Упавшая с небес (johanajollygirl) wrote,
Упавшая с небес
johanajollygirl

  • Mood:

Комментарий к Евангелию на 4-е воскресенье Великого Поста

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Ис Нав 5, 9a. 10-12


Чтение книги Иисуса Навина.

В те дни: И сказал Господь Иисусу: ныне Я снял с вас посрамление Египетское. И стояли сыны Израилевы станом в Галгале, и совершили Пасху в четырнадцатый день месяца вечером на равнинах Иерихонских. И на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушёные зёрна в самый тот день. А манна перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли, и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской.


ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 34


Припев: Нищий воззвал, и Господь услышал.

Благословлю Господа во всякое время; *
хвала Ему непрестанно в устах моих.
Господом будет хвалиться душа моя; *
услышат кроткие и возвеселятся.

Величайте Господа со мною, *
и превознесём имя Его вместе.
Я взыскал Господа, и Он услышал меня, *
и от всех опасностей моих избавил меня.

Кто обращал взор к Нему, те просвещались, *
и лица их не постыдятся.
Сей нищий воззвал, — и Господь услышал, *
и спас его от всех бед его.


ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
2 Кор 5, 17-21


Чтение второго Послания святого Апостола Павла к Коринфянам.

Братья: Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое. Всё же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения; потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом.

ЕВАНГЕЛИЕ
Лк 15, 1-3. 11-32


+ Чтение святого Евангелия от Луки.

Приближались к Иисусу все мытари и грешники — слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошёл, пристал к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: «сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих». Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв, и ожил; пропадал, и нашёлся». И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» Он сказал ему: «брат твой пришёл; и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка». Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё моё твоё. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв, и ожил; пропадал, и нашёлся».

Отрывок о блудном сыне часто разбирают в контексте подготовки к исповеди. Еще во время изучения Катехизиса все усвоили, что на исповеди Бог принимает нас к себе, как отец принял своего блудного сына. Потому на этом останавливаться не будем. Обратим внимание немного на исторический аспект.
Когда-то после крещения считалось, что согрешить смерти подобно - и так было, потому что исповеди для смертных грехов не существовало, а для обыденных считалось достаточным молиться и участвовать в Евхаристии. После появился специальный чин кающихся, куда принимались те, кто совершил страшные грехи после крещения - убийство, блуд, богохульство и отпадение от веры, крупные кражи и т.п. Допускали туда всего один или два раза в жизни, а путь возвращения в Церковь был тяжел. Они долгое время носили специальную одежду, посыпали головы пеплом, публично признавались в своих грехах и очень долго не допускались в храм дальше притвора. Но для чего это было сделано? Для того ли, чтобы все видели и плевали в их сторону? Нет. Община была призвана молиться за них и их благополучное возвращение к жизни во Христе.
После появилась тайная исповедь, которую стали повторять регулярно. Для чего сделали так? В том числе для того, чтобы не искушать других прихожан осуждением. Сейчас публичная исповедь невозможна да и не нужна, хотя бы потому что ее изначальное назначение потерялось. Община скорее склонна заклевать тех, кто не соответствует нормам, чем молиться за них и пытаться помочь. Мы проходим искушение старшего сына - искушение собственной видимой праведностью и попыткой полностью присвоить любовь Бога себе.
Почему-то считается нынче, что какие-то грехи Бог прощать вообще не должен, так как это простить нельзя. Но нельзя к Богу подходить с человеческой меркой и пытаться заставить подчиняться каким-то земным законам. И никак нельзя забыть, что когда-то Бог долго ждал и тех, кто ныне называет себя христианами. Теперь нужно учиться радоваться обретенным для Бога душам, а не раздражаться соседством с грешниками, забыв свое прошлое и не думая о возможном будущем.

Тема для размышлений на неделю: Вспомнить обстоятельства, где Бог нас нашел и где мы услышали его призыв. Теперь можно попробовать оценить проделанный за это время путь. Стал ли я жить более праведно или нет? А если стал, то как отношусь к тем, кто лишь в начале пути?

Молитва: "Мой Боже, помоги нам быть милосердными к тем, кого мы видели жестокими".
Tags: via dolorosa, Библия, Великий пост, история, комментарий к Евангелию, размышления на Великий Пост, размышления о вечном, религия, религпросвет, цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments