Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

Category:
  • Mood:

Октябрь - месяц Розария

розарий.jpeg

Октябрь именуется месяцем Розария. Церковь в этот период особенно рекомендует эту простую и одновременно глубокую молитву.

История молитвы Розария

Традиция монашеской молитвы обращает внимание на необходимость постоянного ощущения Присутствия Бога. Одни за другими: отшельники, бенедиктинцы, цистерцианцы, картузианцы, слыша призыв: “Непрестанно молитесь” (1 Фес 5; 17), по примеру Христа освящали различные периоды дня и ночи размышлением над молитвой “Отче наш” или псалмами. Восточные христиане, выросшие в традиции богосозерцания, ввели в обиход повторение избранных мест из Святого Писания или просто фразы “Господи Иисусе Христе, помилуй меня”. Они произносили эту фразу в ритме дыхания, использовали камушки, что бы не сбиться со счету и помочь в сосредоточении.

В последующие века Розарий собрал различные традиции, в том числе исихастскую “Иисусову молитву”. На Западе при монастырях в VIII и IX века безграмотных мирян учили молитве, используя фразы из Священного Писания, гимны и Молитву Господню. Такой “замещающий” Псалтырь помогал и монахам, которые даже во время физической работы могли прочитать 150 молитв, соответствующих количеству Псалмов.

Постепенно появились различные течения в умной молитве, связанной с почитанием Богородицы. Известная нам ныне форма молитвы “Ave Maria” появилась только на рубеже XIII-XIV веков, когда связали во едино евангельские слова Ангельского приветствия и слова святой Елизаветы. Эпидемия “черной смерти”, выкосившая людей в средневековой Европе, привела к тому, что к “Ave” присоединили воззвание к Марии о молитве “за нас грешных ныне и в час смерти нашей”. Бывало, что читали 50 или 150 раз “Радуйся Мария” в память о Сотворении мира. Постепенно это сменило 150 других воззваний к Марии, присоединяемых к молитве.
Интересны гипотезы, касающиеся происхождения названия молитвы “Розарий” (rosarium). Одна из них приводит нас на Дальний Восток, где люди используют молитвенный шнурок как некую техническую помощь, во время медитации. Индийское слово “япамала” (japamalа) обозначает “собрание молитв”, либо “букет роз” (“japa” – роза), использовалось для обозначения молитвы на четках, которая в VIII – IX веках перекочевала в ислам, а на рубеже XII-XIII веков в христианство. Среди многих других доминиканец Вильгельм де Нубрук (Wilhelm de Nubruk), живший некоторое время среди татар, пишет: “Они носят молитвенные шнуры (paternoster) так же, как и мы”. Западная традиция приводит легенду о цистерцианце, которому Мария сказала, что вместо венка цветов, которые кладут у ее ног, можно складывать “венец роз” (нем. Rosenkranz; роза – цветок символически связанный с Богородицей) в виде многократного повторения молитвы Ave Maria.

В XV веке окончательно были объединены 2 измерения молитвы: многократное повторение молитвенных формул и размышление над событиями из жизни Иисуса и Марии. Кроме Богородичного Розария, известны и другие его формы. Примером может служить Розарий Святейшего Имени Иисус, читаемый похожим образом, но с размышлениями над Радостными Тайнами из жизни Иисуса.

Значительную роль в распространении Розария сыграли доминиканцы, которые учили, как молиться, размышляя над Библией. Доминиканец из Бретони, блаж. Ален де ля Рош (Alain de la Roche), упорядочил различные традиции и распространил разделение Розария (он называл его “Псалтырь Иисуса и Марии”) на пятнадцать десятков (1 “Отче наш”, 10 “Радуйся Мария”), поделенных на три части.
Начиная с XV века возникают братства Розария, первый устав для них дал св. Андрей Кёльнский, приор доминиканского монастыря. Известно и первое изображение Розария (около 1500 г.), на котором представлена Мария с Младенцем Иисусом, держащая в руке Розарий, а рядом с ней, преклонив колени, стоят св. Доминик и мученик Петр Веронский, а под плащом Марии собрано многочисленное духовенство и миряне. Благодаря жившему в XVI веке картезианцу Доминику Прусскому, распространяется легенда о святом Доминике, согласно которой он получил от Марии розарий из жемчужин как оружие в духовной войне с ересью альбигойцев. В течение долгого времени появление Розария было связанно с личностью святого Доминика, который “получил” его от самой Богоматери во время ее явления ему.

Однако видно, что Розарий родился в течение веков, и невозможно приписать его какому-то одному человеку. Несомненно, все же, что Орден святого Доминика, бродячие проповедники, которые пересекли всю Европу, значительно повлиял на распространение этой молитвы.

Официально единообразный Розарий Пресвятой Девы Марии утвердил Папа (кстати, доминиканец) святой Пий V в 1569 году. А позже, в память победы христиан над туркам под Лепато, день 7 октября был определен как праздник Матери Божией святого Розария.
Молились Розарием, рекомендуя его другим, множество Пап, среди них Лев XIII, блаженный Иоанн XXIII, Павел VI, Иоанн Павел II. Последний в послании “Rosarium Virginis Maria”e, написанном в 2002 году, дополняет его Светлыми тайнами.

Розарий – это двухуровневая молитва. Первый уровень осуществляется при использовании определенной молитвенной техники: ритмическом повторении формулы. Благодаря мелодике и ритму слов, сердце и разум могут освободиться от потока чувств и мыслей, сконцентрировавшись на божественном. Призывание слов Молитвы Господней или Ангельского приветствия помогает нам сердцем ощутить помощь святых. Повторение – это один из методов, помогающих при созерцании вспоминать и делать присутствующими рядом Лица Пресвятой Троицы, а вместе с Ними и Марию. Призвание имени Возлюбленной позволяет увидеть, что подобно тому, как в центре молитвы “Ave Maria” стоит слово “Иисус”, Имя Спасителя проникает и в нашу жизнь.
Наша память призывает Возлюбленного, мы разговариваем с Другом, дышим чувствами Христа, а это приводит к тому, что наша дружба становиться теснее. Что бы дружба возрастала, необходимо “проболтать” много часов! Повторение любимого имени не надоедает, а укрепляет, подобно тому, как это сделало трехкратное исповедание любви к Воскресшему Апостолом Петром. Уровень ритмического повторения тесно связан с использованием четок, которые помогают отмерять ритм молитвы и дают возможность сосредоточения.
Метод молитвы Розария находит многочисленные интерпретации, из которых особого внимания заслуживает “Послание о Розарии” (Rosarium Virginis Mariae) Иоанна Павла II. Впрочем, как пишет святой Августин, когда благодаря какому-то методу мы общаемся с Богом, мы не можем на этом остановиться. Если бы мы остановились на одном лишь способе общения, то остановились бы на методе, а не на Живом Боге, Которого ни один путь, метод или форма не могут объять и исчерпать. Бог всегда дальше, чем позволяют достичь возможности его творений. Однако от множества духовных учителей мы слышим, что методы, если только они не “обожествляют” сами себя, помогают в том, что невозможно описать, то есть в особой встрече с Живым Богом. Связь со Христом, которая является целью, может быть достигнута при помощи различных способов, среди которых особо выделяется Розарий.
Розарий соединяет простоту и глубину. Получивший свое развитие на Западе, он является типичной умной молитвой и соответствует молитве сердца, то есть “Иисусовой молитве”, которая выросла на христианском Востоке. Уровень медитативного повторения, почерпнутый из восточной традиции, соединяется с размышлениями и созерцанием Тайн жизни Иисуса и всей Троицы, Марии и других святых, которые являются основанием четырех тайн Розария.
Тайны розария называли Миниатюрной Библией. Сложно переоценить их роль в формировании библейского сознания католиков. Более всего они касаются учения об Иисусе Христе. Совершенное недавно дополнение Папой тайн заполняет своеобразную христологическую брешь.
Радостные тайны описывают акт Воплощения и детство Иисуса. Скорбные приближают нам Его Страсти и смерть. Славные Тайны напоминают нам, что наш Пастырь воскрес. Добавление Светлых тайн развивает христологическое измерение, проникая в тайны общественного служения Христа. Но все равно Евангелия остаются неисчерпаемыми. Крещение в Иордане, первое чудо в Кане, возвещение Благой Вести и призыв к обращению, Преображение и установление Евхаристии помогают нам увидеть, что богатство Христовых тай по-прежнему открыто пред нами!

В итоге мы не ограничены 15-ю или 20-ю тайнами Розария. Мы остаемся открыты, ибо безмерная глубина тайн Божьих превышает всяческое знание. Когда мы вспоминаем вместе с Марией жизнь Христа, свет благодати помогает нам увидеть в Нем не только Бога, но и тайну человека, достоинство его зачатия, рождения, обучения, семейной жизни, трудов и смерти.

о. Марчин Лисак ОР

Источник

Почему октябрь - месяц Розария?

Может ли сатанист и антиклерикал быть причисленным к сонму блаженных? Может, потому что нет ничего невозможного Богу. Так было и с Бартоло Лонго. О нем мало кто знает, а еще меньше знает о том, что благодаря ему появилась одна из наибольших и наиболее известных базилик, посвященных Деве Марии Царице Розария. И именно благодаря его апостольскому труду октябрь был назван месяцем Розария.

От служителя сатаны…

Бартоло (Бартоломео) Лонго родился 11 февраля 1840 года в католической семье. Учился он в католической школе, однако во время учебы на юриста во времена нарастающего антиклерикализма утратил веру и попал в секту сатанистов. Секта имела крайне антицерковный характер, осмеивала епископов и священников, а также обряды Католической Церкви. Поскольку Лонго хотел стать жрецом культа сатаны, он был «рукоположен» в этот сан «епископом» секты. Как он вспоминал впоследствии, «во время этой церемонии капище сатаны превратилось в сущий ад»: разразилась страшная гроза, а среди грома и молний звучали богохульства участников действа. Потрясенный Лонго потерял сознание и несколько дней не приходил в себя. Однако свою деятельность в секте не оставил и в течение нескольких лет ревностно выполнял обязанности оккультного жреца, оскорблял Католическую Церковь и принимал активное участие в антипапских демонстрациях.

Но у него был хороший друг-католик, профессор Винсент Поуп, который не прекращал попытки обратить сатаниста. Беседы с ним, а также долгие споры с прекрасным богословом, доминиканцем Альберто Раденте, в конце концов, отвратили Бартоломео от секты и склонили к возвращению на путь христианской жизни.

Уже обращенный, Лонго, посвятивший себя помощи бедным, никак не мог обрести духовный покой. Уставший и погруженный в уныние, он приехал в Помпею, а увидев, в какой нищете живут здесь люди, насколько опустошены околицы города, впал, как он сам вспоминал, в отчаяние и был близок к самоубийству. Размышляя о своем положении, он пришел к выводу, что если сан священника дается на всю вечность, то подобным образом действует и посвящение сатане. Пораженный собственным выводом, он услышал в сердце эхо слов о. Альберто, повторявшего вслед за Богородицей: «Тот, кто распространяет св. Розарий, будет спасен». Лонго пал на колени и дал обет, что не покинет эти дикие места, пока все его жители не полюбят Розарий.

…до Апостола св. Розария

На протяжении истории Помпеи пережили много трагедий – начиная с 79 года, когда Везувий уничтожил античный город и на много столетий скрыл его под пеплом, и до 1659 года, когда большая часть жителей этого древнего города умерли от эпидемии. В конце концов, город стал пристанищем разного рода бандитов, грабящих округу. Лишь малая часть жителей осталась верна вере, объединившись вокруг церкви, остальные же вернулись к древним языческим культам.

Лонго отказался от карьеры юриста и вместе со своей верной подругой, которая впоследствии стала его женой – графиней ди’Фуско, стал размышлять, как сдержать данное Богу слово. Жители помпейской долины жили далеко друг от друга, к тому же здесь буйным цветом цвело язычество. Многие вообще не знали молитвы «Радуйся, Мария». Поэтому Бартоло начал ходить от дома к дому, учил молиться и раздавал четки. Чтобы привлечь окрестных жителей, он организовывал встречи, в том числе с оркестром и лампами. И это подействовало. Крестьяне, видя, как много он для них делает, ничего не прося взамен, прониклись к нему доверием.

А Лонго организовал приходские миссии, во время которых несколько священников в течение нескольких дней учили людей. Плоды миссии превзошли все ожидания: большинство жителей обратились к Богу. В день их завершения приехал епископ Неаполя, который торжественно основал Братство Розария и благословил привезенную Лонго икону Девы Марии Царицы Розария.

Уродливая, прекрасная икона

Madonna.eps

«Ее не только поели жуки, но сама Мадонна на ней лицом была вылитая селянка. А святой Доминик смотрелся как какой-то простак. Я сомневался, принять ли мне этот подарок и благодарить ли за него», – так писал Лонго о ставшей впоследствии знаменитой чудотворной иконе Помпейской Богородицы.

Икону, не помещавшуюся в купе вагона, привез в Помпеи извозчик, перевозивший грузы из Неаполя. Не зная, что он везет, извозчик положил поклажу на… кучу навоза. Сегодня чудотворная икона, украшенная папскими коронами, жемчугом и алмазами, которые пожертвовали благодарные почитатели, помещен в золотую раму и находится в главном алтаре базилики. На ней изображена сидящая на троне Дева Мария, на Ее коленях – Дитя Иисус, протягивающий четки Розария святому Доминику. В руках Богородицы – четки св. Екатерины Сиенской. Хотя иконе недостает артистизма, ее сила – в духовных ценностях: «Бог дал нам сей образ, дабы мы чрез него стяжали благодать, которая изменит мир», – сказал об иконе горячий поклонник св.Розария Папа Римский Лев XIII.

Строитель, издатель, учитель

Видя, как растет популярность иконы среди жителей южной части Италии, Бартоло Лонго решил построить храм. И начал собирать для этого пожертвования. Уже через два месяца был освящен краеугольный камень. Благодаря чудесным исцелениям по ходатайству Помпейской Богородицы, которые произошли в Неаполе, люди стали больше жертвовать, и строительство пошло быстрее, а благодаря бескорыстной помощи известного архитектора профессора Антонио Куа, а также умению вести дела и выдержке четы Лонго, храм был закончен спустя 13 лет – в 1891 году.

А пока шло строительство, Лонго занялся издательским делом и благотворительностью. Он основал журналы «Розарий» и «Новая Помпея», в которых писал, в том числе, о необходимости воспитания для детей преступников. Брошенные, несущие на плечах бремя вины родителей, они, как правило, избирали тот же путь. Лонго построил дом для социальных сирот, учил их ремеслу и молитве.

Вокруг базилики вскоре начали возникать типографии, фабрики и швейные мастерские. Известия о доме для сирот быстро распространились по всем тюрьмам Италии, и заключенные начали слать письма с просьбами позаботиться об их детях, и обещали встать на путь исправления. Лонго раз и навсегда разрушил бытующее среди педагогов мнение, что детей преступников ждет криминальное будущее. Сам он на это отвечал: «Мой наставник в воспитании детей – не прославленные педагоги и их школы, а сам Христос. Там, где наука противопоставляется любви, там я бросаю науку и иду за любовью».

Сила Розария

Брат Розарий (такое имя он избрал себе как член Третьего ордена св. Доминика) не только создавал новые Помпеи – город, возродившийся после веков бесславной истории благодаря базилике Деве Марии Царицы Розария, и ставший плодородной почвой для евангелизации. Он спас сотни людей от пут криминала. Подавал «хлеб для тела» в виде многочисленных благотворительных организаций и домов, и для души, став основателем Конгрегации сестер св. Розария в Помпеях, инициатором совершаемой сегодня миллионами людей молитвы Розария пятнадцати суббот и основоположником популярных изданий, которые печатаются тиражами в несколько сотен тысяч экземпляров.

Всего этого он достиг благодаря св. Розарию. Как он сам говорил в своем воззвании к Царице св. Розария, «Розарий – это одновременно и медитация, и прошение. Непрестанная молитва, обращенная к Деве Марии, основана на уповании, что ее материнское ходатайство может все упросить у Сердца Сына».

В 1883 году Папа Римский Лев XIII, друг Лонго и сторонник строительства базилики в Помпеях, объявил октябрь месяцем особой молитвы св. Розария. Некогда сатанист, преданный конверс и общественный деятель, Бартоло Лонго умер 5 октября 1926 года, а в октябре 1980 года Папа Римский Иоанн Павел II во время паломничества в Помпеи причислил апостола св. Розария к лику блаженных, назвав его примером для современных католиков-мирян.

Анастасия Вось
(с) перевод: Братство святой Биргитты, статья любезно предоставлена автором.

Посланец св. БригиттыТ

Как читать Розарий?

Устройство четок

Молитва Розария подразумевает десятикратные повторения молитвы "Радуйся, Мария", поэтому большое значение в устройстве католических четок имеют декады бусинок. Круглые бусины из дерева, пластмассы или камня – наиболее частые составные элементы, они нанизываются на плотную веревку, цепочку или кожаный шнурок. Обычный Розарий выглядит так, как показано на схеме справа. Как Вы можете заметить, декад в Розарии пять, это связанно непосредственно с порядком самой Молитвы Розария. Декады отделены друг от друга интервалами и одинокими бусинами, которые, если они больше по размеру, чем бусины декад, могут не отделяться от декад. В молитвенниках эти «одинокие» бусины называются «большими».

Основание Розария – Распятие, напоминает нам о Жертве Иисуса Христа. Над крестом обычно располагаются пять бусин в последовательности 1-3-1, через интервалы. Это так же связанно с порядком чтения Молитвы Розария.

На самом деле, видов Розария множество: существует, так называемый, «полный» Розарий, который содержит в себе 20 декад. Так же есть «карманные» розарии всего на одну декаду, их даже могут выполнять в виде браслета или кольца.

В Ирландии во времена гонений на католиков придумали и использовали особый вид Розария для скрытого ношения. Он состоял из одной декады бусин и не был замкнут. С одного конца нити прикреплялся крест, с другого — кольцо для надевания на палец. Такой розарий мог использоваться тайно, полностью скрываясь в ладони.

Папа Пий IX назвал Розарий «малым Евангелием». Папа Лев XIII видел в Розарии самое надежное оружие против бедствий и опасностей своего времени. Явившись в 1917 г. в Фатиме, Пресвятая Дева Мария назвала Себя Царицей Розария и настойчиво просила читать эту молитву ежедневно.

«Розарий, - говорит Папа Иоанн Павел II, - это молитва – обращение к Марии. Но это также и наша молитва, которую мы читаем вместе с Марией. Прошу вас: читайте Розарий. Вы – те, кто болен и кто страждет, - не выпускайте четок из рук ваших. Молитва, совершенная в страдании, имеет великую силу».

Розарий – это сочетание устной и мысленной молитвы, совершаемой при помощи четок: мы размышляем об основных событиях жизни Иисуса и Марии и черпаем из них наставления, а к размышлению над каждым событием присоединяем устные молитвы: «Отче наш», «Радуйся, Мария», «Слава Отцу» и особые краткие молитвы.

Весь Розарий охватывает 20 событий, или тайн, из которых – 5 радостных – из детства Иисуса Христа, 5 светлых – о Его подвиге и постепенного восхождения на Крест, 5 скорбных – относящихся к страданиям и смерти Христа и 5 славных – напоминающих о вечной славе Иисуса и Марии на небесах. Таким образом, Розарий делится на четыре части, каждая из которых содержит по пять тем для размышления, называемых тайнами.

Первая часть

Радостные тайны

1. Благовещение.
2. Мария посещает Елисавету.
3. Рождество Иисуса Христа.
4. Сретение (посвящение Иисуса Богу в храме).
5. Двенадцатилетнего отрока Иисуса находят в храме.

Вторая часть

Светлые тайны

1. Крещение Иисуса в Иордане.
2. Чудо в Кане Галилейской.
3. Проповедь Царства Божия и призыв к покаянию.
4. Преображение на горе Фавор.
5. Установление таинства Евхаристии

Третья часть

Скорбные тайны

1. Молитва Иисуса в Гефсиманском саду.
2. Бичевание Иисуса.
3. Венчание тернием.
4. Крестный путь Иисуса Христа.
5. Распятие Иисуса Христа.

Четвертая часть

Славные тайны

1. Воскресение Иисуса Христа.
2. Вознесение Иисуса Христа на небо.
3. Сошествие Святого Духа.
4. Успение Богородицы (Взятие на небо Пресвятой Девы Марии).
5. Венчание Девы Марии небесной славой.

Обычно ежедневно прочитывается одна часть Розария. В октябре - месяце святого Розария - все части читаются подряд: 1-го числа - первая часть, 2-го - вторая, 3-го - третья, 4-го – четвертая, 5-го – снова первая и т.д. В другие месяцы в понедельник и субботу читается первая часть, во вторник и пятницу - третья, в среду – четвертая и в четверг – вторая часть Розария. В воскресенье читается та часть, которая соответствует периоду церковного года: во время Адвента и в период Рождества - первая, во время Великого Поста - третья, во все остальные периоды года - четвертая.

Порядок чтения Молитвы Розария

Совершается крестное знамение, целуется крест на четках и читается вступительная молитва Розария:

Господь наш Иисус Христос! Я посвящаю Тебе этот святой Розарий во славу имени Твоего, в честь Пречистой Матери Твоей и для спасения душ.
Сперва берется пальцами крест и читается "Верую в Бога". Затем берется первая бусинка и читается "Отче наш". На трех следующих - три раза "Радуйся, Мария" (для умножения веры, надежды и любви). После этого - "Слава Отцу". Эти молитвы составляют вступление Розария.
После этого объявляется название части и первой тайны. На большой бусинке читается "Отче наш", на маленьких - 10 "Радуйся Мария".
В конце каждой тайны произносится "Слава Отцу" и могут прибавляться молитвенные возгласы:

О Мария, без первородного греха зачатая!
Моли Бога о нас, к Тебе прибегающих.

О мой Иисус! Прости нам наши прегрешения, избавь нас от огня адского и приведи на небо все души,
особенно те, которые более всего нуждаются в Твоем милосердии.

По окончании ежедневной молитвы по Розарию читается Литания Пресвятой Богородице, а также молитва св. Иосифу.

Молитва после Розария:

Боже, Твой Единородный Сын жизнью, смертью и воскресением Своим открыл нам путь к вечному спасению. Молим Тебя: даруй, чтобы мы, размышляя об этих тайнах в святом Розарии Пресвятой Девы Марии, последовали преподанным в нем примерам и удостоились исполнения данных нам обещаний. Через Христа, Господа нашего.
Аминь.

Источник
Tags: Богородица, Розарий, Рядовое время, история, литургический календарь, молитва, религия, религпросвет, святые, святыни, статьи, традиции
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments