Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

Category:
  • Mood:

6 февраля - святой Павел Мики и его сподвижники (японские мученики и самураи Господа нашего)

павел мики и сподвижники.jpg

Мики родился и вырос недалеко от Киото в семье храброго самурая. Франциск Ксаверий, иезуит-миссионер, прибыл в Японию сорока восемью годами ранее, в 1549 году, и его послание о Божьей любви завоевало сердца сотен тысяч японцев. Одними из них были родители Микки, которые приняли крещение вместе с сыном в 1568 году, когда Павлу было четыре года. Они воспитывали Павла в христианской вере и отправили учиться в иезуитскую школу. Там Мики ощутил своё призвание к священству. В 1586 году, в возрасте 22 лет, он поступил в Общество Иисуса в Арье. Там в 1588 году Павел принёс свои первые обеты. Затем последовали годы обучения в Арье, Амакусе и Нагасаки. Латынь давалась Мики с трудом, но в скором времени он с большим успехом начал катехизировать и проповедовать, особенно среди нехристиан. После плодотворной деятельности на южном острове Кюсю Павел был направлен в центральную Японию, где обратил немало самураев.

Семена, посеянные святым Франциском Ксаверием, взошли и приносили плоды, но только до тех пор, пока это было выгодно владычествующему правителю. Военачальник Ода Нобу-нага позволил миссионерам проповедовать, потому что хотел ослабить силы буддистских монахов, также развивать вне­шнюю торговлю. Но следующего правителя, Тоётоми Хидэёси, обеспокоило массовое обращение японцев в чужеземную веру. Христианство шло вразрез с традиционными религиями Японии буддизмом и синтоизмом. В 1587 году Тоётоми Хидэёси запретил распространение христианской религии и велел всем миссионерам покинуть Японию. Причиной этого, возможно, стало опасение, что влияние христианства на народ воспрепятствует его притязаниям на абсолютную власть. Кроме того, он рассматривал миссионеров как средство внедрения политики иностранных государств и видел в них угрозу завоевания со стороны Запада. Таким образом, Церковь в Японии лишилась свободы и подверглась жестоким гонениям. Сначала указ Хидэёси исполняли с некоторым снисхождени­ем, и деятельность миссий в некоторых районах продолжалась. Более того, в 1593 году сюда прибыла группа францисканцев с Филиппин. Им было позволено остаться в Японии и вести благотворительную деятельность среди бедных и прокажённых, для которых они построили несколько больниц.

Новый конфликт возник осенью 1596 года, когда испанское судно «Сан-Фелиппе», направлявшееся из Манилы в Мексику, потерпело крушение у берегов Японии. Груз был конфискован, и капитан судна выразил недовольство, которое дошло до Хи-дэёси и было истолковано им как подтверждение враждебных намерений Испании по отношению к Японии. Тогда Хидэёси приказал арестовать шестерых францисканцев, прибывших с испанских Филиппин, и пятнадцать японцев-терциариев. Он был убеждён, что публичная казнь положит конец этой западной религии. Но на этом гонения не прекратились. На следующий день после Рождества 1596 г. воины Хидэёси ворвались в дом иезуитов в Осаке и схватили Мики и двух послушников. Павла и его товарищей Иоанна Соана (называемого Иоанном с Гото - это был его родной остров) 19 лет и Иакова Кисаи 64-х лет объединяло одно: верность Христу и жажда мученичества. Неделю спустя заключённых привели на городскую площадь Киото, где во всеуслышание отчётливо прозвучало: смерть через распятие на кресте. Сердце Мики воспарило. Какая честь подражать Господу! Затем каждому узнику в знак позора отрубили часть левого уха. Настала и очередь Мики, острая боль прошла сквозь его голову - пролилась первая кровь за Христа. Затем начался путь под конвоем в Нагасаки.

Оставаясь под феодальной властью, Нагасаки стал христи­анским городом с иезуитскими школами, храмами и домами для бедных. Когда вереница узников вошла в город, тысячи христиан заполнили улицы. Для этих двадцати шести заключённых (к группе добавили ещё двоих японцев, помогавших узникам на пути в Нагасаки) это было равносильно тому, что попасть домой! Хидэёси намеревался публичным распятием отпугнуть людей от христианства, но его замысел достиг противоположного результата. Утром 5 февраля двум священникам-иезуитам было позволено отправить для заключенных Мессу. Отец Пасио повёл трёх молодых иезуитов в часовню, где Павел Мики возобновил свои обеты, а Иоанн из Гото и Иаков Кисаи принесли свои первые обеты.

Затем Мики вместе с остальными повели на холм Нисизака. По одну сторону дороги, где обычно казнили уголовников, были рассеяны человеческие останки; с другой стороны зеленела взошедшая пшеница, среди которой и решено было распять мучеников. На земле уже лежало двадцать шесть крестов, сделанных специально для каждого. Увидев их, заключённые начали петь «Te Deum» - традиционный церковный гимн благодарения Богу. Самые младшие - двенадцатилетний Луис Ибараки, тринадцатилетний Антоний Дейнан и четырнадцатилетний Томас Кодзаки - пошли вперёд, чтобы найти меньшие по размеру кресты. Стоя на коленях, мученики обнимали свои кресты - свой путь к святости. Затем солдаты привязали их к крестам, а шеи приковали металлическими обручами, чтобы головы оставались в вертикальном положении. Кресты подняли и установили в приготовленные в земле отверстия - двадцать шесть в ряд от залива до дороги. Мученики вознесли свои глаза к небу и запели: «Прославляйте Господа, дети Божьи». «Свят, свят, свят», - эхом звучало с Мессы у подножия холма. Один из заключённых запел: «Иисус, Мария. Иисус, Мария». К нему присоединились толпы христиан. Затем одному за другим мученикам предлагали отречься от Христа в обмен на жизнь. Все громко ответили: «Нет».

Хидэёси провозгласил смертный приговор: «Так как эти люди прибыли с Филиппин в облике послов и проповедовали в Киото христианский закон, который я строго запрещал все эти годы, я приговариваю их к смертной казни вместе с японцами, которые приняли этот закон». Распятый Павел Мики обратился ко всем в форме прощальной песни самурая: «Я не прибыл с Филиппин. Я урождённый японец и брат Общества Иисуса. Я не совершил никакого преступления. Единственная причина, по которой я осуждён на смерть, состоит в том, что я учил людей Евангелию нашего Господа Иисуса Христа. Я счастлив умереть по такому обвинению и принимаю смерть как великий дар от моего Господа. В этот критический момент мне нет никакого смысла обманывать вас: я хочу ещё раз сказать вам предельно ясно, что человек не найдёт иного пути к спасению, кроме христианского. Христианский закон требует от нас, чтобы мы простили нашим врагам и обидчикам. Поэтому я хочу сказать, что прощаю Хидэёси и всем причастным к моей смерти. Я не испытываю ненависти к Хидэёси, я жажду, чтобы он и все японцы стали христианами». Стража зачаровано слушала, затаив дыхание. Мики показал, что он смог остаться верным японцем, исполнить кодекс чести самурая и при этом воздать славу Христу. Обращаясь к небу, Павел сказал: «Боже, в руки Твои предаю дух мой. Придите встретить меня, святые Божьи». Отдав должное своей культуре и явив мужество воина, Мики вышел за рамки самурайского закона сохранить своё лицо и отомстить за личные обиды. Проповедуя в своём прощальном слове любовь к врагам, Павел Мики показал себя как верный самурай Самого великого Господина.

У каждого креста стояло по самураю. По команде они пронзили бамбуковыми копьями со стальным наконечником грудь каждой жертвы. Гортанный вопль, резкий удар, фонтан крови - и с казнью было покончено. Когда кровавое дело было сделано, христиане бросились к крестам, макая куски ткани в кровь мучеников и разрывая их одежду на реликвии. С большим трудом страже удавалось оттаскивать их. Месяц спустя иезуитский миссионер в Нагасаки написал своему настоятелю, что даже после смерти мученики продолжают свидетельствовать о Христе: «Эти смерти стали особым даром Божественного Провидения для Церкви в Японии. До сих пор наш преследователь не прибегал к таким крайностям как пролитие христианской крови. Поэтому наше учение было, главным образом, теорией, без мученического свидетельства смертью за нашу христианскую веру. Но теперь, став очевидцами этой замечательной и необыкновенной смерти, трудно поверить, насколько наши новые христиане укрепились, насколько вдохновились, и уже сами готовы на такую же смерть».

Сегодня, спустя почти четыреста лет после своей смерти, эти двадцать шесть мучеников из Нагасаки продолжают вдохновлять людей. Теперь они причислены к лику святых, а место их казни - это паломнический центр с храмом, музеем и бронзовым памятником. Папа Римский Иоанн Павел II посетил холм Нисизака в 1981 году и назвал его «Холмом Воскресения». Накануне своей казни четырнадцатилетний Томас Кодзаки, схваченный со своим отцом, написал прощальное письмо матери, исполненное простой, стойкой веры. Сила этих слов, равно как и сила креста маленького мученика, за эти столетия не уменьшилась: «Дорогая мама, мы с папой идём на небо. Мы будем ждать тебя там. Не отчаивайся, даже если убьют всех священников. Сноси все скорби ради нашего Господа и не забывай, что сейчас ты на истинном пути к небу. Ты не должна отдавать моих младших братьев в языческие семьи. Обучай их сама. Это последняя воля отца и сына. До свидания, дорогая мама. До свидания».

Источник

Молитва

Боже, Ты даровал святому Павлу Мики и его сподвижникам венец мученичества; пусть Твоя любовь помогает нам отвергать всё, что противно Твоей воле. Через Христа, Господа нашего. Аминь.
Tags: Рядовое время, иезуиты, история, литургический календарь, молитва, монашеские ордена, праздники, религия, религпросвет, святое детство, святые, статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments