Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

  • Mood:

Прогулка ч. 4 - Старая Басманная (нечетная сторона) - Нижняя Красносельская

Теперь по другой стороне пройдемся.

DSCN6704.JPG
Дом № 17, памятник архитектуры (региональный) — главный дом городской усадьбы И. К. Прове (1892, архитектор К. В. Трейман).

DSCN6705.JPG
Дом № 19 - памятник архитектуры (федеральный) — усадьба XVIII—XIX веков, флигель построен в 1902 году архитектором П. К. Микини.

В 1850-х года хозяин — купчиха Наталья Григорьевна Лоушкина[1].

С 1863 года здание приобрёл временный московский купец, прусский подданный, Карл Юстус Гекман. В 1870 году на территории построены корпусы для завода «К. Гекман». В это время здание перестроено. В 1881 году завод закрыт по причине размещения пожароопасного производства в тесной жилой застройке.

Новым хозяином стал Юлий Александрович фон Гук, владелец торгового дома «Юлий Гук и К». Торговый дом специализировался на поставках строительных материалов и металлоизделий. Эта организация возвела в Москве первые здания из железобетона: Верхние торговые ряды, Центральные Хлудовские бани, Музей изящных искусств на Волхонке. В 1893 году во владении появились дополнительные служебные корпуса, в которых располагались склады и механические мастерские. В 1893 году на участке размещены склады и мастерские, из которых хранили шерсть, арендованную Торговым домом «А. Колли».

В XIX веке Гук продал дом Тимофею Агафоновичу Кудрявцеву, купцу первой гильдии. Здесь размещалась женская гимназия Е. Б. Гронковской до 1917 года. В ней преподавала старшая сестра Марины Цветаевой Валерия. В 1908 году усадьба перешла по наследству сыну купца, потомственному почётному гражданину Москвы, гласному Московской городской думы, выборному Московского купеческого общества Фёдору Тимофеевичу. Он владел её до октября 1917 года.

В доме проживал архитектор Н. Я. Колли.

На данный момент, 2015 год, в доме располагается ГУП «Главный информационно — вычислительный центр МК РФ».

DSCN6706.JPG
Главный дом городской усадьбы П. И. Демидова — А. Б. Куракина — здание XVIII века, расположенное в Басманном районе Москвы по адресу Старая Басманная улица, д. № 21/4. Возведённое в 1801 году по проекту архитектора Р. Р. Казакова в качестве дворца для князя А. Б. Куракина, впоследствии неоднократно перестраивалось. До революции здесь последовательно находились Константиновский межевой институт, архив Министерства юстиции, Александровское коммерческое училище; в советское время — Институт химического машиностроения.

DSCN6707.JPG
В XVIII веке владение в Басманной слободе принадлежало кригскомиссару П. И. Демидову. В 1798 году его выкупил сенатор, действительный тайный советник и дипломат из рода Куракиных, «брилиантовый князь» Александр Борисович Куракин. Проект двухэтажного дворца в классическом стиле разрабатывал архитектор Родион Родионович Казаков. По словам историка С. К. Романюка,
« Куракинский дворец, оконченный в 1801 г., был протяженным зданием, фасад которого делился на три части: в центре находился ризалит с шестиколонным портиком и рустованным первым этажом, а по бокам два других ризалита с двумя парами колонн, несших антаблемент; позади располагался полукруг хозяйственных служб, большая конюшня на 30 лошадей, каретный сарай на 18 экипажей, а за ними — обширный сад. »

«Алмазный князь», славившийся своими костюмами, украшенными драгоценными камнями, не поскупился и на внутреннюю отделку своего дворца: здесь находились изысканная мебель из ценных пород дерева, позолоченные люстры, дорогие ковры и редкие произведения живописи. В отделке Куракинской усадьбы принимал участие известный живописец Джованни Скотти. Известно, что внутреннее убранство дома произвело большое впечатление на французскую художницу Луизу Виже-Лебрен.

Несмотря на фундаментальный подход к строительству и обустройству московской усадьбы, князь бывал в ней только наездами (помимо московского дворца в Басманной слободе, ему также принадлежали усадьба Надеждино и дача в восточном пригороде Петербурга; кроме того, он много времени проводил в заграничных поездках). Во время своих визитов в Москву, он устраивал здесь роскошные приёмы и балы, принимал высокопоставленных гостей.

В сентябре 1826 года на бал во дворец Куракина после встречи в Кремле с А. С. Пушкиным приезжал император Николай I.

Александр Борисович Куракин был одиозной фигурой, и в светском обществе о нём ходило много слухов и легенд. Князь не был женат и вёл весьма бурную личную жизнь. По одному из преданий, двухэтажный полуциркульный корпус позади дворца на Старой Басманной предназначался князем для гарема.

В 1818 году князь Куракин скончался. В 1836 году его наследники, — внебрачные дети бароны Вревские, — продали дворец в казну. С тех пор здание усадьбы последовательно занимали различные учебные заведения и административные учреждения:

1836—1873 — Константиновский межевой институт (с 1849 по 1867 носил название военизированный Межевой корпус по подготовке профильных инженеров). Для размещения учебного заведения была проведена реконструкция здания под руководством архитектора Евграфа Дмитриевича Тюрина. Были оборудованы астрономическая обсерватория, литография и аптека. С этим институтом связаны имена писателя С. Г. Аксакова (был первым директором), В. Г. Белинского (преподавал русский язык), Ф. М. Достоевского (неоднократно бывал в гостях у своей сестры В. М. Ивановой, имевшей здесь казённую квартиру).

1873 — середина 80-х годов IX века — архив Министерства юстиции, в котором работали такие известные историки, как В. О. Ключевский, С. М. Соловьёв, И. Е. Забелин, Н. И Костомаров.

1880-е — 1918 — Александровское коммерческое училище и его Попечительский совет во главе с Н. А. Найденовым. Здесь учились представители многих известных купеческих родов — Морозовы, Хлудовы, Перловы; членами совета являлись известные меценаты братья Третьяковы. В этот период здание вновь перестраивают по проекту архитектора Б. И. Фрейденберга.

1920—1934 — Промышленно-экономический институт имени А. И. Рыкова (позднее преобразован в Финансово-экономический институт). В это время здание наращивается двумя дополнительными этажами.

DSCN6710.JPG
С 1934 — Институт химического машиностроения. В годы Великой Отечественной войны в его мастерских изготавливали некоторые запчасти для «Катюш».

После пожара 1990 года здание было отремонтировано, в 1996 году к нему достроили еще один этаж. В настоящее время здесь размещаются один из банков и Институт инженерной экологии и химического машиностроения, реорганизованный в 2012 году.

DSCN6643.JPG
Мини-памятник на стене института.

DSCN6709.JPG
Весьма примечательное здание идет следом. Дом-усадьба Муравьёвых-Апостолов — особняк сенатора И. М. Муравьёва-Апостола в Москве на Старой Басманной улице, построенный в стиле классицизма в конце XVIII — 1-й четверти XIX века. Открыт для посещения как дом-музей.

DSCN6650.JPG
Трёхэтажный дом, в основе которого деревянный сруб на кирпичном цоколе, в его втором этаже устроена парадная анфилада комнат, состоящая из кабинета, парадной спальни, двух гостиных, бального зала, и небольшой полуротонды. Уличный фасад декорирован шестиколонным портиком и античными фризами над высокими окнами второго этажа, левая часть здания завершается полуротондой. К Басманной улице выходит бывший Бабушкин переулок (сейчас улица Лукьянова), в котором помещалась фабрика купца Бабушкина; главный вход в дом № 23 также с переулка. Здание выглядит весьма соразмерно, создавая образ простой, но изящной городской усадьбы и давая возможность представить Басманную улицу двухсотлетней давности, когда над округой ещё всецело доминировала церковь Никиты Мученика (Владимирской иконы Божьей Матери), а соседние особняки Куракиных, Демидовых, Разумовских ещё не были перестроены.

DSCN6647.JPG
На территории, которая простиралась от Старой Басманной до Новой Басманной улицы, были полотняные и шелковые фабрики. Первые постройки были сделаны в середине XVIII века. Дом многократно перепродавался. В частности им владела наследница дочери фабриканта П. А. Бабушкина — Александра Петровна Волконская, жена премьер-майора князя Ю. П. Волконского, которые продали дом в начале XIX века. В 1803 году усадьбу купил отставной капитан Павел Иванович Яковлев, который перестроил дом в 1803—1806 годах на основе старого дома в стиле позднего классицизма: белокаменный цоколь, шестиколонный портик с коринфскими колоннами и барельефами на античные сюжеты по сторонам портика, треугольный фронтон, полукруглая ротонда на углу улицы и переулка.

Далее в 1809—1815 годах домом владели графиня Е. А. Салтыкова и Р. А. Воронцов.

Затем его покупает Прасковья Васильевна Грушецкая. Усадьба не была затронута пожаром 1812 года и в 1815 году, возможно, перешла как приданое Грушецкой во владение её супруга — сенатора Ивана Матвеевича Муравьёва-Апостола (после его второй женитьбы). В доме было довольно многолюдно, устраивались приёмы, отца навещали его сыновья. В 1816 году здесь жил поэт Батюшков. Это период для семьи был внешне благополучным, но в это время формировалось декабристское движение. Все три сына Ивана Матвеевича вошли в число главных участников восстания, которые боролись за отмену крепостного права в России. Подавление мятежа стало и семейной трагедией: Сергей повешен, Ипполит застрелился, Матвей отправлен на каторгу. Дом был продан.

В более позднее время, один из его владельцев открыл здесь Александро-Мариинский приют для девочек, который перешел затем во владение ведомства императрицы Марии. Приют занимал парадный и антресольный этажи. Директор приюта В. А. фон Левдик. Цокольный этаж и флигель сдавались внаем под квартиры, лавки и мастерские ремесленников. В 1912 году на месте усадьбы собирались построить 6-этажный доходный дом. Проект не был осуществлён.

В 1925 году А. Луначарский собирался открыть музей декабристов, что осуществилось лишь в 1986 году, когда в усадьбе открывается филиал Государственного Исторического музея.

DSCN6640.JPG
В 1986 на правах филиала Государственного Исторического Музея, в здании был открыт музей декабристов (закрыт в 1992). В 1816—1817 в доме бывали будущие декабристы М. И., С. И. и И. И. Муравьёвы-Апостолы, поэт К. Н. Батюшков.

Первая попытка создания выставки по истории декабристов в Москве было открытие в в Румянцевском музее в 1890-х годах «Комнаты людей 40-х годов». Экспозиция была создана по инициативе Е. С. Некрасовой и директора музея М. А. Венивитинова и просуществовала до 1925 года, затем перенесена в фонды ГИМа. Вопрос о создании Музея декабристов обсуждался в 1925 и 1975 годах. В 1976 в ГИМе, где была собрана богатая коллекция материалов по восстанию декабристов, разработали концепцию создания музея. С 1977 созданию Музею декабристов способствовала деятельность Комиссии по истории декабристского движения при Московском городском отделении ВООПИК.

Музей декабристов не имел собственных фондов, вместо этого он на правах филиала использовал фонды коллекции ГИМа для устройства временных выставок: «Пушкин и декабристы» (1987), «Реликвии Отечественной войны 1812 года» (1987), «Декабристы и их современники в дагерротипе и фотографии» (1988), посвященных М. С. Лунину (1989), Муравьёвым (1990), М. А. Фонвизину (1991) и др. В музее велась работа по созданию постоянной экспозиции по теме «Декабристы в Москве». Однако уже в 1991 году музей был закрыт для посещения из-за аварийного состояния здания.

В том же 1991 году по приглашению Советского фонда культуры Россию посетили Муравьёвы-Апостолы: Алексей, Андрей и его сын Кристофер. Они возвратили некоторые семейные реликвии и решили восстановить фамильный особняк. Была создана некоммерческая организация под руководством Кристофера, которая явилась учредителем Дома-музея Матвея Муравьёва-Апостола.

После нескольких лет, потраченных на различные формальности, в декабре 2000 года главный дом усадьбы Муравьёвых-Апостолов был передан по постановлению Московского Правительства в аренду музею на 49 лет, началась реставрация. Реставрация проходит по с сохранением старого деревянного каркаса здания, при реставрации в стенах оставлены открытые фрагменты дерева. Во дворе здания был снят культурный слой земли в полтора метра, найденные при раскопках артефакты были переданы в музей, который был открыт для посещений в 2013 году.

В усадьбе проходят выставки и приёмы. В частности здесь отмечал своё 15-летие в России аукционный дом Кристис.

DSCN6711.JPG
Наружный декор фасада.

DSCN6713.JPG
Один из корпусов больницы № 6. Видимо, тоже не действующий уже.

DSCN6714.JPG
Дом № 31 — жилой дом производит впечатление доходного дома 1910-х годов, однако свой нынешний вид он приобрел в 1945—1946 годах (подобные перестройки стали массовым явлением первых послевоенных годов). Перестройка двухэтажного особняка М. Е. Башкирова (1913, архитектор В. С. Масленников) велась архитектором Н. П. Баратовым.

DSCN6715.JPG
Спартаковская улица. Издалека уже виден знаменитый Елоховский собор.

DSCN6717.JPG
Но туда я уже не стала заходить, так как была там не раз. Да и не очень радужная история моего взаимодействия с этим храмом.

DSCN6722.JPG
После я свернула на Нижнюю Красносельскую, намереваясь пробираться к ближайшему метро.

DSCN6723.JPG
Не скажу, что здесь строения очень примечательны.

DSCN6724.JPG
Найдется пара домиков, конечно, но с пройденными улицами и не сравнить - начинается промышленный район.

DSCN6726.JPG
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе.

DSCN6727.JPG
Храм расположен в районе Басманный, Центрального административного округа города Москвы (Нижняя Красносельская улица, д. 12). Главный престол освящён в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы; приделы в честь Николая Чудотворца, в честь праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Территория современной Красносельской улицы была заселена в начале XVII века. Деревянный Покровский храм, стоящий на ручье Ольховце, известен с 1620 года, придел святителя Николая впервые упоминается в 1697 году.

1701 году был построен новый каменный храм. В 1730 году слева к Покровскому храму был пристроен придел Усекновения главы Иоанна Предтечи. К 1751 году у храма появилась колокольня и обширная трапезная. Обновлённый Покровский храм был освящён 25 августа 1751 года.
Покровский храм, 1882 год

Во время московских пожаров 1812 года храм не пострадал. С течением времени церковь ветшала и к 1838 году, на средства почётных граждан Гаврила Никитича Урусова и Евдокии Григорьевны Малютиной, было проведено её обновление. Храм получил новое много­главое завершение, новый шпиль для колокольни, украшения для фасада в стиле ампир, обновлённый внутренний интерьер и великолепный главный иконостас. Последнее обновление храма происходило в 1902—1904-х годах.

В конце 1920-х годов недалеко от храма, в Бауманском переулке, расположился Митрополичий дом Московской Патриархии, где располагалась канцелярия Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного Патриаршего Священного Синода. Вторая половина дома была отведена Московскому епархиальному управлению. В тесном помещении было негде устроить домовую церковь или хотя бы моленную келлию, и по этому в качестве крестовой патриаршей церкви был избран располагавшийся неподалеку храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе. Здесь молился и служил заместитель патриаршего местоблюстителя, впоследствии Патриарх Сергий (Страгородский), здесь же совершались им монашеские постриги и архиерейские хиротонии.

В 1931 году появилась резолюция, согласно которой церковь предлагалось закрыть и снести, так как она расположена слишком близко к проезжей части и мешает пешеходам. Верующие из близлежащих районов отправили в Моссовет множество писем с просьбой не закрывать храм. В 1934 году храм был закрыт и частично разрушен. Была разобрана ограда, выступающая на тротуар алтарная апсида, барабаны куполов и колокольня. В перестроенном здании храма долгое время размещались различные организации. С 1966 года — Завод «КЭМЗ» (завод кино­электромеханической аппаратуры), в 1980—1990 годах — Цент­ральное конструкторское бюро Министерства лёгкой промышленности по произ­водству игрушек.

В 1996 году в полуразрушенном состоянии Покровский храм был передан Русской Православной Церкви. В 1997 году одновременно с началом восстановительных работ в храме начались богослужения.

Летом 2002 года был завершён важный этап восстановительных работ — водружена центральная главка с крестом. Также вокруг здания храма и около церковной ограды был удалён культурный слой, в некоторых местах его уровень достигал 1,8 метра. К лету 2003 года работы по реставрации откопанной белокаменной ограды были за­вершены. В это же время были снесены подсобные помещения вокруг храма и приведена в порядок прилегающая территория.

В октябре 2004 года, к празднику Покрова Пресвятой Богородицы, были сняты перегородки между трапезной частью храма и четвериками, таким образом было открыто всё внутреннее пространство храма. В 2009 году были покрашены фасады храма, что явилось завершающим этапом наружных реставрационных работ.

Дальше был переход железной дороги и домой через метро. Но я вернусь сюда, пожалуй. Надо посетить музеи. Хотя я не особенный любитель формата дом-музей.
Tags: Москва, история, музеи, памятники, прогулки по Москве, усадьбы, фото, храмы, храмы Москвы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments