Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

  • Mood:

Церковь, политика, общество - 1

1. Как понимать слова из Послания к Римлянам: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены»? Относится ли все это к государственной власти или только к церковной? А как же поступать, если власть – коммунистическая или нацистская? Или если это демократическая власть, принимающая безнравственные законы? Или даже коррумпированная церковная власть?

ОТВЕТ:
Святой апостол Павел говорит здесь о всякой законной власти. Общество не может продвигать общее благо, ели в нем нет власти, которая бы координировала действия и вклад разных его компонентов и которая принимает решения.

В энциклике «Pacem in terris» святой Иоанн XXIII рассуждает, в частности, об устройстве общества и о власти. Он ссылается на процитированный отрывок из Послания к Римлянам и дает ему такое толкование: «Жизнь в обществе не может быть благоустроенной и плодотворной, если отсутствует власть, которая обеспечивает порядок и в должной мере содействует достижению общего блага.

Такая власть, как учит св. Павел, исходит от Бога: "Ибо нет власти не от Бога" (Рим 13,1). Эти слова апостола св. Иоанн Златоуст толкует следующим образом: "Что говоришь ты? Может быть каждый отдельный правитель поставлен Богом? Нет, я этого не говорю: здесь речь идет не о каждом правителе в отдельности, но о правлении как таковом. Факт же, что существует власть и что есть повелевающие и повинующиеся, не происходит от случайности, но от установления Божественного Провидения" ["Проповедь на Послание к Римлянам (глава 13, стихи 1-2)": PG 60, 615]. Бог действительно создал людей социальными по природе и так как не может быть общества, которое ´устояло бы, если нет кого-нибудь, стоящего над остальными, побуждающего каждого действиями и совокупностью неких мер к общей цели, то, следовательно, власть, которая управляет, - неотъемлемый элемент гражданского сосуществования; эта власть - не иначе как и само общество, - носит естественный характер и, значит, происходит от Бога´ " (26).

Сфера человеческих полномочий заключается в том, что человек, наделенный властью, распознает и продлевает естественный закон, творцом которого является Бог. Но если власть выходит за рамки этой сферы и, таким образом, за рамки этой компетенции, ее распоряжения теряют обязательный характер для человеческой совести. Если же распоряжение властей противоречит закону Божьему, то они перестают быть законом.

Хотя всякая власть от Бога, из этого не следует, что все, что она командует, исходит от Бога и угодно Богу. Если распоряжения власти правомерны, то послушание властям равноценно послушанию Богу. Но если распоряжения властей несправедливы, то их, безусловно, нельзя приписывать Богу. Если они противоречат Закону Божьему, то им не следует подчиняться.

Вот еще цитата из «Pacem in terris»:

«Власть - не какая-то неконтролируемая сила; напротив, это - способность управлять, согласуясь с разумом. Следовательно, ее управляющая сила проистекает из нравственного порядка. "Тот абсолютный порядок творений и их предназначения, который показывает, что человек - самостоятельная личность, облеченная обязанностями и неприкосновенными правами, и который представляет собой исток и завершение его общественной жизни, распространяется и на государство как на необходимый институт, облеченный властью, без которой оно не могло бы существовать... И поскольку абсолютный порядок, рассматриваемый в свете здравого смысла и прежде всего - христианской веры, не может иметь другого источника кроме Бога, Который есть Личность и наш Создатель, следовательно, достоинство политической власти - достоинство участия во власти Бога" (27).

И далее:

«Поэтому человеческая власть может иметь нравственную силу только если она внутренне связана с авторитетом Бога и является его частью [ср. Лев XIII. Энциклика "Diuturnum illud", Acta Leonis XIII, II, 1880-1881, р. 274].

«Когда ее законы (то есть законы власти) и установления находятся в противоположности с указанным порядком и, следовательно, противоречат воле Бога, они не носят обязательной для совести характера, поскольку "должно повиноваться больше Богу, нежели человекам" (Деян 5,29). В таком случае, сама власть перестает быть таковой и вырождается в насилие: "Человеческий закон является таковым в той мере, в какой он согласуется с разумом и, следовательно, происходит от вечного закона. Когда закон противоречит разуму, он называется несправедливым; в этом случае он перестает быть законом и оказывается, скорее, насилием" (30).

Итак, законной власти надлежит послушание в том, что не противоречит закону Божьему. В этом смысле, даже при тоталитарных режимах во избежание полной анархии надлежит послушание законам, не противоречащим Божьему, даже если согласно нашему видению они не содействуют общему благу (в таком случае есть другой путь - законная смена той власти, которая не содействует общему благу).

При демократических режимах также могут иметь место несправедливые законы, которым не только можно, но и следует не подчиняться. При демократических режимах необходимо прибегать к праву на отказ по соображениям совести, а если это право не гарантировано, то любой ценой не следует слушаться власти, даже вплоть до мученичества. Например, когда речь идет об аборте или об участии в его совершении.

Наконец, что касается «коррумпированной церковной власти»: церковная власть не имеет никаких полномочий в гражданской сфере. Сама коррупция предполагает скрытый порок, поэтому трудно представить себе ситуацию, когда эта власть открыто командует что-то противоречащее закону Божьему.

2. Для многих христиан не до конца понятными остаются слова св. Павла «всякая власть от Бога». Можно ли согласиться с этим высказыванием? Действительно ли от Бога была власть Сталина, Гитлера и других кровавых диктаторов? Интересно, что свои слова, о необходимости подчинения властям и их почитании, святой Павел писал во времена гонений на христиан императором Нероном. Неужели апостол призывал подчиняться этому тирану, виновному в гибели многих христиан? Что он хотел сказать приверженцам Христа?

ОТВЕТ: говоря о важности «каждой власти» св. Павел выразил ту истину, которая проходит через все Священное Писание. Бог сотворил вселенную из пустоты и установил в ней определенный порядок. Он не оставил мир в хаосе, но для его лучшего функционирования установил различные виды власти. Он подтвердил власть человека над природой, мужа над женой, родителей над детьми, царя над подданными. Именно об этом говорит апостол.
Любая власть, сама по себе необходима для общего блага: без ее координационной роли невозможно упорядоченное и мирное сосуществование между людьми. Власть призвана вершить справедливость в конфликтных ситуациях, защищать права всех и каждого, особенно самых слабых и беззащитных. Горе тому народу, у которого нет власти. Примеры таких стран мы знаем и сегодня: достаточно посмотреть на ситуацию на африканском континенте. Для каждого общества власть является важной и естественной и имеет ту же природу, что и само общество. Поэтому власть относят к естественному праву – праву, установленному самим Богом.
Анализируя выражение св. Павла «нет власти не от Бога» надо быть внимательными: если Бог постановил, что человеческое сообщество должно координироваться властью, то нельзя приписывать Божьей Воле то, что во главе сообщества становится тот или иной человек. Св. Иоанн Златоуст писал: «Что говоришь ты? Может быть, каждый отдельный правитель поставлен Богом? Нет, я этого не говорю: здесь речь идет не о каждом правителе в отдельности, но о правлении как таковом. Факт же, что существует власть и что есть повелевающие и повинующиеся, не происходит от случайности, но от установления Божественного Провидения».
Таким образом, следует различать власть и способы ее реализации конкретными людьми. Существование того или иного властителя может зависеть вовсе не от Божьей воли, но от конкретного и иногда ошибочного решения людей. То же можно сказать и в отношении политических режимов, искажающих природу власти. Другими словами если сама власть - от Бога, то нельзя утверждать, что тот или иной политический режим угоден и нравится Творцу.
А как отличить власть, которая нравится Богу от той, которая не нравится. Конечно, по ее плодом - по законам, по приоритетам и установлениям, которые делает власть. Если распоряжения власти правомерны, то послушание им соответствует послушанию Богу. Но если распоряжения власти несправедливы, то их безусловно, нельзя приписывать Богу и нельзя им подчиняться.
На протяжении истории существовало множество примеров, когда христиане отказывались подчиняться несправедливым предписаниям властей. Здесь можно вспомнить первых христиан, которые отказывались почитать государственные языческие культы, что считалось преступлением против государства, предательством и каралось смертью. Но даже несмотря на преследования, верующие не шли против своей совести, потому что были уверены, что не должны поклоняться языческим богам - это против воли Бога. Во время Второй мировой войны многие немецкие христиане не исполняли несправедливые приказы гитлеровских властей и участвовали в вооруженном подполье - выступали против властей.
Подчинение властям имеет границы: если законы и предписания власти противоречат воле Бога, они не носят обязательного для совести христиан характера, так как «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». В таком случае власть перестает быть властью и превращается в насилие над человеком и обществом.
Кто несправедливо руководит людьми, использует власть в своих узких интересах и сознательно наносит ущерб развитию народов, не нравятся Богу и по книге Премудрости Соломона должны будут ответить по всей строгости: «Итак слушайте, цари, и разумейте, научитесь, судьи концов земли! Внимайте, обладатели множества и гордящиеся пред народами! От Господа дана вам держава, и сила — от Вышнего, Который исследует ваши дела и испытает намерения. Ибо вы, будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божией. Страшно и скоро Он явится вам, — и строг суд над начальствующими».
Таким образом, словами св. Павла «нет власти не от Бога» нельзя оправдать несправедливые политические системы и деятельность диктаторов. Эти слова относятся к самому институту власти, который является очень важным и необходимым.

3. ВОПРОС: как понимать слова святого апостола Павла «Нет власти не от Бога» (Рим 13,1)?

ОТВЕТ: власть как таковая существует для общего блага: без координирующей власти невозможно упорядоченное и мирное сожительство людей. Власть призвана разрешать споры, защищать права всех, прежде всего самых слабых и беззащитных.
Власть имеет ту же природу, что и само общество. Поэтому власть относится к естественному праву, то есть установленному самим Богом. Человеческая власть, таким образом, происходит от Божественного благоволения.
Но если Бог постановил, что человеческое сообщество должно координироваться властью, то нельзя приписывать Его благоволению то, что во главе общества становится тот или иной человек. Это может зависеть вовсе не от благоволения Бога, а от скверного решения людей. И в этом случае мы говорим не о благоволении Бога, а о Его попущении.
То же самое можно сказать в отношении политических режимов, искажающих природу власти. И если власть – от Бога, то нельзя утверждать, что тот или иной режим тоже угоден Богу.
Обратимся к странице замечательной энциклики Папы Иоанна XXIII «Pacem in terris»:
«Жизнь в обществе не может быть благоустроенной и плодотворной, если отсутствует власть, которая обеспечивает порядок и в должной мере содействует достижению общего блага.
Такая власть, как учит св. Павел, исходит от Бога: "Ибо нет власти не от Бога" (Рим 13,1). Эти слова апостола св. Иоанн Златоуст толкует следующим образом: "Что говоришь ты? Может быть каждый отдельный правитель поставлен Богом? Нет, я этого не говорю: здесь речь идет не о каждом правителе в отдельности, но о правлении как таковом. Факт же, что существует власть и что есть повелевающие и повинующиеся, не происходит от случайности, но от установления Божественного Провидения" ["Проповедь на Послание к Римлянам (глава 13, стихи 1-2)": PG 60, 615]. Бог, действительно, создал людей социальными по природе и так как не может быть общества, которое "устояло бы, если нет кого-нибудь, стоящего над остальными, побуждающего каждого действиями и совокупностью неких мер к общей цели, то, следовательно, власть, которая управляет, - неотъемлемый элемент гражданского сосуществования; эта власть - не иначе как и само общество, - носит естественный характер и, значит, происходит от Бога " (26).
Итак: хотя всякая власть от Бога, из этого не следует, что все, что она командует, исходит от Бога и угодно Богу.
Если распоряжения власти правомерны, то послушание властям равноценно послушанию Богу.
Но если распоряжения властей несправедливы, то их, безусловно, нельзя приписывать Богу. А если они противоречат Закону Божьему, то им не следует подчиняться.
Вот еще цитата из «Pacem in terris»: «Власть - не какая-то неконтролируемая сила; напротив, это - способность управлять, согласуясь с разумом. Следовательно, ее управляющая сила проистекает из нравственного порядка. "Тот абсолютный порядок творений и их предназначения, который показывает, что человек - самостоятельная личность, облеченная обязанностями и неприкосновенными правами, и который представляет собой исток и завершение его общественной жизни, распространяется и на государство как на необходимый институт, облеченный властью, без которой оно не могло бы существовать... И поскольку абсолютный порядок, рассматриваемый в свете здравого смысла и прежде всего - христианской веры, не может иметь другого источника кроме Бога, Который есть Личность и наш Создатель, следовательно, достоинство политической власти - достоинство участия во власти Бога" (27).
И далее: «Поэтому человеческая власть может иметь нравственную силу только если она внутренне связана с авторитетом Бога и является его частью [ср. Лев XIII. Энциклика "Diuturnum illud", Acta Leonis XIII, II, 1880-1881, р. 274].
Таким образом сохраняется достоинство личности граждан, так как подлинный смысл повиновения общественным властям заключается не в подчинении человека человеку, но в акте почитания Бога, Создателя и Промыслителя, Который устроил так, чтобы жизнь в обществе регулировалась согласно Им же установленному порядку; почитание Бога не унижает, а возвышает и облагораживает нас, так как "servire Deo regnare est" (служить Богу - значит царствовать)» (29).
«Когда ее законы (то есть законы власти) и установления находятся в противоположности с указанным порядком и, следовательно, противоречат воле Бога, они не носят обязательной для совести характера, поскольку "должно повиноваться больше Богу, нежели человекам" (Деян 5,29). В таком случае, сама власть перестает быть таковой и вырождается в насилие: "Человеческий закон является таковым в той мере, в какой он согласуется с разумом и, следовательно, происходит от вечного закона. Когда закон противоречит разуму, он называется несправедливым; в этом случае он перестает быть законом и оказывается, скорее, насилием" (30).

4. Можно ли католику голосовать за партию, которая не занимается отменой закона, противоречащего закону Божьему?

ОТВЕТ:
В политической жизни верующий человек призван по мере своих возможностей продвигать благо и искоренять зло. Если же невозможно искоренить зло, нужно стараться сделать всё, чтобы избежать ещё большего зла.

За те партии, которые не занимаются напрямую отменой закона, противоречащего Богу, католики могут голосовать не потому, что считают этот закон благом, а потому, что считают невозможной его отмену в данный момент.

Нужно заметить, что когда мы отказываемся голосовать за такую партию, то наш отказ никак не влияет на распределение депутатов в парламенте, - поэтому в конечном счете мы непрямым образом содействуем тем, кто не просто не прилагают усилий для отмены неправедных законов, а продвигают их.

Приведем здесь цитату из энциклики святого Иоанна Павла II Evangelium Vitae: “Если нет возможности отвергнуть законопроект или отменить закон о прерывании беременности, то парламентарий, чье абсолютное личное противостояние прерыванию беременности явно и всем известно, поступит правильно, поддержав предложения, цель которых — ограничить вред подобного закона и уменьшить его отрицательные последствия в сфере культуры и общественной нравственности. Ибо, поступая так, он не соучаствует недозволенным образом в принятии неправедного закона, а наоборот, предпринимает правильную и достойную попытку ограничить его вредные аспекты” (73).

На эту тему высказалась также Конгрегация вероучения в доктринальном пояснении «Участие католиков в политической жизни» (2002 года), цитируя приведенный выше параграф из энциклики.

5. Можно ли католикам участвовать в политике?

ОТВЕТ: многие придерживаются мнения, что это грязное дело и лучше в него не лезть. Но это ошибочное представление.
Христиане должны быть "солью земли", это значит "придавать вкус" земным делам, в том числе общественным и политическим. Про обязанность верующих участвовать в политической жизни много раз говорили Понтифики, в том числе и папа Бенедикт XVI. Но также в истории были и моменты, когда Папа запрещал католикам принимать участие в политике. Почему?
В 1861 году в Италии проходили первые парламентские выборы. Но незадолго до выборов главный редактор газеты «L’Armonia» отец Джакомо Марготти начал кампанию за то, чтобы католики воздержались от участия в них и таким образом выразили протест против политики государства, которая стремилась лишить Папу светской власти, а Церковь - территории и имущества. Призыв о. Марготти звучал очень просто: "не выбирать, а выбираться". Он нашел много сторонников среди большой части итальянского духовенства и светских верующих и стал формой протеста против нового итальянского либерального государства.

Принцип "неучастия" в политической жизни, предложенный о. Марготти, несколько раз озвучивался разными ватиканскими учреждениями. 30 января 1868 года на вопрос пьемонтских епископов, разрешено ли католикам принимать участие в политике, Святая Конгрегация по чрезвычайным церковным делам ответила: «non expedit», что можно перевести как "не полезно". Затем, на протяжении нескольких десятилетий, это правило повторялось различными другими учреждениями Святого Престола. 9 сентября 1870 года, уже после того, как итальянцы захватили Рим и проводили общие выборы, Святая Пенитенциария повторила призыв о "неполезности" участия в них для католиков. В 1874 году сам папа Пий IX повторял его несколько раз в своих речах, обращенных к верующим. В 1886 году, во время Понтификата Льва XIII, позиция Церкви относительно этого вопроса была выражена формулой «non expedit prohibitionum importat» ("не полезно – значит запрещено").

Неучастием в политической жизни страны католики выражали протест против узурпации церковной собственности, территорий, лишения Папы светской власти и независимости. Конечно, Церквоь не запрещала участие в политической жизни на всех уровнях. Например, в административных выборах итальянским католикам участвовать было разрешено. Также период воздержания от прямого участия в политике стал своего рода размышлением о роли светских в жизни государства, которое вылилось в формирование многочисленных католических ассоциаций благотворительного и образовательного характера.
На протяжении первого тридцатилетия XX века, во времена Понтификатов Пия X, Бенедикта XV и Пия XI, в отношении Пап к итальянской политике началось потепление. Католики начали постепенно присоединяться к некоторым политическим силам в стране, преимущественно для того, чтобы не позволить прийти к власти представителям социалистических партий.
Знаком изменения отношения Святого Престола к политике стала энциклика Пия X «Il fermo proposito», опубликованная в 1905 году. В ней Папа призывал католиков как можно более активно включиться в изучение актуальных социальных проблем. Хоть Понтифик не отменял правило о "неполезности" участия в политике, он, тем не менее, сделал ряд исключений, которые затем почти каждый год умножались. Так, некоторые католики смогли быть избраны в парламент страны, правда, не афишируя свою веру.

В 1913 году произошло официальное возвращение католиков в политическую жизнь Италии. По поводу выборов между итальянскими либералами и Католическим итальянским объединением избирателей было заключено соглашение с целью вместе противостоять предложениям по легализации разводов, а также с целью вместе защищать свободу родителей на выбор образования для своих детей.
В 1919 году папа Бенедикт XV окончательно и официально отменил правило «non expedit», которое фактический уже не действовало. Это дало возможность для создания Итальянской народной партии – неконфессионального, независимого от церковной иерархии, но вдохновленного католическими принципами политического объединения, основателем которого стал итальянский священник о. Луиджи Стурцо.
Таким образом, запрет на участие католиков в политической жизни существовал в Церкви только временно и в очень сложных исторических условиях. Но сейчас, конечно, никакого запрета на это нет. Более того, участие в политический жизни и выборах является обязанностью каждого верующего человека, поскольку, как говорил один философ, "зло действует, когда бездействует добро".

6. Грех ли выбирать из двух зол меньшее?

ОТВЕТ:

Из двух зол не следует выбирать ни одного: зло оскорбляет Бога, какого бы «размера» оно ни было, и обедняет и разрушает человека, будь оно «большим» или «меньшим». Это утверждение означает, что никакое зло, даже меньшее, не может быть предметом свободного выбора со стороны человека. Оно всегда будет грехом.

Приведем слова из энциклики Папы Павла VI “Humanae vitae” (14): «Если иногда законно допустить нравственное зло, чтобы избежать большего зла или добиться большего добра, незаконно даже по серьезным причинам делать зло так, чтобы из него могло следовать добро (Рим 3,8). То есть нельзя совершать поступки, которые существенно нарушают нравственный порядок, потому что такое действие недостойно человеческой личности, даже когда имеется намерение содействовать личному, семейному или социальному благополучию».

Мы видим, что здесь речь идет о «допущении нравственного зла», а не о «выборе зла», то есть осознанном совершении зла, пусть даже «меньшего», для достижения некоего добра.

Приведем очень простой пример. Работодатель предупреждает подчиненного: либо ты крадешь, либо я тебя увольняю. Разумеется, хотя увольнение – меньшее зло, следует прекратить воровать, и это – единственно правильный нравственный выбор.

Совершенно иначе выглядит ситуация, когда человек подвергается злу, и нет абсолютно никакого способа ему противостоять. В таком случае следует сделать всё возможное, чтобы защитить добро. Например, несколько столетий назад моряки, на которых нападали разбойники, для спасения жизни бросали товар в море. Таким образом они старались «спасти то, что можно спасти». Они бросали товар в море против своей воли, но если бы так не поступали, то лишились бы и товара, и жизни.

А вот более злободневный и более сложный пример: если беременная женщина тяжело заболевает, а беременность угрожает ее жизни, можно ли в данном случае прервать беременность, чтобы спасти жизнь женщины, особенно если она уже воспитывает других детей? Ответ здесь однозначный: нет, аборт никогда не допустим как «меньшее зло». Но если терапия, спасающая женщину от смерти, провоцирует неумышленную смерть нерожденного ребенка, то это и есть случай, когда нравственное зло «допускается». Но оно не является намеренным, оно является лишь следствием действий, направленных на благо излечения матери.

Вспомним слова Иисуса, обращенные к Иуде: «Что делаешь, делай скорее» (Ин 13,27). Святой Фома Аквинский так толковал эту фразу: «Слова Господа – это не слова повелителя или советчика, потому что грех не может быть ни предметом предписания, ни совета Бога. Ибо написано: «Повеления Господа праведны, веселят сердце» (Пс 18,9). Это – слова Того, кто допускает (…). Но это также и слова отвращения из-за преступления предателя. Они означают, что в то время как Он дарует благо, тот готовит Ему смерть: «Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои» (Пс 49,21).

Затем, это – слова Того, Кто жаждал свершить дело искупления, как говорил Августин. Но Он не имел намерения повелевать совершить преступление, а только предсказать его; не ожесточить того, у кого не было веры, но ускорить спасение верных. «Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! (Лк 12,50)»


7. Католик и выборы

За несколько дней выборов мы стоим перед нелегкой задачей: принять решение в пользу тех или других политических сил, которые будут решать нашу дальнейшую судьбу, как людей, горожан, граждан страны. Как верующие люди, мы задаем себе вопрос: кто из них разделяет наши ценности, морально-религиозные принципы, кто же достоин? Как выбрать правильно?


Каждый католик имеет гражданский и религиозный долг участвовать в выборах, иначе это грех запустению своих общественных обязанностей. Об этом писал еще Папа Леон XIII. Целое наша жизнь — это совокупность выборов, если мы не выбираем, то за нас кто-то выбирает, и кто-то решает за нас, как нам жить, кем быть, — подчеркивал Папа

Общественный долг католика

Сознательное и добровольное участие в выборах — это не только голос за конкретного политика, партию или группировку, это выбор будущего, выбор качества жизни и изменений. Ведь этот политик потом будет решать, как мы будем жить. Есть достаточно четкие критерии, как католик должен выбирать своего кандидата и неважно будь то на должность президента, то мэра или просто депутата в местный орган самоуправления. Главное — помнить, что свой долг надо выполнять по-Божески.

Католик не может голосовать за партии, идеология или программа которых противоречит христианскому учению, или их поступки или поведение направлены на подрыв христианской этики. Католик не может голосовать за тех, чья избирательная программа или методы деятельности противоречат здравому смыслу, христианской нравственности, католическому мировоззрению и не служат для блага народа и страны. Католик должен голосовать за того кандидата, чья честность и порядочность не вызывает сомнений, как и его деятельность на пользу народа, украинского государства и Церкви.

Католик не может воздержаться от голосования без веской причины. Ведь каждый голос, отданный в соответствии с вышеуказанными критериями помогает в победе добра и препятствует приумножать зло. Общественное учение Церкви нам говорит, что христианин должен брать на себя ответственность и иметь смелость менять мир к лучшему.

Изучить кандидата

К голосованию нужно относиться ответственно. Стоит приложить усилия к тому, чтобы ознакомиться с кандидатами, их деятельностью и биографией, чтобы не доверять свое будущее и свою жизнь тем, кто не ценит людей, их достоинство и гражданские права. Избиратель голосует за свое будущее, за будущее своих детей, за качество и уровень жизни в стране, поэтому нельзя относиться безответственно к этому процессу. Конечно, при таком количестве кандидатов все про всех не узнаешь, но есть ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание и часто они лежат на поверхности, стоит только присмотреться.

о. Александр Кусый, референт пресс-центра Львовской архиепархии РКЦ.

По материалам

Радио Ватикана
Апостол Иоанн
Tags: FAQ о христианстве и католичестве, Библия, ККЦ, выборы, жизнь, политика, религия, религпросвет, статьи, цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments