Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

Category:
  • Mood:

... ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес

и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего Человеком...

Были ли у Иисуса душа, разум и тело как у нас?

Да, «человеческими Своими руками Он трудился, человеческим разумом Он мыслил, человеческой волей действовал, человеческим сердцем любил» (II Ватиканский Собор, GS 22, 2).

К полноте человеческого естества Иисуса также относится то, что у Него была душа и она развивалась. В этой душе пребывала Его человеческая идентичность и Его особое самосознание. Иисус знал о Своём единстве со Своим Отцом Небесным в Святом Духе, Которым Он был ведом во всех ситуациях Своей жизни.

***
"Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте" (Лк 2, 52)

***
"Ибо нет такого отца, которому дОлжно быть, среди отцов человеческих…"
ВИЛЬГЕЛЬМ ВИЛЬМС (1930–2002), немецкий католический священник, поэт и сочинитель духовных песен

***
См. также ККЦ 470–476.

Почему Мария – Дева?

Бог пожелал, чтобы у Иисуса Христа была подлинная человеческая мать, но чтобы только Бог Сам был Его Отцом, потому что Он желал начать обновление, которое осуществлялось бы не благодаря земным силам, а благодаря Ему Самому.

Девственность Марии – это не устаревшее мифологическое представление, а основополагающий момент для жизни Иисуса. Он был рождён женщиной, но у Него не было человеческого отца. Иисус Христос – это положенное свыше новое начало мира. В Евангелии от Луки Мария спрашивает Ангела: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк 1, 34); и Ангел на это отвечает: «Дух Святой найдёт на Тебя» (Лк 1, 35). И хотя Церковь со времени её возникновения высмеивали из-за её веры в девственность Марии, она всегда верила, что речь при этом шла о реальной, а не просто символической девственности.

***
"Во что верует католическая вера относительно Марии – основано на том, во что она верует относительно Христа, но то, чему она учит относительно Марии, в свою очередь, освещает её веру во Христа" (Катехизис Католической Церкви, 487)

***
См. также ККЦ 484–504, 508–510.

Были ли у Марии ещё дети, кроме Иисуса?

Нет, Иисус – единственный родной Cын Марии.

Ранняя Церковь признавала Приснодевство Марии, т.е. Её неизменную девственность, что исключало наличие у Иисуса кровных братьев и сестёр. В родном языке Иисуса – арамейском – есть только одно слово для обозначения брата, сестры, двоюродного брата и двоюродной сестры. Там где в Евангелиях говорится о «братьях и сестрах» Иисуса (например, Мк 3, 31–35), речь идёт о близких родственниках Иисуса.

***
См. также ККЦ 500, 510

Не предосудительно ли называть Марию «Матерью» Бога?

Нет, тот, кто называет Марию Матерью Бога, исповедует тем самым, что Её Сын является Богом.

Когда ранний христианский мир вёл дискуссии о том, кем был Иисус, наименование Theotokos, Θεοτόκος (Богородица) стало познавательным знаком правоверного толкования Священного Писания: Мария родила не просто человека, Который после Своего рождения «стал» Богом, но уже во чреве Её ребёнок был истинным Сыном Божьим. В этом вопросе речь в первую очередь идёт не о Марии, а снова о том, является ли Иисус одновременно истинным Человеком и истинным Богом.

***
"Если кто не исповедует, что Еммануил (*) есть истинный Бог и Святая
Дева потому является Богородицей … да будет анафема".
ЕФЕССКИЙ СОБОР (431 г.)

(*) "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог" (Мф 1, 23; ср. Ис 7, 14)

***
"Там, где ослабевает вера в Божию Матерь, там ослабевает и вера в Божьего Сына, и в Бога Отца".
ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ (1804–1872), немецкий философ-атеист: книга «Сущность христианства»

***
См. также ККЦ 495, 509.

Что значит «Непорочное зачатие Девы Марии»?

Церковь верит, «что Преблаженная Дева Мария была с первого мгновения Своего зачатия, по исключительной благодати и благоволению Всемогущего Бога, в предвидении заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, предохранена ото всякой скверны первородного греха» (Догмат 1854 г.).

Вера в «Непорочное зачатие» существует с начала Церкви. Это понятие сегодня часто ложно понимают. Церковь верит, что Бог сохранил Марию от скверны первородного греха, причём с самого начала. Под ним не понимается зачатие Иисуса во чреве Марии. И, уж тем более, оно не служит в христианстве принижению роли сексуальности, как будто в зачатии мужчиной и женщиной ребенка есть что-то «порочное».

***
В 1858 г. Мария явилась св. Бернадетте в Лурде и сказала: «Я – Непорочное Зачатие».

***
См. также ККЦ 487–492, 508

Была ли Мария всего лишь орудием Божьим?

Мария была больше, чем просто пассивным орудием Господа. Боговоплощение произошло в том числе при Её активном согласии.

Ангелу, сказавшему Ей, что Она родит «Сына Всевышнего», Мария ответила: «Да будет Мне по слову твоему» (Лк 1, 38). Таким образом, искупление человечества через Иисуса Христа начинается с вопроса Бога, со свободного согласия человека – и с беременности, еще до того как Мария и Иосиф заключили брак. Вот такими необычными путями Мария становится для нас «вратами спасения».

***
"Ответ Марии – это наиболее важные слова в истории".
РАЙНХОЛЬД ШНАЙДЕР (1903–1958), немецкий писатель

***
См. также ККЦ 493–494, 508–511.

Насколько оправдана интерпретация «ибо призрел Он на малость Рабы Своей» из евангельской песни Богородицы? Латинский текст говорит не о малости, а о смирении.

В Синодальном переводе Библии, который традиционно используется в литургии Католической Церкви в России, первые слова гимна Богородицы звучат следующим образом:

«Величит душа Моя Господа,
и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
что призрел Он на смирение Рабы Своей».

Посмотрим, что именно переводится здесь словом «смирение». Как известно, Евангелие от Луки было написано по-гречески. Обратимся к оригиналу 48 стиха Евангелия от Луки:

«…ὅτι ἐπέβλεψεν ἐπὶ τὴν ταπείνωσιν τη̃ς δούλης αὐτου̃».

Употребленное здесь слово ταπείνωσις – переводимое как «смирение, унижение», - происходит от прилагательного τᾰπεινός, имеющего широкий спектр значений, в частности: низменный, низко расположенный, мелкий, скудный, малый, незначительный, слабый, покорный, скромный. В Синодальном переводе Нового Завета оно переводится как «смиренный». «кроткий».

В «Толковой Библии Лопухина» дается интересное пояснение к этому стиху: «Мария называет себя смиренною рабою Бога, показывая этим, что она занимала в народе израильском очень незаметное положение и была крайне бедна (смирение – не добродетель смирения, на какую Мария, конечно, не стала бы указывать как на причину милости к ней Бога, а именно низкое, бедное положение)». Здесь проводится параллель с Книгой пророка Исайи, 2,11, где в Септуагинте употребляется то же самое слово: «Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день». Таким образом, в своей евангельской песни Дева Мария противопоставляет величию Господа именно свою «малость». Более современные переводы Библии предлагают соответствующую версию. Так, в переводе Российского библейского общества, выполненном с древнегреческого оригинала, этот стих звучит так: «…ибо Он обратил взор Свой на меня, малую и неприметную».

Поэтому нельзя сказать, что «малость» - это ошибочная интерпретация. В словаре русского языка дается такое толкование этого слова: «незначительность по величине». Это не противоречит тому значению, какое вложил в него евангелист.

Почему Мария является и нашей Матерью?

Мария является нашей Матерью, потому что Христос Господь дал нам Её в Матери.

«Жено! се, сын Твой. ... Се, Матерь твоя!» (Ин 19, 26–27). Эти слова, которые Иисус обращает с креста к Иоанну, всегда понимались Церковью как вверение всей Церкви Деве Марии. Таким образом, Мария является и нашей Матерью. Нам позволено обращаться к Ней и просить Её о заступничестве перед Богом.

***
"Чем больше Церковь живёт подобно Марии, тем более материнской она становится, тем больше, пребывая в ней, можно возрождаться в Боге и достигать умиротворения".
БРАТ РОЖЕ ШЮТЦ (1915–2005), основатель и руководитель
экуменической общины Тэзе

***
"Мария – нежная Мать человеческого рода; Она – прибежище грешников"
СВ. АЛЬФОНС ДЕ ЛИГУОРИ (1696–1787), основатель конгрегации монашеской редемптористов, мистик, Учитель Церкви

***
См. также ККЦ 963–966, 973.

Почему в течение 30 лет Своей жизни Иисус вообще никак не проявлял Себя публично?

Иисус хотел разделить с нами нормальную жизнь и освятить тем самым наши будни.

Иисус был ребёнком, Которого воспитывали его родители и Который видел от них любовь и симпатию. «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк 2, 52). Он относился к еврейской сельской общине и принимал участие в религиозных ритуалах. Он освоил профессию ремесленника и должен был проявить Себя в ней. То, что Бог в лице Иисуса возжелал родиться в человеческой семье и вырасти в ней, сделало эту семью местом пребывания Бога и прообразом помогающей общины.

***
"Дети учатся в семье любить, так как они сами любимы; они учатся уважать другую личность, так как сами уважаемы; они узнают Бога, так как первое Откровение они получают от папы и мамы, которые дарят им всё своё внимание".
Послание Конгрегации вероучения епископам «О сотрудничестве мужчины и женщины в Церкви и мире», 31.05.2004

***
См. также ККЦ 531–534, 564.

Почему Иисус позволил Иоанну крестить Себя, хотя Он не имел грехов?

Крещение означает погружение. В Своём крещении Иисус погрузился в историю греховности всего человечества. Он подал нам этим знак. Чтобы избавить нас от наших грехов, Он однажды погрузится в cмерть, но силою Своего Отца вновь восстанет к жизни.

Грешники – солдаты, проститутки, сборщики податей – тянулись к пророку Иоанну Крестителю, потому что искали «крещения покаяния для прощения грехов» (Лк 3, 3). В сущности, Иисусу это крещение не было нужно, так как на Нём не было греха. И то, что Он захотел пройти через это крещение, указывает нам на две вещи: Иисус принимает на Себя наши грехи и Иисус понимает это крещение как предвестье Своих страданий и Своего воскресения. В ответ на этот знак Его готовности умереть за нас отверзлось небо: «Ты Сын Мой Возлюбленный» (Лк 3, 22).

***
"Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное" (Лк 4, 18–19).

***
"Между грешниками и праведниками есть что-то общее, поскольку на самом деле нет вообще ни одного праведника".
ГЕРТРУДА ЛЕФОРТ (1876–1971), немецкая писательница

***
См. также ККЦ 535–537, 565.

Почему Иисус был искушаем? Мог ли Он действительно поддаться искушению?

Иисус – истинный человек, поэтому Он мог на самом деле претерпевать искушения. В Иисусе Христе мы имеем не просто какого-то избавителя, «который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всём, кроме греха» (Евр 4, 15).

"Каждый день... христианин должен бороться, как боролся Христос в пустыне иудейской, где Он в течение сорока дней был искушаем диаволом... Речь идёт о духовной борьбе, которую ведут против греха, и в конечном счёте – против сатаны. Это борьба, вовлекающая в себя человека целиком и требующая постоянной и неослабевающей бдительности". Бенедикт XVI

***
См. также ККЦ 538–540, 566.

Свадьба в Кане: если там было положено начало чудесам, то откуда у Марии была такая уверенность, что Иисус сумеет решить эту задачу по снабжению угощением нескольких сотен человек? Понятно, что, зная Иисуса, как мать, она была уверена в Его послушании, но уж точно знала и о Его скромных финансовых возможностях.

«И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них». Некоторые богословы полагают, что в этих словах Богородицы не следует искать просьбы о чуде. В этой фразе Дева Мария всего лишь выражает своё сожаление по поводу сложившейся ситуации, и маловероятно, что она ожидала чуда. Но дальше следуют слова Иисуса и новая реплика Марии, которые истолковать гораздо труднее. «Иисус говорит Ей: что Мне и тебе, Жено? Еще не пришел час Мой. Матерь Его тогда сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте». Итак, Иисус ссылается на «Свой час». Час Иисуса в четвертом Евангелии указывает на тот момент, когда Он, через Своё послушание вплоть до смерти, до конца явит Свою славу Сына Божьего, Своё единство с Отцом и любовь к людям. Этот час, утверждает Иисус, еще не пришел.

В данном евангельском отрывке Иисус переходит от материальной действительности к действительности духовной: от вина, которого не хватает для бракосочетания, к Часу, когда Он, восполняя куда более радикальную недостачу, Своей жертвой спасет людей от смерти и дарует им жизнь. Дева Мария почувствовала, что взгляд и слова Иисуса идут дальше и выше сиюминутной заботы, направляясь к таинственному будущему, к которому устремлялось все настоящее. Пресвятая Богородица с самого начала спасительной тайны Воплощения была подчинена этому Часу Иисуса. Вот почему она идет к служителям и велит им делать то, что Сын ее скажет. Что же сделает Иисус? Дева Мария не знает об этом. Но она знает, что Его действия будут наделены смыслом в виду того самого Часа, которому она, Дева Мария, сама служит с самого начала, с того момента, когда она сказала «Да будет Мне по слову Твоему». Сотворенное Иисусом чудо отвечает Её послушанию и её вере. Поэтому некоторые Отцы Церкви утверждали, что, обращаясь к Иисусу, Дева Мария ожидала от Него именно чуда.

Пресвятая Дева, вероятно, к тому моменту уже слышала от учеников Христа то, что говорил о Нем Иоанн Креститель, слышала об обетовании чудес, уже данном ученикам. Возможно, это также побудило ее обратиться ко Христу с указанием на затруднительное положение хозяев.

Кому Иисус обещает «Царство Божие»?

Бог хочет, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2, 4). «Царство Божие» наступает для людей, которые позволили Божьей любви преобразить себя. Опыт Иисуса показывает, что это прежде всего бедные и малые.

Даже люди, которые чужды Церкви, находят притягательным в Иисусе то, что Он с самого начала в некотором роде предпочтительную любовь проявляет к изгоям общества. В Нагорной проповеди именно нищие и плачущие, жертвы преследований и насилия, все ищущие Бога чистым сердцем, все жаждущие Его милосердия, Его справедливости и Его мира первыми узрят Царство Божие. В особенности же приглашаются грешники: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк 2, 17).

***
См. также ККЦ 541–546, 567.

«Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мф 19,17). Если для нас Иисус – Господь и Бог, то значит, и благ. Что тогда имеется в виду?

В других переводах, в том числе Вульгате, в итальянской Библии и в некоторых русскоязычных переводах с греческого, этот отрывок из Евангелия от Матфея звучит иначе. Например, в переводе Российского библейского общества «Радостная весть» эта фраза звучит следующим образом: «Учитель, что я должен сделать доброго, чтобы получить вечную жизнь? - Что ты спрашиваешь Меня о добром? Один Бог добр, - ответил ему Иисус». Точно так же переданы эти слова Иисуса и в других переводах: по сути, Иисус замечает юноше не то, что он называет Его благим, а что он называет благом, добром то, что не является Богом. Один только Бог благ, потому что Он – источник всякой благости, и все благо, которое есть в творении, исходит из Его сердца и изливается в сердца человеческие благодатью, истиной, мудростью, милосердием. Ничего из добра, присущего человеку, не исходит от него самого, - оно исходит от Бога. Разговор с юношей, который хочет войти в жизнь вечную, заканчивается печально: юноша помрачнел и отошел, поскольку слова Иисуса «продай все свое имущество и отдай его нищим» показались ему невыполнимыми. На самом деле, указывая на то, что один только Бог благ, Господь хочет сказать юноше, что он любит свои блага больше, чем единственное стоящее того Благо.

Параллельный отрывок из Евангелия от Марка (10,17-18) в переводе «Радостная весть» звучит так: «Добрый учитель, что мне делать, чтобы получить вечную жизнь? – Почему ты называешь Меня добрым? – сказал Иисус. – Один Бог добр». В этих словах Иисус как будто смещает внимание к Себе на Бога, потому что главное в этом разговоре – исполнение воли Божьей, осуществление замысла Отца.

В различных комментариях к этому отрывку отмечается, что, возражая юноше по поводу того, что он назвал Его благим, Иисус на самом деле присваивает Себе это свойство Бога – благость, доброту. Таким образом, смысл Его возражения таков: ты называешь Меня благим, но благ только Бог, - значит, ты обращаешься ко Мне не как к учителю, а как к учителю благому, имеющему равное достоинство с Богом. То есть эти слова относятся к откровению Христа о Своем Богосыновстве.

Этим возражением – что один только Бог благ – Господь хочет также сказать, что человек, желающий доброго, желающий творить добро, должен черпать это благо от Отца. Но никто не может черпать от Отца, если не через единственного посредника благодати, Сына Его единородного Иисуса Христа. Именно через Него приходит всякое благо на землю, и Он – источник вечной жизни, к которой стремится юноша из этого евангельского повествования.

В этом небольшом диалоге о благости и о благе мы видим, что есть благо посредственное и благо наивысшее. Отец Небесный послал к нам Своего сына, чтобы Он показал каждому человеку, что есть наивысшее благо на земле и на небе. Господь способен преобразить всякое земное благо в благо небесное. Земное имущество может исчезнуть в одно мгновение, а небесное благо остается навеки.

Творил ли Иисус чудеса или это всего лишь благочестивые сказки?

Иисус совершал настоящие чудеса, так же как и апостолы. Новозаветные авторы основываются на реальных событиях.

Уже самые древние источники повествуют о многочисленных чудесах, даже о воскрешении мёртвых, как подтверждении возвещённого Иисусом: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Мф 12, 28). Чудеса совершались в общественном пространстве; некоторые из тех, кого они коснулись, были известны поимённо, как, например, слепой Вартимей (Мк 10, 46–52) или тёща Петра (Мф 8, 14–15). Были чудеса, которые еврейскому окружению представлялись шокирующими кощунственными поступками (например, исцеление расслабленного в Субботу, исцеление прокажённого). И, тем не менее, иудаизм тех времён их не оспаривал.

***
"И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает, – и глухих делает слышащими, и немых – говорящими" (Мк 7, 3).

***
"Там, где хочет Бог, отступает закон природы, – говорит бесплотный [ангел], – и то, что превыше человека, совершается".
Византийский обряд (Благовещение, стихира на Великой Вечерне).

***
См. также ККЦ 547–550.

Почему Иисус совершал чудеса?

Чудеса, которые совершал Иисус, были знамениями наступающего Царства Божия. Они были выражением Его любви к людям и подкрепляли Его миссию.

Чудеса Иисуса не были средством самовыражения мага. Он был исполнен силой исцеляющей любви Господа. Через чудеса Он показывал, что Он – Мессия, и Царство Божие начинается в Нём. Так становится различимым наступление нового мира: Он избавлял от голода (Ин 6, 5–15), несправедливости (Лк 19, 8), болезни и смерти (Мф 11, 5). С изгнания бесов начал Он Своё победное шествие против «князя мира» (Ин 12, 31; имеется в виду сатана). Однако Иисус не устранил из мира все беды и всё зло. Его основное внимание было направлено на освобождение человека от рабства греха. Главным для Него была вера, которую Он подкреплял в том числе чудесами.

***
"Нигде в мире не случалось столь великого чуда, как в той маленькой вифлеемской пещере; здесь соединились в одно: Бог и Человек".
ФОМА КЕМПИЙСКИЙ (1379/1380–1471), немецкий мистик, считается автором книги «О подражании Христу»

***
См. также ККЦ 547–550.

Для чего Иисус призвал апостолов?

Вокруг Иисуса сформировался большой круг учеников – мужчин и женщин. Из этого круга Он избрал двенадцать мужчин, которых Он называл апостолами (Лк 6, 12–16). Апостолов Он особым образом обучил и доверил им различные задания: Он «послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных» (Лк 9, 2). Только этих двенадцать апостолов Иисус взял с Собой на Тайную Вечерю, где Он заповедовал им: «Сие творите в Моё воспоминание» (Лк 22, 19).

Апостолы стали свидетелями воскресения Иисуса и гарантами Его истины. После Его смерти они продолжили исполнение того, что Он заповедал им. Они избрали преемников для своего служения: епископов. Преемники апостолов и по сей день обладают дарованными им Иисусом полномочиями: они управляют, и учат, и совершают богослужение. Сплочённость апостолов стала основой для единства Церкви (апостольское преемство). Среди двенадцати апостолов выделяется Пётр, которого Иисус наделил особым авторитетом: «Ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф 16, 18). Из особого
положения Петра среди апостолов развилось папское служение.

***
"Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас" (Ин 20, 21)

***
См. также ККЦ 551–553, 567.

Почему Христос преобразился на горе?

Отец пожелал открыть Божественную славу Своего Сына ещё при земной жизни Иисуса. Преображение Христа должно было позднее помочь Его ученикам понять Его смерть и Его воскресение.

В трёх Евангелиях рассказывается, как Иисус на вершине горы на глазах Своих учеников начинает сиять («преображается»). Голос небесного Отца называет Иисуса «Сыном Возлюбленным», Которого следует слушать. Пётр хотел бы «сделать здесь три кущи» (шалаша) и остановить это мгновенье. Но Иисус находится на пути к страданию, и Его преображение должно лишь укрепить Его учеников.

***
"Когда даруется благодать пережить глубокий опыт присутствия Бога – это значит, испытать нечто подобное тому, что произошло с учениками во время Преображения: предвкусить на мгновение нечто из того, что составляет блаженство Рая. Речь в основном идёт о кратких опытах, которые Бог иногда дарует, особенно перед лицом суровых испытаний" Бенедикт XVI.

***
См. также ККЦ 554–556, 568.

По материалам:

Знаю, во что верю
Радио Ватикана
Tags: FAQ о христианстве и католичестве, Библия, Богородица, ККЦ, Символ веры, догматы, религия, религпросвет, святые, статьи, цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments