Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

Category:
  • Mood:

Готовимся к Пасхе ч. 1 - Пасхальная корзина и украшение дома

Пасхальная корзина

Освящение праздничных блюд – это давний обычай Церкви. Он напоминает нам об истине, которую св. Апостол Павел выразил такими словами: “Едите ли вы, пьете ли, или что другое делаете – всё совершаете во славу Божию” (1 Кор 10,31). Вкушение пищи – это тоже священнодействие, поэтому мы молимся до и после еды, а в самый большой праздник, на Пасху, освящаем также и пищу.
Завершив святой пасхальный пост и встретив Воскресшего Господа на пасхальной Божественной Литургии, мы вернемся с радостью в свои дома и вместе со Христом сядем за общий праздничный стол. Мы окажем взаимную доброжелательность, когда будем поздравлять друг друга, говорить каждому свои праздничные пожелания, делясь при этом освященными яйцами – символом новой жизни. (Вступительное слово из чина освящения)

Для начала неплохо украсить корзину.

Например, веточками зелени, которые символизируют вечную жизнь. Можно приложить веточку освященной вербы. Это напоминание нам о пути страданий, который пришлось преодолеть Христу ради грядущей радости всеобщего спасения. Корзину можно накрыть красивым вышитым полотенцем. Нить символизирует жизнь. Плетение нити тоже может быть символом вечности, ибо это процесс, который можно продолжать бесконечно.

Что же мы будем класть в Пасхальную корзину?

Яйца

Пасхальную корзину нельзя представить без крашеных яиц. Это самый настоящий символ праздника, прочно сохраняющийся из столетия в столетие. Кто-то красит луковой шелухой, кто-то использует пищевые или химические красители, кто-то мудрит с термонаклейками, а кто-то пытается расписать яйца самостоятельно. Нет самого лучшего и правильного способа – полная свобода творчества. В старину эти яйца назывались крашенками. Были так же «писанки» - яйца, которые расписывали. Писанка, в отличие от крашенки, — непременно сырое яйцо. Предназначались писанки лишь для дарения. В Светлое Воскресенье, на заре, девушка, что на выданье, с писанкой в руке отправлялась в сад, к яблоньке, встречать утреннюю зарю. По народному обычаю она просила у зари красоты и здоровья (а Пасха-то тут причем? - прим. авт.), а затем, завернув писанку, предназначенную любимому, в платок, специально к этому случаю вышитый, дарила ему в знак любви и согласия стать супругой.
Существует множество версий происхождения традиции красить яйца на Пасху, больше похожих на легенды. Одна из них гласит, что первые расписанные яркими красками яйца подарила Пилату Матерь Божия, пытаясь спасти Своего Сына от смерти. В другом предании говорится, что некий бедняк нес корзину яиц на продажу, но, встретив Иисуса, несшего крест, помог Ему. После этого яйца покрылись чудесными узорами. (Интересное прочтение Евангелия, где говорится, что помогал Симон Киринеянин, но он шел с поля, потому никак не мог нести корзину, скорее при нем была лопата какая-нибудь. -прим. авт). Еще я вроде как-то слышала другую версию этой легенды, что корзина была не у «бедняка», а у святой Вероники, что вытерла Лик Христа платком. Это гораздо больше похоже на правду. Согласно третьей легенде, капли крови Спасителя окрасили яйца в красный цвет, а от слез Марии скорлупа украсилась тонким орнаментом. И еще одна легенда рассказывает о том, что Мария Магдалина пришла к императору Тиберию сообщить о Воскресении Христа с яйцом в руке. И Тиберий возразил, что это так же невозможно как и то, чтобы яйцо вдруг стало красным. И оно в тот же миг покраснело. Последнее мне видится наиболее правдоподобным. Наверное, не просто так Мария Магдалина пришла с яйцом в руке. Странный же поступок все-таки? Угостить она его пришла что ли? Да нет, не угостить. Просто поскольку в императорский дворец без подарков ходить было не принято, бедная женщина взяла с собой простое куриное яйцо.
Она пришла принести весть. Весть о Воскресении и победе жизни. А яйцо еще с языческих времен символизирует вселенную, солнце, землю, жизнь, плодовитость, возрождение, силу, противостоящую злым духам. Христос победил смерть, Он сама Жизнь. И потому не случайно избрано яйцо для сообщения этой вести. В христианской символике с тех пор яйцо является образом Воскресения Христа, пробившего скорлупу смерти и воскресшего из мертвых. Потому невозможно представить себе Пасхальную трапезу без крашенных яиц. Очень часто яйца красят в красный цвет, так как он ныне в христианстве символизирует любовь, пролитую Кровь Христа и вечную жизнь.
Верующие, садясь за стол, часто обмениваются яйцами друг с другом и говорят слова добрых пожеланий. Или дарят их друг другу при встрече, иногда стукаясь друг с другом, и тот, кто разбил чужое яйцо, забирает его себе (некоторые хитрые дети порой подсовывают деревянное яйцо, а попробуй-ка его разбей!) Есть так же традиция катать яйца с горы (в нынешние времена сохранилась лишь в некоторых странах, хотя на Руси раньше тоже практиковали – я еще помню как прабабушка вручала мне красное яйцо, и я радостно гоняла его по коридору, очень расстраиваясь от того, что скорлупа мгновенно портилась, и яйцо уже не было таким красивым, и это явно отголоски той самой традиции катать яйца). Катящееся с горы яйцо символизирует камень, отваленный от Гроба Господня.
В Западных странах популярна традиция искать спрятанные пасхальные яйца, которые якобы прячет Пасхальный кролик. Но у этой традиции не христианские, а языческие корни. По одной из версий происхождение пасхального кролика восходит к древнегерманским традициям. Тевтонское божество Эостра (Остара) было богиней весны и плодородия. Празднования в её честь проводились в день весеннего равноденствия. Её символом был кролик — животное, отличающееся чрезвычайной плодовитостью. Культ Эостры был распространён и среди англосаксов, и ассоциация зайцев с пасхальными праздниками существовала в фольклоре еще в XIX в. Считается, что зайцы несли светильники Эостры, которая была богиней утренней зари и весеннего плодородия. Корни этой традиции, скорее всего, теряются в глубине веков, так как заяц был животным, сопровождавшим Афродиту. И согласно легенде однажды богиня разгневалась на курицу и превратила ее в кролика, который в память о том, что когда-то был птицей до сих пор несет яйца. В общем, в нашей семье от подобного символа мы воздерживаемся, и не будет у нас сказок о пасхальном зайце-кролике. Даже на открытках его избегаем.
В Европе и Америке так же принято дарить не только обычные яйца, но и шоколадные в фольге. Эти яйца особенно нравятся детям. Традиция делать шоколадные яйца пришла из Франции. С XVII века там стали наполнять сырые яйца шоколадом, освободив их сначала от содержимого. А затем стали делать шоколадные яйца . Часто внутри они полые, и там спрятан маленький сюрприз. Подражая западным странам, некоторые российские католики тоже используют шоколадные яйца. Конечно, в чине освящения пасхальной трапезы ничего не говорится про шоколад, но почему бы и нет? В конце-концов, в качестве сувениров мы порой дарим и восковые яйца-свечи, и деревянные яйца. Так что шоколад занимает достойное место среди пасхальных подарков и лакомств.
Есть еще вопрос, куда девать скорлупу и испорченные наклейки с яиц. Раньше скорлупу сжигали в печи, а не выкидывали. Сейчас я слышала разные мнения. Все-таки рекомендуют или сжигать, или закапывать. Но часто это невозможно. Трудно это провернуть в городской квартире. Скорлупу и прочий мусор, наверное, можно выкинуть, главное не выкидывать саму освященную пищу. Потому освящать следует столько яиц, сколько семья и гости смогут съесть, а не полную корзину, с которой потом не знаешь, что делать. Как по мне, то по два яйца на человека, ну максимум три для особых любителей. Мало кто ест больше. «Излишек» можно пожертвовать в корзину для бедных, если таковая имеется при храме. А в качестве наклеек я очень рекомендую использовать только нейтральные сюжеты и воздержаться от покупки наклеек с иконами, храмами и т.п. Рвать их потом, чтобы съесть яйцо, как-то не очень хорошо, а потом еще и в мусор выкидывать. Лучше уж зверюшки-цветочки-орнаменты.

Кулич

Кулич в том виде, в котором мы привыкли его класть в Пасхальную корзину, характерен прежде всего для стран, придерживающихся византийской христианской традиции. Название кулич церковного происхождения, пришедшее в русский язык из греческого, в котором оно означает «крендель» (греч. κουλλίκι(ον) из ср.-греч., от κόλλιξ «хлеб круглой или овальной формы»). Это дрожжевое изделие различной степени сдобности и различное по величине и форме, но всегда высокое. Делается в форме цилиндра из теста, часто с изюмом, сверху украшается сахарной пудрой или глазурью. В качестве специй применяются: ваниль, кардамон, мускатный орех. В различных регионах России куличи выпекали в разных формах (например в Вологодской губернии в форме раскрытого ягодного пирога), но чаще всего ему придавали форму высокой церковной просфоры (о сходстве с артосом см. ниже) и делали его как можно более скоромным (то есть не постным). Это достигалось добавлением в тесто большого количества яиц и масла.
Кулич является подобием церковного артоса — большого хлеба с изображением креста с терновым венком (в знак победы Христа над смертью) или образом Воскресения. Он является одним из древнейших символов Воскресения Христа (апостолы за трапезами оставляли среднее место за столом пустым и клали на него хлеб, предназначавшийся Иисусу). В дни празднования Пасхи артос обносят с крестным ходом вокруг храма и оставляют на особом столе по примеру апостолов, а в субботу светлой седмицы после благословения раздают верующим.
Кулич — домашний эквивалент артоса. Для его приготовления используются дрожжи. Кулич заменяет опресноки из Ветхого Завета. По этой причине квасной кулич — символ замены Ветхого Завета на Новый. Именно поэтому я говорю о византийской традиции прежде всего – в латинской до сих пор используют пресный хлеб в богослужении.
После окончания пасхального богослужения куличом разговлялись после Великого поста: иногда уже в церкви прихожане угощали друг друга и священнослужителей кусочками своего кулича, но чаще дома за пасхальной трапезой глава семьи делил его по числу домочадцев.
Почему важен подобный хлеб на Пасхальном столе? Прежде всего потому что Христос – это Хлеб, сошедший с Небес, Хлеб нашей жизни (Ин. 6:33). Это память о том, как однажды Иисус приумножил хлеба, чтобы накормить голодных. (Ин. 6:1-15) Это символ таинства Евхаристии, к которой мы приобщаемся, приходя в храм. Именно потому хлеб в том или ином виде присутствует во всех христианских традициях – не только кулич в византийской. Например, западные славяне (поляки те же) выпекают из теста барашка, агнца, так как Христос, принес Себя в жертву подобно тому, как иудеи приносили в жертву агнцев. Одно из имен Христа – Агнец Божий (Ин. 1:29). В российской католической традиции агнцы из теста присутствуют с каждым годом все больше – наладили производство, так сказать. Местные традиции находятся под сильным влиянием как русских православных, так и польских католических, потому иногда получается причудливая, но очень симпатичная смесь. В других странах хлеб может присутствовать, например, в виде песочного кекса («бабы»), пирогов или пряников.

Творожная пасха

Пасхальное угощение из творога хорошо знакомо русским людям, хотя многие и не знают, что именно оно символизирует. А на деле символизм очень глубок. Выводя свой народ из Египта, Господь через Моисея обещал привести его в Землю Обетованную, «землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед» (Исх. 2, 7). Эта характеристика земли обетованной сохраняется на протяжении всего повествования о Пасхе — переходе евреев из Египта в Палестину. И эта земля является для христиан прообразом Царства Небесного, путь в которое для верующего человека еще более труден, чем сорокалетнее путешествие иудеев. Ее «молоко и мед» — образ нескончаемой радости, блаженства святых, удостоенных спасения и вечного пребывания перед престолом Божиим.
Таким образом, творожная пасха — это символ пасхального веселья, сладости райской жизни, блаженной Вечности… А «горка», форма, в которую укладывается пасха — это символ Небесного Сиона, незыблемого основания Нового Иерусалима — города, в котором нет храма, но «Сам Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец» (Апок. 21, 22).
В католическом чине освящения Пасхальной пищи нет ни слова про творог или молоко, но многие российские католики все равно переняли эту традицию, и в их корзинах присутствует это блюдо.
Католики так же несут с собой в храм на освящение помимо яиц, куличей, пасок:

Вино

О нем тоже не говорится в чине освящения, но все-таки в Пасхальной корзине оно очень даже уместно. Вино - это плод виноградной лозы. А Христос сказал Сам о Себе: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». (Ин. 15, 1, 5) Она (лоза) символ нашего единения во Христе, своего рода символ Мистического Тела Христа – Церкви, чьими членами (можно сказать и ветвями) мы являемся. Вино в христианской традиции является символом Крови Христа и также имеет жертвенный смысл – именно вино претворяется в Кровь Христову. Вино так же является символом радости и веселья. Отнюдь не случайно Божья Матерь с печалью сказала Сыну на браке в Кане: «Вина нет у них» (Ин. 2:3). Свадьба, люди радуются, веселятся, а тут вино заканчивается. Веселье закончилось? Но нет, Иисус даровал им вино, претворенное из простой воды. (Ин. 2:7-11) Он хочет дарить нам радость. В конце Тайной вечери Иисус сказал апостолам, взяв чашу и благодарив, подал им: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего». (Мф. 26:26-29). «Свое воскресение Он по всей справедливости называет Царствием, ибо тогда Он упразднил смерть, явив Себя истинным Царем. Или понимай и так: новое питие – откровение тайн Божиих, которые откроются тогда – в Царстве Божием, то есть при втором пришествии; «новыя», то есть такие, каких мы никогда не слышали. Христос говорит, что Сам будет пить их вместе с нами. Это значит, что нашу пользу почитает Своею пищею и питьем», – писал Феофилакт Болгарский. Мы все поймем после, на Небесах, где Сам Христос откроет их нам. А пока мы приобщаемся к Телу и Крови Христа под видом хлеба и вина, чтобы жить вечно.

Соль

В корзину кладут так же и солонку. Соль – это то, что предохраняет продукты от порчи, символ символ полноты и достатка. В Библии соль символизирует способ связи между Богом и его народом, которому нужно хранить чистоту сердца, чтобы подражать Христу. Во время нагорной проповеди Иисус называет учеников “солью земли”. Соль – это тот продукт, который даже в малом количестве добавляет вкуса другим продуктам. Она напомнит нам о том, что мы, христиане, должны быть этой самой солью, чтобы сохранить мир от разложения, давая ему пример, чтобы нести свет и радость, давая другим людям надежду. Так же освященная соль – это сакраменталий. Ее используют для защиты от сил тьмы, посыпая жилище, продукты, давая людям (раньше давали при крещении катехуменам, сейчас это сохранилось в Крещении по Тридентскому чину, когда ребенку дают вкусить немного этой соли). Но это не оберег, а скорее видимы знак нашего моления к Богу о защите нас от всякого зла, прежде всего духовного.

Мясо

Мясо и колбасы освящаются в память о пасхальном агнце, которого ели на пасху иудейскую. Указывают также на теленка, которого велел заколоть добрый отец после возвращения блудного сына домой. Это символ душевной радости, что приходит от исполнения человеком Божьей свободы.

Так же в Пасхальной корзине могут присутствовать и другие продукты и вещи в зависимости от местных обычаев. Например:

Масло и сыр

Молоко является продуктом, который не сделал человек, а подарила природа. Так, как мама кормит ребенка с нежностью и любовью, так сыр и масло, эти нежные на вкус продукты, приготовленные из молока, являются символом нежности и жертвенности Бога. К Божьей благодати мы должны стремиться, как младенец стремится напитаться материнским молоком.. Эти продукты накладывают в небольшие сосуды, а сверху рисуют крестик. Так же агнца из хлеба, о котором я написала выше, в некоторых местах могут заменить на агнца из сливочного масла.

Хрен

Освящается в память о горьких травах, что вкушали вместе с пасхальным агнцем, чтобы вспоминать о горечи рабства в Египте. Это отсылает нас к Ветхому Завету, когда мы все еще были рабами греха.

Свеча

Я с детства помню традицию вставлять зажженную свечу в кулич во время освящения пасхальной трапезы. Особенно сложно было сделать так, чтобы она не погасла во время обряда – или ветер задует, или водой зальет. Ветер все же чаще. Свеча – это символ нашего просвещения благодатью Воскресшего Христа, который Сам сказал нам: «Вы – свет миру» (Мф.5:14) Вообще католики латинского обряда обычно не вставляют свечи в куличи – не принято. Но в России традиции тесно переплелись, потому так делают многие. Если не в сам кулич, то просто рядом зажечь могут свечку. Но в любом случае свечи приносят на торжественную службу Навечерия Пасхи, где они будут зажжены от освященного огня пасхала, огромной свечи, что символизирует Воскресшего Христа. Такая освященная на службе свеча по традиции хранится в семье весь год и зажигается в Пасхальный период (например, во время трапезы или семейной вечерней молитвы), а так же для молитвы в особенно тяжелые для семьи моменты.

Искусственные цветы

В России так же в православной среде принято украшать кулич или пасху искусственными цветами. Этот символ можно трактовать по-разному. Пасха – весенний праздник, праздник радости, новой жизни, потому цветы очень уместны. В этот сезон в старину живых еще особо не было, потому укоренилась традиция украшать либо засушенными цветами, либо цветами из разных материалов. Ими украшали дом. В начале прошлого века искусственные цветы на Пасху были в большой моде. В ход шли самые разнообразные материалы, чаще всего провощенная цветная материя. Одно время было модным украшать пасхальный стол экзотическими цветами из сахара, но ныне способ их изготовления надежно забыт.
Кроме цветов использовали букетики засушенных ягод, зелень, хвою, мох, раскрашенные ракушки и перышки, а также разноцветные ленты. Из всего этого делали веночки, которые вешали над дверью, гирлянды для украшения прихожей и комнат, разнообразные цветочные букеты на столах шкафах, музыкальных инструментах. Веночками из сухоцветов и бумажными венками обвивали куличи и пасхи. Обязательно украшали цветами иконы. Так же вскоре будет время посещать могилы родных и близких и никуда не деться от традиции приносить на кладбище цветы. Поднося цветы, живые как бы делятся с усопшими надеждой всеобщего воскрешения.
Российские католики не имеют традиции ставить цветы в кулич, мне иногда этого не хватает – это была моя обязанность в детстве выбрать цветы для украшения кулича. Целый ритуал. А потом эти цветы у нас долго хранились, и я даже пыталась заставить их пахнуть, смачивая их сердцевинки духами. Мало что получалось.

Украшение дома

Традиции украшать дом разнятся от местности к местности, можно выбирать то, что нравится, но хорошо придерживаться местных обычаев, чтобы сохранять культурные связи со страной, где ты живешь. Но вот общие черты, которые можно сохранять:

1) Фигура воскресшего Христа (например, на открытке в рамочке или в виде небольшой статуэтки). Это напоминание о том, что Воскресший Господь среди нас. Естественно, это украшение лучше устанавливать после службы Навечерия Пасхи, когда праздник уже наступил, и держать до праздника Вознесения.

2) Домашний пасхал – свеча, которую освятили на богослужении Навечерия Пасхи. Ее хорошо поставить или на обеденный стол или в молитвенный уголок. Это так же напоминание о присутствии Христа воскресшего.

3) Яйца – деревянные, пластиковые, подсвечники и т.п. Напоминают нам о новой жизни, для которой мы воскресли со Христом, что разбил скорлупу смерти. Рядом можно поставить курицу, цыплят, петуха. Это просто так. Напоминание о том, откуда яйца появились. Можно яйца на палочках поставить в вазу с ветками вербы – символ того, что праздник Пасхи, наконец, настал.

4) Цветы и зелень – так же символ новой жизни. Можно использовать как живые, так и засушенные или искусственные. Самое главное украсить стол, а так же молитвенный уголок.

5) Фигурки ангелов. Они уместны не только на Рождество, но и на Пасху. Потому что Ангел вновь принес Благую весть - в этот раз о Воскресении Христа. (Мф. 28:1-7)

Праздничная трапеза

Прежде чем сесть за праздничный стол хорошо прочитать молитву:

Господи Иисусе Христе, воссядь среди нас, дай нам ощутить радость Твоего воскресения, чтобы мы стали Твоими учениками, а стол наш служил знаком примирения и единства. Аминь.

Далее вполне уместно прочитать отрывок из Евангелия о Воскресении Христа, чтобы еще раз поразмышлять и удивиться. Можно зажечь освященную пасхальную свечу, чтобы напоминала о том свете, который мы получили.

В начале трапезы есть традиция обмениваться пасхальными яйцами с добрыми пожеланиями друг другу. Трапезу нужно провести с радостью в сердце и в духе братской любви.

Продолжение следует
Tags: Пасха, готовимся к Пасхе, история, кулинария, молитва, праздники, религия, религпросвет, статьи, традиции, украшение дома
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments