Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

  • Mood:

Церковь и наука

Есть ли противоречие между верой и естественными науками?

Неразрешимого противоречия между верой и естественными науками нет, потому что не может быть никакой двойной истины.

Не существует истины веры, которая противостояла бы истине науки. Есть только одна истина, на которую ссылаются как вера, так и научный разум. Разум, с помощью которого мы можем познавать разумные структуры мира, столь же угоден Богу, как и вера. Поэтому христианская вера поддерживает и поощряет естественные науки. Вера для того и существует, чтобы мы познали вещи, которые разум постичь не может, но которые реально существуют над разумом. Вера напоминает естествознанию о том, что не надо ставить себя на место Бога, а надо заботиться обо всех творениях Божьих. Естествознание должно уважать человеческое достоинство, а не посягать на него.


***
"Малое знание отдаляет от Бога, большое знание к Нему приближает".
ФРЕНСИС БЭКОН (1561–1626), английский философ

***
"Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Своё величество, в другой – Свою волю. Первая – видимый сей мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал Божественное всемогущество, по мере себе дарованного понятия. Вторая книга – Священное писание. В ней показано Создателево благоволение к нашему спасению".
МИХАИЛ ЛОМОНОСОВ (1711–1765), великий русский учёный и мыслитель

***
CREDO (лат. credo – верую) – первое слово в Апостольском
и Никео-Константинопольском Символе веры, ставшее названием различных формул исповедания веры в Церкви, в которых обязательно отражается существенное содержание веры.

***
См. также ККК 159.

Делают ли естественные науки Творца ненужным?

Нет, фраза «Бог сотворил мир» не стала устаревшим естественнонаучным высказыванием. Речь идёт о теологическом высказывании, то есть о высказывании о Божественном смысле (theos = Бог, logos = смысл) и о происхождении вещей.

Рассказ о сотворении мира не является естественнонаучной схемой, призванной объяснить начало мира. «Бог сотворил мир» – это богословское утверждение, в котором речь идёт о связи между миром и Богом. Бог возжелал этот мир; Он сопровождает его и будет его совершенствовать. Сотворённость (тварность) – это непреходящее качество вещей и элементарная истина, господствующая над ними.

***
См. также ККЦ 282–289.

Можно ли быть убеждённым в эволюции и, тем не менее, верить в Создателя?

Да, вера не противостоит открытиям и гипотезам естественных наук.

Богословие (теология) не обладает естественнонаучной компетенцией; естественные науки не обладают богословской компетенцией. Естественные науки не могут догматически отрицать, что в созидании существуют целенаправленные процессы; а вера, напротив, не может определять, как конкретно осуществляются эти процессы в ходе развития природы.

Христианин может принимать эволюционную теорию как вспомогательную разъясняющую схему, если он не впадает в плен заблуждений эволюционизма, рассматривающего человека как случайный продукт биологических процессов.

ЭВОЛЮЦИЯ предполагает, что существует что-то, что может развиваться. О том, откуда это «что-то», ничего не сказано. И на вопросы о бытии, сущности, достоинстве, предназначении, смысле и причине мира и людей нельзя ответить с ,иологической точки зрения. Как «эволюционизм», с одной стороны, так и КРЕАЦИОНИЗМ, с другой стороны, переходят границы разумного. Креационисты наивно и дословно воспринимают сведения, содержащиеся в Библии (например, о возрасте земли, о шести днях творения).

***
ЭВОЛЮЦИЯ (от лат. еvolutio – развёртывание, раскрытие, развитие): – изменение организмов до их нынешних форм в течение миллионов лет. С христианской точки зрения, эволюция не противоречит Божьему участию в деле творения.

***
КРЕАЦИОНИЗМ (от лат. creatio – сотворение) – представление о том, что Бог создал однажды и без посредников мир, как если бы книга Бытия была протоколом фактов.

***
См. также ККЦ, 282–289.

Является ли мир продуктом случайности?

Нет, Бог – это не случайность, Он – первопричина мира. Мир не является продуктом «бессмысленно» действующих факторов ни в том, что касается его происхождения, ни в том, что касается его внутреннего порядка и целенаправленности.

Христиане верят, что они могут различать почерк Бога в Его творении. Учёным, которые говорят о мире в целом как о случайном, бессмысленном и бесцельном процессе, Папа Иоанн Павел II возразил в 1985 г.: «Пред лицом вселенной, в жизни которой существует такая комплексная организация всех элементов и такая чудесная целенаправленность, говорить о случайности, было бы равносильно отказу от поиска объяснения мироздания, каким оно предстаёт нам. В действительности это было бы равносильно принятию результатов без учёта причин. Это означало бы признание поражения человеческого разума, который таким образом отказался бы от осмысления и поиска решения проблемы».

***
"Невозможность признания, что великий и дивный мир с нами самими, как сознательными существами, возник случайно, мне
кажется главным доказательством существования Бога"
ЧАРЛЬЗ ДАРВИН (1809–1882), английский учёный и путешественник, создатель теории эволюции.

***
"Кого же не приведёт к восхищению вселенским Архитектором
наблюдение и обдуманное обращение с прекрасным порядком мироздания, управляемым Божественной мудростью".
НИКОЛАЙ КОПЕРНИК (1473–1543), польский естествоиспытатель и астроном.

***
"Мы не являемся случайными и бессмысленными продуктами эволюции. Каждый из нас – плод мысли Бога. Каждый желанен, каждый любим, каждый нужен"
Бенедикт XVI

***
См. также ККЦ 295–301, 317–318, 320.

Совместимы ли теория Дарвина и Библия?

ОТВЕТ:

Если под теорией Дарвина понимать не мысль одного конкретного автора, а эволюционизм в целом, то речь идет об учении о прогрессивном развитии Вселенной и отдельных её секторов. Вдохновителем эволюционизма стал Чарльз Дарвин, однако он ограничил своё учение биологической сферой, с целью объяснить происхождение разнообразных видов от немногочисленных первоначальных организмов. В философии же первым, кто применил принципы эволюционизма, был Герберт Спенсер. Он видел в эволюционизме принцип, применимый ко всей реальности и научной системе.

Надо заметить, что по сей день эволюционизм не находит полного консенсуса среди самих ученых. Они утверждают, что он пока еще не предоставил убедительных доказательств, но прежде всего проблема в том, что он не способен объяснить «человеческий феномен».
Тем не менее эволюционистские гипотезы не находятся в противоречии со Священным Писанием, - ведь Книга Бытия не следовала научным критериям.

Уже в 1909 году Папская Библейская комиссия утверждала: ««В написании первой части Бытия священный автор не намеревался дать научное объяснение сокровенной сути видимых вещей и описать точный порядок сотворения, но он стремился дать своему народу доступное ему пояснение, соответствующее стилю общения того времени и чувствам людей. Поэтому в ее толковании не следует стремиться с точностью и постоянством к стилю научного языка».
Таким образом, теорию Дарвина вполне можно согласовать со священным текстом, но при одном условии: признавая, что в момент появления человека, наделенного нематериальной душой, имело место прямое вмешательство Бога, Который сотворил душу человека.

В 1996 году, обращаясь к Папской академии наук, Папа Иоанн Павел II писал, что контрасты между вероучением и научной теорией, принимающей гипотезу эволюции, не являются непреодолимыми, поскольку некоторые положения разделяются обеими сторонами. Папа Войтыла ссылается на энциклику Пия XII «Humani generis»: «Нет противоречия между эволюцией и доктриной веры о человеке и его призвании, при условии, что мы соблюдаем некоторые положения».

Учитывая состояние научных изыканий той эпохи и потребностей богословия, энциклика «Humani generis» рассматривала доктрину эволюционизма как серьезную гипотезу, заслуживающую изучения и внимательного размышления, - точно такого же, как и противоположная гипотеза. Пий XII говорил также о двух методологических условиях: что эту гипотезу не следует воспринимать как точную и доказанную доктрину, а также не следует утверждать, что можно обойтись и без Откровения, трактуя содержащиеся в этой теории вопросы.

Человек наделен разумом, позволяющим ему иметь высшее знание о мироздании и войти в отношения познания и любви с Богом. Святой Иоанн Павел II напоминает, что человек с самого начала был задуман в виду воскресшего Христа. И если тело человека происходит от материи, которая существовала и до него, то душа – духовная составляющая - создана непосредственно Богом. Поэтому такая теория эволюции, которая считает дух проистекающим от сил живой материи или неким побочным феноменом этой материи, несовместима с истиной о человеке и неспособна дать основание достоинству человека. Как пишет Иоанн Павел II, в человеке мы видим «онтологический скачок». Он утверждает: «Наука наблюдения описывает и измеряет с растущей точностью многообразные проявления жизни и помещает их на линию времени. Момент перехода к духовному не является предметом подобных наблюдений, однако его возможно обнаружить на экспериментальном уровне целым рядом ценных признаков специфичности человеческой природы».

Раз Бог создал человека из уже существующей материи, вдохнув в него душу, то Он преобразил и саму материю. В этом и заключается онтологический скачок: он касается не только вдыхания души, но и преображения самого тела, которое в тот момент стало телом человека. Человек был сотворен в состоянии первоначальной святости, которое затем было нарушено.

Что думает Церковь о том, существует ли разумная жизнь на других планетах? Если это может быть, то Бог и туда посылал Своего Сына, чтобы люди уверовали?

ОТВЕТ:
Совместима ли с нашей верой идея о существовании жизни на других планетах? Совместимо ли это с утверждением о том, что человек занимает центральное место в Божьем творении? Эти вопросы уже давно интересуют верующих, и современные философы и богословы пытаются дать на него ответ. Процитируем некоторых из них.

Священник Атос Турки, доцент философии на Богословском факультете Центральной Италии, пишет: «Бог, в которого мы, христиане, веруем, разумеется, обладает достаточной силой, чтобы не ограничиваться необходимым минимумом»: достаточно посмотреть на то, как обширна Вселенная. Бог сотворил не только самое необходимое для возникновения жизни, но позаботился и о необычайной красоте природы в самых её мельчайших проявлениях.

Человек считается центром Вселенной в силу особенностей его сотворения, его многосложности: подумаем о человеческом мозге, самом мощном компьютере на свете, и о способности человека искать смысл жизни. Перед этой способностью «материальное творение, звезды, планеты и все остальное кажутся просто смешными», пишет Турки, объясняя, почему человек является центром Вселенной: «Но ничего из перечисленного не противоречит предположению о том, что на других планетах могут существовать некие формы разумной жизни, то есть жизни, сравнимой с человеческой».

Эта гипотеза не является «еретической»: в сотворенном мире «есть место для всех, причем его очень много».

Католический философ предлагает поразмыслить о причине, побудившей Христа воплотиться среди людей: «Давайте придерживаться сказанного в Писаниях. Сын Божий, Иисус Христос, воплотился и вошел в человеческую историю потому, что человек согрешил, а Бог решил его спасти. Бог так возлюбил мир, что послал Своего Сына, чтобы люди имели жизнь (Ин 3,16). Если бы человек не согрешил, не было бы и Воплощения, ведь человек жил бы всегда рядом с Богом». Таким образом, Воплощение стало необходимым для людей, Бог решил вмешаться в определенный момент истории, чтобы возвратить человека, рисковавшего погибнуть, к его участи, то есть к общению с Богом». Что касается «инопланетян», то «если бы и эти живые существа столкнулись с нашими проблемами, ничего бы не помешало Богу устроить нечто подобное Воплощению». Иными словами, «ни мысль о том, что мы – единственные, уникальные разумные существа, ни предположение, что есть и другие разумные существа, более или менее на нас похожие, - эти мысли ничего не меняет в представлениях о Боге Творце, поскольку Бог не обладает узким кругозором».

Итальянский физик, католик, преподаватель в университете Бикокка, в книге под названием «Одни ли мы во Вселенной?», дает однозначный ответ: не существует никаких инопланетных существ. А вот отец Хосе Габриель Фунес, известный астроном-иезуит и директор Ватиканской обсерватории, думает иначе: «По-моему, такая вероятность есть. Как можно исключить возможность того, что жизнь развилась и в другом месте? Раз на Земле существует многообразие творений, значит, могут существовать и другие создания, в том числе и разумные, которые были сотворены Богом. Это не противоречит нашей вере, потому что мы не можем устанавливать пределы творческой свободе Бога. Говоря словами святого Франциска, если мы будем считать земные создания братьями и сестрами, то почему нельзя говорить о «внеземном» брате? В любом случае, он был бы частью творения». Фунес затем подтверждает идею богослова Турки о Воплощении Иисуса Христа:

«Воспользуемся евангельским образом потерянной овцы. Пастырь оставляет девяносто девять овец в овчарне и идет искать ту, которая заблудилась. Давайте представим себе, что в нашей Вселенной есть сто овец, соответствующих разным формам творения. Мы, принадлежащие к человеческому роду, могли бы быть как раз той потерянной овцой, грешниками, нуждающимися в пастыре. Бог сделался человеком во Иисусе, чтобы спасти нас. Поэтому, если бы даже существовали другие разумные создания, не факт, что они нуждаются в искуплении. Они вполне могут пребывать во всецелой дружбе со своим Творцом».

Напомним, что Церковь высказалась по поводу инопланетян еще в далеком 1277 году. Епископ Парижский объявил тогда ересью утверждение о том, что творческая сила Бога ограничена одной лишь Землей. По сей день в Ватикане часто проходят встречи с астрономами и астрофизиками, посвященные гипотезе об инопланетной жизни. Католические издания также не пренебрегают этой темой. Так, недавно в газете Итальянской епископской конференции была опубликована статья богослова Джузеппе Танзеллы-Нитти под заголовком «Космическое спасение уже реально, не нужен никакой ´инопланетный Христос´». Автор отмечает, что темы, связанные с космосом, заслуживают внимания в нашу эпоху, поскольку они затрагивают мышление современного человека и поэтому входят теперь в сферу евангелизации и катехизации. Теология призвана рассуждать на эту тему «уравновешенно и компетентно». Для этого, конечно, следует отделить научный поиск от популярных и фантастических представлений о НЛО и инопланетянах из фильмов и обратиться к серьезным источникам. Но прежде всего нужно ставить «правильные вопросы», замечает Танзелла-Нитти, - вопросы, которые естественнонаучные дисциплины ставят перед богословием. Этих правильных вопросов, по мнению автора, всего два. Первый: совместима ли вера в Бога, Творца неба и земли, Единого в Троице, открывшего Себя во Иисусе Христе, с присутствием разумной жизни в космосе? И второй: как соотносится жизнь в космосе с откровением Бога как источника жизни? Вопросы же о том, есть ли за пределами Земли первородный грех, мог ли Бог воплотиться, умереть или не умереть на кресте на других планетах или вообще о присутствии инопланетян на других планетах, по мнению Нитти, не существенны, и богословие не призвано на них отвечать. Почему же? Потому, что сами эти вопросы уже содержат в себе «предвзятые ответы», которые могут обусловить правильный ход мыслей по этой тематике. Богословие не располагает достаточными данными, чтобы отвечать на такие вопросы. Мы не знаем, каким должно или не должно быть домостроительство откровения Бога Творца и спасения в отношении инопланетных разумов.

Но это отсутствие ответов никоим образом не влияет на суть христианской веры. Откровение, история сотворения мира и спасения, обретает свое содержание только при встрече с определенным адресатом. Как мы говорим в Символе веры: «ради нас, людей, и ради нашего спасения». Бог универсален и уникален, и это, несомненно, подразумевает универсальность и уникальность истории космоса – в котором может зародиться жизнь и в каком-то ином месте, - но это не подразумевает уникальности истории откровения и спасения. Христианская вера не содержит в себе каких-либо четких суждений против присутствия в космосе жизни, в том числе разумной, - но в то же время нельзя считать неразумным, по крайней мере до тех пор пока не будет иных фактов, утверждение, что человек уникален и является единственным разумным жителем Вселенной.

Бог Единый в Троице, о Котором мы знаем из еврейско-христианского Откровения, не является ни геоцентричным, ни антропоцентричным, пишет далее Танзелла-Нитти. Бог универсален и трансцендентен, Он обладает творческим всемогуществом, охватывающим все сущее. Так, универсальными являются существование отцовства и сыновства, понимание которого связано с процессом порождения, общим для всего живого. Универсальна концепция Любви-Дара, Святого Духа как общения, альтруизма и самоотдачи, - все это универсально для всякого сознания. Воплощение Глагола также обладает ценностью универсальной, а не местной. Его главенство над ангелами может быть и выражением главенства над всеми возможными созданиями. Речь идет о главенстве христоцентричном, - хотя нам и не дано знать, как оно осуществляется. Последнее слово на тему инопланетной жизни – не за богословием, а за наукой. Богословию, как и всему человечеству, остается только подождать.

Знаю, во что верю
Радио Ватикана

Ученые-католики

Николай Коперник (1473—1543)

Польский астроном, создатель первой математически обоснованной модели гелиоцентрической системы мира. Обучался в нескольких университетах Европы. Николай Коперник не считал, что его система противоречит Библии.

Галилео Галилей (1564—1642)

Итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, основатель экспериментальной физики и классической механики. О конфликте учёного с Римской Католической Церковью вспоминают довольно часто. Его труд «Диалоги», в котором обсуждается устройство Солнечной системы, был опубликован в 1632 году и наделал много шума. Он не содержал доказательств гелиоцентрической системы мира, но подвергал критике общепринятую в то время систему Птоломея в пользу системы Коперника. Конфликт возник из-за того, что в «Диалогах» Галилей вложил в уста одного из героев, простака Симпличио, аргументы, которыми любил пользоваться сам Папа Римский Урбан VIII, старый друг Галилео. Папа был оскорблён и не простил Галилею такую уловку. После «судебного процесса» и запрета на учение о гелиоцентрической системе, учёный закончил свою давно задуманную книгу о механике, в которой сформулировал все открытия в этой области, сделанные им ранее. Галилей говорил, что Библия не может ошибаться, и расценивал свою систему как альтернативную интерпретацию библейских текстов.

Рене Декарт (1596—1650)

Французский математик, учёный и философ, основоположник принципов современной философии. Изучение ранней философии привело его к разочарованию: будучи католиком, он имел глубокие религиозные убеждения, которые сохранил до конца жизни, наряду с решительным, страстным желанием найти истину. В возрасте двадцати четырёх лет он начал поиск способа, который позволил бы объединить все знания в единую систему взглядов. Его метод берёт начало с вопроса: «Что было бы известно, если подвергнуть сомнению всё остальное?» — подразумевая ставшее знаменитым «я мыслю, следовательно существую». Но часто забывают о том, что после этого Декарт сформулировал практически неопровержимое утверждение о существовании Бога: мы можем доверять нашим чувствам и процессам логического мышления только в том случае, если Бог существует и не желает, чтобы мы были введены в заблуждение собственным опытом. Таким образом, Бог занимает центральное место в философии Декарта. Рене Декарта и Френсиса Бэкона (1561-1626) считают ключевыми фигурами в истории развития научной методологии. Стоит отметить, что в системе каждого из них важное место занимал Бог, и что оба они считались очень набожными.

Грегор Мендель (1822—1884)

Австрийский биолог и ботаник, автор математических законов генетики. Он начал свои исследования в 1856 году (за три года до того, как Ч. Дарвин опубликовал «Происхождение видов») в экспериментальном саду при монастыре, в котором был монахом. В период с 1856 до 1863 гг. ему удалось сформулировать основные законы, объясняющие механизм наследования. Но в 1868 году Мендель был избран настоятелем монастыря и прекратил свои научные занятия. Результаты его работы оставались относительно неизвестными до рубежа веков, когда представители нового поколения учёных-биологов на основе общих результатов своих опытов заново открыли сформулированные им законы. Интересно, что в 1860-е годы образовался т.н. Х-клуб — сообщество, главной целью которого было ослабление религиозных влияний и пропаганда мнимого конфликта между наукой и религией. Одним из членов клуба был Френсис Гальтон, родственник Ч. Дарвина, сторонник выборочного скрещивания людей с целью «улучшения» расы. Пока австрийский монах Мендель в одиночку совершал прорыв в генетике, Гальтон писал, что «священнический разум» только мешает науке. Повторение опытов Менделя осуществилось слишком поздно для того, чтобы иметь возможность изменить представления Гальтона о роли религии в познании мира.

Блез Паскаль, французский математик, физик, философ.

Ф. Морэ (Tomas Moreux), французский астроном, аббат. Установил зависимость между количеством солнечных пятен на урожаи винограда, хлеба, цветение сирени, время прилета ласточек. О нём упоминает А.Л.Чижевский в статье "Физические факторы исторического процесса".

Христофер Шейнер, астроном, иезуит, оппонент Галилея, обнаруживший солнечные пятна примерно в одно время с Галилеем. Шейнер выдвигал гипотезу, согласно которой пятна - это небольшие тела, обращающиеся вокруг Солнца.

Учёные католики-иезуиты Римской Коллегии, среди которых были математики и астрономы. В 1611 году Галилей приехал в Рим, чтобы Коллегия подтвердила факт существования солнечных пятен, что она и сделала.

Жером Лежен, французский генетик, профессор, первооткрыватель хромосомной природы синдрома Дауна. О Лежене я встретил упоминание в статье "Материализм о начале жизни". Там говорится: "Профессор Лежён был католиком и из научных фактов он делал идеалистические выводы. Например, он утверждал, что момент зачатия - это не только соединение информации с целью создания новой жизни, это ещё и возникновение новой, бессмертной души, данной самим Богом. Однако существование Бога и бессмертной души не доказано наукой". Тем не менее, автор статьи - атеист - подтверждает религиозность учёного Жерома Лежена.

Жорж Леметр, бельгийский астроном и математик, священник, созатель теории расширяющейся Вселенной.

Николай Кузанский (Николай Кребс), итальянский ученый 15 века, философ, теолог, кардинал, епископ. "Н. К. принадлежит семь специальных трактатов по математике. Используя метод бесконечного приближения при определении квадратуры круга, тригонометрических расчётах, вычислении числа "пи", он явился одним из предшественников математического анализа 17 в. Предвосхищая космологию Н. Коперника, Н. К. учил, что земля, как и любое др. небесное тело, не может быть центром Вселенной; доказывал бесконечность и вечность мира. Занимался проблемами опытного естествознания (например, эксперимент с определением веса растущего растения), предложил реформу календаря, составил географическую карту Центральной и Восточной Европы" (БСЭ).

Пьер Тейяр де Шарден (1881 - 1955) - французский теолог и философ, священник-иезуит, один из создателей теории ноосферы. Внес огромный вклад в палеонтологию, антропологию, философию и католическую теологию.

Арман Давид, французский священник, миссионер и натуралист. Благодаря ему в середине 19 века европейцы узнали, что в Китае есть такие редкие животные, как олень Давида и бамбуковый медведь (большая панда) Давида. Олени Давида, жившие в императорском заповеднике, были уничтожены в результате наводнения, а затем "боксерского восстания". И этот вид сохранился до сих пор только благодаря тому, что некоторые из оленей были привезены в Европу, и там в зоопарках их популяция начала постепенно размножаться.

Луи Пастер (1822-1895), французский микробиолог и химик. "Я знаю много, поэтому я верю как бретонский крестьянин"

Иозеф Мургаш (1864-1929) - словацкий католический священник, а заодно художник, изобретатель и один из первых радиолюбителей. Из-за обвинений в панславизме в 1896 г. вынужден был переехать из Словакии в США, найдя себе пристанище в церковном приходе городка Уилкс-Барр, штат Пенсильвания. В США Мургаш увлекся зарождавшейся тогда беспроволочной связью. В 1903 году предложил способ ускоренного телеграфирования, основанный на замене длинного знака "тире" коротким знаком, отличающимся по тону от знака "точки". До 1911 года Мургаш получил более 10 патентов на изобретение.

падре Джамбаттиста Беккариа (1716 (1710?) - 1781) - аббат, профессор физики Туринского университета; "...остановимся ...вкратце на вышедшей в 1753 г. в Турине, безусловно, наиболее цельной и полной в то время работе по электричеству. Называлась она «Dell'elettricismo artificiale e naturale libri due» («Об электричестве искусственном и природном»), а автором ее был Джамбаттиста Беккариа... который, после того как посвятил себя математическим и геодезическим исследованиям, был назначен в 1748 г. профессором Туринского университета...
Впервые дано описание прибора, который иногда упоминается и сейчас как «термометр Киннерсли»...
До Беккариа физики различали два класса тел: проводники, все в равной степени проводящие, и изоляторы, все в равной степени изолирующие. Большой заслугой Беккариа было доказательство того, что столь четкого разграничения в действительности нет. Тем самым он ввел в физику понятие «электрического сопротивления»... Кроме того, Беккариа в 1772 г. установил следующий существенный факт: «Металлы, хотя они много более податливы (т. е. проводящи), чем все другие тела, все же оказывают некоторое сопротивление, пропорциональное длине пути, который пробегает в них искра»...
Но самый важный вклад Беккариа в исследование электрических явлений содержится в его «Lettere al Beccari» («Письмах к Беккари»)... Беккариа выдвинул гипотезу о существовании тесной связи между «циркуляцией» электрического флюида и магнетизмом".

Жан Антуан Нолле (1700 - 1770) – французский физик-экспериментатор, член Парижской АН (1739)... Исследования в области электричества, молекулярной физики, оптики. Изобрёл (1747) электроскоп, усовершенствовал лейденскую банку и способствовал её распространению во Франции, усовершенствовал электрическую машину... Первый заметил, что электричество быстрее «стекает» с остриёв, чем с тупых тел... Открыл диффузию жидкостей. Исследовал водяной пар, наблюдал его конденсацию в сосуде при откачке. Описал машину для шлифовки линз. Впервые наблюдал (1747) явление осмоса... Ввёл понятие об осмотическом давлении. При всём при том Нолле был аббатом (настоятелем) картезианского монастыря Гранд в Париже и... привлекал монахов к опытам, демонстрирующим способность электричества быстро передаваться на большие расстояния через цепочку людей.

Рудер Бошкович (1711 - 1787) - хорватский философ, физик, математик, астроном, дипломат, теолог.
"На фоне неудачных попыток Ньютона объяснить устройство микромира (Ньютону не удалось толком объяснить ни явление дифракции, ни явление адгезии, ни устойчивость атомов в твердых телах), гораздо более последовательной выглядит концепция хорватского ученого из Дубровника, члена ордена иезуитов Иосипа-Рудера Бошковича...
Свою оригинальную концепцию устройства мироздани Бошкович изложил в своей книге "Теория натуральной философии, сведенная к единому закону сил, существующих в природе", изданной в Вене в 1758 году. Позднее Бошкович написал также работу, названную им "О пространстве, времени и относительности"...
Большинство ученых XVIII века не поддержало гипотезу Бошковича, но в XIX веке она оказала влияние на ряд крупных ученых, в частности, на Майкла Фарадея, первооткрывателя закона электромагнитной индукции.
...Он был первым, кто обратил внимание на то, что сила тяготения убывает по тому же закону, что и освещенность. Из этого он делает правильный вывод, что суммарное тяготение, испытываемое Землей со стороны звезд, относится к тяготению, испытываемому Землей от Солнца, самое большее как свет звезд к свету Солнца" (Иван Лупандин. Лекции по истории натурофилософии, гл. 21 - Космология XVIII века: Бошкович, Ламберт).

Карл Ландштейнер (1868-1943) - австрийский иммунолог, нобелевский лауреат по медицине, которому человечество обязано открытию AB0-групп крови и резус-факторов, что свело к минимуму риск несовместимости, возникающий при переливании крови. Выходец из еврейской семьи, Карл в 6 лет остался без отца и воспитывался матерью, к которой был очень привязан. В 21 год вместе с ней он перешел из иудаизма в католичество. С 1919 по 1922 годы работал прозектором (написав за это время 12 статей) в небольшом католическом госпитале Ziekenhuis в Hague, Нидерланды.

Джироламо Джиованни Саккери (1667—1733) - итальянский учёный, иезуит. Преподавал теологию и математику в иезуитских колледжах Турина, Павии и Милана. Сделал попытку доказать постулат Евклида о параллельных от противного, попытка была обречена на неудачу (см. Лобачевского геометрия). Получил некоторые теоремы, вновь найденные А. Лежандром, и фактически открыл несколько первых предложений неевклидовой геометрии... (Большая советская энциклопедия).

Николай Орем (ок. 1325 – 1382) - французский натурофилософ, механик, астроном, математик, доктор богословия Парижского университета, епископ Лизье (с 1377). Его научные труды оказали влияние на Николая Кузанского, Коперника, Галилея и Декарта. В «Книге о небе и мире» он обсуждает возможность объяснения суточного вращения небесной сферы вращением Земли вокруг оси. Там внятно формулируется принцип относительности. Орем пишет, что человек, находящийся в трюме корабля, движущегося равномерно, не сможет заметить движение корабля. Равно и обитатели Земли не смогли бы, согласно Орему, заметить движение Земли, если бы она двигалась. Орем придумал графическое представление для переменной величины, зависящей от пространственных координат либо от времени (график). В механике занимался разработкой теории импетуса. Орему принадлежат несколько математических трактатов: «Вычисление пропорций» (вплотную подошёл к идее логарифмов), «Вопросы по геометрии Евклида» (исследует бесконечные ряды и прогрессии), «Трактат о конфигурации качеств» (первые примеры геометрической фигуры, имеющей бесконечную протяжённость, но тем не менее конечную площадь). Оремом впервые была предложена схема деления музыкальной октавы на 12 равных тонов.

Амбруаз Паре (1510-1590) - великий французский врач-хирург эпохи позднего Средневековья. Лечил огнестрельные раны, не прижигая их горячим маслом. Придумал лигатуру крупных кровеносных сосудов при ампутациях конечностей (вместо прижигания культи для остановки кровотечения).

Источник
Источник 2
Tags: FAQ о христианстве и католичестве, Библия, ККЦ, история, наука, религия, религпросвет, статьи, цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments