Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

Categories:
  • Mood:

6-я заповедь - Все про ЭТО ч. 4

Как Церковь относится к гомосексуализму?

Бог создал человека как мужчину и женщину и предназначил их друг для друга. Церковь безоговорочно принимает людей, ощущающих себя гомосексуалистами. Их нельзя подвергать за это дискриминации. Но одновременно с этим Церковь говорит, что любые формы однополого сексуального общения не соответствуют естественному порядку творения.

Церковь верит, что мужчина и женщина в системе творения были созданы с потребностью во взаимодополнении и взаимной связи, чтобы они могли производить на свет детей. Поэтому Церковь не может одобрять гомосексуальные отношения. Но христиане должны относиться ко всем людям, независимо от их сексуальной ориентации, с уважением и любовью, потому что все люди уважаемы и любимы Богом.

Нет на земле человека, который появился бы не от связи матери и отца. Поэтому для некоторых людей гомосексуальной ориентации становится тяжёлым испытанием осознание того, что они не испытывают эротического влечения к противоположному полу и лишены той телесной плодотворности, которая заложена в природе человека и Божественном порядке Его творения. Однако часто Бог приводит людей к Себе необычными путями: недостаток, утрата каких-то качеств или повреждение – приобретённые или принятые добровольно – могут стать тем мостиком, который приведёт человека к Господу – Тому Господу, Который всё исправит и Которого можно открыть для себя ещё более великим в искуплении, чем в творении.

***
"Человеческая слабость не может отменить планов божественного Всемогущества. Божественный архитектор умеет работать и с упавшими камнями".
Кардинал МИХАЭЛЬ ФОН ФАУЛЬХАБЕР (1869–1952), архиепископ Мюнхена и Фрайзинга

***
"Мы читаем в Книге Бытия (2, 18-25), что человек не может существовать один, но только как единство двух, в отношении к другой человеческой личности. Речь идёт о двусторонних отношениях: мужчины к женщине и женщины к мужчине. Быть личностью по образу Божию означает также пребывание в отношении, в отношении к другому «Я». Это позволяет нам предвидеть окончательное проявление Бога-Троицы: живое единство в общении Отца, Сына и Святого Духа".
Папа Иоанн Павел II, Апостольское послание Mulieris dignitatem (1988)

***
"Сегодня особенно необходимо избегать того, чтобы смешивать брак с другими формами связи, которые основаны на слабой любви. Только скала всеобъемлющей и непрестанной любви между мужчиной и женщиной в состоянии быть фундаментом для созидания общества, которое каждому человеку станет родным домом".
Бенедикт XVI

***
См. также ККЦ 2358–2359.

ВОПРОС:
Что означают слова из Послания к Римлянам: «Предал их Бог нечистоте», - относящиеся к гомосексуализму?


ОТВЕТ:
Перечитаем внимательно отрывок из Послания к Римлянам (1,24-28):

«Предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства».

В этом тексте говорится о язычниках, которые не признали Бога по совершенным Им делам – «познав Бога, не прославили Его как Бога», - читаем в предыдущих стихах той же главы.

В декларации «Persona humana» Конгрегации вероучения от 1975 года этот текст цитируется в разделе о гомосексуализме с таким комментарием:

«Согласно объективному нравственному устройству, гомосексуальные связи являются актами, лишенными существенного и непреложного порядка. Они осуждаются Священным Писанием как разврат, более того, они представлены как пагубное последствие отвержения Бога. Это суждение Священного Писания не позволяет заключить, будто все, кто страдают этой аномалией, несут за это личную ответственность, - однако оно свидетельствует, что гомосексуальные акты являются по своей сути беспорядочными и ни при каких обстоятельствах не могут получить какое-либо признание (PH 8)».

Перенесемся теперь на несколько столетий назад и обратимся к толкованию этого отрывка святым Фомой Аквинским. Вот что он пишет: «Нужно отметить, что о Боге не сказано, будто Он предал людей непотребству напрямую, направляя их желание ко злу, - ведь Бог всё упорядочивает к Себе: ´Все сделал Господь ради Себя´ (Прем 16,4), в то время как грех – это то, что происходит при отдалении от Него. Но Он косвенным образом предает людей греху, в той мере, в какой справедливо лишает благодати, посредством которой люди удерживаются от греха; подобно тому, как если бы о ком-то, кто лишает поддержки другого, говорили: он его заставил упасть».

«Помимо этого, - пишет далее святой Фома, - нужно отметить, что апостол представляет противоестественные пороки, которые являются самыми тяжкими из плотских грехов, как наказание за идолопоклонство, ибо они, судя по всему, появились вместе с идолопоклонством, то есть в эпоху Авраама, когда, как полагают, зародилось идолопоклонство. Вот почему говорится также, что они были наказаны в Содоме, согласно Книге Бытия, 19. Вместе с ростом идолопоклонства возрастали и эти пороки. Поэтому и говорится во Второй книге Маккавейской (4,12), что Иосан ´привлекши лучших из юношей, подводил их под срамную покрышку´. Это не было началом, но ростом и кульминацией постоянного общения с язычниками и чужеземцами».

ВОПРОС:
Если двое мужчин нетрадиционной ориентации хотят жить вместе, не претендуя на брак или усыновление детей, то что в этом плохого? Два человека испытывают друг к другу позитивные чувства – разве есть в этом какой-либо грех?


ОТВЕТ:

Само по себе совместное проживание двух лиц нетрадиционной ориентации не является грехом, точно так же, как сексуальная ориентация, или наклонность, не является сама по себе грехом. Грехом являются действия, то есть сексуальные отношения между людьми одного пола.

Это тяжкий грех, поскольку такие отношения «лишены существенного и необходимого порядка», как утверждается в декларации Конгрегации вероучения «Persona Humana». Об этом говорится и в Катехизисе Католической Церкви: «Опираясь на Священное Писание, представляющее гомосексуальные действия как тяжкую форму разврата, Предание неизменно объявляет гомосексуальные акты безусловно беззаконными. Они противоречат естественному закону. Они лишают половой акт его функции дарования жизни. Они не вытекают из подлинной эмоциональной и сексуальной взаимодополняемости. Ни в коем случае они не могут быть одобрены» (2357).

Итак, половые отношения между людьми одного пола составляют тяжкое нарушение замысла Бога, связанного с сексуальной сферой.
Еще один вероучительный документ Церкви (Homosexualitatis problema) напоминает, что «только в супружеских отношениях использование сексуальной сферы может быть нравственно законным. Поэтому всякий, кто совершает гомосексуальные действия, поступает безнравственно».

Безусловно, двое друзей нетрадиционной ориентации, которые совместно проживают в целомудрии, не совершают греха, и их чувства друг к другу могут быть искренней дружбой. Однако такое совместное проживание может стать греховным по двум причинам. Во-первых, сожительство для них – это повод к совершению греха, то есть они находятся в условиях, в которых рискуют совершить действия, противоречащие замыслу Бога. Во-вторых, даже если они живут в целомудрии, но окружающим людям известна их сексуальная ориентация, они становятся для других соблазном, давая повод думать, что вступают друг с другом в сексуальные отношения.

ВОПРОС:
Что плохого в том, чтобы однополые пары усыновляли детей? Разве пара из двух мужчин или двух женщин не может дать ребенку необходимое тепло и любовь? И уж, во всяком случае, ребенку будет лучше, чем в детдоме.


ОТВЕТ:
Чтобы дети могли нормально развиваться, они нуждаются не только в тепле и любви, но в определенном тепле и любви: любви матери и любви отца.

Сейчас полемика об усыновлении однополыми парами – в повестке дня многих стран, а в некоторых такое усыновление уже легализовано. Государство, принимающее подобные законы, искусственно создает ситуации, которые отрицательно воздействуют на ребенка и не учитывают его прав.

Типичное возражение заключается в том, что ведь растут же дети в неполных семьях, в семьях, где родители в разводе, которые состоят из одних только женщин (мама, бабушка) или одних только мужчин (отец и дедушка). Но заметим, что никому не придёт в голову специально создавать такие ситуации и заявлять при этом о благе детей. Неполные семьи появляются не как нечто намеренное, а как результат болезненных перемен: смерть кого-то из родителей, отказ одного из родителей от ребенка, развод, которому, возможно, предшествовали тяжелые психологические моменты. Никому не придет в голову назвать подобные ситуации идеальной средой для развития ребенка. Если же однополые пары приравнены к традиционной семье в вопросе усыновления детей, получается, что ребенок, подлежащий усыновлению, имеет большой шанс попасть в гомосексуальную «семью» в порядке очереди на усыновление. А ведь в мире огромное число традиционных семей, способных предоставить оптимальную среду для роста ребенка, ждут своей очереди на то, чтобы подарить тепло и уют детям. Зачем искусственно создавать неблагоприятную среду для этих детей во имя некоего отстаиваемого «права» - права противоестественного, так как деторождение в однополой паре не предусмотрено в природе, и это совершенно очевидно даже для человека неверующего?

К этому надо добавить, что многие дети, ждущие усыновления, уже несут в себе последствия психологических травм и нуждаются не просто в «формальной» семье, а в обстановке исцеляющей, особенно благотворной. Поэтому даже традиционные супружеские пары на Западе годами ждут усыновления, проходя длительную психологическую экспертизу, во время которой специалисты оценивают, насколько здоровы взаимоотношения в этой семье, насколько высока вероятность, что ребенок не окажется в будущем жертвой развода или других травмирующих ситуаций.

Многочисленные исследования уже показали, что в однополых союзах вероятность конфликтов, неустойчивости, нестабильности выше, чем в традиционных семьях. Гомосексуальные союзы несут в себе гораздо больше риска, чем союз мужчины и женщины. В частности, к такому выводу пришли сотрудники Мексиканского института сексуальной ориентации. Всего они провели 31 исследование в разных странах Европы и Америки: в Бразилии, Голландии, Норвегии, Англии, США, Новой Зеландии, Франции и Австралии. Среди факторов риска были выявлены большая распространенность потребления наркотиков, большая склонность к насилию между партнерами, к депрессии и самоубийствам.

Общенациональное исследование о насилии в парах, проведенное в США, показало, что женщины-лесбиянки на 18 процентов чаще становятся жертвами насилия со стороны партнерш, чем женщины в традиционной паре оказываются жертвами насилия со стороны партнера. Более чем в 23 процентах случаев мужчины подвергались насилию со стороны партнера. Что касается наркомании, то по результатам исследований среди гомосексуалистов – как мужчин, так и женщин - наркомания встречается чаще более чем на 110 процентов.

В Голландии было проведено исследование на тему самоубийств. Оно показало, что суицидальные наклонности имеют более 40 процентов мужчин-гомосексуалистов, в то время как среди гетеросексуалов число потенциальных самоубийц составляет менее 8 процентов. Среди женщин это соотношение равняется, соответственно, 23 и 12 процентам.

И психологи, и социологи однозначно подтверждают то, что продиктовано самим здравым смыслом: дети растут лучше, когда у них есть мать и отец. Родители исполняют различные, взаимодополняющие и взаимно незаменимые функции в жизни детей. Такое взаимодействие в процессе воспитания является решающим для их развития, для личностного роста. Аффективное развитие ребенка, его уверенность в себе, его самооценка напрямую зависят от наличия этих факторов. Ни для кого не секрет, что при отсутствии отца или матери вероятность отклонений увеличивается. Для формирования на эмоциональном уровне ребенку необходимы как мужская, так и женская фигуры. Известный психолог Тони Анатрелла утверждает, что «неверно думать, будто для созревания достаточно чувствовать себя любимым»: «Чтобы нормально развиваться, ребенок нуждается в мужской и женской фигуре, в отце и матери».

Сегодня мы вынуждены констатировать, что для гарантии права на однополый брак приносятся в жертву права и потребности ребенка. Ребенок, имеющий право на отца и мать, рискует быть отданным в порядке общей очереди паре гомосексуалистов.

Конгрегация вероучения опубликовала в 2003 году документ «Замечание по поводу проектов легализации однополых союзов». «Как показывает опыт, - гласит документ, ссылающийся на многочисленные научные исследования, - отсутствие сексуальной двуполярности препятствует нормальному развитию детей, которые помещены в контекст подобных союзов. Им не хватает опыта материнства и отцовства. Вовлечение детей в гомосексуальные семьи посредством усыновления означает насилие над этими детьми: их беззащитностью злоупотребляют для того, чтобы поместить их в обстановку, не способствующую их полноценному развитию».

Несомненно, подобная практика тяжко безнравственна. Она входит в открытое противоречие и с принципом, признанным также Международной конвенцией о правах ребенка, согласно которой всегда в первую очередь должны учитываться интересы ребенка, самого слабого и беззащитного компонента усыновления.

ВОПРОС:
Может ли гомосексуалист стать священником?


ОТВЕТ:
Когда мы говорим о гомосексуализме, необходимо различать между гомосексуальной наклонностью и практикой. Если человек имеет только такую наклонность, но не практикует сексуальные отношения с лицами своего пола, не нарушает нравственный закон, то это нельзя назвать непреодолимой проблемой, даже когда заходит речь о призвании к священству или к богопосвященной жизни. Согласно некоторым авторам, были и святые с такими наклонностями, но они практиковали наивысшую степень целомудрия, что и привело их к святости. Никакая сексуальная ориентация не освобождает христианина от требования соблюдения целомудрия.

Но если мы сталкиваемся с приемом в семинарию юноши, имеющего сильные гомосексуальные тенденции, необходима особая рассудительность. Такой кандидат должен доказать свою добродетель, поскольку существует риск, что в своем служении он столкнется с искушениями, против которых не сможет устоять. И потом, когда верующие, и особенно подростки, ставят на священнике подобный ярлык, то все служение пресвитера становится предметом предубеждений.

Согласно учительству Католической Церкви, гомосексуализм в значении «половое влечение к лицам того же пола» сам по себе является не грехом, но нравственным беспорядком, то есть может быть побуждением к беспорядочному использованию сексуальности. Если человек прихрамывает, он в этом не виноват. Но такая особенность приводит к тому, что он спотыкается чаще других.

Если же молодой человек вступает в половые отношения с людьми своего пола, то ему будет категорически отказано в приеме в семинарию.

ВОПРОС:
Не уподобляется ли Церковь талибам, отлучая разведенных второбрачных и гомосексуалистов? Ведь они тоже могут любить Бога всем сердцем, так почему же им отказано в Причастии?


ОТВЕТ:
Отлучение и невозможность причащаться – это разные вещи. Общение с Церковью не происходит только посредством Святого Причастия, хотя именно оно, несомненно, является вершиной приобщения верующего к Церкви. Невозможность приступать к Причастию – это не значит отлучение от Церкви.

Многие католики живут в смертном грехе, но при этом они не отлучены от церковного общения и продолжают быть частью общины. Они могут и даже обязаны принимать участие в Святой Мессе, молиться, слушать проповедь, посещать занятия катехизации и различные богослужения и обряды Церкви. Они могут и должны совершать дела милосердия. Но они не могут причащаться Христовых тайн потому, что их объективная ситуация не соответствует тому, чему учит Христос.

Неверно утверждать, что им «отказано в Причастии». Церковь не отказывает и не запрещает причащаться. Те, кто обещал перед Господом быть верным супругу всю жизнь или вступает в противоестественные отношения, сам себя ставит в такую ситуацию, когда Святое Причастие невозможно.

Тот, кто после развода вступает в новый брак, нарушает заповедь Иисуса: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». В вопросе звучит аргумент «ведь они могут всем сердцем любить Бога». Когда человек идет против повеления Бога, при живом супруге соединяясь с другим человеком, можно ли сказать, что он «всем сердцем любит Бога»? Ведь Иисус сказал: «Кто соблюдает заповеди Мои, то любит Меня». Любить Бога всем сердцем означает быть приверженным Его заповедям, обобщенным в двух: любви к Богу и любви к ближнему.

Как второбрачным, так и гомосексуалистам Церковь предлагает встать на путь обращения, поскольку она получила от Христа задание учить тому, чему Сам Он учил. При этом каждый человек абсолютно свободен следовать этому учению или нет. В этой свободе человек сам решает, оставаться ли ему в общении с Господом и, соответственно, принимать Причастие, или же выбрать иной путь, оставаясь во грехе и отлучая себя от Причастия. Во втором случае было бы большой фальшью говорить о своей любви к Богу, поскольку человек свободно выбрал нелюбовь и отказался от Хлеба Жизни. В такой ситуации человек призван по меньшей мере признать это и не перекладывать вину на каких-нибудь «талибов», а вслед за евангельским мытарем говорить: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику».

ВОПРОС:

Если католик заключает брак в ЗАГСе, может ли он потом развестись и венчаться в церкви с другой? Не противоречит ли это утверждению, что любой брак, даже гражданский, является подлинным?


ОТВЕТ:

Гражданский брак, заключенный в ЗАГСе или в иной публичной форме между двумя некрещеными, является подлинным и действительным браком, потому что брак как таковой – это естественный институт человеческой жизни. Но если крещеный человек вступает в брак только в ЗАГСе, не совершая церковного Таинства Брака, то его брак недействителен. Таким образом, он вправе разорвать этот союз и создать новый брак «в Господе», который является Таинством. Но и в этом случае существует долг справедливости по отношению к предыдущей гражданской супруге и общим детям.

ВОПРОС:
Врач прописал мне для лечения эндометриоза гормональный препарат, который является также контрацептивом. Могу ли я приступать к Причастию?


ОТВЕТ:
Разумеется, Вы можете приступать к Причастию, поскольку Вы принимаете эти препараты не с целью предохранения, а с терапевтической целью.

Этот вопрос напрямую был затронут Папой Пием XII в 1958 году. В одной из своих речей он ответил на вопрос, допустимо ли подавлять овуляцию посредством пилюли, используемой для лечения матки и других органов? «Допустимо ли это для замужней женщины, которая, несмотря на это временное бесплодие, желает вступать в близость с мужем? Ответ зависит от намерения человека», - заявил тогда Пий XII. Если женщина принимает этот препарат не для того, чтобы избежать беременности, но исключительно по рекомендации врача для лечения заболеваний, то даже если эта терапия косвенно препятствует зачатию, её нельзя назвать недопустимой – согласно принципу действия с двойным эффектом. Но далее Папа уточняет: «Если она ведет напрямую к бесплодию, то это нравственно недопустимо. Речь идет о случаях, когда овуляцию подавляют с той целью, чтобы уберечь матку и организм от последствий беременности, которая противопоказана». В таком случае прямым намерением является именно подавление овуляции и избежание беременности, а не лечение матки и других органов.
Таким образом, здесь проводится различие между терапевтическим и контрацептивным применением гормональной пилюли. Терапевтическое применение является допустимым, когда прямым намерением является благо, то есть терапия, а зло – лишь косвенный эффект, которого невозможно избежать.

Мы активно участвуем в жизни прихода, регулярно исповедуемся и причащаемся. Но мы не согласны с учением Церкви о контрацепции и не применяем его в нашей супружеской жизни. Наш брак не закрыт для жизни – у нас двое детей. С удивлением мы узнали, что контрацепция – смертный грех. Как такое возможно? Как можно приравнивать супружескую контрацепцию к убийству, воровству, лжи или другим тяжким грехам? Если человек живет честно и порядочно, как можно его осуждать за контрацепцию? Тем более что опросы перед Синодом о семье показали, что большинство католиков не следуют этой доктрине. Разве супруги не имеют право самостоятельно решать, как им регулировать свою интимную жизнь?

ОТВЕТ:
Нравственная норма не меняется оттого, что ей не следует большинство. Моральный облик большинства не является критерием подлинности доктрины. Большинство людей, в том числе католиков, нарушает и другие нравственные предписания. Например, это касается третьей заповеди – о Дне Господнем, когда предписано посещение Мессы. Но это не значит, что третья заповедь перестала быть актуальной.

Вот что говорит о нравственных критериях соборная конституция Gaudium et spes: «В своём поведении христианским супругам следует сознавать, что поступать они должны не по собственному произволу, но всегда руководствоваться совестью, подлежащей согласованию с Божественным законом, и проявлять послушание по отношению к Учительству Церкви, которое аутентично толкует этот закон в свете Евангелия». (50).

Второй Ватиканский собор предлагает такое истолкование Божественного закона в отношении контрацепции: «Когда речь идёт о сочетании супружеской любви с ответственным деторождением, нравственный характер поведения зависит не только от искреннего намерения и от оценки мотивов: он должен определяться объективными критериями, почерпнутыми из природы личности и её поступков — критериями, которые в контексте настоящей любви сохраняют подлинный смысл взаимоотдачи супругов и человеческого деторождения. А это возможно лишь тогда, когда чистосердечно соблюдается добродетель супружеского целомудрия. При планировании деторождения чадам Церкви, опирающимся на эти принципы, не дозволено идти теми путями, которые отвергает Учительство Церкви, объясняющее Божественный закон» (51).

Таким образом, автор нашего вопроса следует «путями, которые отвергает Учительство Церкви, объясняющее Божественный закон», и это, конечно, - не причина, чтобы отменять этот закон. Кроме того, в таком состоянии причащение Святых Тайн становится кощунственным, поскольку супруги умалчивают один из тяжких грехов в Таинстве Исповеди.

Контрацепция противоречит полной супружеской отдаче себя друг другу. Как неоднократно повторял святой Иоанн Павел II, контрацепция нарушает целостность взаимного дара.

Разумеется, контрацепцию, которая является тяжким (смертным) грехом, нельзя приравнивать к убийству. Существуют разные степени тяжести смертных грехов. Но, как в гражданском правосудии в тюрьму попадают и за убийство, и за воровство, которые между собой разнятся по тяжести и по виду и сроку наказания, так и в христианской нравственности грехи различаются между собой по тяжести. И убийство, и пропуск воскресной Мессы без причины – смертные грехи, лишающие благодати, - хотя они абсолютно несопоставимы по тяжести.

«Порядочность», на которую ссылается автор вопроса, может вполне сосуществовать в человеке с грехом. Католик, который не посещает воскресную Мессу или пользуется контрацепцией, может быть вполне добропорядочным человеком и активным прихожанином. Критерий греха относится к сверхъестественному порядку, и этот критерий – любовь, которая выражается в созвучии нашей воли воле Божьей. Господа любит тот, кто исполняет Его заповеди: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня», - говорит Господь (Ин 14,21). Тот, кто не соблюдает Его заповедей, каким бы порядочным человеком он ни был, не может говорить, что любит Господа: «Кто говорит: "я познал Его ", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин 2,4).

Святой Фома Аквинский напоминает, что «смертным является грех, который отнимающий жизнь духа, порожденную любовью – добродетелью, в силу которой Бог обитает в нас. Поэтому к смертным относится тот грех, который сам по себе, то есть по своей природе, несовместим с любовью». («Сумма теологии», II).

Хотелось бы особенно обратить внимание на довод – «наш брак не закрыт для жизни, у нас двое детей».

В энциклике Humanae vitae Павел VI по этому поводу уточняет: «Нельзя считать дозволенными аргументы, приводимые в оправдание супружеских актов, сознательно сделанных бесплодными, а именно… что те [сделанные бесплодными] акты сращиваются в нечто единое с актами, открытыми для зачатия новой жизни, как совершенными до этого, так и откладываемыми на более долгий срок, и таким образом равно участвуют в моральной благости этих актов… Заблуждается всякий, кто считает, что супружеский акт, сознательно лишенный своей плодоносности, а потому сделавшийся внутренне бесчестным, можно оправдать открытыми для зачатия новой жизни соитиями всей совместной жизни супругов» (14).

Дело в том, что путь нашего освящения и нашей дружбы с Господом осуществляется не спорадически, а шаг за шагом, в каждом нашем выборе, в каждом действии. Особенно это касается таких значимых действий, как супружеский акт, где человек полностью отдает себя другому, открываясь для зарождения новой жизни. Так же, как недостаточно посещать Мессу на Рождество и Пасху, чтобы исполнить заповедь о Дне Господнем, супругам недостаточно зачать ребенка, чтобы утверждать о реализации своего христианского брака. Ведь искусственно бесплодные супружеские акты не только закрыты для деторождения, но и препятствуют полной взаимной отдаче. Всецелый взаимный дар может происходить только в том случае, если этот дар включает и открытость к зарождению новой жизни, плода любви без оговорок. В любом случае, искусственные препятствия детородной функции являются вмешательством в замысел Творца о сексуальной сфере и человеческой любви.

Процитируем здесь Руководство для исповедников, изданное Папским советом по душепопечению о семьях в 1997 году: «Церковь всегда учила тому, что контрацепция, то есть намеренное бесплодие каждого отдельного супружеского акта, является существенным злом. Это учение следует считать окончательным и неизменным. Контрацепция представляет собой серьезное нарушение супружеского целомудрия и противоречит благу передачи жизни (прокреативному аспекту брака) и взаимному дару супругов (объединяющему аспекту брака). Она ранит подлинную любовь и отрицает верховную роль Бога в передаче человеческой жизни» (2.4).

Таким образом, учительство Церкви о контрацепции не подлежит пересмотру.

Это учительство предполагает ответственный подход к деторождению, включающий естественные методы планирования семьи, о которых мы рассказывали не один раз в наших передачах.

Завершим наши рассуждения еще одним фрагментом из энциклики Humanae vitae: «Наше слово особым образом обращено к нашим сынам [и дочерям], особенно к тем, кого Бог призвал к служению Ему в супружестве. Ибо Церковь, когда передает нерушимые заповеди Божественного закона, провозглашает спасение и открывает пути благодати через Таинства, благодаря чему человек становится новым творением, которое в любви и в подлинной свободе отвечает высшему промыслу своего Творца и Спасителя отвечает и ощущает на себе также благое иго Христа. Итак, смиренно подчиняясь Его гласу, супруги-христиане должны помнить, что их призвание к христианской жизни, проистекающее из Крещения, глубже раскрывается и утверждается Таинством Брака. Ибо этим Таинством они укрепляются и как бы посвящаются, чтобы верно исполнять свое служение, совершенствовать свое призвание до конца и давать христианское свидетельство, подобающим для них образом, перед всем миром. Ибо этот дар Господь им вверил, чтобы они являли людям святость и вместе с тем приятность этого закона, согласно которому их взаимная любовь тесно соединялась бы с их содействием любви Бога, Творца человеческой жизни.

Никоим образом мы не желаем здесь замалчивать трудности, - пишет Папа Павел VI, - иногда серьезные, встречающиеся на жизненном пути супругов-христиан: ибо им, как и каждому из нас, определены тесные врата и узкий путь, ведущие к жизни. Однако надеждой на эту жизнь, как неким ярчайшим светом, весь их путь освещается, если они принимают твердое решение "трезво, праведно и благочестиво жить в веке сем", ясно сознавая, что "проходит образ мира сего".

Поэтому супруги да примут охотно уготованные им труды, с укрепляющей верой и надеждой, которая не постыжает: ибо "любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам"; наконец, усердной молитвой да испрашивают они Божией помощи, и в особенности да черпают благодать и любовь из вечного источника Евхаристии. Если же на их совести еще остаются грехи, супруги не должны падать духом, но упорно и со смирением прибегать к милосердию Божию, которое обильно уделяется в Таинстве Покаяния» (25).

По материалам Радио Ватикана
Tags: FAQ о христианстве и католичестве, Библия, ЕПС, Евхаристия, ККЦ, дети, заповеди, религия, религпросвет, семья, статьи, таинства, цитаты, энциклики
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments