Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

Categories:
  • Mood:
Опять из-за музыки переругались все. Если честно, то не пойму, о чем спор. Хочешь тридентину и хорал - ну и ходи себе, кто ж не дает? Не нравится молодежная месса с гитарой если, то зачем туда ходить и жевать кактус? Кому-то она очень даже нужна, равно как и любителям старых традиций нужна тридентская. Нет, те, кто ее не любит, совершенно не имеют вкуса, который надо воспитывать срочно. Интересно, любители кофе считают любителей чая дебилами без малейших признаков вкуса? Почему-то кулинарный вкус никто особенно не стремится воспитывать и регламентировать, а вот музыкальный и литературный сколько угодно. И обязательно свой вкус всем вкусам вкус. Мне, сколько ни говори, какой чудный и качественный этот кофе, все равно он горьким пойлом покажется. Мой организм почему-то не воспринимает кофе вовсе, равно как и уши воспримут не всякое песнопение на латинском языке. Если именно старинный средневековый распев, то, скорее всего, будет позыв не помолиться о своем под пение схолы, а прилечь на лавочку вздремнуть. Да, когда-то только так и было, но и исторический контекст забывать не надо. В то время какая клерикализация была и дистанция между церковью и миром? А священники были "особой кастой". Тогда очень даже актуальным было вот так "делать возвышенно" и малодоступно для прихожан, которые частенько на службе своими делами занимались, и хорошо, если просто читали другие молитвы, а не что-то еще придумывали. И вообще когда-то латынь была живым языком общения, а теперь это язык мертвый. А служба должна быть доступна даже последнему по образованности и социальному положению. На мессе надо молиться с Церковью и не просто бормотать свое "дай денег и здоровья" под Евхаристический канон. Нет, это все можно выучить, конечно, но слова, которые ты просто понимаешь, все равно чуть в отдалении, не так, как когда на родном языке. В общем, смысл сего мне непонятен. Единственный разумный аргумент "за" - это то, что тогда нет проблем с путешествиями по миру, так как месса везде на одном и том же языке. А все "красиво", "возвышенно", "благочестиво" - это субъективно и притянуто за уши. В общем, всем все равно не угодишь. Претензии, что многие песни пришли из протестантских общин, тоже необоснованы. Ну пришли. Дальше-то что? Хорошее не грех и позаимствовать и адаптировать под собственные нужды. Почему-то, если песни для детей и молодежи под гитару, то непременно вспомнят "Маленькую овечку" или "Каждый толстый и худой может стать святым", или "Наш костел - цветочная поляна"? На детской мессе в каком-нибудь католическом детсаду, если б они у нас были, вполне уместны были б (трехлетним детям же не Stabat Mater на латыни петь), но на молодежной как-то не очень, да. И даже для воскресной школы, где дети примерно от 7 лет, тоже не слишком. Но есть же нормальные песни вполне. "За величье Твое", например. Песни на стихи св. Терезы Младенца Иисуса, которая сама когда-то признавалась, что от сложных богословских трактатов у нее болит голова. Вообще-то она Учителем Церкви считается даже при таких обстоятельствах. Или, скажем, эта песня чем не годится?


Listen or download Господи, прости меня за все for free on Pleer
Нормальные слова, как по мне. При качественном исполнении тем более. Меня эта песня в том числе возродила в тот момент, когда я потерялась и не находила слов, чтобы выразить свои чувства. Я, кажется, понимаю, в чем между нами разница. Кому-то нужно улететь для молитвы куда-то в высшие сферы, быть немного "не здесь", потому слова должны быть возвышенные-возвышенные, а кому-то наоборот для искренности нужны простые-простые слова как для детей. И вовсе не потому, что они тупые и необразованные (у меня высшее образование, например, и читаю не только Дарью Донцову и слушаю не исключительно группу "Фабрика") просто мировосприятие разное. Я Литургию часов читаю, например, там те еще слова в псалмах попадаются. Иногда так и хочется сказать: "Чего-чего?" Не, это красиво и все такое, слова правильные, но как бы не "мои", я их отдалбливаю, стараясь максимально сосредоточиться на смысле, и привет. А когда молюсь словами детских песен, то это и мои слова тоже. И мне это очень нужно. Потому пусть будет и то, и то. Церковь уважает всех и дает возможности всем, а мы почему-то никак не можем научиться уважать чувства и вкусы друг друга, тем более в такой деликатной области как религиозные переживания. Смешно, но молитву Розария наоборот преподносят как величайшее сокровище Церкви. Так оно и есть, разумеется, но, по большому счету, эта молитва пришла на смену псалмам, которые только монахи и знали, а "Отче наш", "Радуйся Мария" и малое славословие каждый крестьянин может выучить, даже тот, кто читать не умеет. Почему-то - это хороший шаг Церкви навстречу прихожанам, а национальные языки разного рода служения - это плохой. Уж тогда надо быть последовательными. Розарий, говорят, Богородица дала св. Доминику, но все-таки это не совсем так - он формировался постепенно. Эдак надо возвратиться к "старому". Только псалмы, только хардкор, и ничего, что человек только худо-бедно знает содержание Евангелия и книги Бытия в лучшем случае - привыкнет, выучит. Ну выучит, а поймет ли? Это постепенно надо заниматься самообразованием, а до этого что? Молиться бездумно, и "святые слова сами сделают свое дело"? Любители высокой теологии и традиции забывают о том, что в приходе могут оказаться те, кто едва смог начальную школу закончить. Их тоже попытаться вытянуть как на прокрустовом ложе? Главное, чтоб теологам хорошо и благочестиво было, и ничто не оскорбляло их тонкий вкус? Рекомендую вспомнить книгу "Победивший дьявола", в которой настоятель прихода, где когда-то был крещен знаменитый Арсский пастырь святой Иоанн Мария Вианней, говорил своему викарию, что его проповеди должны быть такими, чтобы крестьяне, пришедшие в церковь прямо с поля или из хлева, его поняли, а высокие слова из трактатов ничего не стоят, если не доходят до сердца. Ну толку-то от того, что "красиво и благочестиво", если "крестьянам из хлева" ничего непонятно? Они послушают, выйдут из храма и пойдут в кабак. Это кому надо? Это не значит, что упрощение должно быть ради упрощения. Песни и тексты молитв должны быть качественными, но совершенно необязательно делать красоту ради красоты и благочестие ради самого благочестия. В общем, нужно во всем руководствоваться целесообразностью. И уж точно не горстке мирян решать, что и как будет в Церкви - не их личная вотчина.
Ту спрашивали, что мы станем делать, если вдруг останется только Тридентская месса на латыни. Не знаю как другие, но я уходить не буду, конечно. Но точно буду показываться в храме реже. Чаще чем в воскресенье и праздники от нас не требуется обязательное участие в Евхаристии. Само богослужение будет мне категорически недоступно, но ради Причастия приходить буду. Дома-то от меня, надеюсь, никто не станет требовать молиться именно на латыни. Я уже привыкла редко ходить в храм, сохраняя обязательный минимум, так что сильно не пострадаю, просто будет обидно потерять надежду вернуться к практике ежедневного причащения. Странное злорадство какое-то. Интересно, если я спрошу, что они станут делать, если уйдет латынь и останутся только песенки под гитару, меня сильно побьют? Совершенно логично, что если с обеих сторон есть желающие, и это не является запрещенной практикой, то пусть будет и то, и то. Никто не имеет право навязывать что-то другим, потому что всем все равно не угодишь. В общем, "образованным" стоит вспомнить о том, что Церковь - это лодка, и мы все в ней находимся. Толку ругаться? Чтоб затонуть? Со стороны часто кажется, что католики такие добрые и милые. Ну да. Потому что яд берегут для своих. Еще можно провести аналогию со сплавом на лодках по реке. Двигаться нужно ровно с той скоростью, с которой движется самый медленный экипаж. Богослужение должно быть доступным даже для самых необразованных прихожан. И доступно не просто в плане того, что они знают, где как руки сложить и когда на колени встать, а в том смысле, чтобы они в полной мере могли присоединить свое сердце к молитве Церкви. Современный латинский обряд отвечает этой функции - испытано на себе и не только. Что по части песен, то они тоже являются частью молитвы и духовного переживания происходящего. Они не просто эстетическую функцию исполняют, потому нелогично, чтобы было просто "красиво". Детям тем же это "красиво" до лампады будет, потому что еще ничего не понимают, а им тоже нужно учиться переживать Евхаристию сердцем. Этому могут помочь соответствующие песни, доступные для понимания в их возрасте. Понятное дело, что не какие попало, но все-таки совсем не те же самые, что и у взрослых. Раньше, говорят, без этого обходились. Конечно, но мы много без чего обходились. Совершенно необязательно, что это было хорошо. Просто все должно быть в меру. Переодевания всякие или хороводы, скажем, это лишнее, но песни и прововедь, ориентированные на детей, вполне уместны. Без молодежных месс, конечно, обойтись в разы проще, чем без детских - все ж взрослые люди уже, но все-таки дело не в том, чтобы было "весело и интересно". Месса - это же не тусовка и не дискотека.
Но все-таки молодежь ищет свой путь в жизни, прежде всего то, где в этой повседневной самой обычной жизни Бог. Нет, понятно, что Он наверху, а тут, на земле, в Евхаристии, что, собственно, мы и переживаем на каждой мессе, но я не совсем об этом. Где Он, когда я вне храма? Он вездесущ, но все же где? Как мне Его найти и услышать в моих повседневных делах и проблемах? Как Ему послужить? Что Ему сказать, кроме традиционных штампованных просьб и интенций? И мне помогли найти ответы на эти вопросы именно молодежные мессы в лагере, когда священник в своей проповеди обращался к нам, молодым, говорил именно о том, что волнует молодых людей в плане жизни и веры, а не неких абстрактных верующих, когда сказанное можно отнести одновременно и ко всем, и ни к кому. А те песни, что мы пели, помогали записать все узнанное и пережитое на скрижалях сердца. Когда ты только учишься молиться, начинать надо с совсем простых вещей, с самых простых слов, потому что Бог одновременно и сложен, и прост. Да, всех слов, что существуют во всех языках мира, не хватит, чтобы описать Его величие и всемогущество, а тем более понять это до конца, но все же Бог снисходит до каждого и "каждому рассказывает свою историю". Он найдет именно то, что поможет достучаться до сердца конкретного человека, порой это совершенно необычные и вовсе не "благочестивые" вещи. И вот удалось научиться открывать Ему сердце и пребывать в Божьем присутствии, просто сказать "вот я, иду к Тебе, такая как есть, потому что Ты повсюду со мной, что бы я ни делала сейчас, а я хочу лишь Твоей любви и милости, научи меня хотеть только Твоей славы, но не своей". Приблизительно так. Нужно переживание близости с Богом, Который когда-то был таким же как мы и прекрасно знает, что такое быть пятнадцатилетним, восемнадцатилетним, двадцатилетним. И да, Он может обратиться к этим Своим детям подобными словами. Где-то после 25 лет - это перерастается, и остается лишь легкая ностальгия по этим временам. Да и в конце-концов, молодежь нормально ходит и на обычные мессы, так почему у них не может быть "своей" раз в неделю? Необязательно она должна быть общеприходской, если это не устраивает большое количество народу. Но, например, в часовне почему нет? Оставьте же вы молодежь в покое, если не хотите потом неприятно поразиться сильно и резко возросшему среднему возрасту прихожан. И не в гитаре и песнях дело даже - молодежь, большей частью, не терпит малейшего неуважения к своей личности и особенностям, тем более высказанного в грубой и категоричной форме, не терпит мертвого формализма и жесткого навязывания чего-либо. А объяснить, почему плохи гитара и их песни, могут только в рамках "традиция-традиция", "протестанты-протестанты", "дурновкусие-дурновкусие", "детсад-детсад". А конкретно плохо-то почему без этого субъективизма и предрассудков? Бог этим что ли оскорбляется? Это ли не принесло добрых плодов, привлекая молодежь к Богу и обучая молитве в ключе "от самого простого к сложному"? Уж поверьте не было среди нас тех, кто уважал лишь три аккорда и прихлопы, будучи не в состоянии воспринять что-то посложнее. Гитара, кстати, не всегда была - чаще синтезатор (уж извините, но органу в крошечной часовне ни за что не поместиться). Прямо сейчас выкинули на помойку и запретили использовать в храмах "богатейшее музыкальное наследие" Церкви? Никто никому ничего не навязывает - каждому даются возможности для наиболее приемлемых для него духовных практик. Несправедливо кого-то лишать этого, потому что существует горстка недовольных. Если нечто не является кощунством, то почему это надо запрещать, когда оно кому-то нужно и полезно? Наилучшей помощью Церкви будет, если каждый займется прежде всего собственным возрастанием, а не выяснениями, кто из нас образованнее, праведнее, лучше, благочестивее, обладает более тонким эстетическим вкусом и тайным знанием, как всей Церкви будет лучше.
Tags: Кафедрал, воспоминания, записки сумасшедшего, история, книги, молитва, музыка, мысли, наблюдения, размышления о вечном, религия, святые, странные взрослые, традиции
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments