Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

Category:
  • Mood:

Мифы о Католической Церкви ч. 4 (всякая всячина)

Католическая Церковь не от Бога

Очень смелое утверждение. Апостолы тоже когда-то считались беснующимися, когда проповедовали Имя Христово, исполнившись Святого Духа.
Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время, а им сказал: мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать. Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками. (Деян. 5: 34-39)
Католическая Церковь существует более двух тысячелетий и как-то никуда деваться не собирается. Впрочем, кто-то может возразить, что-де она появилась только после 1054 года. Что ж, они имеют право так считать, но дело не в датах тут.
Иисус Христос, наш Господь и Учитель, говорил о пророках так: «По плодам их узнаете их». (Мф. 7:20) То есть судить надо по тому, появляются ли добрые плоды от деятельности. Католическая Церковь очень рано начала содержать больницы и прочие богоугодные благотворительные учреждения, там была Мать Тереза, всю себя отдавшая служению самым бедным отверженным, там был Дон Боско, что привел к Богу множество юных душ, считавшихся самыми трудными и безнадежными, там были те священники, монахини и миряне, что отдавали свои жизни ради спасения других (тот же отец Максимилиан Мария Кольбе, что в концлагере попросился на казнь вместо того заключенного, у кого была семья и дети, те же священники в белорусской деревне Росицы, которых каратели сначала хотели отпустить, но они отказались покинуть своих прихожан и пошли с ними в огонь, чтобы не оставить их без духовной помощи, и монахини-назаретанки из Новогрудка, младшая из которых была мне ровесницей, предложившие фашистам расстрелять их вместо тех, кого они захватили в качестве мести за деятельность тамошних партизан,а так же многие другие). Все это делалось и делается во имя Божье. Пусть кто-то и скажет, что полнота истины не здесь – они имеют право так считать, но утверждать, что Католическая Церковь не от Бога, а от лукавого – верх абсурда.

Иоанн Павел II просил прощения за крестовые походы, антисемитизм, все грехи чад Католической Церкви, преследование Галилея и многое другое

Об этом любят говорить, чтобы «уесть» собеседника в споре о том, что даже сами католики признают, какие они плохие и сколько плохого сделали. Но это называется «слышал звон, да не знаешь, где он». Для того, чтобы всерьез судить о том, что было хорошо, а что плохо, нужно хорошо знать историю, в том числе и церковную. Она часто в разы отличается от штампов, что предлагают нам учебники истории и научно-популярные книжки, что ради высоких продаж пытаются сделать сенсацию на пустом месте.
Церковь не кается за Крестовые походы, Инквизицию, индульгенции и т.п. как таковые. В один пост не уместишь всю историческую подоплеку, потому оставлю это на потом, скажу только, что это были весьма полезные и нужные вещи (да-да, не было костров до небес для каждой черноволосой женщины и сожжения честных ученых, и к Инквизиции порой были претензии со стороны светских властей, что-де всего-то 2% обвинительных вердиктов, а как было бы хорошо кого-нибудь сжечь по политическим мотивам. Преступники даже мечтали попасть в тюрьмы Инквизиции, а не в светские, где отношение было скотским, и вообще не в компетенции Инквизиции было казнить кого-то – ее дело было сказать, виновен в ереси и/или оккультизме или нет, а все приговоры и приведение их в исполнение были в компетенции светского суда. Это, к примеру.) Но акт покаяния Папы за всю Церковь действительно имел место быть. Так за что же каялся блаженный Папа Иоанн Павел II, если эти вещи не считаются Церковью дурными сами по себе?
Он каялся за преступления, совершенные в эти времена, а не за явления сами по себе. Да, за тех, кто под видом денежных пожертвований в виде епитимьи продавал якобы отпущение грехов, за тех, что не проявляли милосердие к мирному населению во время Крестовых походов, за тех, кто фабриковал ложные обвинения в ереси за деньги или же по политическим/личным мотивам и многое другое. Только за это. И всякий, вступающий в лоно Католической Церкви, должен быть готов принять ответственность за все это и на свои плечи и мочь смело смотреть в глаза исторической правде, так как Церковь – это единый организм, Мистическое Тело Христа, где каждый член не существует отдельно от других. Мочь смело посмотреть на то, что было, для того, чтобы сейчас делать хорошо и поступать в согласии с Евангелием, к чему мы все и призваны.

Католики в России – это иностранцы

Это весьма устаревшее утверждение. Когда-то не так давно (еще в самом начале 20 века) католичество в Российской Империи могли свободно исповедовать только те, кто исторически к нему принадлежал. Да, иностранцы, которых приглашали работать, и их потомки, а так же те народы, присоединенные к Российской Империи, изначально исповедовавшие католичество (поляки, литовцы и т.п.). При заключении смешанного брака потомство обязывали крестить и воспитывать в православии, так как оно имело статус государственной религии. Туда всех пускали через крещение/присоединение, а назад никого не выпускали под угрозой уголовного преследования. Русские порой принимали католичество, но исповедовать его приходилось тайно. Обычно это происходило заграницей. И вот в 1905 году вышел царский указ о веротерпимости и тут же начались массовые переходы в католичество, старообрядчество, лютеранство, в общем, у кого к чему душа лежала, так как теперь это было только твоим частным делом и никак не преследовалось. Тогда число католиков резко возросло, а «география» существенно расширилась. Так что русские католики могут быть не только новообращенными, но, возможно, и потомками вот этих обращенных. Хотя таких наверняка немного сохранилось – кто сгинул во время гонений в советские времена, кто заграницу уехал. Но, скажем, династии русских протестантов, ведущих историю с тех времен, а порой и раньше, точно встречаются. Сейчас прихожане католических храмов, в основном, на русском говорят как на родном языке, несмотря на, большей частью, нерусское происхождения клира. Русскоязычные мессы в Мокве – самые посещаемые мессы, а в каких-то местах они вообще единственные, какие есть. Сейчас преобладают русские среди российских католиков, есть всякие иностранные студенты, работники посольств, есть люди «с корнями», есть люди из католических семей, но это все небольшой процент. В основном, это те, кто услышал голос Бога именно в Католической Церкви и пошел за Ним.

Все католики - русофобы

Я отвечу словами св. Хосе-Марии Эскривы: "Быть католиком - значит любить отечество, никому не уступая в этой любви. И в то же время -считать своими благородные порывы всех народов. Сколько славных дел Франции касаются меня лично! Многое, чем гордятся итальянцы и англичане, немцы и американцы, африканцы и азиаты, вызывает гордость и во мне. Католик! Открытое сердце, широкая душа!"
У католика одновременно и расширенно, и сужено понятие «Родина». Расширено в том смысле, что родные места – это все те, где совершается жертва Господа нашего на алтаре, где совершали подвиги великие святые. А сужено в том смысле, что истинная Роднина каждого человека – это все-таки не земные страны, а Небесный град, у престола Господа.
Но все же связь с той землей, где ты появился на свет, разорвать совершенно невозможно. Всякому христианину должно служить Богу в своих ближних – без этого все слова о любви к Богу будут фальшивы, так как ближних мы видим, а Бога нет. Следовательно, никак нельзя обойтись без работы на благо Родины и людей здесь проживающих. Невозможно от души трудиться без искренней любви, так как из этого не получится ничего хорошего. Сказали бы тем католикам, кто, не жалея сил, отдавал себя служению России, и даже отдавал свою жизнь, что они русофобы, думаю, они бы очень удивились. А такие люди есть (тот же доктор Федор Гааз, которого готовятся объявить местночтимым святым – сейчас как раз идет процесс – или же те, кто погиб на полях войны за Родину).
Для российских католиков очень важна связь с русской культурой. Да и как может быть иначе? Силой мысли совершенно невозможно сделать из помидора грушу, равно как и невозможно из русского превратиться в кого-то другого. Мы думаем категориями из русской ментальности, употребляем те же крылатые выражения, говорим на русском, а не каком-то другом языке, многое впитали из русской литературы. Именно это сформировало нас и сделало именно такими, какие мы есть. Мы прожили всю жизнь в России, ходили и ходим по тем же улицам, видим те же природные пейзажи, что не может не воздействовать на душу определенным образом. Быть русофобом – это одна из форм неблагодарности не только к Родине, но в том числе и к Богу, который посчитал для нас самым лучшим родиться именно здесь, помог услышать Его голос через природные творения именно этого ландшафта, именно эти произведения искусства, именно через этих людей, а не каких-то других. Мы порой испытываем боль и горечь, наблюдая за тем, что происходит в жизнях и душах русского народа, но это именно потому, что хотелось бы, чтобы все жили в радости и стояли во свете, а не для того, чтобы возвыситься за счет унижения кого-то.
Иногда говорят, что русофобы те народы, которые католики и которых русские сильно обидели. Возможно, тут есть доля истины, но все же трудно ожидать от того, кто получил дверью по носу, что он снова в нее постучится – как бы сильнее не стукнули. Но все же вера и любовь много выше политики. Те, кто этого не понимает, пожалуй, в полной мере нельзя назвать христианами. Но речь не о них. А об утверждении, что русские делаются католиками ради того, чтобы совершить хотя бы внутреннюю эмиграцию из страны, которую они ненавидят. Нет, не для этого. А для того, чтобы войти во Вселенскую Церковь и идти по предназначенной Богом дороге. Странно быть русским и ненавидеть все русское – это означает, что ненавидишь себя таким, каким тебя сотворил Бог. Тогда причем тут вера?

Церковь считает, что секс нужен только для зачатия детей и не в коем случае не для получения удовольствия

Нет, это не соответствует действительности. Церковь учит, что любой супружеский акт должен быть потенциально родительским, то есть нельзя никак препятствовать появлению детей. Можно лишь по серьезным причинам откладывать зачатие ребенка, но только с помощью познания законов функционирования организма и его репродуктивной функции, которые и создал Бог для этого. Если бы Бог хотел, чтобы только дети рождались, то наверняка сделал бы нас всегда плодными, а не оставлял бы промежутки. А так это в том числе создано и для радости и общения супругов на только им доступном уровне, для укрепления семьи и любви. Если бы удовольствие было бы грехом, то у нас остались бы только животные брачные периоды, когда они спариваются для продолжения рода и все. А, если верить ученым, из животных удовольствие от этого получают только дельфины, у всех остальных лишь инстинкт и не более. Человек сотворен совсем по-другому, и очень полезно задумываться почему. Бог ничего не делает просто так. Грехопадение исказило несколько природу влечения полов друг к другу, но все же суть осталась – дар Бога для того, чтобы стали «два одна плоть» (Быт. 2:23-24). Это речь и о физическом соединении супругов, и их духовном соединении, и об их продолжении в детях – ребенок же является плотью и кровью обоих родителей, вот и получается «одна плоть» во всех смыслах. В общем, можно все, что не искажает саму природу этого явления – то есть единство супругов и открытость для принятия новой жизни.

Хэллоуин и день св. Валентина – католические праздники

То, что их широко празднуют в том числе и в тех странах, где преобладает хотя бы формально католическое население, совершенно не означает, что эти праздники католические. Хэллоуин часто называют Днем Всех святых. Общего между ними как между зайчиком и медведем. День всех святых отмечается 1 ноября, а не 31 октября, и он никак не связан с гуляющей всюду нечистью, наоборот в этот день мы прославляет всех, кто достиг светлой небесной обители и просим помочь нам прийти туда же. Хэллоуин – это канун дня всех святых, древний кельтский языческий праздник Самайн. Да, Церковь в очередной раз воспользовалась практикой ставить большой церковный праздник вместо языческого, чтобы отвлечь паству в нужную сторону от игр с темными силами. Народные верования порой соединяют все воедино, но они не имеют отношения к церковным канонам. Нет прямого запрета участвовать в костюмированных вечерах, но следует думать, как и зачем ты это делаешь, чтобы не уронить свое достоинство христианина. Скажем, переодеться в какое-нибудь безобидное создание и для всеобщего веселья танцевать или собирать конфеты и участвовать в каких-то языческих ритуалах или отождествлять себя с нечистью хотя бы один день в году – это совершенно разные вещи. Как говорится, главное не заиграться.
Что касается святого Валентина, то нет достоверных сведений, кем именно он был. В календарь внесено несколько раннехристианских мучеников с этим именем. И непонятно то ли это разные лица, то ли это разные жития одного и того же святого. Мартирологи упоминают Валентина — римского священника, обезглавленного около 269 года; а также Валентина — епископа Интерамны (совр. Терни), известного чудесными исцелениями и казнённого за обращение в христианство сына градоначальника. В связи с праздником 14 февраля упоминается ещё и мученик с тем же именем, пострадавший в Римской провинции Африка. А тайные венчания влюбленных пар, которые якобы совершал святой Валентин, это легенда, фольклор, не более. В XVII веке во Франции историк Тиллемон, а позднее в XVIII веке в Англии Батлер и Дус выдвинули предположения, что День святого Валентина был введён для замещения языческого обряда выбирать наугад имена возлюбленных накануне праздника богини Юноны, отмечавшегося 15 февраля.
На Западе память Валентина Римлянина и Валентина — епископа Интерамны с V века праздновалась в один день — 14 февраля. В Католической церкви в 1969 году при пересмотре общего литургического календаря, св. Валентин был исключён из списка святых, чья память обязательна к литургическому почитанию. В настоящее время память святого отмечается на местном уровне в ряде епархий. В России 14 февраля Католическая церковь отмечает праздник святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян.
А широко празднуемый в Западных странах день св. Валентина – это скорее светский праздник и коммерческий проект. Впрочем, он неплохой, просто к Церкви как таковой отношения не имеет.

Католический священник – святой отец, падре, ксендз

Нет, так говорить крайне неграмотно. Святой Отец – это Папа Римский, таков его титул, еще Святейший Отец называют его, но и то обращение к нему будет «Ваше святейшество». А «падре», «ксендз» и т.п. справедливы только для тех языков, где это слово употребляется. Означает оно «отец», «священник». В русском языке к священнику обращаются «отец» (не «батюшка» обычно) или «отец N».

Католики крестят только обливанием

Нет, не только. Встречается и крещение через погружение. И то, и то является каноничным, в латинском обряде в веках больше укоренилось обливание, но никто не запрещает при желании и наличии такой технической возможности погружать крещаемого в купель. Особенно трудно это со взрослыми – нужен баптистерий с бассейном, во-первых, а во-вторых, сейчас есть практика торжественно крестить взрослых во время мессы Навечерия Пасхи или другого великого торжества в присутствии общины, а потому не до погружений как-то. Но я не раз видела фотографии с крещения младенцев через погружение в большую купель. Есть это на местах. Но да, чаще в разы обливание встречается.

Католики крестятся через левое плечо

Нет, существуют разные способы совершать крестное знамение в католической традиции.
Самый употребительный вариант в латинском обряде – через левое плечо и чаще всего ладонь сложена лодочкой (по меньшей мере, в России). Символически это объясняется таким образом, что Христос, своим Крестом, перевёл верующих от смерти и осуждения (которые по-прежнему обозначаются левой стороной) к правой части спасаемых.

Но вариантов «сложить пальцы» гораздо больше, и в каждом есть свое символическое значение.

Вариант A . На правой руке сложите вместе большой и безымянный пальцы, и держите вместе указательный и средний пальцы в указание двух природ Христа. Это наиболее типичная практика католиков в испаноязычных странах.

Вариант B . Держите вместе большой и указательный пальцы вашей правой руки в обозначение двух природ Христа.

Вариант C . Держите вместе большой, указательный и средний пальцы вашей правой руки (обозначая Святую Троицу), при этом безымянный палец и мизинец (обозначающие две природы Христа) пригните к ладони. Это типичная практика восточных католиков.

Вариант D. Держите вашу правую руку открытой со всеми пятью пальцами — обозначающими 5 ран Христа — вместе и слегка согнутыми, и большой палец слегка пригнутым к ладони. Этот вариант наиболее употребителен среди польских и русских католиков.

Католики византийского обряда совершают крестное знамение через правое плечо. Армяне-католики и так, и так могут, но чаще через левое все-таки, как я наблюдала. И еще они очень интересно руку ведут – как будто бы не на плечи кладут пальцы, а подмышками

Некоторые люди завершают крестное знамение тем, что перекрещивают большой и указательный пальцы и целуют большой палец, тем самым как бы «целуя Крест» (в испаноязычных странах это любят, если судить по мыльным операм, не раз там этот жест видела)

Помимо обычного, большого креста, в латинском обряде сохранился, как остаток древней практики, т. н. малый крест. Он совершается во время мессы, перед чтением Евангелия, когда священнослужители и молящиеся большим пальцем правой руки изображают три маленьких креста на лбу, устах и груди.

Католические соборы – готические

Готических соборов много, и это прекрасный архитектурный стиль, но он отнюдь не единственный используемый при строительстве католических храмов (хотя, глядя на некоторые современные, так и хочется, чтоб ограничили количество возможных стилей). В каждое время чаще всего использовался типичный для той эпохи стиль. Романские соборы ничуть не хуже готических, равно как и барочные. Один из московских храмов построен в стиле классицизм, а второй псевдоготический. И тот, и другой красивы по-своему. Самое главное, чтобы даже сама архитектура помогала направлять мысли к Богу, а сам стиль как таковой неважен. Но католическая церковь может располагаться и в изначально нецерковном здании (как третий московский храм, переделанный из дома культуры – его настоятель даже шутит, что это единственный в мире католический храм, построенный в стиле сталинского ампира). Если помещение освящено по всем правилам, то там спокойно может совершаться таинство Евхаристии, что и является самым главным. А часовня ли это в городской квартире, или роскошный готический собор – это не так важно. Более того, если есть освященный стол и необходимость, то мессу можно отслужить хоть под открытым небом.

Следующая часть будет об истории, когда соберусь всерьез покопаться в источниках.
Tags: FAQ о христианстве и католичестве, Библия, история, мифы о КЦ, праздники, религия, религпросвет, святые, традиции, цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments