Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

  • Mood:

распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого,воскресшего в третий день по Писаниям

Знал ли Иисус, что Он умрёт, когда Он входил в Иерусалим?

Да, трижды Иисус предсказал Свои страдания и Свою смерть, прежде чем Он осознанно и добровольно (Лк 9, 51) пошёл к месту Своих cтрастей и Своего воскресения.

***
"И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками" (Мк 8, 31)

***
"Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть,
и предадут язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет" (Мк 10, 33–34).

***
См. также ККЦ 557–560, 569–570.

Почему для Своей смерти и Своего воскресения Иисус выбрал дни иудейской Пасхи?

Иисус выбрал праздник Пасхи Своего народа – Израиля – как символ того, что должно произойти с Ним в смерти и воскресении. Как народ Израиля был освобождён от египетского рабства, так и Христос освобождает нас от рабства греха и власти смерти.

Пасха была праздником освобождения Израиля от порабощения в Египте. Иисус пошёл в Иерусалим, чтобы освободить нас от ещё более глубокого рабства. Он совершил со Своими учениками пасхальную трапезу. Во время этой трапезы Он Сам сделался жертвенным агнцем. Как «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор 5, 7), чтобы раз и навсегда установить окончательное примирение между Богом и человеком.

***
"И, когда настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: Я желал есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть её, пока она не совершится в Царствии Божием" (Лк 22, 14–16)

***
См. также ККЦ 571–573.

Почему же такого мирного человека, как Иисус, приговорили к смерти на кресте?

Иисус поставил Своё окружение перед решающим вопросом: или Он действует во всей силе Своей Божественной власти, или же Он – мошенник, богохульник и нарушитель закона и должен по закону быть привлечён к ответу.

Со многих точек зрения, Иисус был просто провокацией для традиционного иудаизма своего времени. Он прощал грехи, что мог делать только Бог. Он указал на относительный характер заповеди соблюдения субботы, навлёк на себя подозрение в богохульстве и был заклеймлен как лжепророк. Всё это – такие преступления, за которые по закону полагалась смертная казнь.

***
См. также ККЦ 574–576.

Виновны ли евреи в смерти Иисуса?

Никто не вправе приписывать «евреям» коллективную ответственность за смерть Иисуса. Зато Церковь признаёт без колебаний совместную вину всех грешников в смерти Иисуса.

Престарелый пророк Симеон предвидел, что Иисус будет «предметом пререканий» (Лк 2, 34). И действительно, существовало решительное неприятие Иисуса иудейскими авторитетами, но, например, среди фарисеев были тайные приверженцы Иисуса, такие как Никодим и Иосиф Аримафейский. В судебном процессе по делу Иисуса принимали участие различные римские и еврейские личности и институты (Каиафа, Иуда, синедрион, Ирод, Понтий Пилат), чью индивидуальную вину знает только Бог. Тезис, что все евреи, жившие в то время или живущие сейчас, виновны в смерти Иисуса, неразумен и не находит подкрепления в Библии.

***
"Искусители не те, которые Его распяли, но ты, который с ними распял и всё ещё распинаешь, развлекаясь в пороках и грехах".
СВ. ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ

***
См. также ККЦ 597–598

Желал ли Бог смерти Своего собственного Сына?

Насильственная смерть Иисуса не была случайным результатом трагического стечения внешних обстоятельств. Иисус был предан «по определённому совету и предведению Божию» (Деян 2, 23). Чтобы мы, дети греха и смерти, имели жизнь, Отец Небесный «не знавшего греха (...) сделал для нас жертвою за грех» (2 Кор 5, 21). Величие жертвы, которую Бог Отец потребовал от Своего Сына, соответствовало величию самоотверженной преданности Христа: «Что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришёл» (Ин 12, 27). С обеих сторон это любовь, которая выдержала самую главную
проверку на кресте.

Чтобы спасти нас из смерти, Бог предпринял опасную миссию: Он тайно послал в наш мир смерти «лекарство бессмертия» (св. Игнатий Антиохийский) – Своего Сына Иисуса Христа. Отец и Сын были нераздельными союзниками в этой миссии, исполненными стремления и готовности из любви пойти на крайние меры ради людей. Бог хотел совершить обмен, чтобы навсегда спасти нас. Он хотел дать нам Свою вечную жизнь, чтобы мы разделили Его радость, и хотел на Себе в страданиях испытать наше умирание, наше отчаяние, наше одиночество, нашу смерть, чтобы во всём быть единым с нами. Чтобы любить нас вплоть до нашей смерти и после неё. Смерть Христа – это воля Отца, но не Его последнее слово. С тех пор как Христос умер за нас, мы можем обменять нашу смерть на Его любовь.

***
"Иисус, зная, что пришёл час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их" (Ин 13, 1)

***
"И, когда настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: Я желал есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть её, пока она не совершится в Царствии Божием" (Лк 22, 14–16)

***
"Бог не пришёл прекратить страдания. Он пришёл однажды не для того чтобы провозгласить страдание, но чтобы наполнить его Своим присутствием".
ПОЛЬ КЛОДЕЛЬ

***
"Нет другого проводника к Небесам кроме Креста".
СВ. РОЗА ЛИМСКАЯ (1586–1617), покровительница Перу, первая святая Америки

***
См. также ККЦ 599–609, 620.

Что произошло на Тайной Вечере?

Вечером накануне Своей смерти Иисус омыл ноги Своим ученикам. Он установил Евхаристию и поставил апостолов священниками Нового Завета.

Иисус проявил Свою совершенную любовь тремя способами. Омыв Своим ученикам ноги, Он показал, что Он посреди нас как слуга (ср. Лк 22, 27). Он предварил Свои искупительные страдания, таинственно произнося над дарами хлеба и вина: «Сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся...» (Лк 22, 19 и далее). Таким образом Он установил Святую Евхаристию. А повелев апостолам: «Сие творите в Моё воспоминание» (1 Кор 11, 24), он соделал их священниками Нового Завета.

***
"Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам" (Ин 13, 12–15).

***
"В определённом смысле можно сказать, что именно Тайная Вечеря является актом основания Церкви, потому что Он отдаёт Самого Себя и созидает, таким образом, новую общину – общину, соединённую с Ним Самим в Причастии". Бенедикт XVI

***
См. также ККЦ 610–611.

Действительно ли Иисус ощутил предсмертный страх на горе Елеонской в ночь накануне Своей смерти?

Поскольку Иисус был истинным Человеком, на горе Елеонской Он действительно ощутил человеческий страх смерти.

Обладая теми же человеческими силами, что и все мы, Иисус должен был бороться за обретение внутреннего согласия с волей Отца, чтобы отдать Свою жизнь за жизнь мира. В самую тяжкую Свою годину, оставленный всем миром и даже Своими друзьями, Иисус в борьбе с Собой приходит к утвердительному ответу. «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя» (Мф 26, 42)

***
См. также ККЦ 612.

Почему Христос должен был искупить нас именно на кресте?

Крест, на котором Иисус безвинно и жестоко был казнён, – это место глубочайшего унижения и оставленности всеми. Христос, наш Искупитель, избрал крест, чтобы взвалить на Себя вину мира и претерпеть его страдания. Так Он через Свою совершенную любовь вернул этот мир в дом Божий.

Более убедительно Бог не мог явить нам Свою любовь, чем быть распятым за нас на кресте в лице Сына Своего. Крест – это самый позорный и зверский вид казни в античные времена. Римские граждане никогда не могли быть распяты на кресте, какое бы страшное преступление они ни совершили. Тем самым Бог принял на Себя бездонные страдания человечества. С тех пор никто не вправе больше сказать: «Бог не знает, как я страдаю».

***
"Бог распростёр Свои руки на кресте, чтобы обнять концы Вселенной".
СВ. КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ (ок. 313–386/387), епископ Иерусалима, Отец Церкви.

***
"Мы, христиане, только потому не тонем в буре этого мира, что нас держит древо Креста".
СВ. АВГУСТИН

***
См. также ККЦ 613–617, 622–623.

Должны ли мы смиряться со страданиями в нашей жизни и таким образом «принимать на себя крест» по примеру Иисуса?

Христиане не должны искать страдания, но когда они сталкиваются с неизбежным страданием, то им может помочь осознание того, что в cвоих страданиях они соединяются со страстями Христа: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петр 2, 21).

Иисус сказал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк 8, 34). Христиане призваны делать так, чтобы в мире стало меньше страданий. И, тем не менее, страдания остаются. Мы можем веруя принять наше собственное страдание и разделить чужое. Так человеческое страдание соединяется с искупительной любовью Христа и, таким образом, становится частью силы Божьей, которая преобразует мир к лучшему.

***
"Свой крест надо нести, а не тащить, и принимать его как сокровище, а не как бремя. Только через крест можем мы стать похожими на Христа".
ФРАНСУА ФЕНЕЛОН (1651–1715), французский писатель, богослов и мистик.

***
"Когда ты несёшь свой крест радостно, то уже он тебя несёт"
ФОМА КЕМПИЙСКИЙ

***
См. также ККЦ 618.

Действительно ли умер Иисус – или, может быть, Он потому смог воскреснуть, что Он только сделал вид, что умер?

Иисус Христос действительно умер на кресте. Его безжизненное тело было погребено. Об этом свидетельствуют все источники.

В Евангелии от Иоанна (Ин 19, 33 и далее) воины недвусмысленно констатируют смерть Иисуса: они пронзают мёртвому Иисусу копьём рёбра и видят, как истекает из раны кровь и вода. Кроме этого, у распятых вместе с Ним перебили голени – чтобы ускорить наступление смерти, чего у Иисуса к тому моменту делать не потребовалось, так как Он был уже мертв.

***
"В то время как Он совершал Искупление через страдание, Он вознёс человеческое страдание на уровень искупления. Потому каждый человек в своём страдании может стать сопричастным искупительному
страданию Иисуса Христа"
ИОАНН ПАВЕЛ II, Апостольское послание Salvifici doloris

***
"Когда мы смотрим на крест, то понимаем величие Его любви. Когда мы смотрим на ясли, то понимаем нежность Его любви к тебе и ко мне, к твоей семье и к каждой семье".
МАТЬ ТЕРЕЗА

***
См. также ККЦ 627

Можно ли быть христианином, не веря в воскресение Христа?

Нет, «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15, 14].

Как ученики смогли поверить, что Иисус воскрес?

Ученики, которые сначала потеряли всякую надежду, поверили в воскресение Иисуса, потому что после Его смерти они в разных ситуациях видели Его, говорили с Ним и убеждались в том, что Он жив.

Пасхальные события, случившиеся около 30 года в Иерусалиме, – это не выдуманная история. Под впечатлением от смерти Иисуса и поражения их общего дела ученики бежали («Мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля», Лк 24, 12) или забаррикадировались за запертыми дверями. И лишь встреча с воскресшим Христом избавила их от оцепенения и наполнила их восторженной верой в Иисуса Христа, Господина над жизнью и смертью.

***
"Событие смерти и воскресения Христа – сердце христианства, точка опоры нашей веры, мощный рычаг наших убеждений, порывистый ветер, рассеивающий всякий страх и нерешительность, любое сомнение и человеческий расчёт". Бенедикт XVI

***
См. также ККЦ 631, 638, 651; 640–644, 656.

Есть ли доказательства воскресения Иисуса?

У воскресения Иисуса нет доказательств с точки зрения естественных наук. Но есть очень весомые индивидуальные и коллективные свидетельства многочисленных современников тех иерусалимских событий.

Самое раннее письменное свидетельство Воскресения – это послание св. Павла, которое он написал коринфянам лет через 20 после смерти Христа: «Я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребён был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом Двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых бOольшая часть доныне в живых, а некоторые и почили» (1 Кор 15, 3–6). Павел рассказывает здесь о живом предании, с которым он познакомился в первоначальной общине, когда он сам через два или три года после смерти Иисуса и Его воскресения стал христианином – в результате своей собственной встречи с воскресшим Господом, перевернувшей всю его жизнь. Как первое указание на подлинность Воскресения ученики восприняли факт опустевшего гроба (Лк 24, 5–6). Примечательно, что это обнаружили женщины, которые по законам того времени не могли быть свидетелями в суде. И хотя об Апостоле Иоанне говорится, что уже перед пустым гробом он «и увидел, и уверовал» (Ин 20, 8), но общая уверенность, что Иисус жив, укрепилась только после многократных явлений. Многочисленные встречи с Воскресшим завершились Его вознесением. Однако и тогда, после Вознесения, и сейчас возможны встречи с живым Господом: Иисус Христос жив.

***
"[Иисус является Марии Магдалине, которая не сразу узнала Его.] Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! – что значит: Учитель!" (Ин 20, 16).

***
См. также ККЦ 639–644, 647, 656–657.

Вернулся ли Иисус после Воскресения в Своё телесное состояние, которое было у Него во время Его земной жизни?

Воскресший Господь позволил ученикам касаться Себя, Он ел с ними и показывал им раны Своих страстей. Однако Его тело теперь принадлежало не земле, а Божественному Царству Отца.

Воскресший Христос, несущий на Себе раны распятия, больше не связан с пространством и временем. Он мог проходить сквозь закрытые двери и являться Своим ученикам в различных местах – и в таком облике, что они не сразу узнавали Его. Его воскресение было таким образом не возвращением в обычную человеческую жизнь, а вступлением в новое бытие. Мы знаем, «что Христос, воскреснув из мёртвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим 6, 9).

***
См. также ККЦ 645–646.

Поскольку Иисус Христос – истинный Бог и истинный человек, у Него должна быть человеческая душа. Что стало с этой душой после Воскресения?

Согласно Катехизису Католической Церкви, разъясняющему основные понятия нашей веры, после Воскресения подлинное реальное тело Иисуса Христа обладает новыми свойствами прославленной плоти (645). Прославленное означает, в частности, «духовное», о чём пишет святой апостол Павел в 1-м Послании к Коринфянам: «Сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор 15,44). Иисус уже не находится во власти пространства и времени, но может присутствовать где, как и когда Он хочет, ибо Его человеческую природу больше нельзя удержать на земле, она принадлежит уже только Божественному Царству Отца – в то время как земные реалии нуждаются в пространстве и расположены во времени.

Человечность Иисуса Христа (тело и душа) через Воскресение «принадлежит уже только Божественному Царству Отца» (645), то есть она пребывает в Боге, как Сам Христос сказал, явившись утром Пасхи Магдалине: «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин 20,18). Поэтому апостол Павел называет Христа человеком «небесным».

Человечность Иисуса вознаграждена пребыванием у Бога, то есть в Раю. В Послании к Евреям читаем: «За претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» (Евр 2,9). Святой Павел говорит также о власти, дарованной Иисусу по причине Его уничижения: «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Фил 2,8-10). Отец возвысил Иисуса, посадив Его одесную Себя, то есть наделив Его человечность абсолютной властью над миром.

Что изменилось в мире благодаря Воскресению?

Поскольку теперь вместе со смертью не оканчивается всё, в мир пришли радость и надежда. Теперь, когда «смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим 6, 9), она не имеет больше власти и над нами, принадлежащими Иисусу.

***
"Сияя, изливается любовь Божья, как молния, пронзает Дух Святой каждого человека в его мраке. Воскресший Господь берёт на Себя всё, что невыносимо для людей. И только потом, часто намного, намного позже, понимаешь: Христос незаметно для человека дарует благодать от изобилия Своего"
БРАТ РОЖЕ ШЮТЦ

***
"Кто услышал пасхальную весть, тот уже не может ходить с печальным лицом и вести безрадостное существование человека, у которого нет надежды"
ФРИДРИХ ШИЛЛЕР (1759–1805), немецкий поэт и драматург.

***
См. также ККЦ 655, 658.

«Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал». Как это «так, как Он»?

Обратимся к контексту этой фразы из 2 главы Первого Послания апостола Иоанна: «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал».

Говоря о том, что мы должны поступать, как Он, евангелист Иоанн имеет в виду, что Иисус становится моделью для христианской жизни, которая должна быть основана на подражании Христу. Жить по-христиански означает не что иное, как подражать Господу. В чем же мы можем Ему подражать? Иисус Сам разъяснил это на Тайной Вечере:

«Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин 13.12-15).

«Я дал вам пример», - говорит Иисус: пример того, как жить по-христиански, как быть учениками, делая то, что сделал Господь.

Как же это должно выглядеть на практике? Должны ли мы мыть друг другу ноги? Да, но не только. Должны ли служить друг другу в смирении? Безусловно, но омовение ног означает нечто большее, а именно пророчество смерти Иисуса: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною», - говорит Иисус Петру. Иными словами, если Я не умру на Кресте, ты будешь оставлен на собственный произвол, если не примешь Мою смерть на Кресте, не сможешь быть в общении со Мной. Таким образом, омовение ног – это предвещание Страстей Христовых. Поэтому поступать так, как Иисус поступал, умывать ноги друг другу означает превратить свою жизнь в служение, следуя примеру Господа в Его Страстях. В Новом Завете тема подражания Иисусу находит свою кульминацию в теме страданий.

О подражании Христу писал святой Павел в Послании к Филиппийцам:

«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил 2,5-8).

Это и есть путь Господа, и Его ученики призваны идти по этому пути, иметь такое же внутреннее расположение.

Подобным образом рассуждает и апостол Петр: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петр 2,21). Какой же это пример? Апостол поясняет далее: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (там же, 23). Вот почему святой Павел считал себя вправе говорить:

«Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор 1,11).

Таким образом, «поступать так, как Он поступал» означает не внешнее, механическое подражание действиям Иисуса Христа, а внутреннее расположение, которое было присуще Господу. Разумеется, для этого надо молиться Святому Духу, поскольку именно Он является той силой, которая помогает нам хотеть того, чего хочет Господь. У Святого Духа нужно просить также дара рассудительности для того, чтобы различать, как поступать в конкретных ситуациях, по отношению к конкретным людям.

По материалам:

Знаю, во что верю
Радио Ватикана
Tags: FAQ о христианстве и католичестве, Библия, ККЦ, Символ веры, догматы, религия, религпросвет, святые, статьи, цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments