Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

Category:
  • Mood:

Благодать: что это и к чему она нас ведёт?

Что такое благодать?

Под благодатью мы понимаем свободное, исполненное любви обращение Бога к нам, Его доброжелательную помощь, исходящую от Него жизненную силу. Через Крест и Воскресение Бог приблизился к нам, сделал нас по благодати причастниками Своего естества. Благодать – это всё то, что дарует нам Господь, причём мы этого никак не заслуживаем.

«Благодать, – говорит Папа Бенедикт XVI, – это быть на попечении у Бога, чувствовать прикосновение Его любви». Благодать – нематериальна, это приобщение Бога людям. Бог дарует не меньше чем Самого Себя. В благодати мы соединяемся с Богом.

* * *

«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф 2, 8-9).

* * *

См. также ККЦ 1996–1998, 2005, 2021

Что делает с нами благодать Божья?

Благодать Божья вводит нас во внутреннюю жизнь Бога-Троицы, в диалог любви Отца, Сына и Святого Духа. Она делает нас способными жить в любви Божьей и действовать, исходя из этой любви.

Благодать изливается на нас свыше и не может быть объяснена посредством процессов, свойственных земному существованию (сверхъестественная благодать). Эта благодать делает нас – прежде всего через Крещение – детьми Божьими, наследниками Царства Небесного (освящающая, или обожествляющая благодать). Благодать порождает в нас постоянное внутреннее стремление к добру (постоянная благодать). Благодать помогает нам распознавать, желать и совершать то, что ведет нас к добру, к Богу, на Небеса (воздействующая, или актуальная благодать). Особо благодать подаётся людям в Таинствах, которые по воле нашего Искупителя стали особым местом встречи с Богом (тАинственные, или сакраментальные благодати). Благодать проявляет себя в особых благодатных дарах, которые получают отдельные христиане (харизмы, или особые благодати), или в особых силах (благодати состояния), которые поддерживают духовные состояния: брак, монашество, священство.

* * *

«Бог никогда не дарит меньше, чем Себя Самого» (Святой Августин).

«Всё есть благодать» (Святая Тереза из Лизьё).

«Что ты имеешь, чего бы не получил?» (1 Кор 4, 7).

* * *

См. также ККЦ 1999–2000, 2003–2004, 2023–2024

Как соотносится благодать Божья с нашей свободой?

Благодать Божья приходит к человеку по свободной инициативе Бога, Который ждёт от человека совершенно свободного ответа. Благодать не принуждает. Любовь Божья хочет от нас свободного согласия на принятие благодати.

На предложение благодати человек может ответить отказом. Благодать, однако, не является чем-то чуждым и внешним по отношению к человеку: напротив, в глубинах своей свободы он её страстно желает. Затрагивая нас Своей благодатью, Бог делает так, чтобы мы пришли к её свободному принятию.

* * *

«Моё прошлое больше меня не заботит – оно принадлежит Божественному состраданию. Моё будущее меня ещё не заботит – оно принадлежит Божественному провидению. Что меня заботит и бросает мне вызов, так это сегодня, которое принадлежит Божьей благодати и самоотверженности моего сердца, моей доброй воли» (Святой Франциск Сальский).

* * *

«Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1, 38)

* * *

См. также ККЦ 2001–2002, 2022

Может ли человек добрыми делами заслужить место на Небесах?

Нет, ни один человек не способен собственными силами достичь Неба. То, что мы спасены, – это исключительно дар благодати Бога, однако Он ждёт от людей свободного сотрудничества с ней.

Насколько сильны благодать и вера, которыми мы спасаемся, настолько сильно должна проявить себя в наших действиях любовь, вызванная Божьим воздействием на нас.

* * *

«Господь не требует от нас никаких великих дел, но только преданность и благодарность. Он нуждается не в наших делах, но единственно – в нашей любви» (Святая Тереза из Лизьё).

* * *

См. также ККЦ 2006–2011, 2025–2027

Мы все должны стать «святыми»?

Да, смысл всей нашей жизни заключен в единении с Богом, в нашем соответствии Его Замыслу. Мы должны позволить Богу «жить в нас Его жизнью» (Мать Тереза). Это означает быть «святым».

Каждый человек задаёт себе вопросы: «Кто я? зачем я живу? как мне найти путь к самому себе?» Вера отвечает: только в СВЯТОСТИ человек достигает того, для чего сотворил его Бог. Только в святости человек обретает подлинную гармонию с самим собой и с Творцом. Тем не менее, святость – это не совершенство, достигнутое своими силами, а единение с вочеловечившейся Любовью – Христом. Кто подобным образом меняет старый образ жизни на новый, тот обретает себя и становится святым.

* * *

«Призвание не выбирают, его получают. И нужно стараться его распознать. Надо внимательно слушать голос Бога, чтобы уловить знак Его воли. И однажды познав Его волю, надо ей следовать, какая бы она ни была и чего бы это ни стоило» (Блаженный Шарль де Фуко).

«Святость – это не роскошь некоторых людей, это простая обязанность – твоя и моя» (Мать Тереза).

* * *

См. также ККЦ 2012–2016, 2028–2029

Знаю, во что верю

Можно ли с помощью органов чувств ощутить благодать у другого человека или у себя?

ОТВЕТ:

Под Божьей благодатью мы понимаем безвозмездный дар, в котором Бог дарует нам Свою жизнь, источник нашего освящения, наделяющий нас способностью жить с Богом и действовать через Его любовь. По сути, благодать – это состояние дружбы с Богом, источником которого является Сам Бог через Христа и Святого Духа. Благодать преображает человека, соделывая его Божиим чадом. Именно благодать позволяет нам приступать к причащению Святых Тайн и обрести жизнь в Раю.

Благодать – это участие в сиянии Самого Бога. В житиях некоторых святых упоминается о сверхъестественной способности некоторых подвижников видеть душу, пребывающую в благодати. Например, таким даром обладала святая Екатерина Сиенская. Но, разумеется, это внутреннее «зрение» не имеет отношения к органам чувств. Невозможно с помощью этих органов определить, находится ли душа другого человека в состоянии благодати. «Христово благоухание» нельзя обонять, если не в исключительных случаях, имевших место в истории святости.

Человек теряет благодать, когда по своей воле выбирает нечто тяжко противоречащее закону Божьему, то есть совершает смертный грех. В чужую совесть и душу невозможно заглянуть, ее невозможно подслушать, обонять и осязать, поэтому в другом человеке мы никогда не можем определить состояние благодати. А вот в себе самих – можем. Но, конечно, не обонянием и не осязанием, а испытанием совести.

Еще Тридентский собор утверждал, что «никто не знает с уверенностью, несовместимой с какой бы то ни было ошибкой, находится ли он в состоянии благодати». Однако есть некоторые признаки, по которым мы можем определить это состояние. Дух Святой свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божьи, пишет святой апостол Павел в Послании к Римлянам. Это не из области органов чувств, и узнать это можно «посредством плодов сыновней любви, который Он (Дух) производит в нас» (утверждает святой Фома Аквинский). Святой Фома указывает на три признака, которых нельзя никак ощутить при помощи органов чувств. Первый – это свидетельство собственной совести, благодаря которому мы осознаем свою любовь к Богу и готовность к любой жертве, чтобы не нанести Ему оскорбления. Второй – слушание и исполнение Слова Божьего. Третий – это вкушение Божественной мудрости, которое проявляется в радостной мысли о будущем блаженстве. Этот опыт может быть свойственен и людям, не отличающимся образованностью и остротой ума, но соединенным с Господом: «Мы видим простых людей, усердных в любви Божьей, хотя их разум весьма непоспешен в познании Божественной мудрости», - говорил святой Фома Аквинский.

Все мы знаем по опыту, что внешность, то, что мы можем почувствовать в другом человеке с помощью органов чувств, часто обманчива. То, что в глазах человека кажется безобразным, может скрывать в себе Христово благоухание, красоту и музыку любви, прикосновение к вечному блаженству. И наоборот, часто под маской внешнего совершенства и гармонии может скрываться глубокая духовная болезнь, лишающая благодати.

Радио Ватикана

Tags: FAQ о христианстве и католичестве, Библия, ККЦ, размышления о вечном, религия, религпросвет, святые, статьи, цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments