Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

Categories:
  • Mood:

11 апреля - св. Станислав Краковский

св. станислав.jpg

СВ. СТАНИСЛАВ ЩЕПАНОВСКИЙ,
ЕПИСКОП (1036-1079)

Жизнь и деятельность св. Станислава прежде всего связаны с Краковом. Уже в VII или VIII вв. вблизи Кракова, на правом берегу Вислы, появился курган Крака, легендарного вождя племени, а рядом – курган Ванды. В VIII или IX вв. возникают городище Вавель и поселение под его стенами, ставшее племенным центром вислян. О существовании Кракова писал Ибрагим ибн Якуб (960-965), арабский купец, путешествовавший по Европе. В IX в. Краков принадлежал Великоморавскому княжеству, затем – Чехии, а в X в. король Болеслав Храбрый присоединил город к Польше. Как полагают некоторые специалисты, уже во времена свв. Кирилла и Мефодия в IX в. Краков мог быть местопребыванием славянского епископа. Латинская же епархия возникла здесь около 1000 г., в качестве викариата Гнезненской метрополии. Казимир Обновитель (†1058) избрал Краков своей столицей. Город оставался центром государственности до 1611 г., когда король Сигизмунд III перенес столицу в Варшаву. Многие века Краков оставался не только политическим, но и культурно-религиозным центром Польшы. В 1364 г. Казимир Великий основал здесь университет, возрожденный Владиславом Ягайло на средства св. Ядвиги (†1399). Из Кракова происходит первый папа-славянин – Иоанн Павел II. На ниве Христовой в Кракове трудились многие польские святые: св. Станислав († 1079), бл. Викентий Кадлубек (†1223), св. Гиацинт (†1257), бл. Бронислав (†1259), бл. Соломея (†1268), св. королева Ядвига (†1399), св. Иоанн Кантий († 1473), св. Казимир († 1482), бл. Симон из Липницы (†1482), св. Рафаил Калиновский (†1907), св. Альберт Хмелёвский (†1916), св. Фаустина Ковальская (†1938) и несколько десятков других кандидатов на канонизацию.

Самые древние повествования, относящиеся к жизни св. Станислава — «Летописание» (хроники Краковской епархии), которое велось со дня ее основания, а также «Список Краковских епископов». В этих документах содержатся первые упоминания о св. Станиславе. О святом писали также первый историк Польши Галл (ок. 1112 г.) и бл. Викентий Кадлубек. Первое полное житие Мученика было написано около 1240 г. доминиканцем Викентием из Келец. Именно оно и послужило основанием для канонизации Станислава Щепановского.

Св. Станислав родился 26 июля 1036 г., его родителями были Велислав и Маргарита (Богна), происходившие из рыцарского рода Туржинов, живших в деревнях Раба и Щепанов, недалеко от Бохни. Святой Станислав родился в Щепанове. О его детстве и юных летах известно немногое. Первоначальное образование он получил в аббатстве Тынец вблизи Кракова, затем учился за границей, в знаменитой в то время кафедральной школе Льежа в Бельгии, а также в Париже. Священный сан он принял около 1060 г. По возвращении в Краков он был назначен каноником Краковского кафедрального собора. После смерти епископа Ламберта св. Станислав в 1070 г. был избран на его епископский кафедру. В 1072 г. его назначение было одобрено сначала королем Болеславом Смелым, а затем папой Александром II.

О деятельности св. Станислава также известно мало. В родной деревне он построил деревянную церковь св. Марии Магдалины, которую позже восстановил Ян Длугош. Св. Станислав также включил деревню Пётравин (на правом берегу Вислы) в собственность Краковской епархии, что вызвало протест наследников умершего владельца деревни. Спор завершился победой св. Станислава, приведшего, согласно легенде, воскрешенного им бывшего владельца имения на королевский суд, где тот подтвердил, что купчая безупречна. Молодой краковский епископ был сторонником церковной реформы, проводившейся в то время Папой Григорием VII (1073-1085), заботившимся о возрождении Церкви. Вскоре между молодым епископом и королем Болеславом Смелым возник острый конфликт, приведший к трагедии.

Галл Аноним – польский летописец, составивший историю страны по воле короля Болеслава Кривоустого, повествует об этой трагедии так: «О том же, как король Болеслав был из Польши изгнан, писать слишком долго. Но одно можно сказать: не должен помазанник помазаннику отмщать любой плотский грех. Тем весьма великий вред он себе нанес, грех умножив, и повелев епископу за бунт отсечь члены. Мы же ни епископа-бунтовщика не обеляем, ни короля, так жестоко мстящего, не хвалим» (Хроника 1, 27). В своей хронике Галл Аноним подчеркнул, что в те времена епископ, назначаемый на кафедру, перед тем, как принять на себя управление ею, должен был принести присягу верности монарху. Но поскольку епископ краковский выступил против короля и предал его анафеме, тем самым лишив его королевской власти, то некоторые могли бы и самого святого принять за бунтовщика.

Но какова же была глубинная причина конфликта между королем и епископом?

Понять это нам поможет хроника Викентия Кадлубка, который указывает, что причина кроется в том, что король Болеслав вел бесконечные войны и потому часто отсутствовал в стране. История Польши называет эти войны «королевскими». В 1058 г. король напал на Чехию, но проиграл сражение. Затем, в 1060 и 1062 гг., он дважды собирал войско для похода против германского императора, поддерживая венгерского короля Белу I. В 1069 г. король пошел на Киев, чтобы поддержать родственника, князя Изяслава, одного из претендентов на киевский престол. В 1070-1072 гг. король вновь воевал в Чехии. После смерти короля Белы I Болеслав возвел на венгерский трон его сына, Владислава. Затем, в 1077 г. – вновь пошел на Киев. Непрекращающиеся войны привели к противостоянию короля и епископа.

Викентий Кадлубек пишет, что в отсутствие короля, в стране повсеместно распространились разбой и грабежи, неверные жены нарушали супружескую клятву. Рыцари просили короля возвратиться в страну, он же не хотел об этом и слышать. Поэтому некоторые из рыцарей стали самовольно оставлять монарха, заботясь о судьбе своих домов и семей. Когда король возвратился из Киевской Руси, он начал преследовать тех, кто незаконно покинул его. Под угрозой смерти король приказал неверным женам кормить грудью щенков, а незаконнорожденных младенцев – убивать. Это вызвало повсеместное осуждение. Святой Станислав выступил в защиту тех, кому так жестоко мстил царедворец. Он увещевал короля, призывая явить христианское милосердие по отношению к виновным и не карать их столь жестоко. Когда же монарх не внял его увещеваниям, епископ отлучил его от Церкви, тем самым лишив королевской власти. Ради собственной безопасности епископ оставил Вавель и избрал своим местопребыванием церковь св. Михаила на Скалке. Король, узнав об отлучении, в порыве гнева ворвался с дружиной в храм во время Св. Мессы и поразил святого мечом в голову. Затем он приказал своим воинам разорвать тело святого на куски.

Великопольская хроника конца XIII в. так описывает мученическую смерть епископа: «Зная, что Болеслав свирепствует, подобно дикому зверю посреди стада овчего, и что меч тирана проливает кровь…что королевское достоинство оставлено и справедливость насилием попрана, епископ Станислав обратился к нему с отеческим увещанием. Тот же, презрев отеческие слова и замышляя зло, присовокупил ко злу сему зло еще худшее: святого мужа, совершающего Божественную Литургию в часовне св. Михаила на Скалке, мечом своим преступно умертвил и, тело его из часовни вынеся, рассек на четыре части».

Предание говорит также о чудесном событии, произошедшем тогда. Разрубленное члены епископа чудесно соединились вновь и тело святого мученика стерегли прилетевшие внезапно орлы. Народ, узнав о страшных делах короля, осудил его и от него отвернулся. Король Болеслав был вынужден бежать из страны. Он нашел приют в Венгрии, где старался убедить короля Владислава помочь ему вернуть трон. Последние годы жизни короля покрыты пеленой тайны. Согласно преданию, Болеслав Смелый скончался в 1081 г. кающимся монахом в бенедиктинском аббатстве в Осяке (Югославия).

В 1963 г. проф. Ян Ольбрыхт и д-р Мариан Кусяк провели экспертизу частицы мощей из реликвария св. Станислава, находящегося в сокровищнице кафедрального собора в Вавеле и пришли к следующему выводу: святой епископ погиб примерно в возрасте 40 лет. На черепе остались следы 7 ударов мечем. Самая глубокая рана имеет 45 мм в длину и ок. 6 мм в глубину. Удары были нанесены сзади. Таким образом, предание обрело научное подтверждение.

Точная дата смерти св. Станислава не известна. Булла о канонизации святого называет 11 апреля 1079 г. днем его мученической гибели. В этот же день, в соответствии с последней реформой литургического календаря, Католическая Церковь чтит его память. Краковские же летописи называют днем смерти святого 8 мая 1079 г., и именно в этот день в Польше торжественно воспоминают св. Станислава, своего главного небесного покровителя.

В 1083 г. останки св. Станислава были торжественно перенесены со Скалки в кафедральную церковь Вавеля. Тогда же стали всерьез задумываться об открытии его канонизационного процесса. Но несколько десятков лет спустя, Польша распалась на уделы (1138 г.) и феодальная раздробленность помешала прославлению мученика. И лишь Иво Одровонж, епископ краковский, поручил доминиканцу Викентию Келецкому составить житие св. Станислава. Затем подготовкой к канонизации занимался краковский епископ Прандота, распорядившийся вести особую книгу для записи чудес, совершившихся ходатайством Мученика.

Наконец 17 сентября 1253 г., в базилике св. Франциска в Ассизи, папа Иннокентий IV торжественно причислил еп. Станислава к лику святых и вручил архиереям польской Церкви канонизационную буллу. В память этого события в этой базилике позже была устроена часовня в честь святого Мученика.

Краков встретил возвращающихся из Италии посланников торжественной процессией. 8 мая 1254 г. в Кракове прошли невиданные торжества в честь св. Станислава, в которых приняли участие многие епископы и польские удельные князья. Так, впервые за 116 лет, вся Польша объединилась, чтобы воздать почести своему главному покровителю. Епископ Прандота подарил чешскому королю Карлу IV значительную часть мощей Святого, для которых тот построил церковь и монастырь.

Св. Станислав, епископ и мученик, один из любимейших персонажей польской агиографии. Он является символом защитника угнетенных пред лицом тех, кто злоупотребляет властью, символом пастыря, отдавшего жизнь для защиты вверенного ему стада. Наконец, св. Станислав всегда воспринимался как символ единства и независимости Польши, поэтому его почитание после раздела Речи Посполитой сделалось столь близким сердцу поляков.

Источник

Литания Святому Станиславу, епископу

Господи, помилуй. Христе, помилуй, Господи, помилуй.
Христе, внемли нам. Христе, услышь нас.
Отче Небесный, Боже, помилуй нас!
Сын, Искупитель мира, Боже, помилуй нас!
Дух Святой, Боже, помилуй нас!
Святая Троица, Единый Боже, помилуй нас!
Святой Станислав, молись о нас!
Святой Епископ и Мученик Христов, молись о нас!
Священник Иисуса Христа, молись о нас!
Свет Церкви Божией, молись о нас!
Пастырь Овчарни Христовой, молись о нас!
Апостол народа верного, молись о нас!
Отче своей Отчизны, молись о нас!
Отче народа верного, молись о нас!
Посвященный Богу прежде рождения, молись о нас!
От младенчества совершенный в поступках, молись о нас!
Муж, предназначенный ко служению духовному, молись о нас!
Муж, ставший образчиком в служении духовном, молись о нас!
Образец набожного совершенства, молись о нас!
Образец достоинства епископского, молись о нас!
Украшение священства, молись о нас!
Украшение народа своего, молись о нас!
Проповедник истины, молись о нас!
Великий в речах и делах пред Богом, молись о нас!
Защитник и податель пропитания бедным, молись о нас!
Верный последователь Иоанна Крестителя, молись о нас!
Рвением подобный Илии, молись о нас!
Разрушитель преступлений, молись о нас!
Учитель добродетели, молись о нас!
Воскреситель умерших, молись о нас!
Петровина для свидетельства истины пред
государем из гроба выведший, молись о нас!
Укрепляющий колеблющихся в вере, молись о нас!
Утверждающий в надежде воскресения, молись о нас!
Государем при сотворении жертвы Божией убиенный, молись о нас!
Жертва Богу угодная, молись о нас!
Лекарь немощей, молись о нас!
Ходатай во всех нуждах, молись о нас!
Заступник, дарами своими во всем христианском мире известный, молись о нас!
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, - прости нас, Господи.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, - услышь нас, Господи.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, - помилуй нас, Господи.
В. Молись о нас, святой Станислав!
О. Да удостоимся исполнения Христовых обещаний
В. Господи, услышь молитвы наши!
О. И глас наш к Тебе да придет.

Помолимся: Боже, за честь Которого славный епископ Станислав принял смерть от мечей безбожников, соделай так, чтобы все, призывающие его заступничества, обрели спасительный плод молитв своих. Через Христа, Господа нашего. В. Аминь.

Молитвы к св. Станиславу

Боже, во славу Твою святой епископ Станислав принял смерть от мечей гонителей; молим Тебя, соделай и нас способными сохранять твёрдость в вере даже перед лицом смерти. Через Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

О, святой Станислав! Ты наш защитник и заступник – испроси нам благодать истинного покаяния! Да возвратится в наши сокрушенные и смиренные сердца совершенное целомудрие помыслов, слов, дел и чистота нравов. Да расцветет чистотой обновленное Духом Божиим лицо нашей земли, чтобы все мы сделались угодными Богу и чтобы Бог спас наши души. Через Господа нашего Иисуса Христа, возлюбившего целомудрие. Аминь.

Святой Станислав, несгибаемый пастырь душ, вверенных твоей опеке! Защищая стадо свое, Ты принял мученическую смерть от рук безбожных убийц. Ради заслуг Бога и твоих, испроси нам – смиренно молим – быть всегда ревностными подражателями твоих добродетелей.

Могущественный заступник о нашем приходе и наших семьях! Храни нас от всяческих несчастий и бед, чтобы мы непоколебимо стояли в вере, которую ты проповедовал столетиями ранее, и сохранили пламенную любовь, непрестанно служили Богу и соблюли единство со Святой Церковью, и тем сподобились вечного единения с Богом в Царствии Небесном. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

Триденствие перед праздником св. Станислава

Боже, Ты никого не отвергаешь, но милосердно прощаешь наши грехи, когда мы раскаиваемся в них. Призри милостиво на смиренные прошения св. Станислава, епископа и мученика, и освети наши сердца, чтобы мы смогли исполнить Твои заповеди!

Святой Станислав, молись о нас!

Боже, соделавший так, что любящим Тебя все содействует ко благу – по ходатайству св. Станислава, епископа и мученика, подай сердцам нашим несокрушимую силу любви Твоей, чтобы ничто не могло угасить в нас стремлений, вдохновленных Тобою.

Святой Станислав, молись о нас!

Боже, возлюбивший любовь и мир, и охраняющий их! По ходатайству св. Станислава, епископа и мученика Твоего, даруй всем недругам нашим подлинный мир и отпущение грехов, нас же избавь от их козней. Святой Станислав, молись о нас!

Боже! Епископ Станислав погиб за Твою Церковь от мечей безбожных убийц. Соделай, молим, чтобы все, взывающие к нему о помощи, обрели спасительные плоды своей молитвы. Через Христа, Господа нашего. Аминь.
Tags: Пасхальное время, история, литургический календарь, молитва, религия, религпросвет, святые, святыни, статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments