
Финская лютеранская церковь св. Анны мне встретилась по пути на Фурштадской. Зданию этому пришлось плохо - мало того, что кинотеатр был когда-то там, так еще и сгорела потом. Судя по всему не до конца восстановили до сих пор.

Еще вот такие китайские мотивы увидела.





Интересные драконы.

Похоже, здесь китайский ресторан, и владелец не поскупился на тематические декорации.

Преображенский собор. Поначалу я ошиблась и пошла в его сторону, так как карта показывала, что надо пройти мимо церкви.

Потом поняла, что все же иду не туда, потому в подробностях его не рассмотрела, но все же подошла поближе, а потом сразу назад.

А мне, оказывается, нужно было в прямо противоположную сторону - мимо этой церкви. .так что все же нашла дорогу.

Соляной пер., д. Вход в музей. Внутри я тоже снимала, купив разрешение, но в помещении я снимаю гораздо хуже, потому качество не везде на уровне.

Витрина с моделями танков в холле. Это немецкие.

А это советский.

Легендарные характерные надписи.

Форма танкиста.

Вот и модель.

А это немец.

На лестнице висят несколько портретов.

В том числе и маршал Жуков на коне.

Начинается экспозиция с такой картины, висящей перед самым входом в зал. Это явно уже встреча родных после Победы. Странное начало, но, наверное, это можно счесть символическим маячком надежды на то, что тот ужас, который будет показан в зале, когда-нибудь закончится.

А эта картина висела на другой стене. По-моему, это осиротевшая мать изображена, если память не изменяет.

Блокадница.

Еще.

И еще.

Мальчик, вынужденный повзрослеть раньше времени.

Тут же при входе в зал видишь витрину со значимыми для блокадников вещами. В центре салазки. Они были незаменимы зимой - на них в том числе вывозили тела умерших в морги и на кладбища. Впрочем, под перевозку бидонов с водой тоже годились.

Вот этот скорбный последний путь. Совершенно обычная картина на улице тех лет.

Здесь так же висят картины этого художника, затрагивающие разные аспекты быта и восприятия блокады. Это его автопортрет.

Информация о нем.

Он очень своеобразный по стилю, и мне, если честно, всего одна работа понравилась. Вот эта. Атмосферно вышло - в этих предметах вся жизнь, они ее спасали.

А это его же интерпретация собственной картины. Его своеобразие еще и в этом - он каждую свою картину, которая висит здесь, прокомментировал.

Гигиена в блокадном городе - это очень сложный и важный вопрос. Талоны были не только на продукты, но и на посещение бани.

Нехитрые средства гигиены.

Комната тех времен. Странно представлять, что ее тишину нарушал стк метронома, который постепенно стал настолько привычным, что волновало не его присутствие, а наоборот отсутствие.

В экспозиции представлено много документов. Мы сейчас слабо представляем, насколько военное время вынуждает все регламентировать. Это направление в эвакуацию. Если его получишь, то собирай вещи.

И цензура в действии. Я ее помню по "Великому противостоянию" Кассиля. "А вчера у нас опять была бабушка, она старуха шумная и не давала спать всю ночь...". Таке шифровки приходилось писать друг другу, чтобы не зарезала цензура. Не всегда было понятно. В ответе на это письмо содержался совет обязательно забрать бабушку с собой, если к ним соберется эвакуироваться. А речь-то была о бомбежке.

А это источник тепла - буржуйка.

Еще.

Все вещи подписывали, когда уезжали. Живы ли остались хозяева этих?

Борьба с бомбами, падающими на жилые дома.

Ездить, когда и куда вздумается, тоже нельзя было - требовались пропуска и разрешения.

Говорят блокадники.

Благодарность за выращивание овощей. маленький повседневный подвиг, который помог выжить многим.

Радостное событие после страшной зимы 41-42 гг. Снова пустили трамваи по городу.

Свидетельства очевидцев. Им было это важно, потому что это означало, что город все равно жив.

После зимы настала и весна...

В таких страшных обстоятельствах цепляешься за соломенку и учишься ценить каждую мелочь, которую в обычной жизни не замечаешь.

Семена.

"Валюта" блокадного Ленинграда - табак. Странно, что при таком голоде кому-то еще хотелось курить...

Это было самое настоящее богатство. Есть что обенять на еду.
Дальше пойдут свидетельства самих блокадников разных возрастов. Пусть они поговорят с нами сами.

Там много таких бумажек висит. В каждой чья-то трагедия и мука.





"Царь беспощадный - голод название ему". (Некрасов)


"Вот мы тебя хороним, а кто нас хоронить будет?" (Савичева-старшая)

Блокадный хлеб. Сколько радости у детей - как мешок конфет принесли. А тогда слово "хлеб" было почти магическим.

Весы для взвешивания паек - в каждом грамме чья-то жизнь.

Письма отцу на фронт из блокадного города.

Маскировочная сетка. Начинается военная экспозиция.

Провокационные листовки от немцев.

А это наша агитация.

Все для фронта.

Каски, чьи владельцы наверняка остались лежат на поле боя.

Командующие.

Еще агитация для поднятия боевого духа.

Блиндаж. Вот как будто сейчас зазвонит телефон, по которому будет передан очередной приказ.

Снова агитация.

На этот плакат вообще без содрогания смотреть невозможно.

На этот тем более.

Но культурная жизнь все-таки не замерла - были концерты и прочее. Вот только не знаю, у кого были силы и желание туда ходить. Я с трудом представляю, как можно просто книгу раскрыть без цели пустить ее на растопку. Наверное, нет во мне этой силы духа, и я бы погибла одной из первых.

Да что культура - спортивные соревнования были. Это мне вообще трудно представить. Как бежать, если каждый день еле таскаешь ноги?

Стандартный наряд женщин-блокадниц, который порой не снимали даже в жару - истощенным людям даже летом было холодно.

Продолжали работать школы.

Голод и бомбежка сами по себе, и уроки сами по себе.

Письмо ребенка.

Жизнь детей и их новости мало меняются, даже если вдруг война.

А каждый день тысячи свидетельств о смерти.

Эти три - родственники предыдущего покойного. Они ненадолго пережили друг друга.

Больничные свидетельства - хорошо, если твое имя хоть кто-нибудь узнал, а то родным и не найти.

Дорога жизни по Ладоге.

Вот так это все происходило. Страшно.

Магистраль. Самая главная магистраль для города - по ней приходила жизнь.

Игрушки, найденные на дне озера. Дети есть дети. Даже спасая свою жизнь, они везли с собой свои маленькие сокровища, как возит всюду свои драгоценности и моя девочка. Почему они оказались на дне? Выронили ослабевшие руки или же повозка ушла под лед?

Солдатское имущество.

Явно немецкое.

Странно думать, что "передвижение фишек" глобально решает чью-то судьбу, но так и было.

Зловещая колючая проволока.

Инструкции, как выйти из "колючего окружения".

Кабинет.

Солдатские вещи.

Победа куется общими усилиями. Маленькими шагами каждый день. Здесь нет мелочей.

А жизнь идет.

Партизаны.

Снова кабинет.


Детский уголок.

Газета.

Сводка о погибших.

Жертвы обстрела.

Милиция.

Подвиг врачей.

Медицина.
Дальше у меня сел фотоаппарат, но это был почти конец экспозиции. Не буду говорить высоких слов, просто скажу, что когда ходила по музею, то я не ощущала боли, страха и прочих таких эмоций. Было ощущение, что победили эти люди, потому что иначе и быть не могло - они отдали на борьбу за это все свое существо. А такие жертвы приносят плоды. Для нас, молодых, все это начинает казаться уже очень далеким - не у всех еще живы хотя бы бабушки и дедушки, которые из первых рук могут рассказать о войне. И все равно услышать - это не самому увидеть. Посещение подобных музеев - это не погружение в страшную сказку, это попытка осознать наше прошлое, и к чему ведет его забвение. Да, так было. Не лично с нами, но было. И если мы не хотим этого же, об этом надо помнить. Потому что, по большому счету, это были такие же люди как мы. Тогдвшние дети превратились в стариков, а взрослые ушли уже, но они жили и дышали тем же, чем живем и дышим мы - они мечтали, любили, переживали и заботились о близких, работали, играли и занимались творчеством. Просто пришла военная гроза и растоптала эти цветы. Жервы были напрасны?