Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

  • Mood:

Таинство Покаяния (Исповедь)

Христианская жизнь началась в нас с принятием святого крещения, была укреплена в таинстве миропомазания, и непрестанно возрастает благодаря Евхаристии. Это жизнь в Иисусе Христе, в Котором все мы соединяемся с Отцом и между собой, становясь святой Церковью — Мистическим Телом Христа. Но удивительную, сверхприродную Божественную жизнь ослабляет обыденный грех, а грех смертный совершенно её убивает.

Смертный грех разрывает наши узы с Богом, нашим Отцом, и с Его святой Церковью, а мы остаёмся в одиночестве — потерянные и чуждые даже друг другу. Но есть возможность возродиться путём примирения. Дал нам её Сам Господь наш Иисус Христос через Свои страсти, смерть и воскресение. Только через Него и только в Нём мы можем вернуться к Отцу и к единству с Церковью. Только Он есть путь.

Поскольку грех — это оскорбление Бога и нарушение нашей дружбы с Ним, покаяние даёт «отпущение причинённых Ему обид, и в то же время примиряет с Церковью, которой мы нанесли раны своими грехами, и которая содействует их обращению своей любовью, примером и молитвами» (ср. LG 11).

Грешник, по благодати милосердного Бога вступающий на путь покаяния, возвращается к Отцу, Который прежде возлюбил нас, ко Христу, предавшему Себя за нас, и к Святому Духу, Которого Отец излил на нас обильно (Тит 3, 6).

Зачастую, совершая неправедное, люди действуют сообща. Так и в покаянии они взаимно помогают друг другу, дабы избавленные от греха благодатью Христовой, вместе со всеми людьми доброй воли могли трудиться ради справедливости и мира во всём мире.

По неисповедимому благоутробию Бога все люди связаны между собою сверхприродными узами, вследствие чего грех одного поражает многих, подобно тому как святость одного всем несёт благодеяние. Поэтому покаяние — это также и примирение с братьями, страдающими от последствий нашего греха.

Христианин, после совершения греха приступающий к таинству примирения, ведомый Святым Духом, должен прежде всего всем сердцем обратиться к Богу. Внутреннее обращение сердца, включающее в себя сокрушение о грехах и твёрдое намерение вести благочестивую жизнь, выражается в исповедании грехов пред лицом Церкви, принесении должного удовлетворения за грехи и в исправлении жизни.

Бог, в Свою очередь, отпускает грехи при посредничестве Церкви в лице священника, совершающего таинство примирения.

Встреча со Христом в таинстве примирения требует должного духовного настроя и подготовки. Духовный настрой, о котором идёт речь — это любовь. Всякий совершаемый нами грех — это отсутствие, то есть отрицание любви, поэтому отвращение от греха, обращение, может совершиться лишь через любовь.

Господь сказал кающейся грешнице: «Прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много» (Лк 7, 47).

Любовь, о которой говорит Христос, основана прежде всего на искренней воле и готовности к исправлению своей жизни, готовности отныне считаться с волей Отца. Лучшим испытанием такого понимания любви к Богу является любовь к ближнему. Именно поэтому сказано: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6, 15). Кто так любит, тот с готовностью берёт на себя труд подготовки к исповеди.

Готовясь непосредственно к исповеди, недостаточно в общем отдавать себе отчёт в том, что у нас на душе есть грехи. Для того, чтобы хорошо исповедаться, следует, насколько это возможно, хорошо вспомнить, какие грехи были совершены со времени последней исповеди.

После набожной молитвы приступаем к испытанию совести. Можно сделать это с помощью приведённого ниже образца. При этом следует помнить, что идеального образца не существует, поскольку ни один из них не может принять во внимание индивидуальное и неповторимое положение каждого отдельного человека и присущих ему трудностей.

Также мы можем принять участие в покаянном молебне, готовящем нас к ко встрече с Христом, отпускающим грехи в таинстве исповеди. Вспоминая грехи во время испытания совести, мы должны отличать обыденные грехи от смертных. Для того, чтобы исповедь была действенной, мы обязаны исповедаться в смертном грехе. В случае смертных грехов необходимо, если это возможно, точно вспомнить важные обстоятельства, влияющие на род и тяжесть вины: например, сколько раз это случилось, с кем, каким образом, почему и т. д. Последний вопрос, относительно причины, полезно задавать себе и при обыденных грехах, особенно тех, которые повторяются чаще всего. Ответ на него весьма облегчит путь исправления.

«Смертный грех требует полного осознания и полного согласия. Он предполагает знание греховного характера действия, его противоречия Закону Божию. Он предполагает также согласие достаточно свободное, чтобы стать личным выбором. Мнимое неведение и ожесточение сердца не уменьшают, а увеличивают волевой характер греха» (ККЦ 1859).

Серьёзность материи греха определяется десятью заповедями: например, вера, культ Бога, жизнь — собственная или ближнего, супружеская верность, имущество личное или общественное, имеющее большую ценность, сексуальное целомудрие и т. д. Поэтому тот, кто нарушает нравственный порядок и нравственное благо большой значимости, и делает это совершенно осознанно и по собственной воле, совершает смертный грех.

«Смертный грех — это столь же радикальная возможность человеческой свободы, как сама любовь. Он влечёт за собой потерю любви и лишение освящающей благодати, то есть состояния благодати. Если он не искуплен раскаянием и прощением Божиим, он влечёт исключение из Царства Христа и вечную смерть в аду, ибо наша свобода властна выбирать навсегда и безвозвратно»… (ККЦ 1861).

Смертный грех — величайшее несчастье человека, он не только разрушает истинное и земное человеческое счастье, но, прежде всего, отвращает его от Высшего Блага, от Бога, возлюбившего нас любовью предвечной. В то же время смертный грех приводит нас к вечному осуждению: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф 25, 46).

«Обыденный грех мы совершаем, когда не соблюдаем меры, предписанной нам моральным законом касательно серьёзной материи, но не совсем сознательно или без нашего согласия» (ККЦ 1862).

Всякий грех, даже наималейший, является оскорблением Божественной любви, неблагодарностью по отношению к Творцу и Отцу нашему, сущему на небесах.

«Исповедание обыденных грехов, не будучи строго обязанным, тем не менее живо рекомендуется Церковью. Действительно, регулярная исповедь наших обыденных грехов помогает нам воспитывать совесть, бороться с дурными наклонностями, позволять Христу исцелить нас, продвигаться вперёд в жизни Духа. Чаще получая в этом таинстве дар милосердия Отца, мы сами стремимся быть милосердными, как Он» (ККЦ 1458).

Важнейшим элементом таинства примирения (исповеди) является сокрушение. Сокрушение — это «духовная боль и отвращение к совершенному греху, с решением не грешить больше в будущем» (ККЦ 1451). Осознавая и больше размышляя о святости и любви Бога, которые Он явил и даровал нам в Своём Сыне, человек начинает задумываться о своей жизни и заново укладывать её. Без сокрушения невозможно подлинное раскаяние.

Познание самого себя, к которому человек приходит, испытывая пред Богом свою совесть, и рождающееся из этого сокрушение приводят к исповеданию грехов. Исповедь относится к таинству примирения. Следует при этом помнить о милосердии Бога — как во время испытания совести, так и исповедуясь в грехах перед священником, который от имени Христа отпускает грехи.

+

«Отпущение снимает грех, но оно не исправляет беспорядка, вызванного грехом. Восстав от греха, грешник должен ещё восстановить полностью своё духовное здоровье. Он, таким образом, должен делать ещё что-то, чтобы исправить свою вину: он должен соответствующим образом «принести удовлетворение» или «умилостивить» за свои грехи. Это «удовлетворение» называется также «епитимией» (ККЦ 1459).

+

Приступая к таинству примирения, следует помнить о том, что Христос Господь желает, чтобы мы не только были благочестивыми людьми, избегали греха, но, прежде всего, чтобы мы жили Божественной жизнью во всей её полноте, более совершенным образом воплощая в своей жизни Евангельскую заповедь любви к Богу и людям: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5, 48). Поэтому необходимо принять о внимание также и то добро, что мы не сделали. «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак 4, 17).

y_4d27a568.jpg

Коротко из ККЦ

«В тот же первый день недели вечером, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: „Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”» (Ин 20, 21-23).

1485

Прощение грехов, совершенных осле Крещения, даруется особым таинством, которое называют таинством обращения, исповеди, Покаяния или Примирения.

1486

Тот, кто грешит, ранит честь и любовь Бога, свое собственное достоинство человека, призванного быть чадом Божиим, и духовное благополучие Церкви, живым камнем которой должен быть каждый христианин.

1487

В глазах веры нет большего зла, чем грех; нет ничего худшего, чем последствия греха, для самих грешников, для Церкви и для всего мира.

1488

Возвращение к общению с Богом после потери его через грех имеет свой источник в благодати Бога, милосердного и заботящегося о спасении людей. Надо просить этого драгоценного дара и для себя самого, и для других,

1489

Возвращение к Богу, называемое обращением и раскаянием, предполагает сожаление и необходимость отвернуться от содеянных грехов, а также твердое решение не грешить более в будущем. Это значит, что обращение касается и прошлого, и будущего; оно питается упованием на милосердие Божие.

1490

Таинство Покаяния состоит из совокупности трех актов, совершаемых кающимся, и отпущения, которое дает священник. Кающийся совершает следующие акты: раскаяние, исповедь, или изложение грехов священнику, и намерение совершить удовлетворение и выполнить епитимию.

1491

Раскаяние (называемое также сокрушением) должно побуждаться мотивами веры. Если раскаяние рождено любовью к Богу, его называют «совершенным»; если оно основано на других мотивах, его называют «несовершенным».

1492

Тот, кто желает обрести примирение с Богом и Церковью, должен на исповеди сказать священнику обо всех тяжких грехах, в которых он еще не исповедовался и которые он вспоминает после тщательного испытания совести.Что касается обыденных грехов, то признание в них как таковое необязательно, но оно тем не менее живо рекомендуется Церковью.

1493

Исповедник предлагает кающемуся совершить некоторые действия «удовлетворения» или «епитимий», чтобы возместить ущерб, нанесенный грехом, и вести жизнь, подобающую ученику Христову.

1494

Только священники, получившие от церковных властей право исповедовать, могут отпускать грехи во имя Иисуса Христа.

1495

Таинство Покаяния имеет следующие духовные последствия:
- примирение с Богом, через которое кающийся вновь обретает благодать;
- примирение с Церковью;
- освобождение от вечной кары, вызванной смертными грехами;
- освобождение, хотя бы частичное, от временной кары за грех;
- мир и покой совести и духовное утешение;
- возрастание духовных сил для христианской борьбы.

1496

Индивидуальная и полная исповедь в тяжких грехах, за которой следует отпущение, остается единственным обычным способом примирения с Богом и Церковью.

1497

С помощью индульгенций верующие могут получить для себя самих, а также для душ, находящихся в Чистилище, избавление от временной кары за грехи.

1498


Полное изложение в ККЦ

Подготовка к таинству примирения

Готовясь приступить к таинству примирения, рекомендуется поразмыслить над фрагментом из Священного Писания. Слово Божие освещает человека, дабы он познал свои грехи, призывает его к обращению и упованию на милосердие Бога.

«Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжём и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин 1, 6-7. 9).

Молитва перед испытанием совести

Приди, Святой Дух, просвети мой разум, чтобы я лучше осознал свои грехи; побуди мою волю к моё сердце к подлинному раскаянию в них, к искренней исповеди и решительному исправлению своей жизни.

О Мария, Матерь Божия, Прибежище грешников, заступись за меня. Святой Ангел Хранитель, святые мои Покровители, испросите для меня у Бога благодать подлинного исповедания грехов. Аминь.


Примеры испытания совести

Сокрушение о грехах и принятие решения об исправлении жизни

Если познание и осознание греха при испытании совести было добросовестным и глубоким, то это влечёт за собой особую боль при мысли о совершённых грехах, своего рода омерзение при воспоминании о них. Если эти чувства сочетаются с искренней волей исправления, то мы переживаем то, что является важнейшим элементом таинства примирения: сокрушение о грехах.

Конечно же, не сокрушается тот, кто останавливается лишь на скором и бездумном прочтении «молитвы сокрушения» из молитвенника, тот, кто не переживает сокрушения как такового.

Церковь учит нас, что сокрушение бывает двояким: совершенным и несовершенным.

Несовершенное сокрушение, достаточное для действенности таинства примирения, чувствует тот, кто находится под впечатлением уродливости греха или же страшится справедливого Божия наказания за свои грехи в земной или вечной жизни (чистилище, ад, утрата рая).

Совершенное сокрушение порождается любовью к Богу. Чувствует её тот, кто отдаёт себе отчёт в том, что совершая грех, он пренебрёг, оскорбил Бога, Который есть Любовь, наилучший Отец. Искреннее сокрушение о совершённых грехах всегда связано с волей, решением не совершать их более в будущем. Именно в этом решении наиболее выражается любовь, являющаяся важнейшим условием отпущения грехов. Наверняка не достаточно просто сказать о том, что я обещаю исправиться. Необходимо действительно серьёзно и твёрдо желать измениться к лучшему, и потому обещаем Господу Богу, что:

— будем искренне стараться впредь не грешить, особенно избегая всего, что ведёт к греху (например, чтение безнравственных книг, общение в неподходящем кругу, некоторые виды времяпрепровождения и т. д.);

— будем стараться бороться, по крайней мере, с одним грехом (например: больше и лучше молиться, сразу же отвлекать внимание от грешных помыслов и т. п.).

Молитва сокрушения о грехах

I

Господи, мы согрешили, но Ты не помяни греха и исцели нас благодатью Своей. Дай нам, грешным, обрести Твоё прощение и примирение с общиной Церкви. Соделай, дабы мы в искреннем покаянии обновили завет с Тобою и исправили наши вины пред Твоей благостью и премудростью. Очисти нас и обнови, дабы мы могли лучше свидетельствовать о Тебе; помилуй тех, кого мы ввели в соблазн.

Господи, мы согрешили, но мы веруем в Твоё милосердие и уповаем на него; обрати нас, да свернём с ложных путей. Прими наше раскаяние, ибо уповающий на Тебя не постыдится. Мы согрешили, не исполняя заповеди Твои, и отступили от Тебя. Возврати нам радость, о Господи, оправдай нас и даруй нам мир. Аминь.


II

О Господь Иисус, смертью Своей Ты примирил нас с Отцом и принёс нам избавление. Ты стал Жертвой искупления за грехи мои и всего мира. Внемли мне и помилуй меня.

Ты пришёл в мир спасать грешников. Ты уничижил Себя ради нас, дабы мы были богаты Твоей бедностью. Ты призываешь к Себе всех труждающихся и обременённых, дабы их успокоить и поддержать. Ты имеешь власть отпустить грехи. Внемли мне и помилуй меня.

Ты воскрес и восседаешь одесную Отца, ходатайствуя за нас. Всем послушным Тебе Ты даруешь спасение. Ты будешь судить живых и мёртвых — помилуй меня.

Ты — наш единственный путь к Отцу, Ты — наша премудрость в Боге, справедливость и спасение. Ты пришёл в мир, дабы мы имели жизнь с избытком. Пастырь Добрый, отдавший за меня жизнь, помилуй меня. Аминь.


Молитва кающегося

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.

Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.

Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.

Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.

Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость Твою.

Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.

Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушённые.

Отврати лице Твоё от грехов моих и изгладь все беззакония мои.

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.

Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.

Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.

Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.

Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы её; к всесожжению не благоволишь.

Жертва Богу — дух сокрушённый; сердца сокрушённого и смиренного Ты не презришь, Боже.

Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Покаянный псалом 51(50)


Молитва, выражающая сокрушение о грехах и волю исправления жизни

Отец милосердия, чем я отплатил Тебе за Твою любовь? Грехами, пренебрежением, неблагодарностью. Не хочу греха. Всем сердцем сокрушаюсь о грехах, которыми я оскорбил Тебя, моего Создателя и Искупителя. Скорблю о том, что пренебрёг заслугами моего Спасителя и Его Кровью, пролитой за меня. Скорблю о том, что я оскорбил справедливость Твою, о Господь, и заслужил наказание. Отче, я согрешил против неба и против Тебя, и не достоин называться чадом Твоим. Гнушаюсь всеми грехами и отвращаю лицо моё от них. Принимаю твёрдое решение с помощью благодати Твоей избегать всякого греха и того, что к нему ведёт.

Мои грехи я исповедую в таинстве примирения и твёрдо уповаю, что Ты отпустишь мне их на суде милосердия Твоего, как Сам Ты обещал через Иисуса Христа, моего Искупителя.


ИСПОВЕДАНИЕ ГРЕХОВ И ОБРЯД ПРИМИРЕНИЯ

Склоняем колени у конфессионала (исповедальни) и приветствуем священника словами:

Слава Иисусу Христу.

Священник отвечает:

Во веки веков. Аминь.

Осеняем себя крестным знамением со словами:

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Священник также осеняет исповедующегося крестным знамением. Затем призывает довериться милосердию Божию следующими словами:

Бог да будет в твоём сердце, чтобы, сокрушённый духом, ты исповедовал свои грехи.

Отвечаем:

Аминь.

Теперь мы говорим, когда была последняя действительная исповедь, были ли исповеданы все тяжёлые грехи, исполнена ли наложенная епитимия. Также можно рассказать священнику о своём состоянии, возрасте, род занятий. Затем исповедуем грехи, помня о том, что при тяжёлых грехах надо конкретизировать их тип, количество и обстоятельства их совершения. После выслушивания наставления от священника принимаем назначенное им покаяние — епитимию. Если епитимия по каким-либо причинам не может быть выполнена, следует сказать об этом священнику.

Затем священник призывает к сокрушению в грехах. Зная, что Бог видит сердце человека, говорим с раскаянием:

Господи Иисусе Христе, помилуй меня, грешного.

Или:

Боже, будь милостив ко мне, грешному.

Затем священник простирает правую руку к исповедующемуся и произносит слова разрешительной молитвы:

БОГ, ОТЕЦ МИЛОСЕРДИЯ, СМЕРТЬЮ И ВОСКРЕСЕНИЕМ СЫНА СВОЕГО ПРИМИРИВШИЙ МИР С СОБОЮ И НИСПОСЛАВШИЙ СВЯТОГО ДУХА ДЛЯ ОТПУЩЕНИЯ ГРЕХОВ, ПОСРЕДСТВОМ ЦЕРКВИ СВОЕЙ ПУСТЬ ДАРУЕТ ТЕБЕ ПРОЩЕНИЕ И МИР. И Я ОТПУСКАЮ ТЕБЕ ГРЕХИ ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, + И СВЯТОГО ДУХА.

Отвечаем:

Аминь.

После отпущения грехов священник произносит:

Славим Господа, ибо Он благ.

Отвечаем:

Ибо вовек милость Его.

Священник отпускает исповедавшегося со словами:

Бог простил тебе грехи. Иди в мире.

Молитва после исповеди

О мой Боже, благодарю Тебя за величие благости Твоей, за прощение грехов. Благодарю за дарованную мне жизнь в благодати.

Ты укрепил меня в борьбе с грехом. Желаю всегда помнить о том, какую цену заплатил Христос за эту благодать, дабы не пренебрегать ею впредь.

Хочу возблагодарить за неё Тебя, мой Бог, и не грешить более. Тебе я отдаю все решения мои… Матерь Пресвятая и мой Ангел Хранитель, помогите мне выполнить их. Аминь.

+

Всемогущий и милосердный Боже, Ты дивно устроил человека и ещё более дивно искупил его. Ты не оставляешь грешника, но даруешь ему отеческую любовь. Ты послал в мир Своего Сына, дабы Своими страданиями Он победил грех и смерть, а Воскресением вернул нам жизнь и радость. Ты послал сердцам нашим Святого Духа, дабы усыновить нас Себе. В спасительных таинствах Ты всегда обновляешь нас, чтобы мы, избавленные от рабства греха, уподобились возлюбленному Сыну Твоему.

Благодарим Тебя за чудеса Твоего милосердия и вместе со всей Церковью славим Тебя новой песней, в словах, сердцах и делах. Тебе слава через Христа в Святом Духе ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

+

Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его.

Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.

Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; насыщает благами желание твоё: обновляется, подобно орлу, юность твоя.

Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует.

Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землёю, так велика милость Господа к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.

Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть.

Благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его.

Благослови, душа моя, Господа!

Из псалма 103(102)


Удовлетворение за грехи (епитимия)

Господь Бог в таинстве примирения прощает нам все наши вины и грехи. В Его глазах мы уже не грешники. Но Он ожидает от нас исправления того, что было искажено грехом. Вначале мы должны исправить, насколько это возможно, ущерб, причинённый другим людям. То есть, мы должны вернуть украденное, заплатить за испорченное. Если это невозможно, следует предназначить соответствующую сумму на помощь бедным или на благотворительные цели.

Насколько это возможно, мы должны пресечь оговоры, в особенности — ложные обвинения, попросить прощения за нанесённое оскорбление, примириться с теми, с кем поссорились.

+

Удовлетворение — это также перемена в самом человеке, то есть не только отвращение от зла, но и познание добра, тоска по добру, стремление к добру. Это, в свою очередь, приводит человека к наивысшему благу и источнику всякого блага. Ибо написано: «Никто не благ, как только один Бог» (Мк 10, 18).

Примирение — это шанс для развития человека, и в этом смысле мы можем говорить о радости покаяния. Оно преображает нас, сближает с Богом и людьми, ибо обращает человека к нуждам других людей, помогает пробудить в себе способность отдавать первенство им, а не собственным потребностям.
Работа над собой

Было бы большой ошибкой и опасностью приступать к таинству исповеди лишь затем, чтобы вновь и вновь получать отпущение грехов, не стараясь исправиться. Таинство примирения обязывает нас стремиться к исправлению и является в этом очень большой помощью.

Усилия, направленные на то, чтобы становиться лучше, мы называем работой над собой.

1. Работа над собой крайне необходима. Этого требует от нас Господь Иисус Христос: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5, 48). Этой работы ожидают от нас и те, с кем мы живём. Тяжело жить и работать с человеком, который не старается стать лучше. Особенно это чувствуется в семье.

2. В чём состоит работа над собой? Следует познавать самого себя. Именно поэтому многие не работают над собой — им кажется, что с ними «всё в порядке» и они ни в чём не нуждаются.

+

Самих себя мы познаём, главным образом, с помощью испытания совести, а также через принятие критических замечаний друзей и врагов. Необходимо с большим терпением (зачастую на протяжении всей жизни) спокойно и основательно искоренять порок за пороком, стремясь развить в себе добродетели. В практике это выглядит следующим образом:

Вместе со священником следует подумать над тем, что необходимо сделать. Допустим, мы поставим перед собой следующую задачу: быть сдержанным, особенно по отношению к жене; больше помнить о Боге, лучше выполнять свои профессиональные обязанности. С чего начать? С того, что наиболее мешает другим, в нашем случае — с первого. Во время каждой исповеди (вновь советуясь со священником) мы принимаем соответствующее поставленной пред собою задаче решение, например: буду стараться не разговаривать с женой когда я нервничаю (прежде успокоюсь, затем поговорю с ней).

Исполнение своего решения следует ежедневно контролировать. Утром напоминаем себе о нём, а вечером проверяем, насколько нам удалось его осуществить. Если плохо, то налагаем на себя епитимию: попросить прощение у жены, помолиться вместе с ней… Такая работа над собой требует частой исповеди у одного и того же священника, который, в этом случае, сможет наилучшим образом наставить нас.

+

Работая над собой подобным образом, мы с каждым днём всё яснее видим нашу огромную слабость. И именно поэтому нам следует делать следующее:

— как можно чаще приступать к таинству примирения, которое тесно связано с работой над собой;

— как можно чаще приступать к святому Причастию;

— ежедневно молиться — утром и вечером — но и среди занятий не забывать о Боге.

В работе над собой никогда не следует опускать руки, если нам что-либо «не удаётся», если не видим «улучшений». Тайна прогресса — не в том, чтобы знать и видеть, насколько мы продвинулись вперёд (поскольку это могло бы вогнать нас в гордыню), но в том, чтобы уповать на Бога и доверять самому себе, каждый день, практически каждую минуту всё начинать заново. Поздно не бывает никогда.

Источник
Tags: Библия, ККЦ, молитва, религия, религпросвет, статьи, таинства, цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments