Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

Category:
  • Mood:

Готовимся к Рождеству ч. 9 - Богослужение

Праздник Рождества традиционно отмечают участием в торжественной праздничной мессе. В день Рождества Христова принято совершать три мессы: в полночь, на заре и днем (после литургической реформы во 2-й половине 20-го века может быть добавлена предваряющая их месса сочельника, присоединяющаяся к 1-й вечерне праздника). Эта традиция, отмеченная уже в Сакраментарии Гелазия (8 в.), восходит к стациональному богослужению в Риме (в свою очередь, заимствованному из Иерусалима), при котором службы совершались в нескольких местах подряд и 1-я месса служилась в базилике санта Мария Маджоре, где находилась часовня Яслей, уподобленная базилике Рождества в Вифлееме. В позднее Средневековье сложилось толкование этих трех месс как символов "трех рождений" Христа: от Отца прежде всех веков, от Девы в историческом времени, и мистически в душе верующего. В Польше и ряде других стран Восточной Европы эти мессы называются (по их евангельским чтениям и антифонам), соответственно ангельской, пастырской и царской (имеется в виду поклонение Младенцу ангелов, пастухов и волхвов, традиционно считавшихся царями).

Католическая энциклопедия (т. 4, стр. 261)

Приходя на богослужение, мы замираем в благоговении перед этой великой тайной Боговоплощения. Именно поэтому во время чтения Символа веры, начиная с мессы Навечерия Рождества Христова, на словах "и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и ставшего человеком" все преклоняют колени. Тайна, которую мы не в силах осознать и охватить человеческим разумом, и перед ней остается только склониться в изумлении, восхищении и с сердцем, преисполненным благодарностью. В сооруженный вертеп в храме выкладывают фигурку Младенца, что служит видимым знаком рождения Спасителя. Кое-кто кладет ему "дары" - мандарины, игрушки и порой даже деньги. Но что принесли мы в подарок не фигурке, а самому Младенцу? Готовили ли сердце для встречи с Ним? Делали ли то, что заповедал нам Бог? С какими намерениями мы спешим к этой духовной Вифлеемской пещере? Может быть, для нас это досадный отрыв от праздничной трапезы, скучная обязаловка или испытание толпой в храме. Но заслоняет ли все это пришествие Младенца или же мы о Нем и не вспоминаем?

Евангелие на мессе Навечерия Рождества

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Её, будучи праведен и не желая огласить Её, хотел тайно отпустить Её. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус; ибо Он спасёт людей Своих от грехов их. А всё сие произошло, да сбудется сказанное Господом через пророка, который говорит: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог». Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою. И не знал Её, как наконец Она родила Сына Своего первенца; и он нарёк Ему имя: Иисус. ( Мф 1, 18-25)

Господь Иисус приходит вне зависимости от того, ждем мы или нет, так как Он есть Предвечное Слово Отца, данное людям. То, что Бог хочет явить и открыть о Себе. И Он оставляет нам выбор, принять Его или нет в свое сердце, подобно тому, как этот выбор был у Марии. Приходя к вертепу, куда только что выложили Младенца, что мы говорим Ему, какими глазами смотрим на Него? Глазами ли любви? Готовы ли сказать вслед за Марией "да будет мне по слову Твоему"? Этот рожденный Младенец - наша надежда, но видим ли мы это? Не заслоняет ли суть праздника яркая мишура и шорох подарочных оберток? Понимаем ли мы, что Он живой от самого начала как был рожден прежде всех веков и до нынешнего момента, когда мы смотрим на Его видимый образ?

Евангелие на "ангельской мессе" ночью.

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей. И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли; потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк 2, 1-14)

И вот событие совершилось - да возрадуется земля! Ангелы являются пастухам, чтобы возвестить об этом к их изумлению и трепету. На месте этих пастухов сейчас мы - нам возвещают великую радость о рождении Спасителя, но спешим ли мы в Вифлеем поклониться или же находим более важые дела или спешим, но с раздражением, что нас оторвали от наших занятий непонятно зачем, а потому надо скорее с этим разобраться, чтобы вернуться к начатому? Является ли рождественская месса в центре нашего праздника или же это нудная "официальная часть", а самое главное потом?

Евангелие на "пастушеской мессе" на заре

Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдём в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чём возвестил нам Господь. И поспешив пришли, и нашли Марию, и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своём. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было. (Лк 2, 15-20)

Пастухи оставили свое стадо и поспешили в Вифлеем по слову ангелов. А после, поклонившись Младенцу, понесли эту весть дальше. Мы, приходя к Яслям, готовы ли возвестить миру о том, что Христос родился, или считаем это "личным делом каждого"?

Евангелие на "царской мессе" днем

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришёл для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришёл к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нём и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать. Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. (Ин 1, 1-18)

И вот та месса, которая символизирует мистическое рождение Христа в наших душах. Мы готовились к этому почти 4 недели. К чему мы пришли в итоге? Стало ли наше сердце колыбелью для Младенца или же оно подобно той гостинице, где не было места? Не прошел ли Адвент зря? Способны ли мы действительно поклониться и принести дары, презрев земную мудрость, подобно царям с Востока, или же мы считаем это "старомодным мракобесием", а само рождество просто веселым семейным праздником с доброй традицией сходить в церковь и послушать рождественские гимны?

Спаситель мира родится уже через два дня. Мы вовсю готовимся праздновать, но в этой суете главное не забыть, что месса - это именно то время, когда Младенец рождается в нас, именно в тот момент, когда мы с чистым сердцем принимаем Причастие. Если этого желания раскрыть сердце нет, то сам праздник теряет смысл, потому что совершенно перестает быть ясным, что именно празднуется.
Tags: Библия, Рождество, готовимся к Рождеству, история, комментарий к Евангелию, праздники, размышления о вечном, религия, традиции, цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments