Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

Category:
  • Mood:

8 декабря - торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Богородицы

непорочная мария.jpg

8 декабря в Католической Церкви празднуется торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Но что же означает это событие? Анастасия Паламарчук попыталась разобраться:

Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова…

Так кто же кого родил, точнее – кто кого зачал 8 декабря по литургическому календарю? Вопрос о датах был и остается волнующим для многих католиков, особенно для новоприбывших. Чаще всего можно услышать следующее: «если Непорочное зачатие – 8 декабря, то почему Рождество – 25? Это несколько меньше, чем девять месяцев!»

Не волнуйтесь, девять месяцев соблюдены. Все дети – и Мария, и Иисус – появились на свет вовремя, крепкими, красивыми и здоровыми. 8 декабря - это день зачатия Самой Марии ее родителями – по преданию, Иоакимом и Анной, и если отсчитать положенный срок, мы получим дату 8 сентября, когда празднуется Рождество Пресвятой Богородицы. Зачатие же Иисуса Девой Марией отмечается праздником Благовещения – 25 марта, это ровно девять месяцев до праздника Рождества 25 декабря. Разумеется, все эти даты весьма условны, но все же их подчинение естественному циклу человеческого воспроизводства делает дополнительный акцент на Воплощении: и Господь Иисус, и Его Матерь – люди из плоти и крови, разделяющие с нами всю участь человеческой природы.

Почему «Непорочное» зачатие? Здесь тоже нередко возникает путаница между зачатием Марии ее родителями и зачатием Марией Иисуса Христа. Мария была зачата вполне естественным путем с обоюдным и радостным участием отца и матери. Иисус же был зачат Ею от Святого Духа без участия мужчины, и в этом случае говорится о девственном зачатии.

«Непорочность» зачатия Девы Марии относится не к способу Ее зачатия, а к Ее состоянию в момент такового, то есть Ее свободу от первородного греха в момент зачатия. Это утверждение стало догматом Церкви лишь в 1854 г. во время понтификата Папы Пия IX, а прежде, со времен Средневековья было предметом полемики. Надо сказать, что светила средневековой схоластики, разумеется, не ставили под вопрос исключительную святость Богородицы и полноту благодати, дарованную Ей по слову Господа; не вызывало сомнений и то, что Дева Мария была искуплена Христом уже в утробе матери в предвидении заслуг Ее Сына. Камень преткновения заключался в следующей детали: такие теологи, как Бернар Клервосский, Альберт Великий и Фома Аквинский полагали, что оправдание возможно лишь после зачатия.

Францисканские теологи, прежде всего Дунс Скот, руководствовались более логикой любви, чем просто логикой, а потому настаивали, что Богородица была свободна от первородного греха уже в момент зачатия Ее плоти. Дунс Скот указывает, что освобождение Марии от первородного греха – высшая степень Его любви и совершеннейший способ искупления - то, что соделано Божественной любовью Сына к Своей Матери. Иисус – «Искупитель, Примиритель и Посредник, а потому Она была непричастна первородному греху. Ведь совершеннейший посредник осуществляет совершеннейший акт посредничества по отношению к тому лицу, за которое ходатайствует; но Христос является совершеннейшим посредником. … Ни за какое лицо Он не ходатайствовал в большей степени, чем за Марию, следовательно, Он исходатайствовал для Нее сохранение от первородного греха». (Иоанн Дунс Скот. Избранное // под ред. Г.Г. Майорова., с. 305) И далее: «Более важное благодеяние – предохранить от зла, нежели позволить впасть во зло, а потом от него избавить» (Иоанн Дунс Скот. Избранное // под ред. Г.Г. Майорова., с. 309).

Сегодня в псевдобогословских рассуждениях можно нередко встретить мнение о том, что «католики сделали из Марии, Матери Иисуса, бесплотный образ, лишенный всякой человечности и женственности», и произошло это, якобы, во многом из-за провозглашения догмата о Непорочном Зачатии. Нет ничего более далекого от правды.

Сохранив свою Матерь от «заражения» первородным грехом, Он не избавил Ее тело от последствий первородного греха: хотя нам ничего не известно достоверно, но Мария взрослела и старела, Она испытывала боль и недостаток сил, Она могла заболеть, а во время беременности испытала все, что испытывают женщины. «Посредник может примирить кого-либо, освободив его от наказаний, для него бесполезных, и оставив наказания ему полезные. Первородный грех не был полезен Марии, однако временные наказания были Ей полезны, так как благодаря им Она приобрела заслуги» (Иоанн Дунс Скот. Избранное // под ред. Г.Г. Майорова., с. 309) Так что же, образ все еще бесплотный?

Свобода от первородного греха не означает отсутствие свободной воли Марии. Она могла согрешить, могла сказать Богу «нет» в момент ангельского приветствия. Любовь, сохранившая Марию от первородного греха, как любая настоящая любовь, не потребовала гарантий и обязательств, не подавила свободу. Более того: наивысшая степень любви дает наивысшую степень свободы.

Источник

Не противоречит ли догмату о Непорочном Зачатии Девы Марии то, что Мария была подвержена страданию и смерти, что является последствием первородного греха?

ОТВЕТ:
Начнём с того, в чем заключается суть догмата о Непорочном Зачатии.
«Чтобы быть Матерью Спасителя, - читаем в Катехизисе Католической Церкви, - Марии были даны Богом дары, соизмеримые со столь великим служением» (490). Чтобы ответить согласием веры на возвещение ангела, Она должна была быть объята благодатью Божьей.
Догмат о Непорочном Зачатии, провозглашённый Папой Пием IX в 1854 году и увенчавший вековую веру Церкви в то, что Мария была исполнена благодати, исповедует, что Богородица получила искупление с момента Своего зачатия. Дева Мария была с самого первого мгновения Своего зачатия предохранена от всякой скверны первородного греха, по исключительной благодати и благоволению Всемогущего Бога, в предвидении заслуг Иисуса Христа, спасителя рода человеческого. Бог избрал её «прежде создания мира, чтобы была Она свята и непорочна пред Ним в любви» (ср. Еф 1,4). У святых отцов возобладал обычай называть Деву Марию Всесвятой и от всякой скверны греха предохранённой. По благодати Божией Мария осталась чиста от первородного и от личного греха на протяжении всей жизни.
Итак, догмат о Непорочном Зачатии утверждает, что Мария была зачата без первородного греха. Однако последствия первородного греха касаются каждого человека. Ни Мария, ни даже Иисус, ставший полностью человеком, не были избавлены от последствий первородного греха, таких как боль, смерть и искушение. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что сам Иисус подвергался искушениям – сначала в пустыне, потом в Гефсиманском саду. Дева Мария также не была застрахована от искушений – об этом упоминается и в Евангелии от Луки: Мария «смутилась» от слов Ангела. Как и первые люди – Адам и Ева – созданные в полноте благодати, обладали всецелой свободой, - так и Дева Мария оставалась свободным созданием.
Последствия первородного греха, от которых не была освобождена Мария, становятся очевидными в безмерных страданиях, которым она подвергалась: «Тебе самой оружие пройдет душу», - предвещает старец Симеон.
Отдельные «привилегии», которыми наделена Мария, вовсе не избавляют её от борьбы против зла, такой же, какую ведем все мы. Эти самые привилегии не отдаляют Деву Марию от нас, но, наоборот, делают её еще ближе к нам.
Догмат о Непорочном Зачатии гласит, что Дева Мария, которая вместе с нами борется со злом и со смертью, уже победила врага, и поэтому Её Непорочное Зачатие становится залогом и нашего спасения. Таким образом, наличие последствий первородного греха никоим образом не противоречат догмату об избавлении Девы Марии от первородного греха.

Радио Ватикана

Молитвы к Непорочному Зачатию Богородицы

Краткие молитвы и призывы

При зачатии была Ты непорочна, Дева Мария. Проси же за нас у Отца Небесного, Сына Которого Иисуса зачала Ты от Духа Святого и родила на свет.

Дева и Мать, никогда не была Ты запятнана грехом, ни первородным, ни своим собственным. Тебе поручаю я чистоту моего сердца, Тебе доверяю ее.
(Пий IX)

Мария, непорочной пришла Ты в этот мир. Вымоли же у Бога милость, чтобы я без греха покинул его.
(Пий IX)

Да восславится Святое Непорочное Зачатие блаженнейшей Девы и Богоматери Марии.

(Пий IX)

Мария, без первородного греха зачатая, молись за нас, которые ищут у Тебя пристанища своего.
(Св. Катарина Лабуре)

Все прекрасно в Тебе, Мария.
Нет на Тебе ни единого пятна греха первородного.
Ты слава Иерусалима.
Ты радость Израиля.
Ты честь народа нашего.
Ты прибежище всех грешных, Мария!
Мария,
Ты премудрая Дева,
Ты предобрая Мать.
Проси за нас,
Вступись за нас перед Господом Иисусом Христом!
(Св. Пий X)

Гимн незапятнанной

Незапятнанная Царица Мария, радуюсь вместе с Тобою, что Господь благословил Тебя столь великою чистотою. Благодарю Творца нашего за то, что Он сберег Тебя от всякого следа вины. Я твердо убежден в этой истине и готов, если это нужно, отдать жизнь в подтверждение возвышенного и одной Тебе дарованного преимущества, каковым является Зачатие Непорочное. Я хотел бы, чтобы весь мир признал и почтил Тебя как прекрасную утреннюю зарю, вечно осиянную божественным светом; как избранный ковчег спасения, который защищен от всеобщей скверны греха; как того чистого, незапятнанного голубя, которому Твой Божественный Жених назвал Тебя; как никому не доступный сад, облюбованный Богом; как огороженный родник, к которому злой недруг никогда не находил доступа. Я хотел бы, чтобы весь мир признал в Тебе белую лилию, выросшую меж терний, сиречь меж детей Адамовых, кои все запятнаны грехом, все рождены в отпадении от Бога, тогда как Ты, лучезарно чистая и святая, родилась, глубоко любимая Творцом Твоим.

Прошу, дай мне восхвалить Тебя так, как восхвалил Тебя Бог: Ты во всем прекрасна и нет в Тебе никакого изъяна. Ты вся свята, вся совершенна. Ты всегда была Обручницей Божьей. Ты так прекрасна, о Непорочная Дева, достойная любви, как прекрасен взор Бога. Смотри же Твоими милосердными очами на страшные язвы бедной души моей. Увидь меня, будь сострадательна ко мне и исцели меня. Ты прекрасная возлюбленная Сердца Его, привлеки же к Себе и мое бедное сердце. Есть ли милость, в которой отказал Тебе Господь? Он избрал Тебя Своей Матерью и Невестой Своей, охраня Тебя от всякого греха и возвыся над всем творением. Непорочная Дева Мария, дай мне всегда думать о Тебе и не забудь меня, покуда я на небесах не узрю красоты Твоей и не буду еще более восхвалять и любить Тебя, Матерь моя. Царица моя, Прекраснейшая, Чистейшая, Непорочная Дева Мария. Аминь.

(Св. Альфонс Лигуорский)

Св. Мефодий приветствует Целомудренную

Дева Непорочная! Как светлая утренняя заря занялась Ты над миром! Ты принесла нам Солнце величия! Благодаря Тебе окончилась страшная ночь на Земле, Ты одолела власть тираническую, победила смерть и ад. Ты сгладила вражду, которая разделяла Бога и людей. Ты обеспечила нам мир. Ты исцелила болезни души благодатью святости. Ты осветила Землю лучезарным светом истины!

Радуйся же, Мария, неиссякаемый родник радости для человечества! Ты драгоценная жемчужина в богатствах Бога! Ты живой алтарь Хлеба, насыщающего нас для Жизни Вечной!

Радуйся, любимое Сокровище Вечного Отца! Радуйся, источник милосердия Сыновнего! Радуйся, тенистая куща Духа Святого! Аминь.
Порази голову змея

Непорочная Дева, Ты была облюбована Господом и сподобилась стать Матерью Его. Воззри же милостиво на нас, бедных людей! Мы просим Тебя о Твоей могущественной защите. Злой змей, на которого уже в раю было наложено проклятие, все еще подстерегает нас, бедных детей Евы, и ищет, как навредить нам. Поэтому, о Матерь, благословенная Всевышним, наша Царица и Заступница, прими милостиво просьбу нашу! Уже в момент зачатия поразила Ты голову врага нашего. Сердце наше согласно с Тобой. Мы молим Тебя, отнеси просьбу нашу к престолу Божьему и помоги нам, чтобы не попали мы в омуты, для нас уготовленные, но все достигли гавани блаженства. Дай нам, чтобы Церковь и народы христианские посреди многих опасностей вновь могли пропеть Тебе благодарную песню освобождения, победы и мира. Аминь.
(Св. Пий X)

Непорочная Матерь Божья, Царица Небесная!

Ты Матерь милосердия. Заступница и Прибежище грешных. По материнской любви Твоей вымолила Ты для меня столь богатые милости из сокровищницы Божьей. Ты дала мне свет и силу. Поэтому ныне и навеки я хотел бы вложить мое сердце в руки Твои. Да посвятишь Ты его Иисусу.

Дева Непорочная! В присутствии девяти хоров ангельских и всех святых передаю его Тебе. От моего имени должна Ты посвятить его Иисусу. Доверие детское, с которым я отношусь к Тебе, дает мне уверенность в том, что ныне и вовеки Ты будешь помогать мне, сколько можешь, дабы сердце мое всегда полностью принадлежало Иисусу и дабы я точно подражал святым и прежде всего Святому Иосифу, чистейшему спутнику Твоему. Аминь.
(Св. Винцснц Паллотти)

Ты надежда отчаявшихся

Чистая, Непорочная, Преблагословенная Дева! Ты Матерь Высочайшего из сыновей. Господина целого мира. Ты безгрешна, безвинна, всецело свята. Ты надежда отчаявшихся и грешных. Приветствуем Тебя. Превозносим Тебя, исполненную благодати и родившую на свет Богочеловека Христа. Пред Тобой преклоняем колена, взываем к Тебе и просим о помощи. Святая, целомудренная Дева, обереги нас от всякого несчастья и от искушений дьявола! Будь посредницей и заступницей нашей в час смертный и в Судный день. Спаси нас от угрожающего нам огня неугасимого и от тьмы непроглядной! Возлюбленная, всемилостивая Дева и Матерь, сделай нас достойными увидеть Царствие Сына Твоего. Ты при Боге наша единственная, верная, безобманная надежда. Ему подобает слава и честь, величие и власть во веки веков. Аминь.
(Св. Ефрем)

В день Непорочной

Боже, благодаря Непорочному Зачатию Девы уготовил Ты достойное обиталище Сыну Своему. В предвидении смерти Его, уберег Ты Ее заранее от всякого порока. Просим Тебя, ради заступничества Ее дай нам достигнуть Тебя в чистоте сердца. Через Него, Христа, Господа нашего. Аминь.

(Из Миссала)



Сегодня престольный праздник у всех храмов и соборов, освященных в честь Непорочного Зачатия Богородицы, в том числе у московского Кафедрального собора, приходов в Смоленске, Рязани, Перми, Ялте, Орле и других.
Tags: Адвент, Библия, Богородица, Кафедрал, Непорочное Зачатие Богородицы, догматы, история, литургический календарь, молитва, праздники, религия, религпросвет, святые, статьи, цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments