Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

  • Mood:

Свобода, совесть, грех и добродетель

Свобода: что это, и как она реализуется

Что такое свобода и для чего она нужна?

Свобода – это дарованная Богом сила совершать сознательные поступки по собственной инициативе. Тот, кто свободен, более не действует по чужой воле.

Господь сотворил нас свободными людьми. Он хочет, чтобы мы пользовались нашей свободой, всем сердцем избирая добро, высшее Благо – Самого Бога. Чем больше мы творим добро, тем свободнее становимся.

Не заключается ли «свобода» как раз в том, что мы можем выбрать зло?

Зло лишь кажется чем-то, к чему стоит стремиться. Кто выбирает зло, обладает лишь призрачной свободой. Зло не делает счастливым, а крадёт у нас истинное благо. Оно привязывает нас к чему-то ничтожному и, в конце концов, уничтожает нашу свободу.

Это видно в механизме страсти: человек меняет свою свободу на то, что ему кажется хорошим. В действительности он становится рабом. Наивысшая свобода человека состоит в том, чтобы всегда избирать добро, когда ни страсть, ни насилие, ни привычки не препятствуют нам выбирать и делать то, что правильно и хорошо. Выбор добра – это всегда выбор пути к Богу.

* * *

«Быть свободным – значит владеть самим собой» (Анри-Доминик Лакордер (1802–1861), французский священник-доминиканец, знаменитый проповедник).

«Человек, который целиком отдаёт себя в руки Бога, не становится марионеткой в Его руках, не становится скучной личностью. Только человек, который целиком доверяет Богу, находит истинную свободу, огромный творческий простор свободы добра. Человек, который обращается к Богу, становится не меньше, но больше, так как через Него и с Ним он становится великим, божественным, и действительно самим собой» (Бенедикт XVI).

«Добрый человек всегда свободен, даже если он раб. Злой человек всегда раб, даже если он царь» (Св. Августин).

* * *

См. также ККЦ 1730–1733, 1743–1744

Несёт ли человек ответственность за все, без исключения, свои поступки?

Человек несёт ответственность за все свои действия, которые он совершает сознательно и добровольно.

Никто не может быть привлечен к (полной) ответственности, если поступок совершен под угрозой насилия, из страха, по незнанию, под влиянием наркотических веществ или в силу дурных привычек. Чем больше человек знает о добре и упражняется в добре, тем больше он освобождается от рабства греха (Рим 6,17; 1 Кор 7, 22). Бог мечтает о таком свободном человеке, который берет на себя (может взять) ответственность за себя, за свое окружение и за весь мир. Но и на несвободных людей распространяется вся милосердная любовь Бога: Он каждый день предлагает им позволить освободить их – чтобы жить в свободе.

«Путь к цели начинается в тот день, в который ты берёшь полную ответственность за свои дела» (Данте Алигьери (1265–1321), великий итальянский поэт и мыслитель).

* * *

См. также ККЦ 1734–1737, 1745–1746

Нужно ли дать человеку свободу, даже когда он выбирает зло?

Возможность пользоваться своей свободой – это естественное, неотделимое от достоинства личности право человека. Свобода отдельного человека может быть только тогда ограничена, когда он, пользуясь своей свободой, нарушает свободу другого.

Свобода не была бы свободой, если бы был невозможен выбор ложного пути. Посягающий на достоинство человека не уважает его свободу. Одной из важнейших задач государства является защита прав и свобод всех своих граждан в различных сферах общественной жизни (свободы вероисповедания, права на мирные собрания и права объединяться в общественные организации, права выражать свое мнение, права выбирать себе профессию и проч.). Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.

«Мученики ранней Церкви погибли за свою веру в Бога, открывшего Себя в Иисусе Христе, отдав свои жизни равным образом за свободу совести и за свободу исповедания собственной веры – исповедания, которое не может быть навязано никаким государством, но которое можно принять лишь благодатью Божией, в свободе совести. Миссионерская Церковь, знающая, что призвана возвещать Его послание всем народам, обязана непременно заниматься вопросами, связанными со свободой вероисповедания» (Бенедикт XVI).

* * *

См. также ККЦ 1738, 1740

Как Бог помогает нам стать свободными людьми?

Христос хочет, чтобы мы стали способными не утрачивать своей свободы (ср. Гал 5, 1), способными к братской любви. Поэтому Он даровал нам Святого Духа, Который делает нас свободными, не зависящими от мирских сил и укрепляет нас для жизни в любви и ответственности.

Чем больше мы грешим, тем больше мы думаем лишь о самих себе, тем больше теряем свою свободу. В грехе мы неспособны совершать добро и жить по любви. Святой Дух, проникая в нас, дарует нам такое сердце, которое наполнено любовью к Богу и людям. Мы принимаем Святого Духа как Силу, которая ведет нас к внутренней свободе, делает нас открытыми к любви, делает нас всё более совершенными орудиями добра и любви.

* * *

«Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим 8, 15,16).

«В этом мире, где так много иллюзорной свободы, разрушающей окружающую среду и человека, давайте, силою Святого Духа, вместе учиться истинной свободе; давайте созидать школы свободы; показывать другим всей своей жизнью, что мы свободны и что прекрасно быть по-настоящему свободными в истинной свободе детей Божиих» (Бенедикт XVI).

* * *

См. также ККЦ 1739–1742, 1748

Как человек может различить, плох или хорош его поступок?

Человек способен отличать благие действия от дурных, поскольку он наделён разумом и совестью, которые позволяют ему выносить чёткие суждения о своих поступках.

Для того, чтобы было легче отличить доброе от дурного, существуют следующие ориентиры:

1. Всё, что я совершаю, должно быть добром. Одного благого намерения недостаточно. Ограбление банка – это всегда плохо, даже если оно совершилось с благородным намерением помочь бедным.

2. Если всё то, что я совершаю, есть добро, но совершено с дурным намерением, то дурная цель извращает всё действие, которое не может более считаться благим. Если я помогаю пожилому человеку добраться до дома, оказываю ему помощь по хозяйству, то такой поступок сам по себе хорош. Однако, если всё это совершается для того, чтобы спланировать ограбление, то это намерение делает предпринятые действия дурными.

3. Обстоятельства, при которых совершается тот или иной поступок, могут смягчить ответственность, однако они не меняют природы самого поступка. Избивать собственную мать – всегда плохо, даже если она не в достаточной мере одаряла своего ребёнка любовью.

* * *

«Совесть – самое потаённое ядро человека, его святая святых, где он остаётся наедине с Богом, Чей голос звучит во глубине его души» (II Ватиканский Собор, Пастырская конституция о Церкви в современном мире).

* * *

См. также ККЦ 1749–1754, 1757–1758

Можно ли совершить дурной поступок, чтобы он приводил к добру?

Нет, нельзя ни совершать дурной поступок, ни мириться со злом в расчете то, что добьёшься чего-либо доброго. Но иногда не остается иного пути, кроме как смириться с меньшим злом, чтобы избежать большего.

Цель не оправдывает средства. Супружеская измена не может быть оправдана намерением сохранить брак. Недопустимы и опыты на человеческих эмбрионах для изучения свойств стволовых клеток, даже если это обещает революционные успехи в медицине. Неправильно также стремиться «помочь» жертве насилия, предлагая ей прервать наступившую беременность.

* * *

«Когда бы человек в самом деле желал добра, он желал бы всё сделать ради добра и всё ради добра перенести» (Сёрен Кьеркегор).

* * *

См. также ККЦ 1755–1756, 1759–1761


Совесть: что это и как её воспитать

Что такое совесть?

Совесть – это внутренний голос в человеке, который побуждает его творить непременно добро и избегать зла. Одновременно с этим совесть помогает отличить одно от другого. Через совесть к человеку обращается Господь.

Совесть часто сравнивают с внутренним голосом, посредством которого Бог проявляет Себя в человеке. Голос Бога обращен к нам в первую очередь через совесть. Когда мы говорим: «Моя совесть не позволяет мне это сделать», – для христиан это означает: «Я не могу совершить этого перед лицом моего Создателя». Оставшись верными голосу своей совести, многие люди были заключены в тюрьму и даже взошли на эшафот.

* * *

«Всё, что делается против совести, есть грех» (Святой Фома Аквинский).

«То, что я делал, я делал не неосознанно, наоборот, я даже рассчитывал на то, что в случае расследования мне придется расстаться с жизнью. Я просто перешагнул через все это, потому что мой внутренний долг действовать против национал-социалистического государства стоял выше этого» (Александр Шморелль (1917–1943). Студент, один из основателей немецкой студенческой группы мирного Сопротивления «Белая роза», арестован гестапо и казнен. Причислен к лику святых Русской Православной Церковью в 2012 г.)

«Когда мы чувствуем себя ответственными, когда мы пристыжены, испуганы проступком против голоса совести, это означает, что есть Кто-то, перед Кем мы ответственны, Кем мы пристыжены, Чьих притязаний по отношению к себе мы боимся…» (Блаженный Джон Генри Ньюман).

* * *

См. также ККЦ 1776–1779

Можно ли принуждать человека к тому, что противоречит его совести?

Никого нельзя принуждать поступать против его совести, пока его действия не угрожают общественному благу.

Кто не считается с голосом совести другого человека, игнорирует его, оказывая на этого человека давление, тот ущемляет его человеческое достоинство. Вряд ли что-либо иное, кроме способности самоопределяться к добру и злу, способности выбирать, делает человека человеком. Это справедливо даже в том случае, когда принятое решение при детальном рассмотрении оказывается ошибочным. Когда совесть правильно воспитана, её голос соответствует тому, что перед Богом правильно, хорошо и разумно.

* * *

«Совершить насилие над человеческой совестью – значит тяжело оскорбить человека, нанести болезненный удар по его достоинству. Это в определённом смысле хуже, чем убить его» (Святой Иоанн XXIII (1881-1963), Папа Римский, созвавший и открывший Второй Ватиканский Собор).

* * *

См. также ККЦ 1780–1782, 1798

Может ли человек воспитывать свою совесть?

Да, более того, он должен это делать. Совесть – врожденное свойство любого разумного человека – может быть искажена и дезориентирована. Поэтому совесть должна быть сформирована таким образом, чтобы стать тонким инструментом для реализации правильных поступков.

Первая школа совести – это самокритика. В человеке всегда присутствует побуждение выносить оценочные суждения в свою пользу. Вторая школа совести – стремление подражать добрым поступкам других людей. Хорошо воспитанная совесть ведет людей к свободе, к способности осознанно творить добро. Церковь за многие века существования накопила с помощью Святого Духа и Священного Писания много мудрости о правильном поведении. Учить людей и давать им наставления – это обязанность Церкви.

* * *

См. также ККЦ 1783–1788, 1799–1800

Будет ли человек, который, действуя по своей совести, совершил дурной поступок, виновным перед Богом?

Нет, если человек, тщательно испытав себя, пришёл к какому-то уверенному суждению своей совести, он должен подчиниться её голосу при любых обстоятельствах, даже рискуя совершить ошибочный поступок.

Несчастье, которое происходит в мире в результате непреднамеренного ошибочного суждения совести, Бог не вменяет нам в вину. Но насколько нужно следовать своему внутреннему голосу, настолько же необходимо помнить о том, что под предлогом действия по совести многократно совершались обманы, убийства, пытки и мошенничество.

* * *

«Всё, что связано с моралью, логически восходит к богословию; во всяком случае, не к светскому обоснованию» (Макс Хоркхаймер (1895–1973), немецкий философ и социолог).

* * *

См. также ККЦ 1790–1794, 1801–1802

FAQ: Добродетели

Что понимается под добродетелью?


Добродетель – это постоянное внутреннее расположение к добру и страстное желание делать добро.

«Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5, 48). Это значит, что на пути к Богу мы должны изменить себя. Наши собственные силы позволяют нам сделать лишь несколько шагов в этом направлении. Бог же, поддерживая человеческие добродетели Своей благодатью, через это дарует нам так называемые богословские добродетели, с помощью которых мы можем приблизиться к Божественному Свету.

Почему мы должны работать над собой?

Мы должны работать над собой для того, чтобы свободно, радостно и легко делать добро. В первую очередь нам в этом помогает твёрдая вера в Бога, но также и то, что мы живём добродетельно. Последнее означает, что с Божьей помощью мы формируем в себе внутреннее твёрдое убеждение не подчиняться никаким порочным страстям, а все силы разума и воли настойчивее направлять на совершение добра.

Главными добродетелями являются: благоразумие, справедливость, мужество и воздержанность. Их называют ещё «кардинальными добродетелями» (от лат. сardo – «стержень, вокруг которого идёт вращение», соответственно cardinalis – «главный, основной»).

* * *

«Не бойся, что твоя жизнь однажды закончится. Лучше бойся, что ты упустил возможность правильно её начать» (Блаженный Джон Генри Ньюман)

«Жить добродетельно есть не что иное, как любить Бога всем сердцем своим, всей душой и всеми своими делами. Ему подобает вся полнота любви (благодаря воздержанности), которую не может поколебать никакое несчастье (благодаря мужеству), которая Ему одному подчинена (благодаря справедливости) и которая бодрствует, чтобы всё распознавать и не попасться на хитрость и ложь (благодаря благоразумию). Святой Августин.

* * *

См. также ККЦ 1803, 1804–1805, 1810–1811, 1833-1834, 1839

Как человек становится благоразумным?

Человек благоразумен, если он учится отличать существенное от несущественного, ставить правильные цели и выбирать наилучшие средства для их достижения.

Благоразумие – это та добродетель, которая руководит, ведёт за собой другие добродетели, поскольку именно благоразумие позволяет нам распознавать добро. Кто хочет вести добродетельную жизнь, должен прежде всего знать, что такое добро, и ценить его значимость, подобно купцу из Евангелия, «который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её» (Мф 13, 46). Только благоразумный человек может верно применять справедливость, мужество и воздержанность для совершения добра.

* * *

«У благоразумия два глаза; один предвидит, что надо сделать; другой впоследствии рассматривает то, что было сделано» (Святой Игнатий Лойола).

* * *

См. также ККЦ 1806, 1835

Что значит поступать справедливо?

Человек тогда поступает справедливо, когда он имеет постоянную и твёрдую волю давать Богу и ближнему то, что подобает.

Основное правило справедливости – «каждому своё». Требования, которые предъявляются к одаренному ребёнку и к ребёнку, страдающему душевным недугом, должны быть разными, чтобы оба в полной мере могли реализовать свои права. Справедливость стремится к установлению гармонии, к тому, чтобы каждый получил то, что ему подобает. Также и в отношении к Богу мы должны руководствоваться справедливостью и давать Ему то, что Его: любовь и поклонение.

Что означает быть мужественным?

Тот, кто мужественен, постоянно демонстрирует твёрдость в следовании добру, даже если за это придётся отдать свою жизнь.

* * *

«Справедливость без милосердия жестока, милосердие без справедливости обесчещено» (Фридрих Бодельшвинг (1831–1910), немецкий протестантский богослов, основатель Института лечения эпилептиков в Бетеле).

«Обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим 4, 2).

«Мужественному счастье и несчастье, как правая и левая рука: он пользуется обеими» (Святая Екатерина Сиенская).

* * *

См. также ККЦ 1807, 1809, 1835-1836

Почему воздержанность является добродетелью?

Воздержанность – это добродетель, поскольку невоздержанность и неумеренность проявляют себя как разрушительные силы во всех сферах человеческой жизни.

Тот, кто не воздержан, подчиняет себя власти своих инстинктов и импульсов, причиняет своей ненасытностью вред и себе, и окружающим. К воздержанности близки по смыслу «трезвость» и «рассудительность».

* * *

«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит 2, 11-12).

* * *

См. также ККЦ 1809, 1838

Богословские добродетели: вера, надежда, любовь

Что представляют собой богословские добродетели?


Богословскими добродетелями считают веру, надежду и любовь. Они называются богословскими потому, что имеют свое основание в Боге, непосредственно принадлежат Ему как своему Источнику и являются для человека тем путём, который ведет напрямую к Богу.

Почему вера, надежда и любовь считаются добродетелями?

Вера, надежда и любовь являются теми подлинными силами, которые сообщает нам Бог и которые с помощью благодати Божьей человек может взрастить и развить в себе, чтобы иметь «жизнь в избытке» (Ин 10, 10).

* * *

«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор 13, 13).

«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1 Ин 4, 16).

* * *

См. также ККЦ 1812–1813, 1840–1841

Что есть вера?

Вера – это та сила, благодаря которой мы находимся в согласии с Богом, признаём Его истину и устанавливаем с Ним личную связь.

Вера – это сотворённый Богом путь к Той Истине, Которая есть Сам Господь. Поскольку Господь есть «Путь и Истина и Жизнь» (Ин 14,6), вера – это не просто отношение или «доверие» кому-то или чему-то. Вера имеет конкретное содержание, оно изложено в CREDO (Символе веры). Защиту вероучительных истин Церковь считает своей обязанностью. Кто принимает дар веры, кто хочет верить, тот становится ревнителем этих бережно пронесённых через времена и культуры догматов веры. С другой стороны, вера предполагает доверительное отношение человека к Богу, открывающее Ему сердце, разум и эмоции, поскольку вера «только в любви действенна» (Гал 5, 6). Понять, насколько человек действительно верит в то, что Бог есть Любовь, можно не по тем утверждениям, которые он декларирует, а по плодам его любви.

* * *

«Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нём истины…» (1 Ин 2, 4)

«Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным…» (Мф 10, 32).

* * *

См. также ККЦ 1814–1816, 1842

Что такое надежда?

Надежда – это та сила, которая постоянно и настойчиво влечёт нас к тому, к чему мы изначально предназначены: славить Бога и служить Ему; к тому, что составляет наше подлинное счастье – найти своё осуществление в Боге; туда, где наша истинная обитель – в Боге.

Надежда – это полное доверие тому, что Бог нам обещал при сотворении мира, через пророков и, в особенности, через Иисуса Христа – даже если мы этого ещё не видим. Чтобы мы могли терпеливо надеяться на исполнение истины, нам был дарован Святой Дух.

* * *

Не говори,
что нет спасенья,
Что ты в печалях
изнемог:
Чем ночь темней,
тем ярче звезды,
Чем глубже скорбь,
тем ближе Бог.

Аполлон Майков (1821–1897), русский поэт

* * *

См. также ККЦ 1817–1821, 1843

Что такое любовь?

Любовь – это та сила, благодаря которой мы – те, кого Бог возлюбил прежде – можем посвятить себя Ему и соединиться с Ним. Любовь – это та сила, которая позволяет нам относится к ближнему так же бескорыстно и сердечно, как мы относимся к самим себе.

Иисус поставил любовь над всеми законами, без неё все остальные законы недейственны. Св. Августин очень точно выразил это в словах: «Люби – и делай, что хочешь». Но сделать это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Таким образом, любовь – это наивысшая энергия, воодушевляющая и наполняющая Божественной жизнью все другие добродетели.

* * *

«Любовь – удивительная добродетель. Она – одновременно средство и цель, движение и пункт назначения, путь, который к ней же самой и ведёт. Что же надо делать, чтобы любить? Здесь не требуется никаких искусных приёмов, а нужно просто любить: как учатся играть на лютне, играя на ней, и учатся танцевать, танцуя» (Св. Франциск Сальский).

«Тем, кто любит Бога, Он всё обратит в добро, и даст их заблуждениям и ошибкам стать добром» (Святой Августин)

См. также ККЦ 1822–1829, 1844

Что такое вообще грех?

Грехом называется слово, действие или намерение, которым человек сознательно и по собственной воле нарушает истинный порядок вещей, а также отвергает любовь Божью.

Грешить – это нечто большее, чем нарушать установленные людьми правила. Грех сознательно и добровольно обращен против любви Божьей, он игнорирует Бога. В конце концов, грех представляет собой «любовь к себе, дошедшую до презрения к Богу» (св. Августин). В самом крайнем случае грешное творение говорит: «Я хочу стать как Бог» (Быт 3, 5). Насколько грех отягощает нас виной, ранит нас и в конечном итоге губит, настолько же он отравляет и искажает окружающий нас мир. Вблизи Бога грех и его тяжесть становятся очевидными.

* * *

«Только тот, кто серьёзно размышлял над тем, как тяжёл крест, может понять, как тяжёл грех» (Святой Ансельм Кентерберийский).

* * *

См. также ККЦ 1849–1851, 1871–1872

Как можно отличить тяжкие (смертные) грехи — от менее тяжких (простительных, или обыденных) грехов?

Тяжкий грех разрушает в сердце человека Божественную силу любви, без которой невозможно достичь вечного блаженства. Поэтому такой грех носит название «смертный». Смертный грех разлучает с Богом, тогда как повседневные (простительные) грехи лишь обременяют эту связь.

Смертный грех создаёт разрыв между человеком и Богом. Он является таковым, если посягает на значимые ценности и тем самым направлен против жизни или Самого Бога (напр.: убийство, богохульство, прелюбодеяние и т.п.) и если совершён с полным осознанием и полным согласием. Простительными считаются те грехи, которые не касаются сущностных ценностей (брак, правда, собственность), либо совершены не совсем сознательно и без полного согласия. Такие грехи хоть и повреждают связь с Богом, но не разрушают её окончательно.

Как можно освободиться от тяжкого греха и восстановить связь с Богом?

Чтобы преодолеть разрыв с Богом, вызванный тяжким грехом, католик должен примириться с Богом посредством исповеди.

* * *

«Я только что произвёл очень дорогой пепел: я [по ошибке] сжёг банкноту в 500 франков. О, это куда меньшее зло, чем если бы я совершил обыденный грех» (Святой Иоанн Мария Вианней).

«Если бы в Церкви не давалось прощение грехов, то не сохранилась бы и надежда на вечную жизнь и вечное освобождение. Возблагодарим Бога, Который дал Церкви такой дар» (Святой Августин).

«Нет никакого другого источника надежды для человека, кроме милосердия Бога» (Святой Иоанн Павел II).

* * *

См. также ККЦ 1852–1861, 1874

Что такое порок?

Пороки – это дурные привычки, которые заглушают и искажают голос совести, открывая тем самым человека для зла и подталкивая его к совершению греха по привычке.

Человеческие пороки находятся в непосредственной близости с главными (или коренными) грехами: гордыня, скупость, зависть, похоть, обжорство (чревоугодие), лень и уныние.

* * *

«Добродетель, так же как и порочность, зависит от нас. И в чем мы властны совершать поступки, в том – и не совершать поступков, и в чем от нас зависит «нет», в том – и «да»» (Аристотель (382-322 до н.э.), великий древнегреческий философ: из трактата «Никомахова этика»).

* * *

См. также ККЦ 1865–1867

Несем ли мы ответственность за грехи других людей?

Нет, мы не отвечаем за грехи других людей, однако, на нас лежит вина, если мы кого-то склонили ко греху, или участвовали в его совершении, или поощрили к нему, или своевременно не предотвратили его, или не оказали необходимой помощи.

* * *

«Величайший дар, который может иметь человек под небом, – уметь хорошо жить с теми, с кем он вместе» (Блаженный Эдигий Ассизский († 1262), один из близких друзей св. Франциска).

* * *

См. также ККЦ 1868

Существуют ли греховные структуры?

Греховные структуры существуют только в переносном смысле. В действительности грех всегда связан с отдельным человеком, который сознательно и по своей воле соглашается со злом.

Несмотря на это, существуют различные общественные структуры и организации, в своей деятельности настолько противоречащие заповедям Божьим, что их называют «структурами греха», но они стали таковыми вследствие личных грехов.

«Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру» (Афоризм, приписываемый русскому писателю Николаю Лескову (1831–1895)).

* * *

См. также ККЦ 1869

Знаю, во что верю
Tags: FAQ о христианстве и католичестве, Библия, ККЦ, исповедь, размышления о вечном, религия, религпросвет, святые, статьи, таинства, цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments