Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

  • Mood:

Таинство Евхаристии

евхаристия.jpg

Всякая стяжаемая нами через таинства благодать Божия связана со спасительной Жертвой Христа, присутствующей в святой Мессе. Поэтому Евхаристия занимает центральное место среди других таинств.

«На Тайной Вечере, в ту ночь, когда Спасителя нашего предавали, Он установил Евхаристическую жертву Тела и Крови Своей, чтобы увековечить в ней Жертву Креста до тех пор, пока Он не придёт. И потому Он доверил Церкви, Своей возлюбленной Невесте, воспоминание о Своей смерти и Воскресении: таинство благочестия, знамение единства, узы любви, пасхальную трапезу, «на которой Христос вкушается, душа благодатью преисполняется и залог грядущей славы нам даётся».

Поэтому Церковь усердно заботится о том, чтобы верные присутствовали при этой тайне веры не как посторонние и немые зрители, но, верно понимая её через обряды и молитвословия, сознательно, благочестиво и деятельно участвовали в этом священнодействии, поучались Словом Божиим, подкреплялись трапезой тела Господня, воздавали благодарение Богу, принося непорочную жертву, причём не только руками священника, но и вместе с ним, учились приносить в жертву самих себя и изо дня в день через Христа Посредника совершенствовались в единении с Богом и друг с другом, дабы Бог стал, наконец, всем во всём» (SC 47, 48).

Евхаристия — это таинство Церкви, её знак, она творит и укрепляет Церковь. Евхаристия — сердце жизни Церкви. В ней Иисус Христос приносит в жертву Своё Тело и Кровь под видом хлеба и вина Богу Отцу, а нам даёт вкусить Себя в Причастии. Тем самым Он дарует нам вечную жизнь и создаёт внутреннее единство всей общины Церкви. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день… Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин 6, 54. 57).

Евхаристия является также неразделённым образом, жертвой, делает присущей Крестную Жертву; воспоминанием смерти и Воскресения Господа, говорящего: «Сие творите в Моё воспоминание» (Лк 22, 19), священной трапезой, во время которой Народ Божий через принятие Тела и Крови Господней становится причастником благ пасхальной Жертвы, обновляет Новый Завет, единожды заключённый Богом и запечатлённый Кровью Христа, а в вере и надежде предвосхищает эсхатологическую трапезу в Царстве Отца, возвещая смерть Господа «доколе придёт». «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор 10, 17). Благодаря Евхаристии все мы — одно тело, которое есть Церковь.

Евхаристия — это благодарение за спасение, ибо спасительная Жертва Христа на кресте делает нас участниками спасительных таин. В греческом языке «евхаристеин» означает «благодарить». Во время Тайной Вечери Христос возносил Богу благодарение.

В Евхаристии Иисус Христос прославляет Бога и освящает мир. Это — самое совершенное прославление Бога и освящение мира.

Смысл и цель Евхаристии — любовь к Богу и людям. Христос установил Евхаристию из любви к Отцу и людям, и плодом её должна быть любовь к Богу и людям. Евхаристия — это таинство любви.

Из Катехизиса

Иисус сказал: «Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек (…). Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (...), пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин 6, 51. 54. 56).
1406

Евхаристия - сердце и вершина жизни Церкви, ибо в ней Христос включает Церковь и всех членов ее в Свою жертву хвалы и благодарения, принесенную раз и навсегда Отцу на Кресте; через эту жертву Он изливает благодать спасения на Свое Тело, которое есть Церковь.
1407

Совершение Евхаристии всегда включает в себя: провозглашение Слова Божия, благодарение Богу Отцу за все Его благодеяния, в особенности за дар Сына Его; освящение хлеба и вина и участие в литургической трапезе через принятие Тела и Крови Господних. Эти элементы представляют собой составные части одного и того же богослужебного действия.
1408

Евхаристия есть воспоминание Пасхи Христовой: то есть дела спасения, осуществленного жизнью, смертью и воскресением Христа; это дело становится присутствующим через литургическое действие,
1409

Сам Христос, вечный Первосвященник Нового Завета, действуя через служение священников, приносит евхаристическую жертву. И Тот же Христос, реально присутствующий под видом хлеба и вина, есть жертва, приносимая в Евхаристии.
1410

Только рукоположенные действительным образом священники могут предстоятельствовать при совершении Евхаристии и освящать хлеб и вино, чтобы они стали Телом и Кровью Господа.
1411

Основными знаками евхаристического Таинства являются пшеничный хлеб и виноградное вино, на которые призывается благословение Святого Духа и над которыми священник произносит слова освящения, сказанные Иисусом на Тайной Вечере: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается. (...) Сия есть Кровь Моя...»
1412

Через освящение совершается пресуществление (transsubstantio) хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. В освященном хлебе и вине сам Христос, Живой и Прославленный, присутствует подлинно, реально и сущностно - Его Телом, Его Кровью, с Его душою и Его Божеством229.
1413

Как жертва Евхаристия приносится также в удовлетворение за грехи живых и усопших, а также чтобы обрести благодеяния Божий, духовные или материальные,
1414

Тот, кто хочет принять Христа в евхаристическом Причастии, должен пребывать в состоянии благодати. Если человек сознает, что совершил смертный грех, он не должен приступать к Евхаристии, но получив предварительно отпущение грехов в таинстве Покаяния.
1415

Святое Причащение Тела и Крови Христа укрепляет единство причастника с Господом, отпускает ему легкие грехи и предохраняет его от совершения тяжких грехов. Поскольку узы любви между причастником и Христом укреплены, принятие этого Таинства укрепляет единство Церкви, мистического Тела Христа.
1416

Церковь живо рекомендует верующим причащаться, когда они участвуют в совершении Евхаристии; Церковь обязывает их делать это по крайней мере один раз в год.
1417

Поскольку Сам Христос присутствует в Таинстве алтаря, нужно оказывать Ему почтение в поклонении. «Прийти поклониться Святым Дарам значит проявить благодарность и любовь и исполнить долг благоговения перед Христом, Господом нашим»230.
1418

Перейдя из этого мира к Отцу, Христос в Евхаристии дает нам залог славы Своей: участие в Святой Жертве отождествляет нас с Его сердцем, поддерживает наши силы в течение паломничества этой жизни, побуждает нас желать Жизни вечной и уже теперь объединяет нас с Небесной Церковью, с Пресвятой Девой Марией и всеми святыми.
1419


Полное изложение

Совершение Евхаристии. Святая Месса

Святая Месса — это вершина культа, воздаваемого нами Богу Отцу, ибо в ней через Христа, со Христом и во Христе мы наиболее совершенным образом прославляем нашего Отца, благодарим Его, просим и молим о прощении.

Святая Месса — это центр всей христианской жизни: для всей вселенской Церкви, равно как и для поместных Церквей и каждого верного. Ибо она есть вершина делания, которым Бог освящает мир в Иисусе Христе.

Святая Месса является наиболее существенным источником нашего освящения, ибо в ней присутствует Сам Иисус Христос и Его дело спасения: жизнь, страсти, смерть, воскресение и славное вознесение. Поэтому «всякий раз, когда совершается на алтаре жертва Креста, в которой был заклан Христос, Пасха наша, совершается дело нашего искупления» (LG 3).

В святой Мессе Христос приносит Себя в жертву Отцу за нас и вместе с нами. Господь Иисус всегда с нами, особенно тогда, когда мы молимся совместно, собираемся во имя Его. Он обещал нам: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф 18, 20).

Во время святой Мессы Христос Господь присутствует и в Слове Божием, и в лице священника, служащего Божественную литургию, и во всей общине, участвующей в литургии. Особым образом Он присутствует под видом хлеба и вина после их пресуществления в Тело и Кровь Христовы.

Святая Месса — это не только Жертвоприношение Христа и священника, но всего народа, то есть всех верных, о чём нам напоминают слова священника:

Молитесь, братья и сёстры, дабы моя и ваша жертва была угодна Богу Отцу всемогущему.

Из этого следует, что мы должны активно и набожно в этом жертвоприношении участвовать. Это участие, прежде всего, должно быть духовным со-принесением вместе со священником в жертву Богу непорочного дара Тела и Крови Христа. В то же время мы должны учиться жертвовать Ему самих себя и всю нашу жизнь.

Полное участие в святой Мессе выражается в принятии святого Причастия, в котором мы ещё более совершенным образом соединяемся со Христом, а через Христа — с Отцом и ближними. Поэтому важнейшим испытанием для нашего участия в святой Мессе является отношение к ближним. К служению Евхаристии вместе со Христом и всей Церковью призваны и все её члены. Каждый, принявший таинство крещения и миропомазания, включён в общее священство Христа и по этой причине обязан по крайней мере в воскресенье и установленные Церковью праздники участвовать в Священном Жертвоприношении. Оно есть служение и знак любви ко Христу и Его Мистическому Телу — Церкви.

Святая Месса состоит из двух частей: ЛИТУРГИИ СЛОВА и ЕВХАРИСТИЧЕСКОЙ ЛИТУРГИИ. Однако обе эти части настолько связаны между собою, что составляют единый акт культа.

НАЧАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ

Цель этих обрядов — объединить всех собравшихся в одну общину, а также подготовить их к слушанию Слова Божия и достойному участию в Евхаристии.

ЛИТУРГИЯ СЛОВА

Она охватывает чтения из Священного Писания, во время которых мы должны внимать словам, которые направляет к нам Сам Бог. На услышанное Слово Божие мы можем ответить совместным пением, исповеданием веры, а также молитвой верных о Церкви, всём мире и приходской общине.

ЕВХАРИСТИЧЕСКАЯ ЛИТУРГИЯ

В ней мы различаем три части:

Приготовление даров: в это время мы поём соответствующую песнь и приносим дары, необходимые приходской общине, епархии или предназначенные для других целей. Этим мы готовим себя к участию в Евхаристическом Жертвоприношении, выражаем нашу готовность жертвовать собою ради Бога и людей.

Евхаристическая молитва: побуждает всех верных соединиться со Христом в прославлении великих деяний Бога и совершении Жертвоприношения.

Радостным и благодарственным прославлением Отца, прежде всего, является префация, которую мы завершаем песнопением «Свят, Свят, Свят». Христос приносит Жертву Отцу в момент пресуществления, а мы делаем её нашей жертвой, принося после пресуществления в жертву Богу Непорочный Хлеб и самих себя. Затем, вместе со Христом, присутствующим на алтаре, мы просим Отца за Церковь, за всех её членов, живых и усопших. Отвечая «Аминь» на завершающее Евхаристическую молитву песнопение «Через Христа…» мы как бы ставим свою подпись под молитвой священника.

Обряд причащения: это жертвенная трапеза, где Сам Христос вкушается под видом хлеба и вина. Это явственно следует из слов Самого Христа Господа, Который, устанавливая таинство Евхаристии, повелел: «Примите, ядите… Пейте… Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную».

В святом Причастии мы соединяемся с Христом Господом. Но невозможно соединиться с Господом Иисусом, если человек не живёт в согласии и единстве с братьями. Поэтому мыслью о прощении, мире и единении исполнены все молитвы и действия, предваряющие святое Причастие. Мы должны помнить, что после святого Причастия надо открыть сердце для неисповедимой благости Бога и благодарить Его за всё.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОБРЯД

Святая Месса заканчивается благословением священника и отпустом верных, дабы «каждый возвратился к своим благим делам, восхваляя и славя Бога».

Условием полного участия в святой Мессе, то есть принятия святого Причастия, является состояние освящающей благодати (необходимо не чувствовать за собой смертного греха) и благое намерение. Обязательный евхаристический пост состоит в воздержании от пищи и пития за один час до принятия святого Причастия. Пост не распространяется на воду и лекарства.

Подробнее о Мессе, ее обрядах смысле в этой книге Кардинал Люстиже "Месса"

Молитва перед святой Мессой

О наш Господь Иисус, в святой Мессе Ты приносишь Себя в жертву Отцу ради нас. Ты есть жертва и пища для душ, которые Ты возлюбил до конца. Ты приходишь не затем, чтобы Тебе служили, но чтобы служить. Мы твёрдо веруем в то, что Ты приносишь Себя как Жертвоприношение за всех людей, живых и усопших, ибо на кресте Ты умер за всех, за всех пролил Свою Кровь, искупившую наши грехи. Мы приходим к Тебе, уповая на то, что Твоё Тело и Кровь в Святейшей Жертве исцелят нас, укрепят наши силы, наши души и нашу волю.

Иисус, приносящий Себя в Жертву на Кресте и на алтаре — пребудь с нами. Дай нам осознать необходимость принесения Тела и Крови Твоей в жертву во искупление многих. Помоги нам понять, что и в нашей жизни необходимо самопожертвование, ибо зерно должно умереть, чтобы принести плод. Аминь.


Чин мессы на русском языке
Чин мессы на латинском языке

ПЕРЕД СВЯТЫМ ПРИЧАЩЕНИЕМ

Исповедание веры


Верую, о Иисус, и исповедую, что Ты истинно присутствуешь в Непорочном Хлебе. Вот хлеб, в котором Ты Сам становишься трапезой для нас, Твоих братьев. Вот знак и воспоминание Твоей совершенной Жертвы Отцу, в которую Ты желаешь включить нас. Верую, о Иисус, что в этом таинстве Ты укрепляешь меня Своей Божественной силой и даруешь мне участие в Твоей жизни, жизни Воскресшего Господа.

Также я осознаю, что Ты вводишь меня в тайну братской любви, которую Ты заповедал нам на Тайной Вечере, и которая также должна стать содержанием каждой Евхаристической Трапезы. Укрепи во мне эту веру.


Укрепи мою надежду

Вот я приближаюсь к Богу, Самого Бога принимаю в святом Причастии. Боже Всемогущий, Ты есть Любовь, посему в радости надеюсь, о Господь, что я соединюсь с Тобою. Поддержи меня сегодня и в каждый день Своим присутствием и благодатью, которую Ты обещал даровать всем верующим в Тебя: «Я с вами во все дни до скончания века», «Ищите прежде Царствия Божия, а всё иное дано будет вам». Боже, укрепи мою надежду.

Прими мою любовь

Мой Боже, сокрытый в Дарохранительнице, прими мою любовь. Я всем сердцем люблю Тебя за Твою любовь, за то, что несмотря на неверие, равнодушие и неблагодарность людей, Ты восхотел остаться с нами в Церкви, за то, что в каждом пресуществлении Ты нисходишь на алтарь, дабы стать пищей для человека и связать нас узами взаимной любви.

Ты до конца возлюбил нас, чтобы и я возлюбил Тебя всем сердцем, словом и делами. Хочу любить Тебя более, нежели вещи, людей и себя самого. Хочу любить Тебя любовью столь огромной, чтобы быть готовым пожертвовать собой. Соделай, дабы я выстоял в любви.


Сокрушение

Пресвятой Боже, если бы Ты Сам не призвал меня к святому Причастию, я сам не осмелился бы приступить к нему, осознавая все свои грехи, непостоянство и неверность. Уповая на Твоё милосердие и прощение, я сокрушаюсь о моих винах и грехах. Боже, помилуй меня, грешного. Господи, очисти меня, если хочешь. Я не желаю греха и всего, что ведёт ко греху.

Благоволи обратить взор Твой, о Иисус, на меня, Ты, Который любишь грешника и прощаешь вины тому, кто скорбит о своих грехах.


Гряди, Господь Иисус

Ведомый призывом Твоим: «Придите ко Мне все» и воодушевлённый Твоим, о Иисус, повелением: «Примите и ядите», я прихожу к священному Столу Твоему, и как Ты желал вкусить с нами Пасху — святую трапезу — так и я всем сердцем желаю Хлеба живого, сошедшего с небес. Хочу жить с Тобой и для Тебя, дабы жить во веки веков. Гряди, Господь Иисус!

Молитва св. Фомы Аквинского

Всемогущий и вечный Боже! Вот я приступаю к Таинству Единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа; приступаю, как немощный ко врачевателю жизни, как нечистый к источнику милосердия, как слепой к сиянию вечного света, как бедный и нищий к Господу неба и земли. Посему молю безмерной щедрости Твоей изобилие, чтобы Ты исцелил мою немощь, омыл нечистоту, просветил слепоту, обогатил нищету, дабы я воспринял Хлеб Ангелов, Царя царей и Господа господствующих с таким почтением и смирением, с таким благоговением и сокрушением, с такою чистотой и верой, с таким расположением и намерением, какого требует спасение души моей. Я прошу: дай мне принять не только Таинство Господня Тела и Крови, но также существо и достоинство Таинства. О Боже кротчайший, дай мне так воспринять Тело Единородного Сына Твоего Христа Иисуса, Господа нашего, которое Он принял от Марии Девы, чтобы я удостоился приобщиться Его таинственному Телу и сопричислиться к Его членам. О вселюбящий Отче, благоволи, чтобы я некогда непрестанно созерцал явленный лик Сына Твоего Возлюбленного, Которого я ныне, на пути, сокрытым воспринять намереваюсь, и Который с Тобою живёт и царствует во веки веков. Аминь.

Молитва св. Иоанна Златоуста

Верую, Господи, и исповедую, что Ты — воистину Христос, Сын Бога живого, пришедший в мир спасти грешников, среди которых первый — это я. Ещё верую, что это само Пречистое Тело Твоё, и это — сама Драгоценная Кровь Твоя. Молюсь же Тебе: помилуй меня и прости мне грехи мои вольные и невольные, совершенные словом и делом, осознанно и неосознанно; и удостой меня причаститься пречистых Твоих Тайн не во осуждение, но для прощения грехов и жизни вечной. Аминь. Вечери Твоей Тайной участником прими меня сегодня, Сын Божий. Да не открою врагам Твоим тайны и не дам Тебе поцелуя Иуды, но, подобно разбойнику, исповедую Тебя: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоём». Аминь. Да будет мне Причащение Святых Твоих Тайн, Господи, не в наказание или во осуждение, но во исцеление души и тела. Аминь.

ПОСЛЕ СВЯТОГО ПРИЧАЩЕНИЯ

Благодарю Тебя, Боже


Мой Боже, Ты знаешь человека, Ты знаешь, что значит человеческая неблагодарность и забвение. Но сейчас я хочу выразить Тебе мою исполненную радости благодарность за то, что Ты снизошёл в моё сердце в святом Причастии.

Позволь мне благодарить Тебя, Боже мой. Желаю всем сердцем сказать Тебе: благодарю Тебя, Иисус, что Ты вступил под кров мой. Позволь и помоги мне часто приходить к Тебе, и будь при мне в час моей смерти.


Хочу делами оказать любовь

О благой Иисус, я размышляю о том, как делами подкрепить мои слова и чувства, как доказать Тебе мою любовь и искреннюю благодарность. Сегодня мне также предоставляется такая возможность — терпеливо исполняя обязанности, разговаривая с моими близкими, тихо перенося унижения и неудачи, творя милосердие. Соделай, дабы я помнил об этом. Направь, Боже, мои глаза и сердце к тому, что я могу пожертвовать Тебе, и я сделаю это с огромным желанием. В Твоём присутствии и для Тебя я хочу сейчас повторить то решение, которое я принял после последней исповеди…

Утверди меня в братской любви

О Иисус, вместе со мной Тебя приняли все, приступившие к Твоему Столу. Все мы в Тебе — одна душа и одно сердце. Да буду всегда помнить первейшую заповедь любви: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин 15, 12). Через мгновение, когда исчезнет хлеб, который мы вкусили, Ты останешься среди нас в нашей братской любви, во взаимном творении добра. «Где доброта и любовь — там Бог». Утверди меня, Боже, в любви к моим братьям.

Молитва св. Фомы Аквинского

Благодаренье воздаю Тебе, Господи, Отче Святой, всемогущий вечный Боже, Который меня грешного и недостойного раба Твоего, не по моим заслугам, но только ради милосердия Твоего, сподобил насытиться Телом и Кровью Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа. И молю, чтобы это святое причащение было мне не в осуждение, но стало спасительным ходатайством прощения. Да будет оно мне бронёю веры и щитом доброй воли. Да будет пороков моим удалением, страстей и вожделений угашением, возрастанием же любви и терпения, смирения, послушания и всех добродетелей; крепкой защитой против козней всех врагов, как видимых, так и невидимых; совершенным умирением плотского и духовного волнения; твёрдой приверженностью Тебе, Богу единому и истинному, и счастливым завершением моей жизни. И молю Тебя, чтобы Ты сподобил привести меня, грешного, к тому непрестанному пиршеству, где Ты с Твоим Сыном и Духом Святым — Свет истинный святых Твоих, полнота изобилия, радость всевечная, отрада неизреченная и счастье совершенное. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь, и благословлять имя Твоё во веки и веки.

Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твоё во веки и веки.

Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо.

Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоём.

А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих.

Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоём.

Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою.

Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.

Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его.

Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои; да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоём, чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоём и о славном величии царства Твоего.

Царство Твоё — царство всех веков, и владычество Твоё во все роды.

Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих.

Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных.

Очи всех уповают на Тебя, и Ты даёшь им пищу их в своё время; открываешь руку Твою и насыщаешь всё живущее по благоволению.

Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих.

Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине.

Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их.

Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит.

Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки.

По Пс 145(144)

+

Да славят Тебя, Господи, уста наши,
Да славит Тебя душа и жизнь наша,
Наша жизнь — дар Твой,
да будет Твоим всё, чем мы живём.
Аминь.
Величит душа Моя Господа

Величит душа Моя Господа, * и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём,

Что призрел Он на смирение Рабы Своей, * ибо отныне будут ублажать Меня все роды;

Что сотворил Мне величие Сильный, * и свято имя Его;

И милость Его в роды родов * к боящимся Его;

Явил силу мышцы Своей; * рассеял надменных помышлениями сердца их;

Низложил сильных с престолов, * и вознёс смиренных;

Алчущих исполнил благ, * и богатящихся отпустил ни с чем;

Воспринял Израиля, отрока Своего, * воспомянув милость,

Как говорил отцам нашим, * к Аврааму и семени его до века.


Акт самопожертвования

Прими, Господи, всю мою свободу, прими память, ум и волю мою. Прими всё, что имею и чем обладаю, ибо Ты дал мне всё. Всё возвращаю Тебе и всецело предаю себя воле Твоей. Дай лишь любить Тебя и даруй благодать Твою, и я буду богат безмерно. Аминь.

Молитва Христу Распятому

Вот я, о благой и сладчайший Иисус, преклоняю колени пред Ликом Твоим и с величайшим усердием духа прошу Тебя и молю: соблаговоли привить моему сердцу высочайшие чувства веры, надежды и любви, а также истинное сокрушение о грехах моих и непреклонную волю исправления.

Вот я, с сердцем, преисполненным скорби, созерцаю пять ран Твоих и мыслью погружаюсь в них, помня о том, о благой Иисус, что пророк Давид вложил в уста Твои: «Пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои» (Пс 22(21), 17-18).


ВОПРОС:
В чём заключается бескровная жертва Христа на Святой Мессе?

ОТВЕТ:
Во время Святой Мессы мы совершаем память Жертвы Христовой. Но эта память – не просто воспоминание того, что было в прошлом. Если мы вспоминаем о сданном экзамене, то мы в этот момент не сдаем его снова и не отвечаем еще раз на те же вопросы, не ожидаем с трепетом оценки. Речь идет о событии из прошлого, которое становится актуальным только в наших мыслях и памяти, но оно не происходит в настоящем.

Совсем иначе обстоит дело с Евхаристической Жертвой. Когда мы совершаем память жертвы Христа, то происходят три вещи. Во-первых, да, как и в примере с экзаменом, мы вспоминаем о факте, который произошёл в истории. Во-вторых, во время Мессы это событие не просто воскрешается в памяти, - оно актуализируется, оно вновь предстаёт перед нами и совершается. Но не в том смысле, что эта жертва совершается еще раз, а в том, что совершается та же самая жертва, которую принёс Христос, но совершается она здесь и сейчас, для нас. Таким образом, Жертва на Кресте и Святая Месса – это одна и та же жертва, только на Кресте она была принесена один раз и навсегда в истории, а на Мессе эта жертва актуализируется для каждого из нас, в каждую эпоху. И третье значение памяти Христовой жертвы – это приобщение к благодати, исходящей от этого события, которое произошло тогда, в эпоху Христа. Святой Павел пишет об этом так: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор 11,26). Слово «возвещаете» здесь обозначает как раз событие, в котором участвует верующий. Возвещать смерть Господню означает присутствовать при ней, быть свидетелем пасхального события, в котором приносится эта жертва Богу за жизнь мира. Святая Месса увековечивает на наших алтарях жертву, принесенную на Кресте, и каждый из нас, предстоящий в храме, подобен Деве Марии и апостолу Иоанну у подножия Креста. Во время Евхаристической Жертвы на наших алтарях актуализируются искупительные страсти Господа. Сам Господь присутствует – причем присутствует не только духовно, но и материально, в Пресвятых Дарах.

Если об этом задуматься, то насколько великой нам покажется сама возможность принимать участие в Евхаристической Жертве! Если осознать её смысл, то она никогда нам не покажется однообразной, никогда мы не сможем воспринимать ее как некую обязанность… Святой Падре Пио на вопрос о Мессе отвечал: «Это – свидание на Голгофе». И когда у него спрашивали, с какими чувствами христианин должен участвовать в Литургии, итальянский подвижник говорил: «С чувствами Девы Марии и святого Иоанна».

Причащение Христовых тайн во время Мессы – это источник величайшей освящающей, искупительной, благодатной силы, которую получаем мы сами и которой призваны делиться со всем миром.

В отношении памяти жертвы Христовой в богословии употребляются такие слова, как «актуализация» (этот термин в данном значении присутствует и в русскоязычных католических трудах) или «репрезентация». Употребляемое иногда слово «возобновление» может ввести в заблуждение, поскольку Христос умер на Кресте только один раз, о чем неоднократно напоминает автор Послания к Евреям: «Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого»; «Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение».

Все наши встречи с Иисусом Христом – это встречи с Иисусом воскресшим из мертвых, прославленным, сидящим одесную Отца. В Евхаристии мы не делаем вид, что Господь снова умирает и потом воскресает. Мы встречаемся с воскресшим Христом, в Котором присутствует всё деяние Его жизни, от зачатия до Вознесения. В Евхаристии все Его искупительные деяния делаются синхронными. В этом смысле, имея возможность участвовать в Евхаристии, мы получаем такую же благодать, как и все современники Иисуса, которым посчастливилось с Ним общаться лично. В Евхаристии все искупительные деяния Иисуса Христа делаются не только синхронными по отношению друг к другу, но и синхронными по отношению к нашей жизни. Это отражается в словах пресуществления: «Это Тело Моё, которое за вас предается»; «Это Кровь Моя, которая за вас проливается во отпущение грехов». Его страсти и смерть в этих словах синхронны каждому из нас. Тот факт, что хлеб и вино освящаются по отдельности, согласно святому Фоме Аквинскому отсылает к такому же разделению после распятия. Таким образом, когда мы участвуем в Святой бескровной Жертве Христа, мы призваны чувствовать себя главными действующими лицами, свидетелями смерти и воскресения Господа, Который возжелал сделать это событие синхронным для каждого человека.

Обратимся теперь к энциклике святого Иоанна Павла II «Церковь Евхаристии» (11): «Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был (1 Кор 11,23), установил Евхаристическое Таинство Своего Тела и Крови. Слова апостола Павла возвращают нас к драматическим обстоятельствам, в которых родилась Евхаристия. В ней заключено неизгладимое повествование о страстях и смерти Господа. Она - не просто воспоминание, но их сакраментальное осуществление. Евхаристия – это Крестная Жертва, длящаяся в веках. Эту истину хорошо выражают слова, которыми верующие латинского обряда отвечают на возглас священника "Тайна веры": "Смерть Твою возвещаем, Господи!".

Церковь получила Евхаристию от Христа, своего Господа, не как один дар среди многих, пусть драгоценнейший, но как дар по определению, так как это дар Самого Себя – Своей личности в святой человечности и Своего дела спасения. Последнее не ограничивается прошлым, поскольку "все, что Он есть, и все, что Он сделал и выстрадал ради всех людей, участвует в Божественной вечности и покрывает собою все времена и эпохи. Когда Церковь совершает Евхаристию, воспоминание смерти и воскресения Своего Господа, центральное событие спасения действительно осуществляется и "совершается дело нашего искупления". Эта жертва имеет настолько решающее значение для спасения рода человеческого, что Иисус Христос исполнил ее и вернулся к Отцу только после того, как оставил нам средство приобщиться к ней, как если бы мы присутствовали при ее совершении. Итак, любой верующий может участвовать в жертве Спасителя и пользоваться ее бесчисленными плодами. Вот вера, которую исповедовали христиане во все времена».

Радио Ватикана
Tags: Библия, Евхаристия, ККЦ, книги, молитва, религия, религпросвет, статьи, таинства, христианская литература, цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments