Оригинал взят у
Как же я благодарна тем, кто ко мне присоединился! Знаете, читать самой - это одно, но когда знаешь, что кто-то из твоих друзей читает то же самое и думает над тем же самым... для меня это особая мотивация. Спасибо вам.
Тяжело читать Ветхий Завет, особенно после Евангелий. Сложно видеть холодного и жестокого Бога, уничтожающего Содом и Гоморру, уже после того как видишь Его, безмолвно страдающего на Кресте. Сложно, очень хочется отвернуться, возопить: "Господи, но ведь Ты же добрый! Ты же милостивый, заботливый, прощающий... почему - так??" А в ответ понять: да, Он милостивый, заботливый и всепрощающий - но только тогда, когда человек сам этого захочет, обратившись к Нему. И ещё: именно после Ветхого Завета начинаешь гораздо глубже понимать, Кто был в Евангелии на самом деле. Кто сказал: "Пейте из этой чаши все, это кровь Моя", - на Тайной вечере. Кто молился в Гефсимани. Кто стоял перед Пилатом. Кто на самом деле безмолвно страдал на Кресте.
Сложно читать о ветхозаветных святых. Мы привыкли к таким святым, как первый мученик Стефан, забитый камнями. Нас впечатляет святой Себастьян, пронизанный стрелами. Нам нравится святой Доминик, оставивший всё и ушедший на проповедь. Кроткий Сергий Радонежский, бесстрашный Николай Мир-Ликийский, толпа новомучеников...
И тут вдруг Авраам. Который регулярно врал всяким фараонам, что Сарра ему не жена, а от Бога доставалось не ему, а тем самым фараонам, которые были не прочь с Саррой поразвлечься.
И тут вдруг Исаак, нахватавшийся у отца, вытворяет то же самое.
И, апогей всего этого, Иаков, который сначала покупает у брата первородство, а потом обманом выцыганивает отцовское благословение. И это праотцы, те трое, которые вошли в историю еврейского народа, как самые-самые. Первые евреи, первые служители Бога Всевышнего, избраные Им... Боже, Ты не мог выбрать кого-нибудь поприличнее?..
А теперь давайте думать.
Ветхий Завет - это священнейшая книга. Да, Евангелия вкуснее и приятнее. Но представьте себе, что евангельские заповеди прозвучали бы с самого начала. Что бы было? Их бы просто не услышали. Никто бы не услышал. Всё хорошо в своё время, и тогда было ещё слишком рано.
Мой вам совет. Если вы, как и я, читаете Ветхий Завет с целью узнать и запомнить историческую часть, а не с целью выискивать душеспасительное, отключите в мозгу галочку "чему я могу научиться". Ничему не можете. Если вы хотите научиться чему-то душеспасительному, лучше читать не Ветхий Завет, а сразу толкования и комментарии. Вот только тогда вы сильно рискуете не узнать очень важное: среди кого воплотился Христос.
Книга Бытия, которую мы читали на этой неделе, - это история людей, которым ещё не были даны даже 10 заповедей. А нет законов - нет и суда. У Ноя, Авраама, Исаака и Иакова была всего одна заповедь: быть верными Богу. И её они выполняли. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. (Быт 15:6) В какой-то стаааарой-старой лекции отца Андрея Кураева рассказывалось и об этом тоже. Сильно подозреваю, что в цикле лекций "Введение в догматическое богословие". Переслушаю-ка я его))
Праотцы жили в мире, не знавшем о морали. Всё, что они делали, было в порядке вещей. Это ужасно - но ужасно нам, современным. А тогда - да, это было нормой. И вот от этой-то нормы мы и стартуем в сторону Нового Завета. Мы будем смотреть, как постепенно, очень медленно и неохотно понятия о норме будут сдвигаться в сторону "возлюби Господа твоего и ближнего, как самого себя".
А продвижения будут не медленными, а просто караул, какими медленными. Шаг вперёд и три назад. Иосиф, о котором пойдёт речь в заключительных главах Бытия, между прочим очень и очень новозаветный. Только вот жизнь в Египте сильно испортила евреев. Многим позже их будет портить вавилонский плен и собственная лень. На месте Господа любой из нас бы успел семью семь раз наплевать на это дурацкое племя, - но Бог не оставил Свой народ. Он знал, для чего всё затевалось, и знал, что у Него всё получится. Он умеет ждать.
И вот ещё что.
Вы пробовали молиться сразу после чтения ВЗ? Я вот пробовала, и мне немного сносит крышу, что Тот, Кто навёл на землю потоп, помогает мне успеть на электричку.
Тяжело читать Ветхий Завет, особенно после Евангелий. Сложно видеть холодного и жестокого Бога, уничтожающего Содом и Гоморру, уже после того как видишь Его, безмолвно страдающего на Кресте. Сложно, очень хочется отвернуться, возопить: "Господи, но ведь Ты же добрый! Ты же милостивый, заботливый, прощающий... почему - так??" А в ответ понять: да, Он милостивый, заботливый и всепрощающий - но только тогда, когда человек сам этого захочет, обратившись к Нему. И ещё: именно после Ветхого Завета начинаешь гораздо глубже понимать, Кто был в Евангелии на самом деле. Кто сказал: "Пейте из этой чаши все, это кровь Моя", - на Тайной вечере. Кто молился в Гефсимани. Кто стоял перед Пилатом. Кто на самом деле безмолвно страдал на Кресте.
Сложно читать о ветхозаветных святых. Мы привыкли к таким святым, как первый мученик Стефан, забитый камнями. Нас впечатляет святой Себастьян, пронизанный стрелами. Нам нравится святой Доминик, оставивший всё и ушедший на проповедь. Кроткий Сергий Радонежский, бесстрашный Николай Мир-Ликийский, толпа новомучеников...
И тут вдруг Авраам. Который регулярно врал всяким фараонам, что Сарра ему не жена, а от Бога доставалось не ему, а тем самым фараонам, которые были не прочь с Саррой поразвлечься.
И тут вдруг Исаак, нахватавшийся у отца, вытворяет то же самое.
И, апогей всего этого, Иаков, который сначала покупает у брата первородство, а потом обманом выцыганивает отцовское благословение. И это праотцы, те трое, которые вошли в историю еврейского народа, как самые-самые. Первые евреи, первые служители Бога Всевышнего, избраные Им... Боже, Ты не мог выбрать кого-нибудь поприличнее?..
А теперь давайте думать.
Ветхий Завет - это священнейшая книга. Да, Евангелия вкуснее и приятнее. Но представьте себе, что евангельские заповеди прозвучали бы с самого начала. Что бы было? Их бы просто не услышали. Никто бы не услышал. Всё хорошо в своё время, и тогда было ещё слишком рано.
Мой вам совет. Если вы, как и я, читаете Ветхий Завет с целью узнать и запомнить историческую часть, а не с целью выискивать душеспасительное, отключите в мозгу галочку "чему я могу научиться". Ничему не можете. Если вы хотите научиться чему-то душеспасительному, лучше читать не Ветхий Завет, а сразу толкования и комментарии. Вот только тогда вы сильно рискуете не узнать очень важное: среди кого воплотился Христос.
Книга Бытия, которую мы читали на этой неделе, - это история людей, которым ещё не были даны даже 10 заповедей. А нет законов - нет и суда. У Ноя, Авраама, Исаака и Иакова была всего одна заповедь: быть верными Богу. И её они выполняли. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. (Быт 15:6) В какой-то стаааарой-старой лекции отца Андрея Кураева рассказывалось и об этом тоже. Сильно подозреваю, что в цикле лекций "Введение в догматическое богословие". Переслушаю-ка я его))
Праотцы жили в мире, не знавшем о морали. Всё, что они делали, было в порядке вещей. Это ужасно - но ужасно нам, современным. А тогда - да, это было нормой. И вот от этой-то нормы мы и стартуем в сторону Нового Завета. Мы будем смотреть, как постепенно, очень медленно и неохотно понятия о норме будут сдвигаться в сторону "возлюби Господа твоего и ближнего, как самого себя".
А продвижения будут не медленными, а просто караул, какими медленными. Шаг вперёд и три назад. Иосиф, о котором пойдёт речь в заключительных главах Бытия, между прочим очень и очень новозаветный. Только вот жизнь в Египте сильно испортила евреев. Многим позже их будет портить вавилонский плен и собственная лень. На месте Господа любой из нас бы успел семью семь раз наплевать на это дурацкое племя, - но Бог не оставил Свой народ. Он знал, для чего всё затевалось, и знал, что у Него всё получится. Он умеет ждать.
И вот ещё что.
Вы пробовали молиться сразу после чтения ВЗ? Я вот пробовала, и мне немного сносит крышу, что Тот, Кто навёл на землю потоп, помогает мне успеть на электричку.