Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

Category:
  • Mood:

2 января - св. Василий Великий

св. Василий Великий.JPG

Родился святой Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Его дедушка с бабушкой пострадали во время Диоклетиановых гонений. Его родной дядя был епископом, как, впрочем, и двое братьев — Григорий Нисский и Пётр Севастийский. Сестрой святителя была преподобная Макрина. Его отец, будучи оратором и законоведом, предназначал Василия для той же стези. Он получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а закончил его в Афинах, где повстречал и сдружился с Григорием Назианзином.

По возвращении в Кесарию Василий было посвятил себя светским делам, но влияние его благочестивой сестры Макрины (будущей игуменьи) заставило его повести более аскетичную жизнь и в конце концов, вместе с несколькими товарищами, покинуть городскую суету и поселиться на семейных землях в Понте, где они составили подобие монашеской общины. В 357 году Василий пустился в продолжительное путешествие по коптским монастырям, а в 360 году сопровождал каппадокийских епископов на синод в Константинополь.

Решение собора в Римини поддержать осуждённое Первым Вселенским собором учение Ария (которое разделял и кесарийский епископ Дианий) стало тяжёлым ударом для Василия и его товарищей. Примирившись с Дианием незадолго до его смерти, Василий был рукоположен во пресвитеры и сделался советником Евсевия, сменившего Диания в качестве епископа. Строгая и аскетичная жизнь Василия пришлась не по душе Евсевию, и первый предпочёл удалиться в свою пустыню, где стал налаживать монашескую жизнь, к которой всегда питал пристрастие.
Статуя св. Василия Кесарийского в одном из храмов Праги.

Приход к власти арианского императора Валента и растущие притеснения православных понудили Евсевия искать помощи деятельного и усердного Василия. В 365 году последний вернулся в Кесарию и взял управление епархией в свои руки. Он написал три книги против ариан, проповедуя лозунг «три ипостаси в единой сущности», который был приемлем как для последователей Никейского символа веры, так и для тех, кто ещё недавно симпатизировал арианам. Несмотря на противодействие ряда епископов, по смерти Евсевия в 370 году Василий заступил на место митрополита Каппадокийского и ревностно принялся за искоренение арианства в Малой Азии.

Антиарианская деятельность Василия привела его к столкновению с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ наотрез отказался признать правоту арианского учения. В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции, что привело к сокращению канонической территории Василия и подорвало его позиции в церкви. Тем не менее Василию удалось продвинуть на место епископов ключевых городов своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова. Основная же борьба развернулась за место патриарха антиохийского, на котором Василий — в отличие от епископов Александрии и папы Дамасия — не желал видеть ортодоксального никейца Павлина, опасаясь, что чрезмерное преувеличение единства Бога чревато ересью савеллианизма.

Гибель Валента в битве при Адрианополе изменила баланс сил в государстве и церкви, но Василий воспользоваться этим не успел. Его здоровье было подорвано аскетическим образом жизни. Он умер в первый день нового 379 года и в скором времени был причислен к лику святых.

Сочинения

Догматические: «Против Евномия», «О Святом Духе»;
Экзегетические: 15 бесед на псалмы, «Беседы на Шестоднев»;
Беседы (проповеди): 28 бесед на различные темы;
Письма: ок. 365 писем к различным лицам;
Аскетические: «Нравственные правила», «Монашеские правила», пространные и краткие.

Поучения св. Василия Великого

Истреби в себе две мысли: не признавай себя достойным чего-либо великого, и не думай, чтобы другой какой человек был многим ниже тебя по достоинству. Обучись предварительно смиренномудрию, которое Господь и словом заповедал, и делом показал. Потому не ожидай повиновения от других, но сам будь готов к повиновению.

* * *

Если от оскорбления и страждет несколько душа, удержи прискорбное внутри себя. Ибо сказано: "во мне смятеся сердце мое" (Пс. 142, 4), т. е. страсть не вышла наружу, но усмирилась подобно волне, разбившейся внутри берегов. Успокой свое рассвирепевшее сердце. Пусть страсти твои устыдятся присутствия в тебе разума, как резвые дети стыдятся пришествия достопочтенного мужа.

* * *

Если будешь осуждаем совестью своею, как презритель заповедей Божиих, и если будешь стоять на молитве рассеянно, когда бы мог стоять и нерассеянно, то не дерзай стоять перед Богом, чтобы молитва твоя не обратилась в грех. Если же ты стараешься, но не успеваешь молиться без развлечения, то принуждай себя, сколько станет сил, и продолжай стоять перед Богом, к Нему обращая ум, и собирая Его в себя самого, и Бог простит тебе: потому что не из пренебрежения, но по немощи не имел ты сил стоять перед Богом, как должно.

* * *

Сколько уподобляются глазам совы, упражняющиеся в суетной мудрости. И у совы ночью зрение остро, но помрачается, как скоро воссияет солнце; и у них весьма изощрено разумение для пустых умозрений, но омрачено к познанию истинного света.

* * *

Убегай бредней философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою, и говорят о себе, что они были некогда и деревьями и рыбами; однако же, со всем усилием будь готов утверждать, что когда они писали это, то были бессмысленней рыб.

* * *

Другой страсти, более пагубной, чем зависть, и не зарождается в душах человеческих. Она менее вредит посторонним, но первое и домашнее зло для того, кто имеет ее. Как ржавчина изъедает железо, так зависть - душу, в которой она живет. Лучше же сказать, как об ехиднах говорят, что они рождаются, прогрызая рождающую их утробу, так и зависть обыкновенно пожирает душу, которая ею мучится. Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. Поэтому у завистливого никогда нет недостатка в печалях и огорчениях. Что может быть пагубнее этой болезни? Это - порча жизни, поругание природы, вражда против того, что дано нам от Бога, противление Богу.

* * *

Уразумение своей природы сокращает надменность души, изгоняет из нее всякую гордость и кичливость, одним словом делает человека учеником Господа.

* * *

Испытай самого себя, кто ты, познай свою природу, познай, что тело твое смертно, а душа бессмертна, что жизнь наша двояка; одна, свойственная плоти, скоропреходяща, а другая, сродная душе, не допускает предела. Поэтому внемли себе, не останавливайся на смертном, как на вечном, и не презирай вечного, как преходящего. Не радей о плоти, потому что она преходит; заботься о душе, существе бессмертном.

Источник

Молитва святителю Василию Великому

О, пресветлый светильник Церкви Христовой, Василий, светом истинной веры все края земли озаривший и мечом слова Божия богохульные постыдности и восстания ересей угасивший!
Припадая к твоему милосердию, с верой и любовью из глубины души взываем: предстоя перед Престолом Пресвятой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы, к Которому ты словом и душой, писанием и жизнью своей благочестивой устремился, всегда молись, да укрепит нас в единомыслии и в непоколебимом до смерти исповедании веры Христовой, и во послушании Церкви Святой, да препояшет нас силой с высоты на борьбу с врагами видимыми и невидимыми, да соблюдет Церковь Свою невредимой от неверия, ложной веры, ереси и раскола, и да дарует народу нашему долгожительство и во всем добром преуспевание.
Пастырям нашим да подаст духовное трезвение, покаяние и благочестивую жизнь, ревность о спасении пасомых, воинам - терпение, мужество на борьбу с врагами, сиротам и вдовам - защиту, больным - исцеление, юным - благое возрастание в вере, старым - утешение, обиженным - заступление и всем все необходимое во временной жизни для спасения души.
Да пусть в мире и покаянии, с горячим желанием спасения трудящимся во славу Господа, взяв на себя подвиг добрый, окончим жизнь нашу и удостоимся в Царствии Небесном вместе с вами всегда петь и прославлять пресвятое и великолепное Имя Отца и Сына и Святого Духа во веки веков. Аминь.
Tags: история, литургический календарь, молитва, размышления о вечном, религия, религпросвет, святые, цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments