенадцати же апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его" (Мф 10, 2–4).

***
АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕЕМСТВО – не прерывающаяся со времён апостолов череда епископов. Как Иисус передал власть апостолам, так с тех пор она передаётся возложением рук и молитвой от епископа к епископу, и так будет до второго пришествия Иисуса Христа.

***
См. также ККЦ 857–860, 869, 877.

Как устроена единая святая Вселенская и Апостольская Церковь?

В Церкви есть МИРЯНЕ и священнослужители (КЛИРИКИ). Как дети Божьи они обладают одинаковым достоинством. У них равноценные, но, тем не менее, разные задачи. Миссия мирян – сориентировать весь мир на Царство Божие. Их дополняют рукоположенные священнослужители (клирики), на которых возложены задачи церковного управления, учительства и освящения. В обеих категориях есть христиане, особым образом поставившие себя на службу Богу через принятие обетов безбрачия, бедности и послушания (например, члены монашеских орденов).

Каждый христианин обязан своей собственной жизнью свидетельствовать о Евангелии. Но Бог даёт каждому человеку его собственную дорогу. Одних Он посылает как МИРЯН, чтобы они созидали Царство Божие непосредственно в мирской жизни, в семье и на работе. Для этого Он наделяет их в Крещении и МИРОПОМАЗАНИИ всеми необходимыми дарами Святого Духа. Другим же Он ставит пастырские задачи: они должны направлять, учить и освящать Его народ. Ни один человек не может самолично взять на себя эту задачу: Господь Сам должен возложить на него эту миссию и через рукоположение наделить его Своей Божественной силой, отправляя его в путь. Тогда служитель, посвящённый рукоположением, будет действовать от имени Христа и преподавать таинства.

***
МИРЯНЕ – верующие, вошедшие в состав народа Божия через Крещение и не являющиеся священнослужителями.

***
КЛИР (от греч. kleroi – жребий, доставшийся по жребию удел) – священнослужители в Церкви.

***
См. также ККЦ 871–876, 934, 935.

В чём заключается призвание мирян?

Миссия мирян состоит в активной позиции в обществе, чтобы Царство Божие могло возрастать среди людей.

Мирянин – это не христианин второго сорта, ведь он участвует в священническом служении Христа (общем священстве). Он заботится о том, чтобы люди из его окружения (в школе, в учебных заведениях, в семье и на работе) узнали Евангелие и полюбили Христа. Через свою веру он оказывает влияние на общество, экономику и политику. Он поддерживает церковную жизнь, принимая на себя, например, обязанности министранта и чтеца или руководителя группы, участвует в церковных коллективных органах и советах (например, в совете приходской общины и церковном правлении). Именно молодые люди должны серьёзно задумываться о том, на каком месте Бог хотел бы видеть их.

***
"Я призван что-то делать или кем-то быть, к чему не призван никто другой; у меня есть место в Божьем плане и на Божьей Земле, и этого места нет ни у кого другого".
Блаженный Джон Генри Ньюмен

***
См. также ККЦ 897–913, 940–943.

Почему Церковь не является демократической организацией?

Принцип демократии звучит так: вся власть исходит от народа. В Церкви же вся власть исходит от Христа. Поэтому у Церкви иерархическое устройство. Но одновременно Христос дал ей коллегиальную структуру.

Иерархический элемент в Церкви заключается в том, что это Христос Сам действует в ней, когда рукоположенные священнослужители милостью Божьей делают и дают то, чего они от себя лично не могли бы делать и дать, например, когда они вместо Христа преподают таинства или учат по Его воле. Коллегиальный элемент в Церкви состоит в том, что Христос доверил всю полноту веры общине из двенадцати апостолов, чьи преемники руководят Церковью под председательством Преемника св. Петра. Исходя из этого коллегиального положения неотъемлемой принадлежностью Церкви являются проводимые в ней соборы. Однако и в других коллективных органах Церкви, в синодах и советах, многообразие духовных задач и универсальность всемирной Церкви могут приносить богатые плоды.

***
ИЕРАРХИЯ (от греч. hieros и arche, – священное начало) – ступенчатая структура Церкви, возглавляемой Христом, от Которого исходит всякая власть.

***
ПАПА (от греч. pappas – отец, папа) – преемник апостола Петра, Епископ Рима. Поскольку уже Пётр был первым среди апостолов, так же и Папа председательствует в коллегии епископов. Как представитель Христа он является верховным пастырем, священником и учителем Церкви

***
ЕПИСКОП (от греч. episkopein – надзирать, надсматривать) – преемник апостолов; пастырь епархии (диоцеза); как член коллегии епископов под управлением Папы разделяет заботу обо всей Церкви.

***
СВЯЩЕННИК, или ПРЕСВИТЕР (от греч. presbyteros – старейшина, глава общины) – помощник епископа в провозглашении слова Божия и преподании таинств. Он несёт своё служение в единстве с другими пресвитерами под управлением епископа.

***
См. также ККЦ 874-879.

Каковы задачи Папы?

Как Преемник святого Петра и Глава Коллегии Епископов Папа является гарантом единства Церкви. Он имеет наивысшие пастырские полномочия и высочайший авторитет при решении вопросов вероучения и дисциплины.

Иисус дал Петру исключительное главенствующее положение среди апостолов. Это сделало его верховным авторитетом раннехристианской Церкви. РИМ – поместная Церковь, которой руководил Пётр, и место его мученичества – стал после его смерти внутренним ориентиром молодой Церкви. С Римом сопоставляла себя каждая община; он был мерилом правильной, полной и неискажённой апостольской веры. До сего дня каждый Римский Понтифик (Папа), как Пётр, является главным пастырем Церкви, истинная Глава которой – Христос. Только в этой функции Папа выступает как «Наместник Христа на земле». Как наивысший авторитет в пастырстве и учительстве он следит за неискажённой передачей веры. В необходимых случаях он должен отзывать полномочия учить у тех, кто ими наделён, или при тяжких нарушениях в вопросах веры и нравов отрешать рукоположенных священников от их служения. Без единства в вопросах веры и нравов, гарантируемого Учительством, во главе которого стоит сам Папа, немыслима стойкость Католической Церкви и ее распространенность.

***
РИМ - Община Рима с самого начала воспринималась как «величайшая и древнейшая», основанная и устроенная «славнейшими апостолами Петром и Павлом,... с которой, вследствие её преимущественного первенства, должна согласовываться каждая Церковь, ... так как в ней всегда сохранялось предание, идущее от Апостолов» (св. Ириней Лионский). Тот факт, что оба апостола претерпели в Риме мученическую смерть, придаёт римской общине особую важность.

***
См. также ККЦ 880–882, 936–937.

Могут ли епископы действовать и учить наперекор Папе или Папа – наперекор епископам?

Епископы не могут действовать и учить наперекор Папе, они могут действовать и учить только в согласии с ним. Папа же напротив может в чётко определённых случаях принимать решения без согласия епископов.

Конечно, Папа в своих решениях придерживается веры Церкви. Существует что-то подобное общему чувству веры Церкви; основополагающее убеждение в вопросах веры, которое внушается Святым Духом и присутствует во всей Церкви; так сказать, здравый смысл Церкви, в котором распознается то, «чему верили всегда, повсюду и все» (Викентий Леринский).

***
См. также ККЦ 883–885, 880–890.

Действительно ли Папа обладает безошибочностью?

Да, но высказывания Папы только тогда безошибочны, когда он торжественным церковным актом («ex cathedra») провозглашает догмат, то есть объявляет обязательное для всех решение по вопросам веро- и нравоучения. Характером безошибочности обладают также учительные решения Коллегии Епископов, принятые совместно с Папой, например, решения ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА.

Безошибочность Папы никак не связана с его моральной чистотой и интеллектом. Собственно говоря, безошибочной является Церковь, так как Иисус обещал ей Святого Духа, Который сохраняет её в истине и всё глубже вводит её в истину. Если вдруг сама собой разумеющаяся истина веры отвергается или неверно истолковывается, то Церкви принадлежит последнее слово, в котором должно быть сказано, что в обязательном порядке является истинным, а что ложным. И это – слово Папы. Как преемник св. Петра и первый среди епископов он имеет полномочия формулировать оспариваемую истину веры, соответствующую Преданию Церкви, таким образом, чтобы всем верующим всех времён она предлагалась как «достоверная». Это называется провозглашением ДОГМАТА. Поэтому догмат никогда не содержит чего-то «нового» по смыслу. Подобные догматы провозглашаются крайне редко. Последний раз это произошло в 1950 г. Мы, верующие, должны держаться с благоговейным послушанием духа также и обычного Учительства Папы и епископов, и не только когда совершается безошибочное провозглашение догматов.

***
"Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" (Мф 16, 18–19)

***
ДОГМА (от греч. dogma – мнение) – положение веры, провозглашённое на Соборе или Папой „ex cathedra“ как принадлежащее к Божественному Откровению, т.е. содержащееся в Священном Писании
и/или Предании.

***
EX CATHEDRA (лат. – с кафедры) – термин, который обозначает особый случай безошибочного учительского решения Папы.

***
ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР – собрание епископов Вселенской Церкви со всего мира

***
См. также ККЦ 888-892

Правда ли, что католики обязаны во всем соглашаться с Папой, считая его голосом Бога? А если мне не нравится какой-нибудь поступок Папы Римского или какие-нибудь его слова?

Голос Бога на земле – это, во-первых, голос нашей совести, как говорил блаженный кардинал Ньюмен. Второй Ватиканский собор утверждает, что в своей совести человек не один, но он там пребывает наедине с Богом и слушает Его голос. Вот в чем заключается это соборное учение: «В глубине своей совести человек открывает закон, который не сам он себе дал, но коему он должен повиноваться и глас которого, всегда призывающий его любить и творить добро, а зла избегать, отзывается, когда нужно, в его сердце: вот это делай, а вот этого избегай. Ведь в сердце человека — написанный Богом закон, в повиновении которому заключается всё его достоинство и по которому он будет судим. Совесть — самое потаённое ядро человека, его святая святых, где он остаётся наедине с Богом, Чей голос звучит во глубине его души» («Радость и надежда», 49).
Учительство Папы Римского является продолжением во времени учения Христа. Залог этого учительства – Сам Христос, Который сказал апостолу Петру: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк 22,32). И еще: «Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф 16,18).
Учительство Папы Римского требует от нас послушания в вере. Второй Ватиканский собор по этому поводу говорит: «Эта безошибочность, которой Божественный Искупитель пожелал наделить Свою Церковь в определении учения о вере и нравах, простирается столь же широко, сколь и сокровищница Божественного откровения, которая должна свято храниться и верно излагаться. В силу своей должности этой безошибочностью обладает Римский понтифик, глава Коллегии епископов, когда он, как верховный пастырь и учитель всех верных Христу, утверждающий в вере братьев своих (ср. Лк 22, 32), окончательным образом провозглашает какое-либо учение о вере и нравах. Поэтому его определения по праву называются непреложными сами по себе, а не по согласию Церкви, ибо выносятся они при содействии Святого Духа, обещанном ему в лице блаженного Петра и, следовательно, не нуждаются ни в каком утверждении иных лиц и не подлежат никакой апелляции в другой суд (Lumen gentium 25). И еще: это благоговейное послушание воли и разума следует прежде всего проявлять по отношению к аутентичному учительству Римского Первосвященника — даже тогда, когда он не говорит "ех cathedra". Это означает, что его верховное учительство следует почтительно признавать, высказанных им суждений следует искренне придерживаться согласно выраженной им мысли и воле, которая проявляется прежде всего либо в характере тех или иных документов, либо в неоднократном изложении одного и того же учения, либо же в самой словесной форме какого-либо высказывания» (там же).
Утверждения Второго Ватиканского собора касаются учительства Папы Римского, а не его личного поведения. В связи с этим можно привести весьма красноречивый пример апостола Петра, который был вынужден выслушать открытый упрек от апостола Павла, не согласного с его отношением к язычникам. Вот этот текст: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» (Гал 2,11-14).
Таким образом, послушание в вере Папе Римскому относится к его учительству – как чрезвычайному, так и ординарному, а не к его личности, к личным беседам или личному выбору.
Папа обладает особой «благодатью статуса», связанной со служением Святого Петра.
Об этом говорит и Катехизис Католической Церкви: «Среди особых даров благодати следует назвать «благодать состояния», сопровождающую ответственные функции в христианской жизни и формы служения в лоне Церкви:
И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли - в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием (Рим 12,6-8)» (Катехизис КЦ, 2004).

Распространяется ли безошибочность Папы Римского на канонизацию и беатификацию? В частности, интересует Иоанн XXIII, которого провозгласили святым без «обязательного» второго чуда.

Согласно учению Католической Церкви об авторитетности декретов о беатификации и канонизации, канонизация – то есть причисление к лику святых – представляет собой окончательное и последнее суждение, посредством которого Церковь и Римский Папа утверждает, что тот или иной человек прожил святую жизнь и вошёл в Царство Небесное, и предлагает их верующим для почитания как заступников и как пример для подражания. Это торжественное, или формальное провозглашение человека святым начиная с эпохи Папы Александра III осуществляется Апостольским Престолом.

Наряду с торжественной канонизацией есть обычная, или эквиполентная канонизация, посредством которой слуги Божии почитаются в лике святых с одобрения или разрешения Церкви без произнесения особой формулы. Так происходило очень часто в первые столетия; эквиполентные канонизации происходят и в наши дни.

Что касается беатификации, то есть прославления в лике блаженных, то она является предварительным, а не окончательным суждением. Беатификация не предписывает, но разрешает почитание того или иного слуги Божьего. Собственное, разница между канонизацией и беатификацией заключается именно в этом. Причисляя блаженного к лику святых, Церковь предписывает его почитание, в то время как в лике блаженных почитание разрешается, но не предписывается.

В отношении эквиполентной канонизации еще Папа Бенедикт XIV утверждал, что невозможно решить вопрос, можно ли включение кого-либо в мартиролог считать равносильным канонизации. Вместе с тем есть немало оснований распространить безошибочность и на эквиполентные канонизации, то есть на тех, кто без всякого сомнения почитается Вселенской Церковью как святые.

Торжественные канонизации сегодня являются обычной формой причисления к лику святых и входят в сферу безошибочности. Это отражается и в формуле канонизации, используемой Римскими Папами:

«Властью Господа Нашего Иисуса Христа… постановляем и определяем, что блаженный (имярек) является святым».

Действительно, канонизация Папы Иоанна XXIII отличалась от многих других: для причисления его к лику святых не понадобилось свидетельство еще об одном чуде, обычно необходимого для процесса канонизации. Но это решение Папы Франциска не является единичным и первым в истории. Вместе с тем, канонизация Иоанна XXIII была совершена посредством торжественного постановления и определения, то есть не является эквиполентной.

На тему авторитетности суждений Церкви о прославлении святых Фома Аквинский писал: «Несомненно, суждение Вселенской Церкви о вещах, относящихся к вере, не может быть ошибочным… в то время как другие суждения, касающиеся отдельных фактов – например, в вопросах собственности, преступлений и тому подобного, - возможна и ошибка Церкви, по причине лживых свидетелей. Канонизация святых находится где-то посередине между этими двумя случаями: ведь честь, которую мы воздаем святым, - это своего рода исповедание веры, через которую мы веруем во славу святых … и следует благочестиво верить, что в этом суждение Церкви не может ошибиться».

Один из авторитетных доминиканских богословов времен Тридентского собора, Мельхиор Кано, утверждал: «Мы верим, что те, кто не признают Церковь в этих вещах, не являются еретиками, но они опрометчивы, безрассудны и неблагочестивы».

Определенный свет на этот вопрос бросает Второй Ватиканский собор. В догматической конституции «О Церкви» проводится различие между чрезвычайным учительством и окончательным ординарным учительством. В ересь впадают те, кто отвергает чрезвычайное учительство Церкви, относящееся к догматическим определениям. В остальных случаях мы имеем дело с ординарным учительством.
Канонизации относятся к окончательному ординарному учительству и не подвергается сомнению. Мы можем сравнить их с учительством Церкви, изложенном в энциклике Humanae vitae. Папа Иоанн Павел II утверждал, что эта «доктрина Церкви в области контрацепции не относится к материи, свободно обсуждаемой между богословами. Преподавать иначе равноценно введению в заблуждение нравственной совести супругов».

В силу этого различия тот, кто сомневается в святости Иоанна XXIII, не может считаться еретиком, но здесь можно повторить слова Мельхиора Кано.

Какие задачи возложены на епископов?

Епископы несут ответственность за вверенные им отдельные церкви и совместную ответственность за Церковь в целом. Они осуществляют свою власть служения в общении друг с другом, а в вопросах, затрагивающих Церковь в целом, – под руководством Папы

Епископы первую очередь должны быть апостолами, верными свидетелями Иисуса, Который Сам призвал их к Себе и послал с миссией. И они приводят Христа к людям и людей к Христу. Это происходит через их проповедь, совершение таинств и руководство Церковью. Как преемник апостола епископ выполняет возложенные на него задачи в силу собственных апостольских полномочий; он не является уполномоченным или своего рода ассистентом Папы. Но действует он в согласии с Папой и под его руководством.

***
"И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь…" (Мк 3, 14)

***
"Слушающий вас Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня" (Лк 10, 16)

***
См. также ККЦ 886–887, 893–896, 938–939

Почему Иисус хочет, чтобы были люди, всегда живущие в бедности, безбрачном целомудрии и послушании?

Бог есть любовь. Он жаждет нашей ответной любви. Одной из форм любящей самоотдачи Богу является жизнь по примеру Иисуса, а именно - жизнь в бедности, целомудрии и послушании. У того, кто живёт так, голова, сердце и руки свободны для Бога и людей.

Снова и снова некоторые люди оказываются всецело покорены Иисусом и отдают Богу всё «для Царства Небесного» (Мф 19, 12) – отказываясь даже от таких прекрасных даров, как собственное имущество, самоопределение и любовь в браке. Они полностью посвящают свою жизнь Богу, принося монашеские обеты или другим способом. Такая жизнь по ЕВАНГЕЛЬСКИМ СОВЕТАМ в бедности, целомудрии и послушании показывает всем христианам, что этот мир – это ещё не всё. И лишь встреча с Божественным Женихом «лицом к лицу» окончательно сделает человека счастливым.

***
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ СОВЕТЫ – бедность, целомудренное безбрачие и послушание. Это данные в Евангелии советы для подражания Иисусу.

***
"Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостаёт: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест" (Мк 10, 21).

***
"Следование за Христом всегда включает в себя мужество плыть против течения". Бенедикт XVI.

***
См. также ККЦ 914–933, 944–945

По материалам:

Знаю, во что верю
Радио Ватикана
Tags: FAQ о христианстве и католичестве, Библия, ККЦ, Символ веры, догматы, религия, религпросвет, святые, статьи, цитаты, экуменизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments