Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

Categories:
  • Mood:

О верблюдах, игольных ушах, монашеских идеалах... короче, про деньги.

Оригинал взят у odojdi в О верблюдах, игольных ушах, монашеских идеалах... короче, про деньги.
Настоятельно велю всем братьям,
чтобы никоим образом не принимали никаких денег
ни для себя, ни для другого лица.

Устав святого Франциска Ассизского, утвержденный буллой 1223 г., глава IV

Вот и вышло, что Аббат, привычный более к фигурам речи, чем к фигурам мысли,
не понял замысла Вильгельма, принял его слова буквально
и отвечал все в том же мистическом восторге:
«Да, да, это кратчайший путь к неисповедимой божественности.
Наши богатства – вещное воплощение святыни».

"Имя Розы" Умберто Эко


С тех пор как люди перешли с натурального обмена на денежный оборот, в мире появилось очень много новых, свеженьких и животрепещущих проблем. Звон монет, а после - хруст купюр пленял слух и сподвигал на столько разных глупостей, что только ленивый не порассуждал о глубоком философском смысле существования денег, об условности обладания ими, о дьявольских истоках этого изобретения и о многих других не менее интригующих моментах.
Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным, - гласит современная издевательская поговорка. Идеология состоятельности испокон веков занимает умы. Глядя на то, как живут обеспеченные граждане, народ стремится попасть на такой же уровень - или, если надежды на это нет, обесценить его для себя. Сказать, что это не главное, что и так счастливы, что деньги развращают, что богатство убивает духовность... Есть ещё вариант обозлиться и устроить революцию, чтобы богатых не было, да. Но такое случается, слава Богу, не каждый день.

После зарождения христианства тема богатства породнилась с темой духовности особенно плотно. До нашей эры богатых искренне считали любимцами богов. Даже у евреев считалось, что богатство - Божье благословение, а раззорение - Его гнев. Однако слова Христа, обращённые к апостолам: "Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания" (Мф 10:9-10) - переворачивают всю систему человеческих ценностей. Впрочем, как и большая часто Его проповедей. Иисус мимоходом упоминает, как трудно богатому войти в Царство Небесное. Иоанн Креститель подливает масла в огонь проповедями о том, что имеющий две одежды да отдаст неимущему (Лк 3:11). Первые монахи станут уходить в пустыню, раздавая имение бедным, а впоследствии появится нищенствующий Орден францисканцев, обоснованно отрекающийся от всякого имущества. Бедность будет возведена в культ, добровольный отказ от всех земных благ станет идеалом многих и многих.

Читая и слушая об этом, я часто задумываюсь: а как вообще следует обычному, "среднестатистическому" христианину относиться к наличию/отсутствию денег? Нет, понятно, что нам надо бы стремиться к монашескому идеалу, но давайте будем честны: если бы мы действительно стремились к монашескому идеалу, мы бы все давно постриглись в монастырь. Значит, не влезаем. Отдельные хотелки не умещаются в черный подрясник. И хотелка под названием "имущество" - далеко не в последнюю очередь.
Был у меня период, когда катастрофически не понимала: как может христианин оценивать других людей по размеру заработной платы. Мне казалось едва ли не богохульством смотреть в бумажник ближнего своего: ведь главное не в деньгах, главное же в душе!

Размышления мои были просты, как три рубля (раз уж мы о деньгах). Каждый встречающийся нам человек ценен сам по себе, вне зависимости от того, сколько он закончил институтов, насколько успешен в обществе, как высоко вознёсся в карьере. Меня колотило от многовековой идеологии, что жених должен быть состоятельным, что друзья не должны отличаться прохудившимся кошельком, а самому нужно вовсю стремиться туда, где "золото призывно блестит". Все институтские годы я провела в обнимку с мечтой о францисканских идеалах, о том, что в моих карманах всегда будет гулять ветер, а ещё - с мыслью, что деньги воистину зло, придуманное лукавым для совращения на все существующие грехи.
У меня, кажется, в каждой статье фигурирует бородатая фраза "шли годы, и я поумнела". На самом деле, поумнела я весь ма сомнительно, но в безудержных попытках понять ближнего своего дорассуждалась до любопытнейших вещей.

Деньги, как и всё в этом мире, - всего лишь инструмент. Они могут быть как на благо, так и на погибель. Ничто само по себе не может погубить душу человека. Лишь мы сами делаем из материального мира орудие собственного убийства.

В деньгах самих по себе нет ничего плохого. Человек, стремящийся к саморазвитию, к самосовершенствованию и само(куда деваться)реализации обычно рано или поздно начинает зарабатывать не так уж мало. Ставит ли он себе такую цель или нет - вопрос другой. И, кстати, если ставит, то из рядов благочестивых христиан его тоже вычёркивать рановато.
Можно вспомнить монахов-бенедиктинцев и их православных собратьев, желавших украшать храмы Господни и всё-всё, что могло быть связано со служением Ему. Это ведь тоже позиция. Желание принести Господу всё самое красивое, нарядное. А ещё можно вспомнить протестантов-кальвинистов, в основе идеологии которых лежали несколько ветхозаветные принципы. Бог сопутствует праведникам. Если у тебя благополучно складывается жизнь, значит, Бог на твоей стороне, и ты спасёшься. Милая логика, оставлявшая за бортом большую часть человечества. А ведь тоже родилась в лоне христианской Церкви, пусть и ушедшей непойми, куда.

Итак, ставим наконец уже вопрос ребром: может ли христианин хотеть денег и при этом оставаться христианином?
И сейчас я буду заниматься одним из своих любимых философских дел: разложением понятия на молекулы. Что значит в нашем мире хотеть денег? Как именно мы их обычно хотим? Для чего?
Сразу решительно отринем варианты, где некто крайне праведный хочет денег, чтобы сразу отдать их бедным. Если такие люди и существуют, то они занесены в книгу рекордов Гиннеса святцы и к простым смертным отношения не имеют. Многие хотят денег по привычке, потому что так принято, потому что быть богатым круто. Но чаще всего желание быть обеспеченным - это стандартное желание достичь более или менее стабильной материальной независимости от мира. Как я только что сказала? Независимости? Стоп-стоп. А от кого мы зависим? Вот если совсем-совсем по-честному, по-христианстки. От Кого?
Разумеется, финансы помогают нам немного увереннее чувствовать себя в этом безжалостно-жестоком мире. Разумеется, когда тебе есть, чем расплатиться со службами ЖКХ и продавцом хлеба, жить проще и приятнее. А если ещё и на детский садик для ребёнка деньги есть - вообще жизнь удалась. Конечно, хорошо жить в собственном доме и не считать копейки до зарплаты (мама дорогая, кто сейчас вообще считает копейками?..). Но правда ли это - независимость?

Вспомните многочисленные рассказы о том, что богатые - рабы своего богатства. Вспомните историю о скупом рыцаре. О драконах, чахнущих над золотом. О том, что деньги постепенно могут стать хозяевами своих владельцев, определяющими все их действия, всю их судьбу. Это ли независимость?
А теперь давайте вместе пробежимся по нескольким цитатам.

Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
Мф 6:26-33

Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?
Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.
Мк 10:25-27

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,
и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
Лк 12:16-21


Все слова Господа направлены не на то, чтобы убедить человека в необходимости быть бедным или, наоборот, в одобрении богатства. Иисус настойчиво, неуклонно говорит совсем о другом: пекитесь о достижении Царствия Божия. Стремитесь к Богу. Старайтесь жить созвучно Его замыслу о вас - и всё, совершенно всё необходимое приложится вам. Отец жаждет сделать нас счастливыми, а посему нет у Него ни малейшего желания отнимать у нас то, что нам необходимо. Другое дело, что мы так часто изображаем ребёнка с больным горлом, требующего купить ему мороженое.
Вы хотите независимости? Не деньги дают её. Независим был и Франциск Ассизский, босым бродивший по зимним дорогам Тосканы и Умбрии, промокшим от ледяных дождей. Но и не нищенство обеспечивает независимость, и каждый человек без определённого места жительства вполне демонстрирует это.
Независим тот, кто не имеет страха. Тот, кто в курсе, что может всё потерять, и не боится этого.
Есть дивные люди, придерживающиеся этой идеологии с некоторым вызовом мирозданию. Но сейчас речь не о них, но о тех, кто Отцом своим называет Бога. Того, Кому небезразлично наше существование. Кто заботится о нас и ратует о каждом нашем дне.

Господь зовёт нас участвовать в Его замысле. Не принуждает, не заставляет, но раскрывает двери: войдите ко Мне, и будьте счастливы! Ведь именно этого хочу Я! Его доверие к нам безгранично, и Он, в общем-то, имеет полное право рассчитывать на ответное доверие. На то, что мы действительно перестанем пытаться найти какие-то гарантии безопасности, перестанем пытаться подложить соломки и согласимся идти по тому пути, что созвучен Его у нас замыслу.

И если нам дано будет богатство - то для спасения. И если отнято - для спасения. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? (Мф 6:25)

Деньги испокон веков стали синонимом свободы.
Пришёл Христос и проповедовал: Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными... Я есмь путь, и истина, и жизнь (Ин 8:31-32, Ин 14:6) Тем самым ответив на многовековой вопрос о том, как стать по-настоящему свободным. Искать Его и пребывать в Нём.
А посему, возвращаясь к исходной диллемме, другими глазами уже посмотрим на проблематику денег. Может ли христианин желать быть обеспеченным? Если он нормальный "среднестатистический" человек, то это обычное здоровое желание. Ходить по вагонам и просить милостыню вряд ли кому-то так уж сильно захочется. Как и перебиваться с макарон на другие виды макарон. Может ли христианин держаться за богатство, как за что-то, ему принадлежащее? Нет. Ибо не оно обеспечивает свободу. Не в нём гарантии. И уж конечно, не в нём спасение.

Тем временем настала середина Поста, прекрасная, удивительная, любимейшая Крестопоклонная неделя.
Поздравляю всех православных с этим водоразделом!
Пусть остаток Поста пройдёт ещё радостнее и светлее!

Tags: via dolorosa, Библия, жизнь, кросс-пост, размышления о вечном, религия, статьи, цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments