Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

Category:
  • Mood:

Дух города на фотографии

К путешествиям по городам и весям меня приучили с довольно раннего возраста, так как родители очень любили этот вид досуга. Поначалу я мало что запоминала, но это перемещение по стране дало мне очень важную вещь - впечатления и расширение кругозора, понимание того, что многие люди живут по-разному, что я много не знаю и не видела. Следовательно таким образом ты делаешься готовым к восприятию новых знаний о мире и раскрываешься для этого. О многих городах я не помню почти ничего, кроме названия и того факта, что мы когда-то туда ездили, но зато в памяти могли осесть такие мелкие бытовые подробности и житейские ситуации, о которых взрослые и думать забыли и вовсе не придали этому значения. Но для меня это было важно, удивительно, давало иной угол зрения. Так что верно говорят, что для расширения кругозора маленького ребенка вовсе необязательно возить его каждый год заграницу - это больше нужно родителям, чем ему. А для него хватит и соседнего городка, а для совсем крошечного человека и поход на вокзал или почту порой целое приключение.
Когда я сделалась чуть старше, то осознавать и понимать стала больше, и мне запомнилась поездка в Тулу примерно в 11 лет. В тот раз мать сказала, что когда ты приезжаешь в какой-то город, то достопримечательности - это отнюдь не самое главное, самое главное то, чем он живет и дышит, каким видят его жители. Собственно, это и есть сам город, а не что-то еще. А потому, приезжая в новый город, нужно прежде всего смотреть по сторонам - на людей, на дома и дворы, вывески магазинов, на те места, куда редко заглядывают туристы. Это требует неспешной прогулки и внимательности, искреннего интереса к происходящему вокруг. Без этого считай города не видел и не понял, а лишь "отметился" в туристическом месте для галочки.
Фотоаппарат в личном пользовании у меня появился не раньше, чем в 15-16 лет. Естественно, сначала это была пленочная мыльница. До этого фотоаппарат был, в основном, в руках отца. Конечно, большей частью, мы фотографировались на фоне достопримечательностей. Думаю, что из утилитарных соображений прежде всего - на память, во-первых, а во-вторых при пленке в 24 кадра, 36 кадров в лучшем случае не особо разбежишься с экспериментами, если учесть, что должно хватить на все путешествие, а часть кадров оставлялось на "контрольные выстрелы", так как был риск, что какие-то снимки с первого раза не получатся. Я еще помню, как при сдаче пленки в печать мы делали пометку, что печатать надо все удачные кадры. Так что пакет с фотографиями при получении порой неприятно удивлял отсутствием некоторых удачных с нашей точки зрения снимков. Как говорится, да здравствует предварительный просмотр на цифровиках! Но тогда ведь о таком чуде техники и речи не было.
Помню, как в Калининграде меня поразило, что отец заснял корабль, на котором когда-то ходила в биологические экспедиции моя бабушка. Девятилетний ребенок раньше никогда не видел, чтобы делали фотографию без людей. Раньше обычно снимали меня "на фоне", ну или кого-нибудь еще. А как делают открытки с видами городов, я тогда не знала и не задумывалась. Но этот факт запомнился мне на всю жизнь и очень помог впоследствии при овладении искусством запечатлеть дух города на нескольких снимках.
Поначалу я повторяла за отцом, прислушивалась к указаниям матери, что стоило бы сфотографировать. И отнюдь не всегда это были те виды, что печатают на открытках. Мы порой фотографировали поворот улицы, которая убегает в таинственную даль, дом в необычном обрамлении из деревьев, смешную вывеску и многие вещи, которая бабушка называла "ерундой". Но чем дальше, тем больше я чувствовала вкус к фотографии. Если первые опыты вряд ли можно назвать сильно удачными, так как в кадр могло залезть нечто постороннее, например, или рука невовремя дрогнуть, подвести освещение, но я училась главному - строить собственное композиционное мышление, искать необычное в обыденном. Конечно, профессиональные фотографы вполне могут закидать мои навыки и опыты камнями, но все же я научилась хоть как-то чувствовать фотоаппарат.
Мы не гнушались экспериментами даже с пленочным фотоаппаратом, к ужасу бабушки набирая множество пакетов со снимками "ерунды", которые напечатать, между прочим, денег стоит, что и выводило ее из себя. Но теперь, когда у меня цифровой фотоаппарат, передо мной открылись невероятные возможности для фотоэкспериментов. Самое главное, что я сразу могу оценить хотя бы предварительный результат и, если что не так, сделать повторную попытку.
Теперь пара слов о том, как именно я пытаюсь уловить дух незнакомого города и увезти с собой.
Во время прогулки мы обязательно посещаем главную площадь города, рассматриваем административные здания и памятники. Здесь ведь, собственно, происходит существенная часть событий городской жизни. А как именно, можно дать волю фантазии. Обязательно помимо основных туристических мест я засниму улицы с обычными жилыми домами и магазинами, если получится, то вывески и надписи на стенах, с помощью которых город как бы "говорит" с тобой. Чем больше деревьев попадет в кадр, тем лучше - они делают дома живыми. Хорошо, если на дальних планах будут случайные прохожие, потому что город без людей и животных - мертвый город. Именно поэтому я приветствую и проезжающие в кадре машины, если они не заслоняют основной объект съемки и смотрятся естественно. Кошки и собаки - отдельная тема. Иногда попадаются очень колоритные экземпляры. И вообще город, где их много, прямо будто дышит жизнью.
Хорошо посетить городской парк или сквер, рядовые дворы и детские площадки, не повредит и зайти и на местное кладбище, если представится возможность. А еще для меня важно видеть объекты социальной значимости, потому что местные жители видят их каждый день, следовательно, это тоже город их глазами. Потому я обращаю внимание на вокзал, автостанцию, школу и больницу, где находится почта и отделение милиции, если все это встречается по пути.
Кафе и магазины тоже дают некоторое представление о повседневной жизни горожан. А музей даст представление об истории и культуре.
Итого на небольшой город уходит примерно 40-60 кадров приблизительно. Может быть и больше, и меньше, но чаще всего именно так. Но важно некоторое время походить и без фотоаппарата, иначе воспоминания останутся только в виде фотографий, а личное впечатление ускользнет. Но сочетание этих двух аспектов и дает представление о духе города, даже если ты побывал там лишь проездом. Если поживешь хотя бы 2-3 дня, то откроется гораздо больше, но такая возможность есть далеко не всегда. Хотя испанский Ллорет-де-Мар, где мы провели две недели, я буду вспоминать долго, потому что таким образом удалось вписаться в местный контекст и подстроиться под его ритм, а, значит, во всех смыслах задышать одним воздухом с местными жителями.
Tags: воспоминания, мысли, наблюдения, путешествия, семья, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments