Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

Category:
  • Mood:

Мифы о Католической Церкви ч. 1 (Догматы, Богослужение, Таинства)

Наконец, у меня собралась внушительная коллекция из услышанного и прочитанного. Разбираю по косточкам все, что удалось вспомнить. Все, кроме исторических мифов, так как Церковная история не входит в круг моих глубоких интересов, и поэтому подобная статья требует серьезной информационной подготовки, чтобы самой бреда не понаписать. У меня есть это в планах, но пока времени нет.

Католики считают Папу Римского безгрешным

Обычно такой вывод делают из-за существования догмата о якобы «непогрешимости». Но на деле – это неправда. Догмат говорит о безошибочности Папы в вопросах веры и морали в тот момент, когда он говорит от лица всей Церкви ex catedra. И то это не от балды взял и сказал – объявлению нового догмата предшествует множество разных теологических комиссий, постановление которых Папа изучает. В общем, это очень сложная работа объявить новый догмат. Несколько лет назад ходили слухи, что появится еще один догмат о Деве Марии, но если там что и есть хотя бы на стадии обсуждения, то нам не докладывали пока. В обычной жизни Папа как и все люди может ошибаться, совершать грехи и т.п. Но в вопросах вероучения Святой Дух хранит его от того, чтобы вещать явную ересь. А так Папа самый обычный человек – ходит на исповедь и даже (о, ужас!) исполняет наложенные епитимьи.
Хоть Папа в обычной жизни и небезошибочен, но всякий католик обязан прислушиваться к его словам и слушаться его распоряжений. Папу почитают как всеобщего отца. Он так же является гарантом сохранения вероучения неповрежденным и единства Церкви. В общем, он облечен большой властью, но власть эта дана ему прежде всего для того, чтобы служить своей пастве и вести ее путем, которые ведет на Небо. Именно поэтому его длинный титул заканчивается словами «… раб рабов Божьих».
В целом, этот догмат о примате преемника святого Петра, которым согласно Учению КЦ является Папа , и есть основной камень преткновения между КЦ и ПЦ. Все остальное, в целом, из пальца высосано. Иногда говорят, что у католиков глава – Папа, а у православных – Христос. Но это тоже смешно. Папа просто видимый глава Церкви как структуры и верховный пастырь верующих, а невидимый глава, конечно, Христос.

Католики придумали целую кучу новых догматов

И это неверно. Догматы не были придуманы, а были выведены согласно закону догматического развития. То есть Церковь и раньше верила в это, но это не было догматом. «Новые» догматы выводятся на основании Священного Писания и Священного Предания и никак иначе. Это уже было, просто пояснили и уточнили, чтобы было меньше путаницы в головах у верующих. Если уж на то пошло, то и догмат о Троице тоже был когда-то «новым», но его же вывели на основе христианского вероучения – Церковь уже в это верила, просто это догматически закрепили. Так и здесь. Ни один догмат не будет объявлен до полного изучения всей информации, а верным только и остается, что доверять и подчиняться Церкви.

Католики почитают Деву Марию больше Бога

И это заблуждение. Достаточно вчитаться в Чин Мессы, чтобы все понятно было – Дева Мария там всего два раза упоминается вскользь, зато имя Христа не сходит с уст священника, служащего мессу. Но католики и впрямь очень-очень любят и почитают Богородицу как Матерь Церкви и всех людей, свою Заступницу и Утешительницу, в общем, как дети любят свою мать. Но и православные в этом нисколько не отстают. И это правильно.
«Иногда Католическую Церковь критикуют: "Она слишком часто почитает Марию". Но Католическая Церковь никогда не будет почитать Марию столько, сколько Иисус удостоил Её славой. Сколько Бог Отец удостоил Её, сделав матерью Его Вечного Сына. Сколько Святой Дух, который был ответственен Своей силой для Её зачатия».

Его Высокопреосвященство кардинал Джастин Фрэнсис Ригали

Католичество не есть христианство

Всякая конфессия, почитающая Христа Господом и Спасителем и Искупителем мира есть христианская. Так что в этом мифе и вовсе нет никакой логики.

Католики почитают Папу Римского и Деву Марию

Да-да, «католическая Троица – Дева Мария, Папа Римский и богиня Фатима». (с) Нет, ну несерьезно это. Ныне здравствующий Папа Римский – это видимый глава Церкви, ему оказывается уважение и послушание. Молитвы Папе Римскому возносятся… но только всякий раз к разным Папам (умершим уже и признанным святыми и блаженными, скажу, что не всех признали отнюдь). Дева Мария – это Матерь Церкви и всех людей. К Ней обращаются с молитвой, но не как к Богу, а с просьбой о заступничестве перед Богом. Это примерно как дети прячутся за мамину юбку от разгневанного отца. А про богиню это шутка. Родилась она из реального случая, когда одна девушка вошла в церковную лавку при католическом храме, увидела статуэтки Девы Марии Фатимской с надписью Fatima
на подставке и спросила: «Это ваша католическая богиня Фатима?». Вот чтобы всякие Фатимы не появлялись из ниоткуда, надо знать матчасть хотя бы на самом элементарном уровне.

Католики считают, что Богородица была зачата так же, как и Христос

Существует догмат о Непорочном Зачатии Пресвятой Девы Марии, но имеется в виду отнюдь не зачатие без участия мужчины. Богородицу не коснулся первородный грех, именно поэтому зачатие было непорочным. Она не имела нашей греховной природы, а получила ту самую человеческую природу, что была до грехопадения. Но ее личная праведность – это был уже результат ее свободного выбора. А не коснулся первородный грех ее в виду особой милости Бога ради грядущей Жертвы Христа, дабы Она могла стать обителью для Божественного Младенца.

Католики изменили Символ веры

О проблему Филиокве много копий было сломано, но проблема скорее филологическая, чем богословская. Просто разные переводы, а суть одна. Католики не утверждают, что Сын – это отдельный источник Святого Духа. Святую Троицу можно сравнить с цветком. Отец – это корень, на котором все произрастает, Сын – это стебель, который является посредником между людьми и Отцом, а Дух Святой – это цветок, Он исходит от Отца и Сына, то есть от корня через стебель он произрастает, то есть от Отца через Сына. В восточном обряде Символ веры читается без Филиокве, и никто не видит в этом проблемы, так как суть не меняется. Филиокве не изменяет, а только уточняет.

Католики вообще не исповедуются перед Причастием

Нет, это неверно. Ни один человек не может быть допущен до Причастия со смертным грехом на совести. Так что прежде необходимо исповедаться. Но не требуется исповедь перед каждым Причастием, если нет смертных грехов, так как повседневные грехи, которые не разрывают связь с Богом полностью, отпускаются во время общей исповеди, а так же Причастия. В этом нет ничего необычного – Греческая Православная Церковь это практикует в том же виде. Понятно, откуда растут ноги у обычая исповедоваться каждый раз в России – ну попробуй допусти все-всех, неизвестно же, кто пойдет и с какими грехами при нынешнем уровне воцерковленности россиян. Но я знаю, что некоторые священники благославляют постоянных прихожан причащаться за каждой Литургией, а на исповедь идти по потребности. Когда в КЦ царила практика редкого причащения, то тоже была необходима исповедь и еще разрешение исповедника причаститься (обычно чаще 3-4 раз в год не дозволяли), теперь же можно причащаться после исповеди сразу же, если исповедник прямо не запретил (есть некоторые обстоятельства, когда невозможно приступление к таинствам Церкви).

Католики не постятся перед Причастием

Нынешний Евхаристический пост у католиков латинского обряда составляет один час до Причастия, но для простоты рекомендуется поститься час до мессы, чтоб наверняка. Сделано это для того, чтобы люди могли чаще причащаться. Когда месса служилась только рано утром, то пост был с утра точно, но, может, и с полуночи (я не специалист по истории Церкви, к сожалению), потом мессу разрешили служить и вечером, а потому такой пост стал невозможен, и он был сокращен сначала до трех часов, а потом до одного часа. В конце-концов, Причастие едой в желудке не оскверняется, первое в истории Причастие вообще совершилось во время плотного праздничного ужина, это просто мера для духовной подготовки и дисциплинарное требование, которое может по необходимости изменяться. Церковь сочла полезным, чтобы люди причащались как можно чаще, так как это лекарство, а не награда за духовные подвиги.

Католики не причащают маленьких детей

Поправка. Католики латинского обряда не допускают детей до возраста распознавания, когда ребенок сможет отличить обычный хлеб от Евхаристического и различать добро и зло, чтобы исповедоваться. Для всех этот возраст разный. Кому-то и в 4-5 лет нормально, а кому-то и в 16 рановато, так как не подходит со всей серьезностью к Таинству. Обычно дети должны пройти подготовку в воскресной школе в течение 1-2 лет и приступить к первой исповеди. Но, в принципе, нет такой обязанности ходить в воскресную школу, это сделано лишь для простоты и удобства родителей. А раньше родители дома готовили ну и в школах могли быть катехизаторы. То есть ребенок должен знать основные истины веры, суть получаемых Таинств и основные молитвы – священнику достаточно его проэкзаменовать, чтобы допустить. Но на практике большинство посещают детскую катехизацию при храме.
Католики византийского обряда причащают младенцев с момента крещения и миропомазания. Мне больше нравится Причастие в сознательном возрасте, но иная практика тоже имеет право на существование, если родители и/или крестные причащаются все вместе, а не просто без смысла несут неразумное дите, так как ему не нужна исповедь. В той греко-католической общине, где я бывала на Литургии, все причащаются вместе, а потому дети с самого раннего возраста знают, что к чему. Ходунков уже никто не ведет – дети уже в возрасте примерно 1,5-2 лет сами становятся в очередь, вежливо пропуская мам с младенцами вперед, старшие младших, а мальчики девочек, никто не орал и не вопил, никого не тащили силой, детей было довольно много – где-то четверть от присутствующих. Пусть дети, возможно, не понимали всей сути происходящего, но явно осознавали, что происходит нечто хорошее и очень важное. Вот такое причащение детей имеет смысл, и в этом нет ничего дурного и неправильного, потому что оно действительно совершается по вере родителей, а не только потому, что его легко получить, не прилагая особенных усилий.
Армяне-католики тоже причащают уже подрощенных детей, пусть они и восточнокатолическая церковь.

Католики не причащают мирян под двумя видами

Когда-то существовала практика причащения мирян только Телом. Это из Средневековья пошло, когда количество причастников было большим, а эпидемии чумы и прочих болезней свирепствовали. Решили, что так быстрее и гигиеничнее, а еще таким образом Тридентский собор боролся с протестантскими ересями, что утверждали будто Христос разделяется, если Его не вкушать под двумя видами, а тут нет ничего страшного, так как Христос Он не разделяется, а все равно войдет весь даже при причащении под одним видом. В ПЦ принято причащать младенцев только Кровью, чтобы они частицами не поперхнулись, а тут давали только Тело, чтобы не пили из одной Чаши все и не заражались, а так же было меньше опасности разлить Кровь Христову. Теперь к практике Причастия под двумя видами возвращаются все активнее и активнее – обязательно причащают новокрещенных под двумя видами, новобрачных во время свадебной мессы, только что миропомазанных, а так же всех верующих в большие праздники, но в принципе по решению местного ординария (епископа) частота причащения мирян под двумя видами может устанавливаться индивидуально. Да и вообще теперь нет такого запрета. В соседнем храме, например, чаще причащают под двумя видами, чем под одним, в нашем точно в первую пятницу месяца и в праздники, а когда мы ездили в молодежный католический лагерь, то нас так причащали каждый день.

Католики используют только пресный хлеб

Это опять же справедливо лишь для латинского обряда. Пресный хлеб используется в память об иудейском обычае использовать опресноки на Пейсах. Христос, совершая Тайную вечерю, не сделал и не сказал ничего случайного. Он совершил те же древние иудейские обычаи, но с иными словами, придавая им новый смысл. При преломлении хлеба Он должен был сказать: «Это хлеб бедствия, что отцы наши ели в Египте», а Он сказал: «Сие есть Тело Мое, за вас ломимое». Так как квасное все уничтожалось к иудейской Пасхе, то логично, что был использован пресный хлеб. И в память об этом и используются пресные гостии. Подробнее можно почитать про это в книге кардинала Люстиже «Месса». Там все очень наглядно и простым языком объясняется. Дрожжевой хлеб, используемый в восточной традиции символически обозначает Христа воскресшего. Это хороший и логичный символ, но просто это иная традиция. Католики восточного обряда служат на квасном хлебе. Но вообще это не так уж и важно. Священники в концлагерях вообще на хлебе из опилок Мессу или Литургию служили. А католики армянского обряда служат на неразбавленном водой вине, и это все допускается, так как сама суть Евхаристии не в том, какое вино или хлеб используется.

Католики причащаются только в воспоминание

Нет, неправда. В Католической Церкви культ Евхаристии очень силен. Согласно вероучению в Святых Дарах под видом хлеба и вина присутствует Сам Христос во всей полноте. Именно поэтому принято преклонять колено, проходя мимо Дарохранительницы – из почтения к присутствующему там Живому Богу, рядом так же горит неугасимая лампада. К тому же, Месса – это не единственное Евхаристическое богослужение КЦ. Существует так же обычай Адорации (Поклонения Святым Дарам), когда выставленная в монстрации гостия созерцается в молитвенной тишине или совершается какое-то молитвословие (например, пение какой-то Литании). Есть еще процессии со Святыми Дарами по храму, вокруг храма и даже по городу в определенные праздники. Адорация – это наше поклонение Живому Богу, Который находится с нами лицом к лицу. Апостолы не находились ближе, просто с нами Он под видом хлеба и вина. А процессия – это мы показываем, что следуем за Христом как за своим пастырем.
Евхаристия – это вновь совершающаяся Тайная вечеря, просто мы ее переживаем духовно и невидимо, а на деле происходит все то же самое, что и тогда. Даже такое песнопение на Причастие есть: «… Снова совершается Тайная вечеря, где преподал Господь ученикам Своим агнца и пресный хлеб с горькими травами в память Завета Ветхого….»
А Причастие в воспоминание – это к протестантам только, причем к протестантам нового толка. Те же лютеране верят в Тело и Кровь Христа, и это уже другой вопрос, что не имеют на самом деле, так как у них отсутствует апостольское преемство.

Католики все время сидят во время службы

Это заблуждение развеется, стоит только один раз побывать на богослужении. Скамейки действительно не для красоты стоят, но их используют отнюдь не всю службу. Процессию священнослужителей встречают стоя, садятся только тогда, когда приходит время читать из Ветхого Завета (это 10-15 минут), далее сидят до Евангелия (1-2 чтения в зависимости от того будний день или воскресенье, когда и Ветхий, и Новый завет читают, а так же псалом). При чтении Евангелия все стоят, на проповедь садятся, Символ веры и молитва верных так же стоя, потом во время перенесения Даров на алтарь и одновременного сбора пожертвований все садятся минут на пять, далее идет Евхаристическая Литургия, которую проводят стоя, дважды опускаясь на колени в особо значимые моменты. После Причастия принято какое-то время молиться на коленях, хотя можно и сесть, но рекомендуют. Далее объявления можно слушать сидя, а завершение Мессы так же стоя. И того где-то около трети времени максимум просидишь. Подробнее значение этих телодвижений можно узнать в той же книге, ссылку на которую я привела выше
Адорацию вообще желательно полностью провести на коленях, если, конечно, осилишь. Иногда она больше часа может длиться, а скамейки деревянные, даже с подложенным поролоном тушка порой протестует. Но если всего 15 минут, и нет проблем со здоровьем, то как-то некрасиво садиться.
Единственное, что можно почти полностью слушать сидя – это Литургия Часов (Вечерня, Утреня и т.п.), но и там во время гимнов и молитвы положено стоять.
В общем, скамейки поставлены для того, чтобы не думать о ногах и о том, что скорее бы служба кончилась. На них прежде всего что-то слушают, а не молятся. Почему слушающим предпочтительно сидеть и символическое значение этих действий, неплохо сказано здесь: Путеводитель по Мессе.
Хотя в большие праздники удача, если не только хоть на боковую скамейку у стены приземлился или на раскладной стул, а если даже встал удачно, чтобы не толкали и все видно-слышно было – некоторым на Пасху аж в центральном проходе стоять приходилось. Ничего, никто не жаловался особо, не рассиживаться же пришли.

Католики служат только на латыни

Латынь – это основной язык западных обрядов КЦ, согласно канправу, но при необходимости дозволяется служить на национальных языках. И необходимось уже такова, что на латинском почти не служат, так как люди его не понимают. Мессу по «старому» чину на латыни служат, а так же по желанию священников и верующих некоторые другие мессы (у нас один раз в неделю в субботу ординарная месса и 1 раз в воскресенье «старая» месса, в другом приходе каждый день утром на латыни и в последнее воскресенье месяца главная месса недели, все остальное на русском или других языках)
Армяне-католики служат на грабаре – древнеармянском. Греко-католики – на церковнославянском, украинском, белорусском и прочих национальных языках в зависимости от страны. Прочие обряды тоже на своих. Самое главное – это доступность богослужения даже для не очень образованных прихожан, именно поэтому и был сделан шаг в сторону национальных языков.

Католики отпускают грехи посредством продажи индульгенций

Исповедь имеет огромное значение для каждого католика, и священники призывают приступать к ней как можно чаще. Рекомендуют не реже, чем раз в месяц, один раз в год – это вообще церковная заповедь. Но лучше еще чаще, по меньшей мере, раз в две недели, потому что чем чаще исповедуешься, тем чище душа и тем больше несовершенств за собой замечаешь, порой весьма тонких и незначительных на первый взгляд. А как идешь через месяц, то с трудом мозги в кучку собираешь, чтобы хоть что-нибудь вспомнить.
После каждой исповеди накладывается епитимья (но с ней можно сразу причащаться, нужно просто исполнить ее до следующей исповеди), ее размер зависит от разумения священника, который учитывает тяжесть грехов, возраст и положение кающегося и свои предпочтения, конечно, куда ж без этого. Кто-то более строг, кто-то весьма мягок, но в любом случае епитимью дают такую, чтобы была при должных усилиях нормально исполнима. Епитимья – это удовлетворение, приносимое за совершенные грехи, точнее часть удовлетворения. Нужно еще загладить принесенный вред – помириться, вернуть украденное, сказать правду и т.п. Так вот иногда полное удовлетворение принести невозможно по каким-то причинам, и тут на помощь придет индульгенция. Вопреки расхожему мнению – это не бумажка с отпущением грехов, а духовное благо, уделяемое Церковью из Сокровищницы добрых дел святых, но это не отпущение грехов, это прощение кары за грех и принесение удовлетворения за грехи. Связано это с учением о Чистилище, куда попадешь, если полностью не загладишь принесенный твоими грехами вред. Получают это благо не за деньги, а за определенные духовные практики. Нужно выполнить несколько условий:
-Исповедаться (не обязательно в тот же день, но чтобы смертного греха не было)
-Причаститься в тот же день
-Помолиться в намерениях Папы Римского
-Не иметь привязанности к какому-то греху (то есть не думать о том, как потом побежишь к любовнику, например, или какие сплетни услышал и кому их можно рассказать)
-Совершить определенное благочестивое действие (например, посетить кладбище с молитвой за усопших с 1 по 8 ноября, прочесть определенные молитвы с должной набожностью, получить Папское благословение пусть даже и только по телевизору и еще много разных действий, которое устанавливает Церковь)
И вот эта самая индульгенция избавляет не от ада, а от чистилища. Продажа индульгенций не существовала в таком широком масштабе, как это порой пытаются представить. За это могли принимать довольно часто назначавшиеся епитимьи в виде денежных пожертвований (подобную епитимью в свое время даже пришлось отменить, дабы не было злоупотреблений или соблазна). Где-то наверняка и продавали, но смысла в этом ни на грош было – один грех со всех сторон. Билеты в рай никогда и нигде не продаются, сколько б кто не придумывал.

Католики во время мессы всегда играют на музыкальных инструментах

Не всегда. Если нет музыкантов, то не играют. А еще есть тихие мессы, где это в принципе не предусмотрено, и в них есть своя прелесть.

Католические таинства недействительны

Существует взаимное признание всех 7 таинств между католиками и православными. Не таинства недействительны, а Евхаристического общения нет. Это таки разные вещи.

Продолжение следует
Tags: FAQ о христианстве и католичестве, догматы, история, книги, мифы о КЦ, религия, религпросвет, статьи, традиции, христианская литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments